Научная статья на тему 'Особенности оплаты труда педагогических работников системы общего образования: исторический аспект'

Особенности оплаты труда педагогических работников системы общего образования: исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2058
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЛАТА ТРУДА УЧИТЕЛЕЙ / ЕДИНАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА / СТАВКА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ / "ЕДИНИЦА УЧЕНИКО-ЧАС" / TEACHING STAFF SALARIES / SINGLE TARIFF SYSTEM / SALARY RATE / "ONE STUDENT-HOUR"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Городкова Светлана Александровна, Медведева Наталья Владимировна

Представлено исследование закономерностей оплаты труда учителей в историческом аспекте. Актуальность исследования состоит в том, что в последнее время необходима разработка эффективного механизма в начислении заработной платы учителей. Причиной развития данного процесса явилась тенденция недопущения формирования неэффективных расходов в общем образовании России. Исследование охватывает период с начала ХХ по начало ХХI вв. Описываются нормативные документы, регламентирующие оплату труда учителей в данном периоде. В исследовании систематизированы методики оплаты труда, выявлены основополагающие принципы в начислении заработной платы, особенности оплаты внеурочной деятельности. В частности, рассмотрена единая тарифная сетка, в соответствии с которой заработная плата учителей начислялась с 1992 г. Также рассматривается система оплаты труда учителей, основанная на расчете«ученико-часа». Отмечены недоработки и сильные стороны существовавших методик оплаты труда в контексте эффективного механизма начисления вознаграждения педагогических работников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Городкова Светлана Александровна, Медведева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF TEACHING STAFF SALARIES IN GENERAL EDUCATIONAL SYSTEM: HISTORICAL ASPECTS

The article presents the study regularities of teachers’ salaries in the historical aspect. The relevance of the study is that in recent years it is necessary to develop an effective mechanism in the calculation of teachers’ salaries. The reason of this process was the tendency to avoid the formation of inefficient spending in general education in Russia.The study covers the period from the beginning of the twentieth and the beginning of the twentyfirst century. The article describes the normative documents regulating the teachers’ salaries in this period. The methods of salaries paying are systematized; the fundamental principles of payroll and features of extracurricular activities payment are identified. In particular, a single tariff schedule is observed, according to which teachers’ salaries have been charging since 1992. Also, the system of remuneration of teachers, based on the calculation of «student-hours» is considered. Deficiencies and strong points of existing methods of wages in the context of an effective mechanism of accounting of teachers’ salaries are marked in the article

Текст научной работы на тему «Особенности оплаты труда педагогических работников системы общего образования: исторический аспект»

Экономические науки

УДК 37.015.6

Городкова Светлана Александровна Svetlana Gorodkova

Медведева Наталья Владимировна Nataliya Medvedeva

ОСОБЕННОСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

PECULIARITIES OF TEACHING STAFF SALARIES IN GENERAL EDUCATIONAL SYSTEM: HISTORICAL ASPECTS

Представлено исследование закономерностей оплаты труда учителей в историческом аспекте. Актуальность исследования состоит в том, что в последнее время необходима разработка эффективного механизма в начислении заработной платы учителей. Причиной развития данного процесса явилась тенденция недопущения формирования неэффективных расходов в общем образовании России. Исследование охватывает период с начала ХХ по начало ХХ! вв. Описываются нормативные документы, регламентирующие оплату труда учителей в данном периоде. В исследовании систематизированы методики оплаты труда, выявлены основополагающие принципы в начислении заработной платы, особенности оплаты внеурочной деятельности. В частности, рассмотрена единая тарифная сетка, в соответствии с которой заработная плата учителей начислялась с 1992 г. Также рассматривается система оплаты труда учителей, основанная на расчете «ученико-часа». Отмечены недоработки и сильные стороны существовавших методик оплаты труда в контексте эффективного механизма начисления вознаграждения педагогических работников

Ключевые слова: оплата труда учителей, единая тарифная сетка, ставка заработной платы, «единица ученико-час»

The article presents the study regularities of teachers' salaries in the historical aspect. The relevance of the study is that in recent years it is necessary to develop an effective mechanism in the calculation of teachers' salaries. The reason of this process was the tendency to avoid the formation of inefficient spending in general education in Russia.The study covers the period from the beginning of the twentieth and the beginning of the twenty-first century. The article describes the normative documents regulating the teachers' salaries in this period. The methods of salaries paying are systematized; the fundamental principles of payroll and features of extracurricular activities payment are identified. In particular, a single tariff schedule is observed, according to which teachers' salaries have been charging since 1992. Also, the system of remuneration of teachers, based on the calculation of «student-hours» is considered. Deficiencies and strong points of existing methods of wages in the context of an effective mechanism of accounting of teachers' salaries are marked in the article

Key words: teaching staff salaries, single tariff system, salary rate, «one student-hour»

В последние годы в системе общего образования актуальной становится разработка эффективного механизма в начислении оплаты труда учителей. В частности, данная тенденция взаимосвязана с принятием нового закона № 273 — ФЗ «Об образовании в РФ», в соответствии с которым заработная плата учителя должна быть равна средней заработной плате по экономике.

Еще одной причиной, обусловившей разработку данных механизмов, явилась тенденция недопущения образования сверхнормативных расходов, характерная для современного общего образования, что связано с ограниченностью бюджетных ресурсов и рациональным их использованием.

На наш взгляд, представляет интерес рассмотрение закономерностей и принципов, которые сложились в системе оплаты труда учителей в историческом аспекте. Данное исследование позволит выделить слабые и сильные стороны существовавших методик начисления оплаты труда, а также выявить недоработки, минимизация которых будет способствовать разработке эффективного механизма начисления вознаграждения педагогических работников.

Проводимое исследование охватывает период времени начиная с 1900 — х гг. ХХ в., что связано с тем, что в более раннее время не существовало определенных методик в начислении доходов учителей. Сумма вознаграждения учителя устанавливалась исходя из минимума необходимых затрат, рассчитанных финансовой комиссией. В данный минимум входили расходы на питание, одежду, оплату услуг.

В июне 1918 г. был принят Декрет СНК «О нормах оплаты учительского труда», в котором регламентировалась оплата труда учителя. «Ставка оплаты устанавливалась из расчета 4 учебных часов (уроков) в день и была равной для всех учителей независимо от преподаваемого предмета» [2]. В неделю норма учительского труда составляла 24 урока. Продолжительность рабочего времени учителя включала часы только урочной работы, иные обязанности не входили в круг деятельности учителя.

Позже дополнительно учителям стала оплачиваться «работа по исправлению письменных работ, по подготовке опытов, по классному наставничеству» [5]. Очевидно, что впоследствии данные выплаты трансформировались в оплату за проверку тетрадей, классное руководство, т.е. были предприняты попытки оплаты внеурочной деятельности учителя.

В 1927 г. принимаются постановления «О периодических прибавках для учителей начальных школ и школ повышенного типа», «Об установлении дифференцированной оплаты для учителей начальной и средней школы». Данными документами предписывалась дифференциация заработной платы учителя в зависимости от уровня образования, качества работы отдельного учителя.

В те же годы учителям старших классов стали возмещаться дополнительные затраты рабочего времени, связанные с подготовкой к учебным занятиям, работой с родителями, методической работой. Данное возмещение осуществлялось посредством снижения нормы урочной работы.

В 1936 г. принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О повышении заработной платы учителям и другим школьным работникам». В соответствии с данным документом ставка заработной платы стала выплачиваться за 18 часов урочной работы в неделю, а не за 24 часа, как это было установлено ранее.

Таким образом, учителям не только старших классов, но и всем остальным предоставлялось 6 часов урочного времени на подготовку к занятиям, методическую работу, работу с родителями, т.е. оплачивалась внеурочная работа учителя, работа учителя в качестве классного руководителя.

Учебная работа сверх 18 часов также «стала оплачиваться соответственно получаемой ставке» [5].

Следующим нормативным документом, регламентирующим заработную плату учителя, было принято письмо Минфина СССР от 17.06.1977 г. № 38 «О методическом пособии по составлению сметы расходов на содержание начальных, восьмилетних и средних школ».

В указанном нормативном документе закреплено, что «заработная плата учителям выплачивается за фактическое число часов преподавательской работы в неделю, но не выше, чем предусмотрено по учебному плану. Расходы на заработную плату учителей определялись исходя из количества педагогических ставок и размера средней ставки учителя в месяц» [5].

Кроме оплаты учебных часов также предполагалось вознаграждение за проверку тетрадей, классное руководство, заведование кабинетом, внеклассную работу по физическому воспитанию, т.е. оплачивалась внеурочная деятельность учителя.

В методическом пособии был упорядочен порядок расчета оплаты труда учителя. Основополагающим элементом в начислениях являлась ставка, за внеурочную деятельность предусмотрены отдельные доплаты.

С 1992 г. действующей системой оплаты труда работников образования стала Единая тарифная сетка, которая была введена постановлением Правительства России № 785 от 14.10.1992 г. «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников».

ЕТС включала 18 разрядов и соответствующие тарифные коэффициенты. Каждый последующий разряд определялся умножением ставки первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. В ЕТС предусматривались надбавки и доплаты:

— за работу с детьми с девиантным поведением;

— за работу в сельской местности;

— за высокое качество работы;

— за проверку письменных работ;

— за заведование учебными кабинетами.

Многие исследователи в области заработной платы учителей (А.А. Пинский, М.Л. Агранович) выделяли такие недоработки ЕТС, как:

— превращение учителя в часодавате-ля, что отражается на качестве преподавания;

— уравнительные механизмы оплаты труда, которые привели к отсутствию у пе-

дагогов стремления повышать квалификацию;

— экономическое игнорирование внеурочной работы (воспитательная, работа с родителями);

— экономическое стимулирование перегрузки детей (чем больше учебных часов в рабочем плане учебного заведения, тем больший объем тарификации оплаты труда педагога);

— рост числа классов (при одинаковом числе учащихся за четыре класса школа получала на ХА больше денег, чем за три, следовательно, было выгодно увеличивать число оплачиваемых учебных часов по школе).

В частности, два последних фактора послужили причиной того, что стало необходимым введение нового механизма в начислении оплаты труда учителя. Увеличение количества оплачиваемых учебных часов за счет увеличения количества классов, а следовательно, рост фонда оплаты труда, не были взаимосвязаны с рациональным использованием выделяемых денежных ресурсов. Таким образом, увеличивались сверхнормативные расходы.

В целях минимизации тенденции формирования сверхнормативных расходов при оплате труда учителей была принята Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального, основного, среднего (полного) общего образования, в соответствии с которой в образовательные учреждения стала вводиться методика оплаты труда, основанная на ученико-часе. Рассмотрим отличия данной методики от методики, основанной на Единой тарифной сетке (ЕТС).

Основным базовым элементом новой методики является расчетная единица ученико-час. В расчетной формуле также присутствуют урочные часы, как и в предыдущих методиках, однако формула усложняется введением количества учеников по параллелям школы. По методике «уче-нико-час» в заработной плате учителя пре-

дусматриваются выплаты за неаудиторную Рассмотренные методики расчета опла-

занятость, выплаты за категорию педагога, ты труда учителей, существовавшие в Рос-сложность предмета и т.д. сии с начала XX в., представлены в таблице.

Период Основополагающие принципы в начислении Оплата внеурочной деятельности, прочие доплаты

1918 г. Оплата труда начисляется исходя из ставки за 24 урочных часа в неделю Проверка письменных работ, классное наставничество (оплата за счет снижения урочной нагрузки)

1927 г. Оплата труда начисляется исходя из ставки за 24 урочных часа в неделю Доплаты за уровень образования, качество работы, работу с родителями, методическую работу

1936 г. Оплата труда начисляется исходя из ставки за 18 урочных часа в неделю, оплата за работу сверх 18 часов соответственно получаемой ставке Предоставлено за счет снижения урочной нагрузки 6 оплачиваемых часов на подготовку к занятиям, методическую работу, работу с родителями

1977 г. Заработная плата выплачивается за фактическое число часов преподавательской работы в неделю, но не выше, чем предусмотрено по учебному плану Доплаты за проверку тетрадей, классное руководство, заведование кабинетами

1992 г. Ставка за 18 часов в неделю (основополагающий элемент - учебные часы) Предусмотрены доплаты за проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами, успешное выполнение сложных работ, высокую результативность, высокое качество работы

2006 г. Заработная плата начисляется исходя из расчетной стоимости «ученико - час» (основополагающий элемент - ученико - часы) Доплаты за консультации и дополнительные занятия с обучающимися, подготовку учащихся к олимпиадам, конференциям, смотрам, осуществление функций классного руководителя и т.д.

Таким образом, учет в оплате труда учителя внеурочной деятельности (работа с родителями, проверка тетрадей и т.д.) осуществлялся тем или иным образом во всех представленных методических подходах. Основные изменения касаются основополагающего элемента в начислении заработной платы. До 2006 г. данным элементом являлись урочные часы, после 2006 г. введены ученико-часы, т.е. урочные часы, умноженные на количество учеников.

Но методика, основанная на расчете ученико-часа, имеет свои недоработки, а именно:

— в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 г., утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013 № 11 в пункте, регламентирующем особенности формирования систем оплаты труда педагогических работников

образовательных учреждений, не указано, что для расчета заработной платы учителя допустимо использовать количество учеников в классе;

— при методике «ученико-час» производится разный уровень оплаты за равный труд. Данное положение противоречит Единым рекомендациям по установлению систем оплаты труда («обеспечение равной оплаты за труд равной ценности»), а также положениям Трудового кодекса (ч. 2, ст. 22 ТК РФ). Таким образом, отсутствует нормирование расходов на оплату труда.

При Единой тарифной сетке ставки были одинаковыми и различались в зависимости от разряда, однако нормирование расходов на оплату труда (расчет норматива) было затруднено вследствие роста количества классов (как было указано, чем больше количество классов и, соответственно, больше количество учебных часов, тем больший объем денежных средств получала школа). Учебные планы расширялись до максимально допустимых размеров.

При методике, основанной на расчете ученико-часа, вследствие того, что школы имеют различную наполняемость и, следовательно, количество учебных часов, фонд оплаты аудиторной занятости будет различаться по школам (рекомендуемый размер фонда аудиторной занятости составляет в среднем 40 % от фонда оплаты труда образовательного учреждения, данные получены расчетным путем). Соответственно, стоимость ученико-часа будет также различаться по школам (в модельной методике формирования системы оплаты труда указано, что «стоимость 1 ученико-часа рассчитывается каждым образовательным учреждением самостоятельно»).

Следовательно, затрудняется нормирование расходов в части оплаты аудиторной занятости учителей.

Таким образом, исторически в части оплаты труда учителей сложилась тенденция оплаты всех видов деятельности, а не только урочной. Если в начале XX в. учителям оплачивалась только аудиторная нагрузка, то впоследствии через снижение

Литература-

1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год, утвержденные решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013 № 11. Режим доступа: http://base. consultant.ru (дата обращения 18.11.2014).

2. Зимирев Г.И., Гробова Е.Е., Туманова-Соколова М.Н. Заработная плата учителя: историко-социологический аспект. Чита: ЗабКИПКРО, 2010. С. 29.

3. Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, реа-лизующих программы начального, основного, среднего (полного) общего образования

количества урочных часов педагогам была дана возможность осуществлять подготовку к урокам, проверку письменных работ, работу с родителями. Основным элементом в начислении заработной платы учителя являлась ставка (за 18 часов урочной занятости в неделю). Затем в связи с политикой государства, проводимой в направлении эффективности расходования денежных средств в сфере образования, введения нормативных принципов финансирования общеобразовательных учреждений (нормативное финансовое обеспечение), принята система оплаты труда, базовым элементом в начислении которой является количество учеников. Однако данная методика не имеет прямой взаимосвязи с нормированием расходов и противоречит нормативно-правовым документам. Следовательно, целесообразна разработка определенных принципов и механизмов в начислении оплаты труда учителей, позволяющих минимизировать выявленные негативные стороны существующих методик.

_References

1. Edinye rekomendatsii po ustanovleniyu na federalnom, regionalnom i mestnom urovnyah sistem oplaty truda rabotnikov gosudarstvennyh i munit-sipalnyh uchrezhdeniy na 2014 god, utverzhden-nye resheniem Rossiyskoy trehstoronney komissii po regulirovaniyu sotsialno-trudovyh otnosheniy ot 25.12.2013 № 11 (Common recommendations for the establishment of the federal, regional and local level systems of compensation of employees of state and local government agencies for 2014, approved by the decision of the Russian tripartite commission on regulation of social and labour relations dated by 25.12.2013 № 11). Available at: http:// base.consultant.ru (accessed 18.11.2014).

2. Zimirev G.I., Grobova E.E., Tumanova-Soko-lova M.N. Zarabotnaya plata uchitelya: istoriko-sotsi-ologicheskiy aspekt [Teacher's salary: historical and sociological aspect]. Chita: ZabKIPKRO, 2010. P. 29.

3. Modelnaya metodika formirovaniya sistemy oplaty truda i stimulirovaniya rabotnikov gosudarst-vennyh obrazovatelnyh uchrezhdeniy subektov RF i munitsipalnyh obrazovatelnyh uchrezhdeniy, re-alizuyushhih programmy nachalnogo, osnovnogo, srednego (polnogo) obshhego obrazovaniya (v red. ot

(в ред. от 22.11.2007 г.) Режим доступа: http:// mon.gov.ru. (дата обращения 25.11.2014).

4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. Режим доступа: http:// base.consultant.ru (дата обращения 18.10.2014).

5. Оплата труда учителя, нормирование труда. Режим доступа: http//www.resobr.ru/materi-als/38/5356/ (дата обращения 22.12.2014).

6. Письмо Минфина СССР от 17.06.1977 г. № 38 «О методическом пособии по составлению сметы расходов на содержание начальных, восьмилетних и средних школ». Режим доступа: http://www. bestpravo.ru/sssr/gn-postanovlenija/q7g.htm (дата обращения 17.02.2015).

7. Постановление Правительства России № 785 от 14.10.1992 г. «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников» Режим доступа: http:// zakonbase.ru/content/base/37176 (дата обращения 17.02.2015).

8. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. М.: Оме-га-Л, 2013. 198 с.

Коротко об авторах_

Городкова С.А., д-р экон. наук, доцент, директор Забайкальского института предпринимательства — филиала НОУ ВПО «Сибирский университет потребительской кооперации», г. Чита, Россия

Научные интересы: экономика

Медведева Н.В., аспирант, Забайкальский государственный университет, мл. науч. сотрудник каф. «Образовательная политика», ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», г. Чита, Россия Tash_50@mail.ru

Научные интересы: экономика образования

22.11.2007g.) (Model methodology of forming a system of labour payment and incentives for employees of public educational institutions regional and municipal educational institutions which realize primary, primary, secondary (complete) general education) Available at: http : //mon.gov.ru. (accessed 11/25/2014).

4. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Feder-alny zakon Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ (On education in the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation dated by December 29, 2012 № 273-FZ). Available at: http:// base.consultant.ru (accessed 18.10.2014).

5. Oplata truda uchitelya, normirovanie truda (Payment of teacher's labour, regulation of labour). Available at: http // www.resobr.ru / materials / 38/5356 / (accessed 12/22/2014).

6. Pisimo Minfina SSSR ot 17.06.1977 g. № 38 «O metodicheskom posobii po sostavleniyu smety rashodov na soderzhanie nachalnyh, vosmiletnih i srednih shkol» (Letter from the Ministry of Finance of the USSR dated by 17.06.1977, № 38 «On a textbook for the preparation of cost estimates for the maintenance of primary, secondary schools and eight years») Available at: http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-post-anovlenija/q7g.htm (accessed 02/17/2015).

7. Postanovlenie Pravitelstva Rossii № 785 ot 14.10.1992 g. «O differentsiatsii v urovnyah oplaty truda rabotnikov» (Resolution of the Government of Russia № 785 dated by 14.10.1992 «On differentiation of workers' salaries») Available at: http://zakonbase. ru/content/base/37176 (accessed 02/17/2015).

8. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii: Fed-eralny zakon ot30 dekabrya 2001 g. (Labour Code of the Russian Federation: Federal Law dated by 30 December 2001). Moscow: Omega-L, 2013. 198 p.

_Briefly about the authors

S. Gorodkova, doctor of economic sciences, associate professor, director of Transbaikal Enterprise Institute — a branch of LEU VPO «Siberian University of Consumer Cooperatives», Chita, Russia

Scientific interests: economics

N. Medvedeva, postgraduate, Transbaikal State University, junior researcher, Educational Policy department, GU DPO «Institute of Education Development of Transbaikal Territory», Chita, Russia

Scientific interests: economics of education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.