особенности организации бухгалтерского учета в союзах как некоммерческих организациях
Л.Н. МЯКИНИНА, консультант по налогам ЗАО «ВКЙ-Интерком-Аудит»
Организация бухгалтерского учета в некоммерческих организациях (в том числе в ассоциациях и в союзах) ведется в общеустановленном порядке, согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Бухгалтерский учет и статистическая отчетность в некоммерческих организациях ведется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Информация о деятельности некоммерческой организации представляется органам государственной статистики, налоговым органам и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами организации. При этом к коммерческой тайне не могут быть отнесены следующие сведения:
• о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций (далее — НКО);
• о размерах и составе имущества НКО;
• о расходах;
• о численности и составе работников;
• об оплате труда работников;
• об использовании безвозмездного труда граждан.
Порядок организации и ведения бухгалтерского учета определяют следующие нормативные документы:
• Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
• Положение по ведению бухгалтерского учета, утвержденное приказом Минфина России от 29.06.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (далее — Положение по ведению бухгалтерского учета);
• отдельные положения по бухгалтерскому учету, регулирующие порядок учета отдельных объектов и операций;
• План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина России от 31.10. 2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной
деятельности организаций и Инструкции по его применению».
Особенности составления и представления бухгалтерской отчетности НКО следующие:
1. Они могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности при отсутствии соответствующих данных:
• Отчет об изменениях капитала (форма № 3);
• Отчет о движении денежных средств (форма № 4);
• Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
2. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).
3. Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляется:
• Отчет об изменениях капитала (форма № 3);
• Отчет о движении денежных средств (форма № 4);
• Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
• Пояснительная записка.
При составлении и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться:
• Федеральнымзаконом от21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»,
• Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.07. 1999 № 43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99»;
• иными положениями по бухгалтерскому учету;
• Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10. 2000
года № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
Союзы при принятии формы Бухгалтерского баланса (форма № 1) в разделе «Капитал и резервы» вместо групп статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» включают группу статей «Целевое финансирование».
Порядок заполнения Отчета о целевом использовании полученных средств приведен в «Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности», утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
В отчете о целевом использовании полученных средств (форма № 6) союзы указывают данные:
• об остатках средств, поступивших в виде вступительных, членских, добровольных взносов;
• о поступлении средств в течение отчетного периода;
• о расходовании средств в течение отчетного периода;
• об остатках средств на конец отчетного периода.
Если расходы, произведенные в течение отчетного периода (с учетом остатка на начало периода), превысили имеющиеся целевые средства, то разность указывается по статье «Остаток на конец отчетного периода» в круглых скобках, а в бухгалтерском балансе (форма № 1) — в составе прочих оборотных активов. В пояснительной записке необходимо дать пояснения.
Организация может самостоятельно добавлять в форму отчета статьи для данных, являющихся существенными, если в стандартной форме № 6 такие статьи не предусмотрены. Вместе с тем согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» общественным организациям (объединениям), не осуществляющим предпринимательской деятельности и не имеющим кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), дано освобождение от обязанности представлять промежуточную бухгалтерскую отчетность.
Данные общественные организации только один раз в год по итогам отчетного года представляют бухгалтерскую отчетность в упрощенном составе: 1) бухгалтерский баланс; 2) отчет о прибылях и убытках; 3) отчет о целевом использовании полученных средств, тогда как другие НКО представляют еще и квартальную отчетность (в течение 30 дней по окончании квартала).
Соответственно эти организации в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляют Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснительную записку.
Бухгалтерская отчетность в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) представляется в налоговый орган и в орган статистики на основании постановления Госкомстата России от 27.10.1995 № 157 «Об утверждении порядка сбора и обработки годовой бухгалтерской отчетности организаций и представления сводной информации органам государственной власти и местного самоуправления, а также другим заинтересованным пользователям», например, жертвователям и грантодателям.
Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности обязаны представлять форму № 6.
В качестве форм бухгалтерской отчетности союзы вправе использовать как формы, утвержденные приказом Минфина России от 22.07. 2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», так и самостоятельно разрабатываемые формы при условии соблюдения общих требований к бухгалтерской отчетности и непосредственно к отчетным формам, определенным ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н.
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА СОЮЗОВ
Прежде всего, напомним, что ассоциация или союз общественных объединений представляет собой некоммерческую организацию, которая не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью. Исходя из этого и следует составлять учетную политику в союзах. В соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет в НКО должен вестись на основании учетной политики, сформированной в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98».
При формировании учетной политики бухгалтеру ассоциации или союза общественных организаций следует исходить из того, что в ней в первую очередь должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета, применяемые
в данной организации, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета, либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика разрабатывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается приказом или распоряжением руководителя ассоциации или союза. При этом утверждаются:
• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
• формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов финансовой деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств ассоциации или союза;
• методы оценки активов и обязательств ассоциации или союза;
• правила документооборота и технология обработки учетной информации;
• порядок контроля финансовых операций;
• другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Учетная политика ассоциации или союза общественных организаций должна обеспечивать:
• полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов финансовой деятельности;
• своевременное отражение фактов финансовой деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
• отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности, исходя из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
• тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
• рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка ассоциаци-
ей или союзом соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
• изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
• разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
• существенного изменения условий деятельности (например — реорганизация). Изменение учетной политики должно быть
обоснованным и оформляется приказом (распоряжением) руководителя союза.
С момента введения в действие части второй НК РФ все организации, являющиеся налогоплательщиками (в том числе ассоциации и союзы общественных объединений), обязаны дополнительно разрабатывать учетную политику для целей налогообложения.
Статьей 313 НК РФ установлено, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно.
Разработку учетной политики в ассоциациях и в союзах общественных объединений для целей налогообложения следует производить исходя из того, какие налоги платит союз, как формируется налоговая база по отдельным видам налогов, а также из принятой в организации схемы документооборота.
В раздел учетной политики, регулирующий организацию налогового учета, следует включить пункты, определяющие:
• ответственного за организацию налогового учета;
• ответственного за ведение налогового учета;
• график документооборота или сроки и состав документов, представляемых лицу, ведущему налоговый учет;
• формы первичных учетных документов и аналитических регистров налогового учета. Наиболее удобным, на взгляд автора, в применении для НКО (в том числе и для ассоциаций и союзов общественных объединений) будет план
счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
Наиболее важной частью для ассоциаций и союзов будет разработка методики отражения операций по счету 86 «Целевое финансирование».
В соответствии со статьей 26 Закона №7-ФЗ источником финансирования имущества НКО, не занимающихся предпринимательской деятельностью, могут являться:
• регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов) ассоциации и союза;
• добровольные имущественные взносы и пожертвования членов ассоциации и союза;
• доходы, получаемые от собственности союза;
• другие, не запрещенные законом поступления. Для учета поступающих средств Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 86 «Целевые финансирования и поступления».
Расход целевых поступлений должен производиться в соответствии с целями и задачами ассоциации или союза.
Основной вопрос, который не имеет сегодня однозначного решения, — это выбор метода отражения операций по счету 86 «Целевое финансирование» — кассовый метод или метод начислений.
Обширная практика применения НКО классического счета 86 «Целевое финансирование» сочетает в себе два способа:
• кассовый метод учета поступлений денежных средств;
• совмещение методов при расходовании средств; так, например, денежные расходы списываются по факту (т.е. кассовым методом), а расходы на заработную плату — методом начисления.
Действующими нормативными документами прямо не регламентировано применение того или иного метода в отношении формирования счета 86 «Целевые финансирования». В комментариях или указаниях используется формулировка «поступившие средства», т.е. косвенно предусматривается применение кассового метода учета.
Более подробно с вопросами, касающимися деятельности ассоциаций и союзов, Вы можете познакомиться в книге«Ассоциации и союзы» ЗАО «Б^-Интерком-Аудит».