Научная статья на тему 'Особенности оказания зубоврачебной помощи жителям приморья в период становления Советской власти (1922-1926 гг. )'

Особенности оказания зубоврачебной помощи жителям приморья в период становления Советской власти (1922-1926 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
130
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FAR EAST / STOMATOLOGY / PROSTHETIC DENTISTRY / INSURANCE / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / СТОМАТОЛОГИЯ / ЗУБОПРОТЕЗИРОВАНИЕ / СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гончар Владимир Владимирович, Ратманов П. Э.

В статье раскрываются особенности организации и оказания зубоврачебной помощи жителям Приморья в первые годы Советской власти. Выяснено, что этот вид медицинской помощи воспринимался властью как один из элементов социальных преференций и привилегий для отдельных категорий населения. В связи с этим, она была организована для одной социальной группы лиц наемного труда, а также членов их семей, которые являлись участникам страховых касс. Между тем, постоянно увеличивающиеся объемы лечебной зубоврачебной помощи не приводили к снижению потребности в этом виде медицинских услуг, что подтолкнуло власть внедрять коммунальные программы профилактики кариеса зубов у детей и подростков, а также работников промышленных предприятий. Недостаток государственного финансирования, запрет на прямые платежи населения, высокий спрос на услуги зубных врачей заставили отказаться от применения дорогостоящих, но более эффективных материалов и методик лечения. Однако значительная часть дальневосточного населения была лишена возможности пользоваться общественной сетью зубоврачебных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гончар Владимир Владимирович, Ратманов П. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of providing stomatologic care to the inhabitants of Primorski Krai in the period of formation of the Soviet power (1922-1926)

In article the specific features of the organization and providing of the dental help to the inhabitants of Primorski Krai in the first years of the Soviet power are shown. It is found out, that this kind of medical aid was perceived by the power as one of the elements of social preferences and privileges for separate categories of the population. In this connection, it has been organized for one social group people of wage labor and also the members of their families who were the participants of insurance cash desks. Meanwhile, the constantly increasing volumes of the medical dental help did not lead to decrease in the requirement for this kind of medical services that has pushed the power to introduce municipal programs of prophylaxis of teeth caries at children and teenagers as well as the workers of the industrial enterprises. The lack of the state financing, the interdiction for direct payments of the population, a great demand on dental services have forced to refuse more expensive but more effective materials and treatment techniques. However the considerable part of the Far Eastern population had no possibility to use a public network of dental services.

Текст научной работы на тему «Особенности оказания зубоврачебной помощи жителям приморья в период становления Советской власти (1922-1926 гг. )»

УДК 616.31-08 (571.63) «1922/1926»

особенности оказания зубоврачебной помощи жителям приморья в ПЕРИОД

СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1922-1926 гг.)

В.В. Гончар1, П.Э. Ратманов2

1 Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения (680009, г. Хабаровск, ул. Краснодарская, 9),

2 Дальневосточный государственный медицинский университет (680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 35)

Ключевые слова: Дальний Восток, стоматология, зубопротезирование, страхование.

features of providing stomatologic CARE TO THE inhabitants OF PRIMORsKI KRAI IN The PERIOD OF FORMATION OF THE sOVIET POWER (1922-1926) V.V. Gonchar1, P.E. Ratmanov2

1 Institute of Postgraduate Education of the Health Care Specialists (9 Krasnodarskaya St. Khabarovsk 680009 Russian Federation),

2 Far Eastern State Medical University (35 Murav'yova-Amurskogo St. Khabarovsk 680000 Russian Federation)

summary. In article the specific features of the organization and providing of the dental help to the inhabitants of Primorski Krai in the first years of the Soviet power are shown. It is found out, that this kind of medical aid was perceived by the power as one of the elements of social preferences and privileges for separate categories of the population. In this connection, it has been organized for one social group - people of wage labor and also the members of their families who were the participants of insurance cash desks. Meanwhile, the constantly increasing volumes of the medical dental help did not lead to decrease in the requirement for this kind of medical services that has pushed the power to introduce municipal programs of prophylaxis of teeth caries at children and teenagers as well as the workers of the industrial enterprises. The lack of the state financing, the interdiction for direct payments of the population, a great demand on dental services have forced to refuse more expensive but more effective materials and treatment techniques. However the considerable part of the Far Eastern population had no possibility to use a public network of dental services. Keywords: Far East, stomatology, prosthetic dentistry, insurance.

Pacific Medical Journal, 2014, No. 3, p. 97-100.

В начале XX века российским обществом зубоврачебная помощь была признана необходимым и социально значимым видом медицинской помощи, однако, государство, практически не вмешивалось в процессы ее организации. Основная доля зубоврачебных услуг приходилась на частную практику, но многие социальные группы населения не могли напрямую оплачивать дорогостоящих частнопрактикующих врачей [3]. Между тем, в 1910-х годах для повышения доступности этого вида помощи, главным образом для городского населения, в крупных городах Дальнего Востока были созданы и финансировались зубоврачебные кабинеты ведомственного и общественного подчинения [4].

Исследования, поведенные в советское время, указывают на то, что Гражданская война, а затем и иностранная интервенция отрицательно повлияли на состояние здравоохранения Дальнего Востока. Отмечалось, что функционировало недостаточное количество лечебных учреждений, наблюдался дефицит медицинского персонала. Полуторамиллионное население, разбросанное на огромной территории, обслуживалось

Гончар Владимир Владимирович - канд. мед. наук, доцент кафедры стоматологии ИПКСЗ; e-mail: [email protected]

только 12 зубными врачами, а сельское население вообще зубоврачебной помощи не получало [15].

Своеобразие и особенность дальневосточного региона в изучаемый период заключалось в его эксклюзивной социально-политической и экономической жизни, отличной от других регионов страны. Это выражалось в более позднем установлении Советской власти, существовании буржуазно-демократической Дальневосточной Республики (ДВР), что способствовало сохранению здесь большей политической свободы, многообразия форм хозяйствования, предпринимательства, частной торговли, особой денежной системы, а также сильным позициям иностранного капитала и профессиональных союзов. В годы Гражданской войны дальневосточное хозяйство не испытало в полной мере пресса «военного коммунизма», здесь не было тотальной национализации и всеобщей трудовой повинности. Переход к Советской власти осуществлялся постепенно и плавно, без радикальных мер в экономике и политике, в то время, когда новая экономическая политика в центре России показала первые положительные результаты [7].

В контексте организации соц. страхования особенностью Дальнего Востока являлось и то, что в период Гражданской войны здесь продолжал действовать закон Временного правительства о социальном страховании рабочих, и в ряде крупных промышленных центров Амурской и Забайкальской областей были организованы страховые кассы по закону ДВР «О социальном страховании» 1922 г. Между тем, в Приморской области до 1922 г. оказание медицинской помощи рабочим оставалось на дореволюционном уровне [9].

После присоединения к РСФСР социальное страхование в ДВР сохранило прежние формы и содержание. В этот период вся медицинская помощь застрахованным находилась в руках страховых касс, которые рабочие воспринимали как социального гаранта в период нестабильной политической ситуации. Страховые кассы сами организовывали лечебную помощь застрахованным ввиду отсутствия у органов здравоохранения бывшей ДВР каких либо сил и средств для обеспечения членов страховых касс лечебной помощью. Только в Приморской губернии, где кассы возникли значительно позже и где у органов здравоохранения имелись более или менее значительные материальные и организационные возможности, медицинская помощь застрахованным была передана здравотделу на договорных началах [8].

Одной из первых мер новой власти в области здравоохранения стало издание 15 ноября 1922 г. постановления о порядке получения в губернии права на медицинскую деятельность и проведение обязательной регистрации медицинских работников [2]. Регистрация дала возможность, с одной стороны, определить количество медицинского персонала, с другой, пресечь деятельность незаконных практик, и установить административный надзор.

В начале 1922 г. в Советской России началась реорганизация государственного зубоврачевания в связи с новой экономической политикой. Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 9 января 1922 г. «Об открытии частных лечебных заведений и аптек» было разрешено открытие частных лечебных заведений с разрешения и под контролем местных отделов здравоохранения [14]. В марте 1923 г. в Приморской губернии была начата выдача медработникам свидетельств на право частной практики, в т.ч. зубоврачебной [2].

В связи с чрезвычайно ограниченными финансовыми средствами новые власти попытались использовать дореволюционный опыт финансирования здравоохранения: было утверждено положение о больничном сборе в доход казны в размере 3 рублей с городского жителя, но вскоре сбор был отменен. Взамен выработана такса на стационарное и зубоврачебное лечение в городах и уездах [2].

Достаточно хорошо сохранившийся потенциал зубоврачебных заведений (накануне Первой мировой войны практиковало 26 зубных врачей и 11 дантистов [5]), позволил Приморскому Губздраву уже в 1923 г. организовать работу пяти зубоврачебных кабинетов: трех во Владивостоке и по одному в Никольск-Уссурийске и Хабаровске. К середине 1924 г. в губернии функционировало 16 зубоврачебных кабинетов. Значительное расширение общей городской лечебной сети губернии, в т.ч. и зубоврачебной, наблюдалось к середине 1926 г., что было связано с восстановлением хозяйства и наполнением местного бюджета. К этому времени во Владивостоке была открыта Рабочая зубная лечебница им. Дауге, отдельная Рабочая зубопротезная лаборатория, 12 зубоврачебных кабинетов при отдельных лечебных учреждениях. Кроме того, зубоврачебная помощь была организована во всех рабочих поликлиниках и амбулаториях, имелся школьный зубоврачебный кабинет, кабинет при детской трудовой колонии, в также при больнице Исправительно-трудового дома [2].

Организация такой обширной сети зубоврачебных заведений была бы невозможной без значительного кадрового потенциала. Такой потенциал имелся в Харбине, который был связан с Приморьем доступными транспортными связями. Более того, в Харбине с 1911 г. работала зубоврачебная школа, дипломы которой признавались в Советской России [10].

Информация о количестве зубных врачей в Приморской губернии довольно обширна, но противоречива, что связано с разными методиками подсчета. В одних случаях учитывались только медицинские работники госорганов, в других - и частнопрактикующие врачи.

Так, к концу 1923 г. в учреждениях Губздрава работало порядка 6, к середине следующего года - 17 зубных врачей [1, 12]. В официальном списке медицинских врачей СССР за 1924 г. в Приморской губернии числилось 32, а в 1925 г. - по архивным данным - 54 зубных врача [2, 11]. Согласно статистическому ежегоднику за 1925 г., на службе в отделах здравоохранения состояло 45 зубных врачей [13].

В городе Хабаровске, в 1925 г. за счет местного бюджета были организованы и открыты два зубных кабинета. В следующем году отделом здравоохранения было закуплено оборудование для двух новых зубоврачебных кабинетов, причем один комплект предназначался для разъездного врача. На базе Амурской флотилии, по договору с Военно-морским ведомством, военный зубной врач стал обслуживать рабочих и их семьи. Существовавшие в уездах единичные кабинеты предназначались исключительно для застрахованных работников промышленных и горнорудных предприятий. Между тем, медицинская помощь крестьянству первоначально оказывалась на платной основе, но вскоре прямые платежи между врачами, состоящими на государственной службе, и пациентами были запрещены. Позднее декларировалось, что лечебная помощь крестьянству оказывается бесплатно во всех лечебных учреждениях органов здравоохранения и, если на месте, в деревне, крестьянин не мог получить необходимую помощь, предлагалось обратиться в уездное или губернское лечебное учреждение. Фактически же в сельской местности зубоврачебных кабинетов создано не было, а отдаленность от городов, большая очередность на прием делали этот вид медицинской помощи недоступным для данной категории населения.

Первый школьный зубоврачебный кабинет в Хабаровске был организован в 1926 г. В результате первого планового обследования детей были получены данные, которые свидетельствовали о значительном поражении зубов у школьников. У 4 780 учащихся из 18 школ было обнаружено 9 560 больных зубов, в т.ч. 8 883 - не подлежавших удалению [1].

Восстановление экономики региона, рост промышленного производства сопровождались стремительным привлечением предприятий к социальному страхованию. Количество предприятий, вовлеченных в этот процесс, увеличилось со 190 в середине 1923 г. до 1600 - к началу 1924 г. Количество застрахованных к 1924 г. составляло свыше 14 тыс. человек. Следует отметить, что застрахованные и члены их семей составляли чуть более 13 % от общего количества населения губернии [2].

Застрахованные обслуживались всеми видами медицинской помощи в лечебных учреждениях Губздрава в порядке первоочередности по отношению к прочему населению и без прямых платежей со стороны пациентов. К этой же социальной группе, имевшей значительные привилегии в порядке получения медицинской помощи, были отнесены члены семей застрахованных, безработные члены профсоюза, беднейшее городское и крестьянское население. Более того, были выделены лечебные учреждения, обслуживающие исключительно

те категории пациентов, которым также предоставили возможность получать лечебную помощь в частных лечебных учреждениях по установленному прейскуранту за счет лечебного фонда [2].

Число обращений за зубоврачебной помощью застрахованных неуклонно возрастало. В Приморской губернии 1924 г. было принято свыше 27 тыс. человек, обратившихся за зубоврачебной помощью, из которых

74 % были участниками страховых касс и члены их семей, совершившие 77 % всех посещений. В 1925 г. во Владивостоке свыше 88 % всех посещений зубных врачам сделали застрахованные. В сфере особого внимания власти находились работники важнейших предприятий, транспорта и связи. Так, например, зубоврачебная помощь для водников была организована в амбулатории № 2 в здании Торгового порта. Воспользовались этим видом помощи в 1924-1925 гг. 3143 человека, которые осуществили 8731 посещение. Больным было запломбировано 2345 зубов и проведено 1706 экстракций, снабжено зубными протезами 78 человек. Однако, необходимо отметить, что средняя стоимость посещения зубного врача составляла всего 18 коп., в то время как посещение амбулаторного больного стоило свыше 27 коп. [2]. На Уссурийской железной дороге была организована собственная зубоврачебная служба, которая обеспечивала лечебной помощью железнодорожников и членов их семей, застрахованных Дорстрахкассой.

По губернии рост числа обращений застрахованных также увеличился, соответственно, с 41 до 71 %. В объем зубоврачебной помощи застрахованному населению входили: лечение, пломбирование, удаление и чистка зубов [2].

Несмотря на увеличение объемов зубоврачебной помощи в три раза уже к 1925 г. действующие мощности не могли в полной мере удовлетворить потребности населения. В отчетах органов здравоохранения отмечалось, что очереди на амбулаторный прием сохраняются колоссальные, и не все больные могли попасть на него. По мнению властей, для удержания показателей требовались большие усилия со стороны отдела медицинской помощи застрахованным. Вместе с тем, организаторы здравоохранения замечали, что постоянное увеличение числа зубоврачебных кабинетов практически не меняет ситуацию [2].

Для организации зубопротезной помощи уже в 1924 г. во Владивостоке была организована зубопротезная лаборатория. К 1926 г. в ее штате состояло три врача-протезиста и три зубных техника. Зубопротезиро-вание застрахованным осуществлялось за счет средств лечебного фонда страховых касс, бесплатно (т.е. без прямых платежей со стороны пациентов) или по неполной стоимости. По постановлению рабочего страхового совещания, получавшие 30 руб. в месяц снабжались протезами бесплатно. Получавшим заработную плату свыше 30 руб. протезы выдались со скидкой от 20 до

75 % в зависимости от числа иждивенцев. При зарплате свыше 100 руб. застрахованные оплачивали за свой счет полную стоимость протезов. Обращения членов семей застрахованных и иждивенцев удовлетворялись в зави-

симости от нагрузки лаборатории и за полную плату с их стороны. Необходимость и очередность зубопротезиро-вания устанавливалась врачебно-контрольной комиссией, причем в первую очередь снабжались протезами участники страховых касс с профессионально особенно вредными условиями для здоровья с недостатком 7 зубов, а при отсутствии меньшего количества зубов - в случае плохого питания. Во Владивостоке количество пациентов, получивших зубные протезы, увеличилось с 687 в 1924 г. до 1187 в 1925 г. [2].

В уездах Приморской области зубопротезирование проводилось в Сучане, в Никольск-Уссурийской рабочей поликлинике и в Спасской рабочей амбулатории [2]. Услуги по зубопротезированию в Хабаровске оставались недоступными основной массе населения и осуществлялись только застрахованным гражданам по соглашению с Дорздравом и военным госпиталем. Только в 1926 г. планировалось создать собственную зуботехничес-кую лабораторию за счет фондов страхкассы, впервые ставился вопрос о возможности зубопротезирования инвалидов труда в Хабаровском округе [1].

Основная деятельность органов дальневосточного здравоохранения в сфере организации зубоврачебной помощи населению была направлена на организацию территориальной зубоврачебной помощи за счет средств местного бюджета, оказание зубоврачебной помощи членам страховых касс за счет средств лечебного фонда, организацию работы частных зубных врачей и борьбу с незаконной деятельностью. Эти мероприятия были в значительной степени выполнены, несмотря на то, что до 1926 г. дальневосточный регион не получал финансовой помощи со стороны центра, и восстановление, а также организация медицинской помощи совершались за счет собственных средств [6]. Фактически, строительство зубоврачебной помощи осуществлялось за счет средств лечебного фонда страховых касс. Между тем, на организацию квалифицированной общедоступной медицины требовались огромные средства.

Значительный рост лечебной сети в Приморье в 1920-е годы, в т.ч. зубоврачебной, был организован, главным образом, для одной социальной группы населения - лиц наемного труда. Внимание властных структур было уделено участникам страховых касс и членам их семей, которые получали данный вид медицинской помощи, как в общей городской лечебной сети, так и кабинетах, обслуживающих исключительно данную категорию населения.

Прагматичный подход новой власти к преференциям для лиц наемного труда был обусловлен, с одной стороны, сильными, независимыми позициями на Дальнем Востоке профессиональных союзов, слабостью власти, которая стремилась заключить общественный договор с рабочим элементом о лояльности в обмен на сохранение и возможное расширение предоставления ряда социальных привилегий. С другой стороны, в стране на уровне государственной идеологии действовал классовый принцип распределения жизненных и социальных благ, в т.ч. получения медицинской помощи. Главный признак - «роль социальной группы в общественной

организации труда». Между тем, не все было ясно с классовой принадлежностью служащих, «лиц свободного труда» или «свободных профессий», «младшего обслуживающего персонала», «самозанятого населения», которые составляли основную часть дальневосточных жителей, но были значительно ущемлены в социальной сфере. Это особенно ярко проявилось на селе, где зубоврачебной помощи организовано не было.

Значительные увеличения объема государственной зубоврачебной помощи при недостатке финансирования, а также запрет на софинансирование населением услуг по зубоврачеванию в государственном секторе, стали приводить к «стандартизации» ремесленного характера труда зубного врача, внедрению нормативов выработки и плановых показателей, значительному снижению себестоимости предоставляемых услуг. Государство не нуждалось в дорогостоящих пломбировочных материалах, затратных технологиях и длительном, кропотливом, индивидуальном лечении. Интересы общества стали преобладать над интересами индивида. Постановка пломб на «массовом потоке» не предполагала использования драгоценных металлов, фарфора и обезболивающих препаратов, взамен населению был предложен недорогой зубной цемент, а также удаление зубов. Врач был лишен возможности выбора методик и технологий лечения, государство не нуждалось в его творческом подходе к своему ремеслу, он стал зависим от финансовой состоятельности государства. С другой стороны, пациент лишился каких-либо альтернатив в выборе материалов и методов лечения.

Признавая большую распространенность кариеса зубов среди трудового народа и ограниченность сети государственных зубоврачебных учреждений, предпринимались меры по внедрению в жизнь коммунальных программ борьбы с кариесом среди детей и подростков, работников промышленных предприятий. Планировалось перенести центр тяжести борьбы с болезнями зубов на почву профилактики и заблаговременного пресечения кариеса путем массового прикрепления этой категории населения к зубоврачебным амбулаториям и кабинетам, однако нехватка финансовых средств не позволила в полной мере реализовать эти планы.

Недостаток государственной сети здравоохранения, особенно специализированной, восполняли частнопрактикующие врачи, которые оказывали услуги как самозанятому населению, так и работали по договорам с органами здравоохранения. Кроме того, услуги частных врачей привлекали состоятельную часть населения и обеспеченных представителей трудового класса.

Зуботехническая помощь населению признавалась частью зубоврачебной помощи, однако в силу ограниченности и дороговизны зуботехнических материалов, все государственные зуботехнические лаборатории работали на началах хозяйственного расчета (т.е. на принципе самоокупаемости без субсидий со стороны государства). Тем не менее нормативными документами закреплялось, что этот вид помощи оказывался населению с соблюдением, в первую очередь, интересов рабочих и красноармейцев.

Литература

1. Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). Ф. 683. О. 1. Д. 6. Л. 35, 75, 92, 107.

2. ГАХК. Ф. 939. О. 1. Д. 15. Л. 14-16; Д. 17. Л. 18, 24; Д. 17а. Л. 1-3, 11-16; Д. 17б. Л. 9.; Д. 23. Л. 5, 15-24; Д. 35а. Л. 6, 36, 45-47.

3. Гончар В.В., Ратманов П.Э. Социальная роль зубоврачевания в дореволюционной России // История стоматологии: мат. VII Всерос. конф. М.: МГМСУ, 2013. С. 31-33.

4. Гончар В.В., Ратманов П.Э. Зубоврачебная помощь населению Приамурья в конце XIX - начале XX вв. // Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. 2013. №1. URL: http://www.fesmu.ru/ voz/20131/2013110.aspx (дата обращения 26.12.2013)

5. Ежегодник России, 1915. Организация врачебной помощи в России в 1913 году. Центральный статистический комитет МВД. Петроград, 1916.

6. Кулинич Н.Г. Повседневная культура горожан советского Дальнего Востока в 1920-1930-е годы. Хабаровск, 2010. 19 с.

7. Плохих С.В., Ковалева З.А. История Дальнего Востока России. Владивосток, 2002. 174 с.

8. Положение труда на Дальнем Востоке. Чита, 1924. 12 с.

9. Ратманов П.Э., Капитоненко Н.А, Захарченко В.В. Медицинское страхование на Дальнем Востоке в 20-е годы // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории медицины. 2000. № 6. С. 53-54.

10. Ратманов П.Э. Из истории русского зубоврачебного образования в Харбине в первой половине XX века // Российский стоматологический журнал. 2008. № 3. С. 65-67.

11. Список медицинских врачей С.С.С.Р. (на 1 января 1924 года). М.: Издание народного комиссариата здравоохранения Р.С.Ф.С.Р., 1925 г.

12. Статистический справочник Дальневосточной области. Хабаровск, 1925. С. 32-33.

13. Статистический ежегодник 1923-1925 гг. Часть I. Хабаровск: Дальневосточное краевое стат. управление, 1926. С. 66-68.

14. Фрейберг Н.Г. Сборник законов и распоряжений правительства Р.С.Ф.С.Р. по врачебно-санитарному делу с 1-го сентября 1919 по 1-е января 1925 г. М., 1925. С. 683-686.

15. Шомас Ю.К. Руководство дальневосточной партийной организации развитием народного здравоохранения (19221928 гг.): автореф. ... канд. ист. наук. Томск, 1970. 20 с.

Поступила в редакцию 27.01.2014.

Особенности оказания зубоврачебной помощи жителям Приморья в период становления Советской власти (1922-1926 гг.) В.В. Гончар1, П.Э. Ратманов2

1 Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения (680009, г. Хабаровск, ул. Краснодарская, 9), 2 Дальневосточный государственный медицинский университет (680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 35) Резюме. В статье раскрываются особенности организации и оказания зубоврачебной помощи жителям Приморья в первые годы Советской власти. Выяснено, что этот вид медицинской помощи воспринимался властью как один из элементов социальных преференций и привилегий для отдельных категорий населения. В связи с этим, она была организована для одной социальной группы - лиц наемного труда, а также членов их семей, которые являлись участникам страховых касс. Между тем, постоянно увеличивающиеся объемы лечебной зубоврачебной помощи не приводили к снижению потребности в этом виде медицинских услуг, что подтолкнуло власть внедрять коммунальные программы профилактики кариеса зубов у детей и подростков, а также работников промышленных предприятий. Недостаток государственного финансирования, запрет на прямые платежи населения, высокий спрос на услуги зубных врачей заставили отказаться от применения дорогостоящих, но более эффективных материалов и методик лечения. Однако значительная часть дальневосточного населения была лишена возможности пользоваться общественной сетью зубоврачебных учреждений. Ключевые слова: Дальний Восток, стоматология, зубопротезирование, страхование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.