ОШ МАМЛЕКЕТТИК УНИВЕРСИТЕТИНИН ЖАРЧЫСЫ. ЭКОНОМИКА
ВЕСТНИК ОШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЭКОНОМИКА JOURNAL OF OSH STATE UNIVERSITY. ECONOMICS
e-ISSN: 1694-8734
№1(4)/2024, 143-148
УДК: 334.021.1
DOI: 10.52754/16948734 2024 1(4) 20
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
CAHAPHnTE^ŒTHPYY ШАРТЫНДА КИЧИ ЖАНА ОРТО ИШКАНАЛАРДЫН ЭСЕБИН
уюштуруунун eзгeчeлYГY
FEATURES OF ORGANIZATION OF ACCOUNTING FOR SMALL AND MEDIUM ENTERPRISE IN THE CONDITIONS OF DIGITIZATION
Ташкулова Гульэра Бегимкуловна
Ташкулова Гульэра Бегимкуловна Gulera Begimkulovna Tashkulova
К.э.н., доцент, Ошский государственный университет
Э.и.к., доцент, Ош мамлекеттик университети Candidate of Economics, Associate Professor, Osh State University tashkulova. g@mail. ru_
Илимбеков Медетбек Илимбекович
Илимбеков Медетбек Илимбекович Ilimbekov Medetbek Ilimbekovich
Магистрант, Ошский государственный университет
Магистрант, Ош мамлекеттик университети Master's student, Osh State University
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Аннотация
В статье рассмотрены особенности организации учета налоговых обязательств субъектами малого и среднего предпринимательства в Кыргызстане. Изучены современные тенденции, преимущества и недостатки цифровизации, определены особенности внедрения цифровых технологий, формирование направлений и проблем цифровизации бухгалтерского учета, обозначены тенденции, преимущества и недостатки цифровизации, некоторые вопросы по применению норм бухгалтерского и налогового законодательства, предложены основные направления по решению выявленных проблем.
Ключевые слова: налоги, малый и средний бизнес, упрощенная система налогообложения, учет налогов, налоговая отчетность.
САНАРИПТЕШТИРYY ШАРТЫНДА КИЧИ ЖАНА ОРТО ИШКАНАЛАРДЫН ЭСЕБИН УЮШТУРУУНУН вЗГвЧвЛYГY
Аннотация
Макалада Кыргызстандагы чакан жана орто бизнестин салыктык милдеттенмелерин эсепке алууну уюштуруунун eзгeчeлYктeрY каралат.
Санариптештируущн учурдагы тенденциялары, артыкчылыктары жана кемчиликтери изилденип, санариптик технологияларды киргизYYнYн
eзгeчeлYктeрY, бухгалтердик эсепти
санариптештирYYHYн багыттары жана кeйгeйлeрY аныкталды, санариптештирYYHYн тенденциялары, артыкчылыктары жана кемчиликтери аныкталды, колдонууга байланыштуу айрым маселелер аныкталды. бухгалтердик эсеп жана салык мыйзамдары сунушталып, аныкталган кeйгeйлeрдY чечYYHYн негизги багыттары сунушталды.
Ачкыч свздвр: салыктар, чакан жана орто бизнес, жвнвквйлвштурулгвн салык системасы, салыктык эсеп, салыктык отчеттуулук.
FEATURES OF ORGANIZA TION OF ACCOUNTING FOR SMALL AND MEDIUM ENTERPRISE IN THE CONDITIONS OF DIGITIZATION
Abstract
The article discusses the features of organizing the accounting of tax obligations by small and medium-sized businesses in Kyrgyzstan. Current trends, advantages and disadvantages of digitalization have been studied, features of the implementation of digital technologies, the formation of directions and problems of digitalization of accounting have been identified, trends, advantages and disadvantages of digitalization have been identified, some issues regarding the application of accounting and tax legislation have been proposed, and main directions for solving identified problems have been proposed.
Keywords: taxes, small and medium-sized businesses, simplified taxation system, tax accounting, tax reporting
Под натиском цифровизации, меняются и формы ведения учета и регистрации информации. Для обеспечения эффективности своей работы профессиональным бухгалтерам и финансистам приходится расширять не только знания и навыки использования норм и правил учета, но и технические навыки. Несмотря на все вышеперечисленные изменения, наличие недобросовестных предпринимателей остается неизменным, во многих странах занижения доходов предпринимателями воспринимается обществом как обычное явление, попытки устранения теневой экономики была и остается одной из главных проблем многих стран.
Изучение деятельности МСП имеет особое значение для нас, так как, малый и средний бизнес в Кыргызстане играет важную роль в экономике страны, создавая рабочие места, стимулируя инновации и способствуя устойчивому экономическому развитию (рис 1).
Рис 1. Основные показатели деятельности малого и среднего предпринимательства в КР за 2022-2023гг. (Составлен автором на основании данных Нацстаткома КР[1])
По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики на 1 января 2023 года на территории КР, насчитывалось более 16587 единиц действующих малых и средних предприятий. Численность занятых в МСБ в 2022 году составила около 534,6 тысяч человек или 22.2% от общей численности занятых в экономике. Объем валовой добавленной стоимости, произведенной малым и средним бизнесом, составляет 420387,6 млн. сомов или 43,3% ВВП.
Правительством принимаются меры по поддержке сектора МСБ, включая упрощение процедур регистрации бизнеса, снижение налогового бремени и предоставление финансовой поддержки через государственные программы, а также нормы, направленные на создание условий для добросовестной конкуренции и сокращения теневой составляющей экономики. При этом, стоит отметить и роль системы бухгалтерского учета, как эффективной системы и важного инструмента во взаимосвязанной, сложной мировой экономике, в обеспечении эффективной и прозрачной информацией, что необходимо для экономического роста и стабильности. И здесь хотелось бы подчеркнуть, что по нормам бухгалтерского законодательства КР любой экономический субъект, со всеми своими правами и обязанностями должен вести бухгалтерский учет. И он в ответе за достоверность и полноту предоставленных данных в отчетности.
Бухгалтерский учет с каждым днем приобретает все большее значение. Современный бухгалтерский учет сильно отличается от тех, которые существовали несколько десятков лет
назад, которые состояли из бухгалтерских книг, анализа и всей финансовой информации, касающейся деятельности компании, хранившихся в отдельных бумажных либо в электронном виде. В настоящее время, в условиях цифровизации можно увидеть различного рода программных продуктов, облачных технологий для обработки информации. От качества и уровня организации системы бухгалтерского учета, призванной отражать все без исключения операции компании и предоставлять информацию пользователям, и в первую очередь руководству компании, напрямую зависит принятие решений и определение денежно-кредитной политики, поскольку качественная информация должна эффективно использоваться для получения максимальной экономической выгоды.
К тому же, современные программные обеспечения, при правильной настройке и установке учетной политики компании, также обеспечивают точную налоговую декларацию с достаточной гибкостью для поддержки различных методов признания доходов, используемых в строительной отрасли. То же самое и в налогообложении, то есть в рамках цифровизации налоговых процедур «Смарт Салым» в системе налогового администрирования внедрены и работают ряд масштабных проектов, в числе которых, электронные счета-фактуры, электронная товаротранспортная накладная, информационная система «Сводный пост», электронный патент и страховой полис, дислокация субъектов предпринимательства, представление отчета в онлайн формате и другие [2].
За последние годы наблюдается прогресс в обновлении нормативно правовой основы в области бухгалтерского учета. В последних обновлениях закона о бухучете КР, были четко обозначены категории экономических субъектов, как средние, крупные и субъекты публичного интереса. К субъектам публичного интереса в данном случае относят эмитентов, ценных бумаг которые включены в листинг фондовой биржи, банки, финансово-кредитные учреждения, лицензируемые Национальным банком Кыргызской Республики, инвестиционные фонды, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды.
Субъекты малого предпринимательства осуществляют ведение бухгалтерского учета отчетности в соответствии с упрощенными правилами, и на добровольной основе по решению руководства компании, утвердивших учетную политику, составляют отчетность в соответствии с МСФО для МСП
Субъектом среднего предпринимательства понимается субъект, который не является субъектом малого предпринимательства и всего активов на конец предыдущего отчетного года не более 10 миллиардов сомов, а объем выручки от продажи продукции, товаров, от оказания услуг не более 5 миллиардов сомов.
К крупному предпринимательству можно отнести субъект, у которого всего активов на конец предшествовавшего отчетного года более 10 миллиардов сомов, и объем выручки от продажи продукции, товаров, от оказания услуг, за предшествовавший отчетный год более 5 миллиардов сомов. Если на отчетную дату в течение последних двух отчетных периодов экономические показатели субъекта не превышает пределы двух критериев, то субъект перестает быть субъектом крупного предпринимательства [3].
То есть малые предприятия на добровольной основе, а средние предприятия в обязательном порядке должны вести бухгалтерский учет.
Системы бухгалтерского учета и налогообложения должны быть динамичными и гибкими. Это способствует сокращению расходов на соблюдение правил и административные расходы налоговых органов.
Кыргызстан активно развивает свою налоговую политику, основанную на Налоговом кодексе, который играет ключевую роль во взаимодействии государства, бизнеса и граждан.
Однако, эффективность реализация налоговой политики и развитие учета во многом зависит от уровня квалификации и компетентности специалистов по налоговому администрированию и специалистов по учету [4].
Создание эффективной и справедливой налоговой системы является отнюдь не простой задачей, особенно для стремящихся к большей интеграции в международную экономику развивающихся стран. Полная автоматизация и оцифровывание транзакций полностью исключает риск манипуляций, мошенничества и коррупции. Что означает равноправие всех участников с любой точки мира [5, 6].
Идеальная налоговая система в стране должна обеспечить необходимые доходы, избегая чрезмерного государственного заимствования, причем это должно осуществляться без снижения экономической деятельности и без слишком значительного отклонения от налоговых систем в других странах. Когда развивающиеся страны пытаются установить эффективные налоговые системы, они сталкиваются со сложными проблемами, такими как:
• Сложности в сборе налогов из-за не совершенности налогового и таможенного администрирования.
• Ограниченный потенциал налоговой системы: неэффективное применение отдельных инструментов фискального контроля
• Недостаток квалифицированных кадров и ресурсов.
• Неравномерное распределение налоговой нагрузки, сопровождающийся обширным и не всегда обоснованным перечнем освобождений от уплаты налогов и других обязательных платежей.
Соблюдение бухгалтерского и налогового законодательства в основном зависит от квалификации бухгалтера. А профессиональная компетентность бухгалтера формируется через образовательную систему и развивается под влиянием профессиональных и мягких навыков. Также важную роль играет добросовестное поведение владельца бизнеса, которое формируется под влиянием политических и экономических изменений в стране и особенностей национального менталитета.
Особое внимание следует уделять улучшению процесса информирования налогоплательщиков по вопросам изменений в налоговом законодательстве с использованием инновационных методов, организации курсов повышения квалификации сотрудников ГНС и бухгалтеров.
Модернизация налогового администрирования с использованием инновационных цифровых технологий позволит минимизировать налоговые разрывы, увеличит поступления налогов, а также сократит долю теневой экономики.
Список литературы:
1. Национальный статистический комитет, Кыргызстан в цифрах 2022-2023гг. // Электронный ресурс: URL: https://www.stat.kg/ru/publications/sbornik-kyrgyzstan-v-cifrah/
2. Ташкулова, Г. Б. Особенности учета и налогообложения строительной отрасли в Кыргызской Республике / Г. Б. Ташкулова, Ж. Обитшер Кызы // Вестник Ошского государственного университета. Экономика. - 2023. - № 2(3). - С. 35-41. - DOI: 10.52754/16948734_2023_2(3)_6. - EDN: JXQOMR.
3. Закон КР «О бухгалтерском учете» № 76, от 29.04.2002// Электронный ресурс: URL http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1032
4. Ташкулова Г.Б. Система управления качеством образовательных услуг в Кыргызстане // М. Рыскулбеков атындагы Кыргыз экономикалык университетинин кабарлары, 319322, 2017. // извлечено от https://elibrary.ru/item.asp?id=45476378
5. Ташкулова, Г. Б. Налогообложение электронной торговли в Кыргызстане / Г. Б. Ташкулова, Ч. М. Эргешова, Ж. Обитшер Кызы // Вестник Ошского государственного университета. Экономика. - 2022. - № 1(1). - С. 114-121. - EDN: BXZWXT.
6. Аматова, У. О. Налоговое регулирование экономического развития регионов Кыргызстана как фактор стимулирования занятости / У. О. Аматова, Д. Марат Кызы, А. Бегали Кызы // Вестник Ошского государственного университета. - 2021. - Т. 2, № 1. - С. 21-29. - DOI: 10.52754/16947452 2021 2 1 21. - EDN: VJETGZ.