Научная статья на тему 'Особенности определения носителя социальных отношений в философском и управленческом анализе: инкультурация vs воспроизводство социума'

Особенности определения носителя социальных отношений в философском и управленческом анализе: инкультурация vs воспроизводство социума Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / ЗНАНИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / ФИЛОСОФИЯ / БУКТРЕЙЛИНГ / SUBJECT / KNOWLEDGE / MANAGEMENT / PHILOSOPHY / BOOK TRAILER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жилина Вера Анатольевна, Кузнецова Нина Владимировна, Жилина Елизавета Алексеевна

Исследуется проблема дифференциации научного и философского анализа в процессах определения носителя общественных отношений. Выявлена и обоснована специфика современного социального субъекта, у которого принципиально иной способ включения в культуре. В качестве примера трансформации инкультурации исследован механизм буктрейлинга и доказательно прослежено его обратное воздействие на состояние качества человеческого капитала. Детально рассмотрены принципиальные отличия в характеристиках человеческого капитала при философском и управленческом подходе к анализу состояния производительных сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жилина Вера Анатольевна, Кузнецова Нина Владимировна, Жилина Елизавета Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Definition of the Carrier of Social Relations in the Philosophical and Administrative Analysis: Inculturation vs Reproductionof Society

This article raises the problem of differentiation of scientific and philosophical analysis in the process of determining the carrier of social relations. The specificity of the modern social subject, which has a fundamentally different way of inclusion in culture, is revealed and substantiated. As an example of the transformation of inculturation, the mechanism of booktrailing is investigated and its reverse effect on the state of the quality of human capital is evidently traced. The fundamental differences in the characteristics of human capital in the philosophical and managerial approach to the analysis of the state of productive forces are considered in detail. As a result of the analysis, the dependence of the efficiency of the use of the category “human capital” in interdisciplinary research is proved. Special attention is paid to the correlation of methods of philosophy and methods of management science (on the example of SWOT-analysis)in the mechanisms of determining the social subject in the aspect of the unity of its inculturation and reproduction of social relations.

Текст научной работы на тему «Особенности определения носителя социальных отношений в философском и управленческом анализе: инкультурация vs воспроизводство социума»



ЧЕЛОВЕК

ОБЩЕСТВО

КУЛЬТУРА

0

Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 12 (434).

Философские науки. Вып. 54. С. 41-48.

УДК 304.5 DOI: 10.24411/1994-2796-2019-11206

ББК 87.6

ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОСИТЕЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ФИЛОСОФСКОМ И УПРАВЛЕНЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ИНКУЛЬТУРАЦИЯ Ув ВОСПРОИЗВОДСТВО СОЦИУМА

В. А. Жилина, Н. В. Кузнецова, Е. А. Жилина

1 Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия 2Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

Исследуется проблема дифференциации научного и философского анализа в процессах определения носителя общественных отношений. Выявлена и обоснована специфика современного социального субъекта, у которого принципиально иной способ включения в культуре. В качестве примера трансформации инкультурации исследован механизм буктрейлинга и доказательно прослежено его обратное воздействие на состояние качества человеческого капитала. Детально рассмотрены принципиальные отличия в характеристиках человеческого капитала при философском и управленческом подходе к анализу состояния производительных сил.

Ключевые слова: субъект, знания, менеджмент, философия, буктрейлинг.

Динамика современных социальных процессов детерминирует ускорение темпов развития общества, что трансформирует и социальные феномены, и процедуру их анализа. Так, вследствие своеобразного «опережения» будущим в раскрытии настоящего в гуманитарных и социальных науках всё более востребованным становится исторический метод исследования. При этом, становясь частью общего проектного подхода в научном познании, он фактически на нет сводит обращение к изучению отдельных исторических событий и фокусируется на процессах «истории как данности» в качестве критерия проверки настоящего и на изучении наследия исторических процессов как некоторого онтологического основания проблем социума сегодня. В теории это возрождает интерес к категориальной строгости, порождает потребность уточнения основных категорий. В системе последних особую значимость обретают те категории, чьё использование междисциплинарно. В силу мно-

гих социальных причин — изменения характера социального субъекта, конфронтации «живого» и виртуального общения как способа проявления целостности члена общества, кризисного состояния мировой экономики, проблем миграции в современном социальном развитии — принципиально иной характер носят производительные силы [8; 12]. В этом аспекте представляется актуальным обращение к категории «человеческий капитал». Сопоставление философского и управленческого анализа представляется наиболее продуктивным, так как философия позволит максимально точно соотнести трансформации содержания категории с практикой, а теория менеджмента наиболее актуальна среди специальных наук вследствие первичной потребности социума в управлении, детерминированной сложностью коммуникационных потоков.

Категория «человеческий капитал» в современных условиях уверенно вытесняет с первых

позиций в экономическом анализе такую категорию, как «производительные силы». Связано это с тем, что в современных условиях комплекс экономических, социальных отношений, который обозначается как способ производства, с необходимостью включает в себя взаимодействие в сфере рынка трудовых ресурсов, в сфере профессиональной подготовки специалистов, а также характеристики решения острых социальных проблем. Междисциплинарный анализ феномена «человеческий капитал» позволяет обобщить его характеристики в свойстве экзистенционально-сти, так как изначально потенции прибыльности содержатся в некоторой системе знаний, навыков, умений, мотиваций, экономическая ценность которых воплощена в личности самого носителя и не может быть отделена от неё [7]. Однако экзистенциальная природа человеческого компонента производительной силы изменчива и является подвижным противоречием между собственной формой и собственным содержанием. Навыки, знания, получаемые и реализуемые субъектом в конкретно-исторических условиях, напрямую зависимы от специфики эпохи и способны кардинально изменить саму структуру человеческого капитала. Мотивационная составляющая, детерминированная механизмами получения знания, способна влиять на степень эффективности активности человеческого капитала в экономических отношениях. Особенно наглядны эти тенденции в процессах воспроизводства человеческого капитала в регионах. В качестве принципиально новых тенденций современного характера развития человеческого капитала можно обозначить следующие виды экзистенциальных характеристик субъекта производительных сил: размытость академического знания в получении образования вследствие безосновности современного социального субъекта и укоренённость в бытии умения воспроизводить и обновлять знания.

В общей логике изменения социального субъекта, сущность которого в предельно общем философском анализе определяется через коммуникационные характеристики, в исследовании человеческого капитала сегодня обнаруживается недопустимость простого суммирования его основных компонентов. Так, процесс получения знаний, профессиональной подготовки, процессы мотивации и сегодня, безусловно, ориентированы на уникальность способностей каждого носителя человеческого капитала, но в большей степени базируются на принципиально новом понимании

человеком собственной разумности. Общей закономерностью этого родового свойства человека становится отказ от безраздельного господства рациональности. Как следствие, эффективность профессиональной идентификации теперь определяется не объёмом полученного академического знания и не степенью его освоенности, а качеством skills. Последнее — это не просто навык или умение, это раскрытый производительный талант в профессиональном мастерстве. В экономическом измерении в рамках этого компонента человеческого капитала такая смена ориентации процесса образования в становлении человеческого фактора производительных сил трансформирует взаимодействие внутренней и внешней среды. В частности, в рамках SWOT-анализа процессов воспроизводства человеческого капитала региона обнаруживается следующее. Принципиально иной предстаёт диалектика сильных и слабых сторон развития. В качестве strengths обнаруживает себя нарастающая мобильность субъекта в смене сферы деятельности в зависимости от потребности экономики региона. Weaknesses связаны с принципиальным изменением процессов отчуждения, когда на смену традиционному (отчасти необходимому в логике исторических закономерностей) отчуждению деятельности от субъекта приходит отчуждение субъекта от деятельности. Оба среза внутренней среды человеческого капитала региона в настоящее время наиболее остро снимают в себе извечное противоречие между спецификой региональной экономики и экономикой страны в целом. Так, мобильность смены сферы профессиональной деятельности, с одной стороны, чётко детерминирована, так как экономический сектор предельно конкретен. Но, с другой, — поле предлагаемых вакансий именно в силу этих причин жёстко ограничено, что не совпадает с ориентацией профессиональной подготовки специалиста на универсальную гибкость в skills. Этим детерминируется нарастание оттока активной части человеческого капитала из регионов; в масштабах человеческого капитала страны приводит в неконтролируемой миграции, что обусловливает изменение ценности мобильности производительных сил. Изменяется и внешняя среда изучаемого объекта. Инвестиции в сферу образования как инвестиции в человеческий капитал региона сегодня ориентированы на формирование новой системы opportunities. Потребности экономики регионов детерминируют необходимость формирования профессионального навыка специалиста в един-

стве генерации знаний и процессов управлениями ими [11]. Сегодня инвестиционная привлекательность фондов человеческого капитала в области образования определяется единством hard и soft skills.

Анализ особенностей воспроизводства человеческого капитала регионов показывает, что в настоящее время субъектам производства присущ качественно иной способ ориентации в информационном поле культуры, куда составной частью входит и погружённость в экономические коммуникации. В силу усложнения производственных отношений как внутреннего, так и внешнего рынка ценность профессиональных знаний определяется способностью к выработке идеи, рекомбинирующей наиболее актуальную в определённый момент развития проблему экономики. Следовательно, рентабельность экономического развития региона в определённой степени зависит от модификации субъектом содержания получаемой информации. Основные риски развития человеческого капитала проявляются в нарушении логики обратного синтеза. Деятельность субъектов производительных сил вне этой процедуры детерминирована анализом составных частей проблемной ситуации, в результате чего тактические задачи становятся неопределёнными. В худшем варианте развития тактические решения вытесняют стратегические цели. Системой сдерживания развития данных рисков выступает реформирование института образования в целом, деятельность которого определена новой парадигмой активно конструированного знания [4]. На основе принципиального изменения в отборе содержания предлагаемого знания с использованием альтернативных источников информации, в том числе и на иностранных языках, с опорой на межпредметную интеграцию знаний компетентностный подход в обучении традиционно формирует и открытый опыт носителя человеческого капитала и вместе с тем призван раскрыть его скрытый опыт [5]. Профильность региональных экономик предполагает обязательное владение специалистами стратегиями активного учения. В практическом плане уже доказана эффективность групповой проектной деятельности как новой формы получения знания через исследование обратной связи знания и непосредственной формы производственной деятельности. Становится нормой высшей школы защита выпускной квалификационной работы потенциальным специалистом

экономической сферы в виде инновационного проекта.

Качество человеческого капитала во многом определяется интеллектуальными показателями и, следовательно, напрямую зависимо от процессов рефлексии. Анализ процессов воспроизводства человеческого капитала в регионах показывает наличие новых механизмов формирования навыка рефлексии как критерия умения воспроизводить и обновлять знания носителями производительных сил. Так, например, традиционный способ инкультурации субъекта производственных отношений через процедуру чтения вытесняется погружением последнего в тизеры и буктрейле-ры [2]. Сложность и финансовая затратность составления и продвижения таких видеороликов самоокупаются повышением эффективности работы субъекта с информацией в результате синтеза вербальных и аудиовизуальных элементов. На основании этого следует признать новейшие медиатехнологии составной частью сегодняшнего человеческого капитала. Причём новый компонент врастает во все прежние традиционные характеристики. В исследовании состояния человеческого капитала экономики регионов прослеживается инновационная форма его деятельности — фестивальная. Цифровизация и автоматизация многих сфер общественной жизни превращает субъекта производительных сил в постоянного участника всевозможных конкурсов, образовательных программ, социальных проектов и т. д. Степень активности в данной области во многом начинает определять эффективность инвестирования самого человеческого капитала и степень рентабельности экономики в целом.

Безусловно, категория «человеческий капитал» более ориентирована на спектр экономических наук, чем на систему философского анализа. Однако следует отметить, что системная организация человеческого капитала в эпоху глобализации существенно отлична от традиционного выделения статичных элементов. Прежний структурный анализ данного феномена в экономической науке строился на консервативности поведения субъектов экономических отношений, что характеризовало процесс воспроизводства как некий круговорот человеческих ресурсов. В настоящее время инновационный характер экономики приводит к нарастанию интенсивности новаторства и творчества в характере производительных сил [9]. В логике развития научной теории данное состояние человеческого капитала следует рассматривать

как некоторое отрицание отрицания. В моделях воспроизводства данного феномена экономики в современных концепциях прослеживается диалектика античных понятий techne и episteme, где 1еЛпе есть знание, которое рождено разумностью человека и отлично самим процессом производства знания: человек рождается от другого человека, тогда как статуя не рождается от статуи [3]. Определяемый экономической наукой техногенный характер производительных сил сегодня раскрывается именно в techne, когда в процессах техноэво-люции сознательный фактор становится равнозначным объективным закономерностям. В жёсткой конкурентной борьбе глобализированного рынка это означает наращивание затрат человеческого капитала: от физических усилий до финансовых трат и потерь. Мегамашина Л. Мэмфорда с её поглощением людей через превращение в элементы технических систем, где эти элементы равноправны и взаимозаменяемы, оказалась формой мифологизации взаимоотношений человека с собственным детищем — с техникой. Современная реальность экономических отношений в процессах воспроизводства человеческого капитала демонстрирует, скорее, правоту другого мыслителя: техника сама по себе, вероятно, просто полезный осадок непрактичных действий человека. Именно устойчивость воспроизводства человека превращается сегодня в решающий фактор экономического роста. Достаточно подчеркнуть, что именно на срезе региональных экономик наглядно проявляет себя инновационная предпринимательская характеристика специалистов, чья деятельность приводит к рентабельности экономических отношений. Ориентация непосредственных носителей человеческого капитала на получение ресурсной ренты уступает место стремлению к постоянному саморазвитию. Тем самым количественные характеристики состояния человеческого капитала превращаются во второстепенные, в системе свойств начинают доминировать характеристики самого труда. Причём интенсивность труда теряет свои позиции в отношении такого критерия, как мобильность и гибкость к изменяющимся ситуациям рынка [10].

Человеческий капитал реализует себя одновременно и в сфере производства, и в сфере потребления. Потребление человеческого капитала остаётся структурированным в трёх основных уровнях: на уровне деятельности производительных сил общества, на уровне вклада работников в деятельность производства и на уровне лич-

ностного потребления. Последнее проявляет себя в индивидуальной конкурентоспособности человеческого капитала, что отражает конъюнктурную взаимосвязь спроса и предложения на сам капитал. В процессах воспроизводства на региональном уровне данное свойство человеческого капитала следует отметить в качестве основного, так как в нём снимается основное противоречие между потребностями работодателя и наличным качеством имеющихся производительных сил. Особенностью регионального процесса воспроизводства человеческого капитала в этом аспекте предстаёт агрессивное влияние неравномерности качества жизни центра и периферии. При благополучном инвестировании в образование будущих специалистов в соответствии с запросами рынка регионам трудно препятствовать оттоку в сегменты рынка с более высокими зарплатами. Другим фактором риска становится отставание человеческого капитала в регионах в процессах накопления специального стажа, что вызвано не только открытостью вакансий рынка, но и большим сегментом малоквалифицированного ручного труда. Ситуация осложняется тем, что асимметрия рынков создаёт некоторый замкнутый круг: всё начинается с низкого уровня социально-экономической активности человеческого капитала и, в конце концов, приводит к тем же результатам. Низкий уровень человеческого капитала детерминирует отсутствие эффективных механизмов использования трудовых ресурсов. Снижение инвестиционной привлекательности даже в условиях трудоизбыточ-ности способно привести к неблагоприятному экономическому развитию региона. Фактором риска остаётся и традиционная система набора кадров. До сих пор рынок вакансий и профессионального роста, как правило, исключительно ориентирован на внутреннюю среду самого предприятия. Определённым выходом становится развитие предпринимательской деятельности, смена ориентации в процессах воспроизводства человеческого капитала не на отрасли, а на социальные приоритеты развития региона.

Другой особенностью состояния человеческого капитала сегодня становится общая детерминация законами социальной сферы. В частности, в анализе процессов воспроизводства субъектов экономики регионов отчётливо прослеживается основное противоречие глобализации всех процессов культурной жизни современного человека: нивелирование отдельных особенностей при одновременном нарастании дифференциации внутри

общих тенденций. Традиционно и сегодня человеческий капитал — это отношение субъектов экономики в процессе формирования трудовых способностей каждого, на основании чего следует признать его носителем некоторого совокупного работника. Именно такой обобщённый работник способен проявить свои способности к труду в качестве капитала, то есть стоимости, которая посредством экономической и производственной деятельности ведёт к получению прибавочной стоимости. В экономической теории реально функционирующим человеческим капиталом принято считать накопленный капитал в виде обобщённых характеристик занятого населения в труде. Однако современное состояние человеческого капитала характеризуется усилением дезинтегративных тенденций: от сущностных процессов нарастания разделения труда до автономизации отдельных личностей в структуре производительных сил. В частности, в управлении процессами воспроизводства человеческого капитала сегодня необходимо учитывать особую значимость его особой части — деятельность тех субъектов, которые заняты в сфере услуг, обслуживающих субъектов производительных сил производственного сектора экономики [6]. В силу инновационных черт человеческого капитала, которые исследованы выше, следует заключить, что и сама сфера услуг постепенно расширяется через разнообразие собственных компонентов. Так, в условиях коммуникативного общества образование становится услугой и, соответственно, обретает новые свойства. Меняется и функционал человеческого капитала. Например, экономический результат его развития — это не только традиционное повышение эффективности труда или повышение доходности работника или предприятия, но и формирование качественного уровня состояния региона (вплоть до образа социальной привлекательности в совершенствовании стратификации населения). Поэтому критерием развития человеческого капитала региона наряду с традиционными экономическими показателями становится качество жизни социальной комфортной личности [1]. Акцент в характеристиках человеческого капитала уверенно смещается с «капитала» на «человеческий».

Однако управленческий анализ далёк от оптимистичных прогнозов в этих характеристиках. Одной из наиболее острых становится проблема миграции трудовых ресурсов. Вне экономической сферы процессы миграции из неразвитых стран в страны с развитой экономикой порождают риски сохранения самобытности культур, риски комфортных социальных отношений и связанные с ними риски определения границ «враждебный — свой», риски снижения показателей психического здоровья человеческого капитала. Ситуация усугубляется при попытках подмены выявленной характеристики «человеческий» абстрактным гуманно-толерантным подходом. В результате нарастают процессы обезличивания человеческого капитала, появляется почва для роста новых процессов отчуждения — отчуждения от грамотной инкультурации. Невежество разрушительно в процессах воспроизводства культуры. В сфере экономики невежество способно множить симулякры в профессиональных областях. Результатом становится резкое снижение качества человеческого капитала, его жизненная позиция становится пассивной. Категория «человеческий капитал» начинает фиксировать разрыв между теорией и практикой.

Таким образом, проведённый анализ убедительно показывает необходимость междисциплинарных исследований социальных процессов. В рамках экономического анализа человеческий капитал и сегодня предстаёт как взаимодействие производительных сил. Однако динамика экономики и синкретичность с социальными сферами расширяет спектр свойств субъектов общества. В результате категория «человеческий капитал» с необходимостью включает в себя экзистенциальные характеристики современного социального субъекта, снимает в себе трансформации механизмов инкультурации человека. Сложность социальных процессов доказательно опровергает возможность применения к анализу общества механизмов жёсткой детерминации. Исследование по своей структуре должно максимально приближаться к философскому, то есть уходить от предметной привязанности в решении конкретных проблем. В основе управленческого анализа должен быть целостный социальный субъект.

Список литературы

1. Ахметзянова, М. П. Самоопределение и личностный выбор / М. П. Ахметзянова // Мировоззренческие основания культуры современной России : сб. материалов VIII Междунар. науч. конф., г. Магнитогорск, 12-13 мая 2017 г. — Магнитогорск : Магнитогор. гос. техн. ун-т им. Г. И. Носова, 2017. — С. 9-11.

2. Жилина, Е. А. Буктрейлинг как механизм инкультурации молодёжи / Е. А. Жилина // Многомерность общества: человек в социальном взаимодействии: 2-й молодёжный конвент : материалы меж-дунар. студенч. конф, г. Екатеринбург, 29-31 марта 2018 г. — Екатеринбург : Урал. федер. ун-т имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2018. — С. 6-8.

3. Жилина, В. А. Анализ симулякров смысла жизни / В. А. Жилина // Бытие человека: проблема единства во многообразии современного мира : материалы междунар. науч. конф., г. Челябинск, 2627 ноября 2014 г. — Челябинск : Цицеро, 2015. — С. 35-38.

4. Жилина, В. А. Критическая рефлексия как ключевая составляющая современного образования / В. А. Жилина // Вопр. философии. — 2018. — № 6. — С. 59-65.

5. Кузнецова, Н. В. Компетентностный подход к профессиональной подготовке управленческих кадров: требования работодателей / Н. В. Кузнецова // Инновац. Вестн. Регион. — 2013. — № 4. — С. 6468.

6. Кузнецова, Н. В. Образовательная организация и бизнес-сообщество — взаимодействие в аспекте трудоустройства выпускников / Н. В. Кузнецова // Социосфера. — 2017. — № 4. — С. 27-30.

7. Теплых, М. С. Феномен самости / М. С. Теплых // Профессионализм и творчество : сб. материалов науч.-практ. конф., г. Магнитогорск, 14 февр. 2018 г. — Магнитогорск : Магнитогор. гос. техн. ун-т им. Г. И. Носова, 2018. — С. 6-8.

8. Dolado, J. Immigration, human capital and growth in the host country / J. Dolado, A. Goria, A. Ichino // J. of Population Economics. — 1994. — Vol. 7, iss. 2. — P. 193-215.

9. Azarnert, L. V. Free education, fertility and human capital accumulation / L. V. Azarnert // J. of Population Economics. — 2010. — Vol. 23, iss. 2. — P. 449-468.

10. Zhilina, V. A. Main Risks of Civic Self-Identification of the Subject in Modern Russian Society / V. A. Zhilina, N. V. Kuznetsova, M. P. Akhmetzyanova, M. S. Teplykh, E. A. Zhilina // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. — 2019. — P. 1897-1905.

11. Poutvaara, P. On human capital formation with exit options: comment and new results / P. Poutvaara // J. of Population Economics. — 2008. — Vol. 21, iss. 3. — P. 679-684.

12. Meng, X. Social networks and mental health outcomes: Chinese rural-urban migrant experience / X. Meng, S. Xue // J. of Population Economics. — 2019. — P. 1-41

Сведения об авторах

Жилина Вера Анатольевна — доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии, Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова. Магнитогорск, Россия. vera-zhilina@yandex.ru

Кузнецова Нина Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова. Магнитогорск, Россия. nina-kw@mail.ru

Жилина Елизавета Алексеевна — бакалавр, департамент искусствоведения, культурологии и дизайна, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Екатеринбург, Россия. jilina.elizaveta@yandex.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2019. No. 12 (434). Philosophy Sciences. Iss. 54. Pp. 41-48.

FEATURES OF DEFINITION OF THE CARRIER OF SOCIAL RELATIONS IN THE PHILOSOPHICAL AND ADMINISTRATIVE ANALYSIS: INCULTURATION VS REPRODUCTION OF SOCIETY

V.A. Zhilina

Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia. vera-zhilina@yandex.ru

N. V. Kuznetsova

Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia. nina-kw@mail.ru

E.A. Zhilina

Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia. jilina.elizaveta@yandex.ru

This article raises the problem of differentiation of scientific and philosophical analysis in the process of determining the carrier of social relations. The specificity of the modern social subject, which has a fundamentally different way of inclusion in culture, is revealed and substantiated. As an example of the transformation of inculturation, the mechanism of booktrailing is investigated and its reverse effect on the state of the quality of human capital is evidently traced. The fundamental differences in the characteristics of human capital in the philosophical and managerial approach to the analysis of the state of productive forces are considered in detail. As a result of the analysis, the dependence of the efficiency of the use of the category "human capital" in interdisciplinary research is proved. Special attention is paid to the correlation of methods of philosophy and methods of management science (on the example of SWOT-analysis)in the mechanisms of determining the social subject in the aspect of the unity of its inculturation and reproduction of social relations.

Keywords: subject, knowledge, management, philosophy, book trailer.

References

1. Ahmetzyanova M.P. Samoopredeleniye i lichnostnyy vybor [Self-determination and personal choice]. Mirovozzrencheskiye osnovaniya kul'tury sovremennoy Rossii: sbornik materialov VIIIMezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [World Outlook bases of culture of modern Russia: collection of materials of VIII International scientific conference]. Magnitogorsk, 2017. Pp. 9-11. (In Russ.).

2. Zhilina E.A. Buktreyling kak mekhanizm inkul'turatsii molodyozhi [Book trading as a mechanism of youth inculturation]. Mnogomernost' obshchestva: chelovek v sotsial'nom vzaimodeystvii: 2-y molodyozhnyy konvent: materialy mezhdunarodnoy studencheskoy konferentsii [Multidimensionality of society: man in social interaction: 2nd youth Convention: proceedings of the international student conference]. Yekaterinburg, 2018. Pp. 6-8. (In Russ.).

3. Zhilina V.A. Analiz simulyakrov smysla zhizni [Analysis of simulacra meaning of life]. Bytiye cheloveka: problema yedinstva vo mnogoobrazii sovremennogo mira: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Human being: the problem of unity in the diversity of the modern world: proceedings of the international scientific conference]. Chelyabinsk, 2015. Pp. 35-38. (In Russ.).

4. Zhilina V.A. Kriticheskaya refleksiya kak klyuchevaya sostavlyayushchaya sovremennogo obrazovaniya [Critical reflection as a key component of modern education]. Voprosy filosofii [Philosophy issues], 2018, no. 6, pp. 59-65. (In Russ.).

5. Kuznetsova N.V. Kompetentnostnyy podhod k professinal'noy podgotovke upravlencheskikh kadrov: trebovaniya rabotodateley [Competence-based approach to professional training of management personnel: employers ' requirements]. Innovatsionnyy VestnikRegion [Innovation Bulletin Region], 2013, no. 4, pp. 64-68. (In Russ.).

6. Kuznetsova N.V. Obrazovatel'naya organizaciya i biznes-soobshchestvo — vzaimodejstvie v aspekte tru-doustrojstva vypusknikov [Educational organization and business community-interaction in the aspect of employment of graduates] // Sociosfera [Sociosphere], 2017, no. 4, pp. 27-30. (In Russ.).

48

B. A. Wunma, H. B. Ky3HeqoBa, E. A. Wunma

7. Teplykh M.S. Fenomen samosti [The phenomenon of the self]. Professionalizm i tvorchestvo: sbornikma-terialov nauchno-prakticheskoy konferentsii [Professionalism and creativity: collection of materials of scientific and practical conference]. Magnitogorsk, 2018. Pp. 6-8. (In Russ.).

8. Dolado J., Goria A., Ichino A. Immigration, human capital and growth in the host country. Journal of Population Economics, 1994, no. 7(2), pp. 193-215.

9. Azarnert L.V. Free education, fertility and human capital accumulation. Journal of Population Economics, 2010, no. 23(2), pp. 449-468.

10. Zhilina V.A., Kuznetsova N.V., Akhmetzyanova M.P., Teplykh M.S., Zhilina E.A. Main Risks of Civic Self-Identification of the Subject in Modern Russian Society. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, 2019, pp. 1897-1905.

11. Poutvaara P. On human capital formation with exit options: comment and new results. Journal of Population Economics, 2008, no. 21(3), pp. 679-684.

12. Meng X., Xue S. Social networks and mental health outcomes: Chinese rural-urban migrant experience. Journal of Population Economics, 2019, pp. 1-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.