Научная статья на тему 'Особенности определения понятия "средний бизнес" в зарубежных странах'

Особенности определения понятия "средний бизнес" в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / ENTREPRENEURSHIP / MEDIUM BUSINESS / NATIONAL ECONOMY / MEDIUM-SIZED ENTERPRISE / FOREIGN COUNTRIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенов А.А., Охрименко И.Ю.

В работе рассмотрены примеры определения понятия «средний бизнес» в различных странах, проанализированы критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к категории средних предприятий. Выявлена и обоснована необходимость формирования единого и четкого определения средних предприятий в национальной экономике. На основе сравнительного анализа определений среднего бизнеса зарубежными странами даны рекомендации по формированию отечественного понятия «средний бизнес».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special aspects of defining the "medium business" concept in foreign countries

The article examines the examples of defining the «medium business» in various countries, analyzes the criteria for business being qualified as medium-sized. The author identifies and justifies the need for a consolidated and clear definition of medium-sized enterprises in the national economy. The author offers recommendations on the formation of the domestic concept of «medium business» based on a comparative analysis of the definitions of medium business by foreign countries.

Текст научной работы на тему «Особенности определения понятия "средний бизнес" в зарубежных странах»

УДК 334.012.61

А.А. СЕМЕНОВ, канд. экон. наук, и.о. зав. кафедрой международной экономики, e-mail: hodakovsky6@yandex.ru, И.Ю. ОХРИМЕНКО, ассистент кафедры международной экономики, e-mail: irinairene@mail.ru

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского», г. Донецк, ДНР

ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «СРЕДНИЙ БИЗНЕС» В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

В работе рассмотрены примеры определения понятия «средний бизнес» в различных странах, проанализированы критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к категории средних предприятий. Выявлена и обоснована необходимость формирования единого и четкого определения средних предприятий в национальной экономике. На основе сравнительного анализа определений среднего бизнеса зарубежными странами даны рекомендации по формированию отечественного понятия «средний бизнес».

Ключевые слова: предпринимательство, средний бизнес, национальная экономика, средние предприятия, зарубежные страны.

Semenov A.A., Okhrimenko I.Y.

Special aspects of defining the «medium business» concept in foreign countries.

The article examines the examples of defining the «medium business» in various countries, analyzes the criteria for business being qualified as medium-sized. The author identifies and justifies the need for a consolidated and clear definition of medium-sized

enterprises in the national economy. The author offers recommendations on the formation of the domestic concept of «medium business» based on a comparative analysis of the definitions of medium business by foreign countries.

Keywords: entrepreneurship, medium business, national economy, medium-sized enterprise, foreign countries.

Сегодня средние предприятия, получившие большое значение в развивающихся странах, становятся более выгодными, нежели крупные фирмы, поскольку средний бизнес обладает способностью к быстрой адаптации, работая с меньшим капиталом, но более интенсивным трудом и низкой стоимостью управления и, следовательно, дешевой продукцией. Средние предприятия являются жизненно важными субъектами для развития инноваций, конкурентоспособности, предпринимательства и создания эффективной инновационной системы для развивающихся стран. Отсутствие четкого определения среднего бизнеса, а также недостаток информации о нем мо© А.А. Семенов, И.Ю. Охрименко, 2018

жет стать причиной негативных последствий для национальной экономики, поскольку именно средние предприятия являются ядром экономической системы страны, что обуславливает актуальность данного исследования.

Критерии отнесения предприятий к крупному, малому или среднему бизнесу изучал Д.А. Плетнев [1], К.Л. Козел [2] в своей работе рассматривал отличия малого и среднего бизнеса в Беларуси, России и Польше, А.Г. Милюченко и Ю.В. Кудрук [3] сравнивали характеристики малого и среднего бизнеса Беларуси и Германии. Однако вопрос определения среднего бизнеса еще недостаточно изучен, поскольку в разных странах понятие «средний бизнес» является весьма разнородным. Кроме того, средние предприятия находятся в широком спектре хозяйственной деятельности, начиная от кафе в маленьком городке до небольшой сложной инженерной фирмы, продающей свои товары на зарубежных рынках.

Исходя из вышеизложенного, целью данного исследования является выявление особенностей определения понятия «средний бизнес» международными организациями и отдельными зарубежными странами, комплексный анализ критериев определения бизнеса как среднего, а также формирование рекомендаций

по определению среднего бизнеса в национальной экономике.

На данный момент разнообразие и богатство характеристик средних предприятий, политических стратегий и экономических условий являются факторами, которые препятствуют существованию общего и общепринятого определения среднего бизнеса. Поэтому в некоторых странах компания может считаться средней, а в другой стране эта же компания будет считаться крупной.

С целью облегчить сопоставимость и интернационализацию при определении среднего бизнеса в разных странах, а также для создания новых возможностей, таких, как: доступ к нишевому рынку, технологиям, ноу-хау, капиталу, рабочей силе, новым рынкам и продуктам, определения среднего бизнеса были даны некоторыми международными организациями. Данные определения представлены в табл. 1.

Существование различных определений является следствием того, что существует множество критериев, которые необходимо учитывать при определении среднего бизнеса: оборот, количество сотрудников, капитал, независимость собственности, прибыль, активы, общая стоимость импорта и экспорта и т.д. Тем не менее, как видно из табл. 1, существуют некоторые критерии, которые исполь-

Таблица 1

Организация ^ Численность Ежегодный Общий

^ Критерий персонала оборот баланс

Европейская комиссия < 250 чел. < 50 млн. евро < 43 млн.евро

Мировой банк < 300 чел. <15 млн. долларов < 15 млн. долларов

Организация экономичес-

кого сотрудничества и 100 - 500 чел. - -

развития

Критерии определения понятия «средний бизнес» некоторыми международными

организациями [4]

зуются более часто и считаются более адекватными, поэтому они были использованы в определении средних предприятий. Однако в некоторых странах установлены верхние пределы присвоения значения среднего предприятия по сравнению с другими экономиками, даже если критерии классификации одинаковы.

В связи с этим достаточно важно изучить особенности и опыт зарубежных стран в определении понятия «средний бизнес». В результате проведенного анализа были выявлены некоторые отличия в определении понятия «средний бизнес» в законодательстве ЕС, Китая и ОАЭ.

Следуя логике единого рынка без внутренних границ, подход к определению предприятий должен основываться на совокупности общих правил. Такое стремление связано с широким взаимодействием между национальными и общеевропейскими мерами, содействующими средним предприятиям, например, относительно структурных фондов или исследований. Так, для ЕС это означает, что следует избегать ситуаций, в которых Сообщество сосредотачивает свои действия на одной категории средних предприятий, а государства-члены на другой. Кроме того, применение одинакового определения Комиссией, государствами-членами ЕС, Европейским инвестиционным банком и Европейским инвестиционным фондом позволит повысить согласованность и эффективность стратегий, ориентированных на средние предприятия, и соответственно, ограничат риск нарушения правил конкуренции.

В соответствии с рекомендациями Европейской комиссии численность персонала является одним из наиболее важных критериев и должна рассматриваться в качестве основного при определении предприятия как среднего. Тем не менее, введение финансового критерия является необходимым дополнением, чтобы понять реальный масштаб и производи-

тельность предприятия, а также его положение по сравнению с конкурентами. Однако использование оборота в качестве единственного финансового критерия является нецелесообразным, в частности потому, что предприятия в торговом секторе по своей природе имеют более высокие показатели оборота, чем в производственном секторе [5]. Таким образом, критерий оборота следует сочетать с общим балансом, критерием, отражающим общее состояние бизнеса. Так же, один из этих двух критериев может преобладать в зависимости от сферы деятельности предприятия. Поскольку предприятия могут заниматься самыми разнообразными видами экономической деятельности, то при определении данных критериев следует учитывать изменения уровня цен и производительности предприятия.

В Китае термин «средний бизнес» относится к «различным формам предпринимательства различных форм собственности, которые создаются на территории Китайской Народной Республики и удовлетворяют социальные потребности, создают больше возможностей для трудоустройства и выполняют требования промышленной политики государства» [6]. Данное определение среднего бизнеса является более сложным, чем его определения в других странах, так как оно зависит от отраслевой категории и основано на количестве сотрудников, годовых доходах и общих активах. В Китае средние предприятия обычно имеют менее 500 сотрудников. Размер средних предприятий значительно меньше крупных из-за объема их основного капитала [7].

В табл. 2 представлен обзор классификации средних компаний в Китае в зависимости от отрасли. Как видно из приведенной таблицы, особые критерии появляются для оптовой, розничной торговли, транспорта, почты и гостинично-ресторанного бизнеса.

Таблица 2

Критерии определения средних предприятий в Китае в зависимости от отрасли [8]

Отрасль Численность Совокупные активы Доход

персонала предприятия, предприятия,

Критерий предприятия, чел. млн. юаней млн. юаней

Промышленность 300 - 2000 40 - 400 30 - 300

Строительство 600 - 3000 40 - 400 30 - 300

Оптовая торговля 100 - 200 - 30 - 300

Розничная торговля 100 - 500 - 10 - 150

Транспорт 500 - 3000 - 30 - 300

Почта 400 - 1000 - 30 - 300

Гостинично-ресторанный бизнес 400 - 800 - 30 - 300

Следует также отметить, что согласно Закону о поощрении малого и среднего бизнеса в Китае малые предприятия должны соответствовать одному или нескольким условиям, представленным в табл. 2. Средние предприятия должны соответствовать всем трем условиям.

Таким образом, определение среднего бизнеса в Китае является комплексным, поскольку учитывает конкретные критерии об общих активах предприятий в промышленном секторе, включая добычу, производство, электроэнергию, газ, строительство. Однако в таких отраслях, как оптовая и розничная торговля, транспорт, а также гостинично-ресторанный бизнес, нет требований к активам. Руководящие принципы для промышленного сектора требуют, чтобы средние предприятия использовали максимум 2000 человек и имели годовой доход, не превышающий 300 миллионов юаней. Предприятия среднего размера должны использовать как минимум 300 человек. Следовательно, рассматриваемые средние предприятия в Китае довольно велики относительно предприятий Европы или США, однако учитывая трудоем-

кость производства и огромные размеры Китая, эти компании довольно малы.

В Объединенных Арабских Эмиратах также отсутствует единое определение среднего бизнеса. Существуют следующие определения среднего бизнеса в ОАЭ:

определение, предложенное Министерством экономики ОАЭ;

собственное определение эмирата Дубай;

определения банков, действующих в ОАЭ.

Банки обычно используют оборот в качестве детерминанты среднего предприятия. Министерство экономики ОАЭ разработало определение для средних предприятий, которое включено в предлагаемый закон о малых и средних предприятиях. Закон уже подготовлен и в настоящее время рассматривается Министерством экономики и его партнерами. Данное определение будет основываться на южнокорейском стандарте, в соответствии с которым средние предприятия в ОАЭ будут классифицироваться по трем секторам, а именно: торговля, промышленность, услуги. Они также должны будут соответствовать как минимум двум из следующих критериев: численность

персонала, ежегодные доходы, капитал, активы компании [8].

Кроме того, Министерство экономики ОАЭ добавит критерий, основанный на количестве сотрудников или годовом обороте - такой подход предлагается в качестве средства улучшения сбора данных. Когда данный закон о МСП будет принят, все банки должны будут использовать рекомендуемое определение.

Dubai SME - официальное агентство по развитию малого и среднего бизнеса в Дубае, разработало собственное определение среднего бизнеса. Среднее предприятие определяется как субъект хозяйственной деятельности, определенной организационно-правовой формы, который отвечает пороговым значениям численности персонала и оборота, применимым к отрасли, к которой оно принадлежит (табл. 3).

Таким образом, определение Dubai SME предполагает соответствие среднего предприятия двум представленным критериям: численность персонала и оборот. Однако пороговые значения данных критериев варьируется в зависимости от сферы деятельности предприятия.

На примере ОАЭ видно, что даже внутри одной страны могут быть больше учреждений и ассоциаций, которые по-разному определяют и классифицируют средние предприятия, например, статистические учреждения, банки, правительственные учреждения и другие.

Проанализировав особенности определения понятия «средний бизнес» в некоторых странах, можно сделать вывод, что в большинстве случаев, чем выше уровень экономического развития страны, тем более дифференцировано определение МСП в этой стране. Здесь прослеживается прямая зависимость: развитые страны, осознавая значимость МСП для эффективного функционирования национальной экономики, всячески способствуют развитию и росту малых и средних предприятий - в первую очередь путем четкой идентификации субъекта предпринимательской деятельности как представителя малого или среднего бизнеса. Это способствует более полной реализации государственных программ поддержки МСП, облегчает доступ к необходимым ресурсам и создает конкурентную деловую среду функционирования МСП.

Таким образом, определение среднего бизнеса изменяется в соответствии с экономическими размерами стран, следовательно, фраза «средний бизнес» имеет в большей степени экономическое значение, а не юридический смысл. Новые определения являются результатом широкомасштабных обсуждений между мировыми организациями, государствами, деловыми организациями и экспертами, а также открытыми консультациями в интернете. Эти изменения отражают общие перемены в мировой экономике за последние 20 лет и растущее понимание

Таблица 3

Критерии определения средних предприятий в Дубае в зависимости от отрасли [9]

Торговля Производство Услуги

Численность персонала, чел. Оборот, млн. дирхам Численность персонала, чел. Оборот, млн. дирхам Численность персонала, чел. Оборот, млн. дирхам

> 35 и < 75 > 50 и < 250 > 100 и < 250 >100 и < 250 > 100 и < 250 > 25 и < 150

конкретных препятствий, с которыми сталкиваются средние предприятия. Отечественное определение среднего бизнеса должно быть дифференцированным для разных категорий средних предприятий, а также учитывать различные типы отношений между ними, что будет способствовать продвижению инноваций, укреплению партнерских отношений, созданию благоприятного делового климата в стране и выходу средних предприятий на внешние рынки.

Список используемой литературы

1. Плетнёв, Д.А. Сравнительный анализ критериев отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу в разных странах [Электронный ресурс] / Д.А. Плетнёв, Е.В. Николаева, А. Кам-па. - URL: http://www.strategybusiness. ru/j our/arti cle/vi ew/186/176.

2. Козел, К.П. Особенности критериев отнесения к малому и среднему бизнесу и их отличия в Беларуси, России и Польше / К.П. Козел // Вестник БНТУ. - 2009. - № 1. - С. 90-94.

3. Милюченко, А.Г. Сравнительная характеристика малого и среднего бизнеса Республики Беларусь и Федеративной Республики Германия / А.Г. Милюченко,

Ю.В. Кудрук // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. - 2015. -№ 1 (28). - С. 112-117.

4. Harmonization process in defining small and medium-sized enterprises. Arguments for a quantitative definition versus a qualitative one [Электронный ресурс]. -URL: http://www.oecd.org.

5. Commission Recommendation of 6 May 2003 concerning the definition of micro, small and medium-sized enterprises [Электронный ресурс]. - URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=C ELEX:32003H0361.

6. Law of the People's Republic of China on Promotion of Small and Medium-sized Enterprises, Article 2 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.china.org.cn/ english/government/207325.htm.

7. Министерство коммерции КНР [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.mofcom.gov.cn.

8. SMEs in China [Электронный ресурс]. - URL: http://ecovis-beijing.com/en/ blog-en/articles/887-smes-in-china.

9. SME Financing in the United Arab Emirates [Электронный ресурс]. - URL: https://www.khalifafund.ae/SiteAssets/KF/D ocuments/SME_ Financing.pdf.

Статья поступила в редакцию 29.01.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.