Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1820
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ТЕРРИТОРИЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ / ОХРАНА / ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильин Ю.И.

Сейчас в обществе достаточно остро актуализируются вопросы защиты территориальной целостности государства и проблемы обеспечения надлежащего правопорядка в отдельных регионах СВО, что является следствием фактического внешнего вмешательства и организации массовых беспорядков (террористических актов) на приграничных территориях ДНР и ЛНР. Отдельные проявления террористической деятельности наблюдаются в Харьковской, Днепропетровской, Одесской, Херсонской и других областях. Указанные факторы требуют оперативного поиска руководством МВД РФ, ВС РФ и другими военными формированиями (командирами добровольческих батальонов) адекватных реальных форм и методов противодействия, которые часто выходят за пределы установленных законодательством видов несения службы сотрудниками полиции. Стоит помнить, что наивысшей ценностью является человеческая жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER IN THE TERRITORY OF A SPECIAL MILITARY OPERATION

Now the issues of protecting the territorial integrity of the state and the problems of ensuring proper law and order in certain regions of the SVR are quite acutely actualized in society, which is a consequence of actual external interference and the organization of mass riots (terrorist acts) in the border territories of the DPR and the LPR. Separate manifestations of terrorist activity are observed in Kharkiv, Dnipropetrovsk, Odessa, Kherson and other regions. These factors require prompt search by the leadership of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the Armed Forces of the Russian Federation and other military formations (commanders of volunteer battalions) for adequate real forms and methods of counteraction, which often go beyond the types of police service established by law. It is worth remembering that the highest value is human life.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ»

Особенности охраны общественного порядка на территории проведения специальной военной операции

Ильин Юрий Иванович

старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, подполковник полиции, Сибирский юридический институт МВД, Gog_68@mail.ru

Сейчас в обществе достаточно остро актуализируются вопросы защиты территориальной целостности государства и проблемы обеспечения надлежащего правопорядка в отдельных регионах СВО, что является следствием фактического внешнего вмешательства и организации массовых беспорядков (террористических актов) на приграничных территориях ДНР и ЛНР. Отдельные проявления террористической деятельности наблюдаются в Харьковской, Днепропетровской, Одесской, Херсонской и других областях. Указанные факторы требуют оперативного поиска руководством МВД РФ, ВС РФ и другими военными формированиями (командирами добровольческих батальонов) адекватных реальных форм и методов противодействия, которые часто выходят за пределы установленных законодательством видов несения службы сотрудниками полиции. Стоит помнить, что наивысшей ценностью является человеческая жизнь. Ключевые слова: общественный порядок, территория, специальная военная операция, охрана, особенности.

По состоянию на 22.07.2022 года во время выполнения обязанностей по охране общественного порядка в проведении СВО погибли более 100 работников МВД. Вопросы охраны и обеспечения общественного порядка были предметом исследования многих отечественных ученых, которые рассматривали различные аспекты этой проблемы в нормальных условиях жизнедеятельности общества либо в экстремальных условиях, что обусловлены природным или техногенным характером их происхождения [2].

Несмотря на это, вопросы охраны общественного порядка с участием сотрудников полиции в условиях проведения СВО вообще не рассматривались (публикации отсутствует в открытом доступе) или есть наработками учебных заведений или практических специализированных органов и подразделений военных (военизированных) формирований и отдельных ученых, которые имеют допуск к режиму секретности (для служебного пользования, секретно) [8]. Учитывая новые для РФ условия социально-политической ситуации,которые возникли в течение последнего времени в ДНР и ЛНР, современные исследования относительно влияния опасных факторов на работников полиции и совершенствование тактики действий при охране ими общественного порядка в проведении СВО (фактически во время ведения боевых действий) в нашей стране только начинают осуществляться [9].

Цель статьи - раскрыть потенциальные возможности блокпостов (блокировка отдельных территорий от нападений ВСУ и их сдерживание от дальнейшего продвижения, создание коридоров для беженцев, обеспечение общественного порядка и тому подобное) как вида несения службы сотрудников ОВД в условиях проведения СВО [7].

СВО проводится лишь при наличии реальной угрозы жизни и безопасности граждан, интересам общества или государства в случае, если устранение этой угрозы другими способами невозможно [6].

Во время проведения СВО используются силы и средства (личный состав, специалисты, оружие, специальные и транспортные средства, средства связи, иные материально-технические средства и тому подобное) субъектов борьбы с терроризмом, а также предприятий, учреждений, организаций, которые привлекаются к участию в контртеррористической операции [1].

В современных условиях органами власти и силовыми структурами постоянно совершенствуются

и *

о

X

а

а

и о т

V

сч сч о

С4 (О

меры (организационные, тактические, материально-технические и др) относительно адекват-ноые противодействия, в которых (мероприятиях -уточнено) непосредственное участие принимают не только военнослужащие АС РФ, а и работники МВД РФ и других военных или военизированных формирований государства. В частности, недавно законодательством как крайняя мера предусмотрено право на применение сотрудниками полиции без предупреждения физической силы, специальных средств и оружия, если возникла непосредственная угроза жизни или здоровью граждан или работников полиции, а также в районе проведения СВО [4].

МВД осуществляет борьбу с терроризмом путем предупреждения, выявления и пресечения преступлений, совершенных с террористической целью, расследование которых отнесено законодательством к компетенции органов внутренних дел; предоставляет ФСБ РФ необходимые силы и средства; обеспечивает их эффективное использование во время проведения антитеррористических операций [3].

Согласно положениям МВД РФ, для несения патрульно-постовой службы используются следующие виды нарядов, как [5]:

1) патрули (подвижной наряд в составе одного или нескольких работников полиции, который выполняет возложенные на него обязанности на маршруте патрулирования);

2) передвижные полицейские группы (комбинированный по составу и оснащен специальными техническими средствами наряд полиции на автомобиле, который несет патрульную службу на закрепленном секторе и предназначен для принятия неотложных мер по предупреждению нарушений общественного порядка, осуществление оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию преступлений по свежим следам);

3) патрульные группы (наряд в составе двух и более патрулей под единым руководством);

4) специализированные патрульные группы (специальный вид наряда, предназначенный для борьбы с самыми распространенными правонарушениями на улицах и в других общественных местах);

5) посты охраны порядка (место или участок местности, на котором сотрудники полиции (постовые) выполняют возложенные на них обязанности);

6) посты охраны объектов (место или участок, где работники ВОХР осуществляют на договорных началах охрану объектов и другого имущества государственной, коллективной и частной собственности, имущества иностранных граждан, международных организаций, иностранных юридических лиц, а также граждан);

7) посты регулирования дорожного движения (участок территории, на которой организуется несение дорожно-патрульной службы в связи с необходимостью регулирования дорожного движения, установление непрерывного контроля за движением транспортных средств иностранных владельцев, принятие оперативно-розыскных мер, обеспечение беспрепятственного проезда автомобилей личного назначения);

8) патрули для наблюдения за дорожным движением (наряд в составе одного или нескольких сотрудников ГИБДД, который осуществляет контроль за дорожным движением и выполнением гражданами правил дорожного движения путем патрулирование на автомобилях, мотоциклах, вертолетах или пешим патрулированием);

9) контрольно-пропускные пункты (наряд полиции, который несет службу по обеспечению пропускного режима или ограничения движения транспорта и пешеходов в определенном районе (местности) при проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий, эпидемий и в других случаях);

10) заслоны (наряд в составе группы (подразделения) сотрудников полиции, выполняющий задачу блокирования определенного участка местности или перекрытию отдельных направлений).

Заслон как наряд в составе группы (подразделения) работников полиции выполняет задачи по блокированию определенного участка местности или перекрытию отдельных направлений [10].

Несмотря на это, применение вооруженным противником бронированной техники на отдельных локальных направлениях, проведение с удаленной территории обстрелов с крубнокалиберного вооружения мест дислокации военнослужащих и применения снайперского оружия фактически делают малоэффективными или вообще невозможным использование указанных видов несения патрульно-постовой службы в части обеспечения работниками МВД общественного порядка в условиях массовых беспорядков и ведения боевых действий (отсутствие укрепленных объектов на удаленных от населенных пунктов местностях, а следовательно - потребность использования подручных средств (мешков с песком, бетонных блоков, деревьев и тому подобное) для устройства защиты личного состава и обеспечения его жизнедеятельности).

Применение военных подходов к обеспечению охраны общественного порядка в условиях проведения СВО является малопригодным, поскольку:

1) единственным средством достижения победы частями и подразделениями в вооруженных столкновении с противником является бой;

2) оборона осуществляется преднамеренно или вынужденно с главной целью - отразить наступление противника, нанести ему потери и создать условия для перехода своих войск в наступление;

3) военнослужащие ВС РФ в обустройстве взводных опорных или ротных пунктов используют особенности характера местности (холмы, луги, деревья и т. д.) В удаленности от населенных пунктов, транспортных сообщений и стратегических объектов, применяют для защиты личного состава различные временные заграждения и препятствия (траншеи, ходы сообщения, устанавливают минно-взрывные заграждения), то есть используют принцип маскировки и маневрирования.

Наоборот, охрана общественного порядка предполагает присутствие представителей власти (полиции), их открытость для населения и активное

участие правоохранителей в непосредственном урегулировании проблем, которые касаются защиты граждан (проверка документов, осмотр транспортных средств, охрана коридоров оставления непригодной для жизни территории и тому подобное).

Поэтому, как доказывает практика проведения аСВО и принимаемые профилактические меры в ДНР и ЛНР, для выполнения поставленных задач более массовым явлением становится применение блокпостов, которые полнее обеспечивают не только сохранение жизни и здоровья военнослужащих Росгвардии и работников полиции, но и способствуют эффективному выполнению поставленных руководством страны стратегических задач в зоне проведения СВО.

По результатам анализа деятельности сил правопорядка в ЛНР и ДНР, используя доступные наработки ученых, рассмотрим основные требования к обустройству и функционального назначения блокпостов как действенного средства обеспечения надлежащего уровня общественной безопасности в условиях противодействия правоохранителей незаконным вооруженным формированием в условиях проведения СВО в современных условиях.

Блокпост - военный (военизированный) наряд, как правило, в составе усиленного взвода, который предназначен для:

1) несение службы на разветвлениях важных дорог, въездах (выездах) к городам и населенным пунктам или другим стратегически важным объектам (железнодорожным станциям, аэропортам, мостам, водохранилищам, электростанциям и т.п.); блокирование дороги и прекращение или ограничение движения в соответствии с определенным порядком;

2) осуществление в зоне ответственности контроля за движением транспорта и людей, проверки и осмотра их имущества, а главное - внешней изоляции района действий незаконных вооруженных формирований (далее - НВФ), своевременного определения их местонахождения;

3) выявление свободного передвижения экстремистов (террористов), лиц, объявленных в розыск, путей возможного выхода боевиков из районов их сосредоточения, дальнейшей изоляции и лишения доступа к источникам снабжения;

4) предотвращения контрабандной перевозки и запрета притока пополнения, поставки боеприпасов, оружия, взрывчатых веществ и недопущения прорыва военного или несанкционированного гуманитарного конвоя противника через блокпост;

5) отчет обо всей деятельности по команде.

Учитывая цель и целевое назначение конкретного блокпоста, на него возлагаются следующие задачи:

1) осмотр и проверка людей, транспорта и грузов, пересекающих зону разъединения;

2) предотвращение проникновения нарушителей и незаконной доставке оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;

3) блокирование движения транспорта и людей (частичного или полного);

4) задержание граждан и транспортных средств, нарушающих установленный режим поведения;

5) наблюдение за местностью.

Блокпост преимущественно обустраивают за углами зданий, на поворотах дорог, за склонами холмов, используя элемент неожиданности (маскировка). Место несения службы оборудуется по правилам подготовки взводного опорного пункта к круговой обороне с использованием табельного и вспомогательного инженерного имущества (мешки с песком, железобетонные или деревянные защитные конструкции различного типа), снабжается соответствующей документацией, средствами связи и электроснабжения, местом для проверки документов, осмотра транспортных средств, стоянкой задержанного транспорта. Способы выполнения задач на них в основном направлены на обеспечение стабилизационных действий в зоне конфликта, особенно во время проведения противодиверсион-ных (антитеррористических) операций.

Местность вокруг блокпоста должна находиться под постоянным и непрерывным контролем: для этого необходимы наблюдатели с приборами наблюдения, в том числе ночного видения и беспи-лотники. В ночных условиях надо строго соблюдать светомаскировку, правильно организовывать освещение местности без определения своих позиций.

Во время организации отдыха личного состава наряда блокпоста считаются с тем, что его треть отдыхает, остальные - несет службу. С получением данных о выдвижении противника, усиливается наблюдение, весь личный состав готовится к бою, предоставляется доклад старшему командиру, оповещаются соседние блокпосты. Задачей подразделения, что создает рубеж военного заграждения, является недопущение несанкционированного движения вне разрешенных маршрутов, организация патрулирования на маршрутах органами ГИБДД, военной службы правопорядка ВС РФ.

Рубеж военного заграждения назначается, как правило, вдоль основных коммуникаций, на важных водных рубежах с целью недопущения проникновения незаконных вооруженных формирований (антигосударственных вооруженных формирований), диверсионно-разведывательных групп (далее - ДРГ) или других преступных элементов в определенные полосы (районы) и прикрытие как можно больше важных объектов путем выставления на нем засад, постов наблюдения, секретов и организации патрулирования, а также содержание резерва для немедленного реагирования при обнаружении НВФ и ДРГ.

Блокпосты прикрываются, как правило, минно-взрывными заграждениями в управляемом варианте, сигнальными минами, на которые составля- 3 ются формуляры в четырех экземплярах. Для к усложнения подхода противника используются ма- о териалы: консервные банки, шифер, кровельное | железо, хворост и другие предметы (в частности со- и баки), создающие грохот (шум). а

В условиях чрезвычайных ситуаций социального с характера оборудованные блокпосты возможными Ь

сч сч о

С4 (О

силами и средствами создают минимальные благоприятные условия для защиты местного населения от неконтролируемого углубления кризиса в результате противоправной деятельности боевиков -предотвращение убийством мирных граждан, ограбление и мародерство жилья или других объектов хозяйствования, способствуют защите и сохранению стратегических объектов от разрушений и тому подобное.

Блокпост как военизированный наряд правоохранителей в зоне проведения СВО обеспечивает выполнение задач многоцелевого назначения:

1) осуществляет охрану подъездов к стратегически важных населенных пунктов и объектов народного хозяйства;

2) контролирует движение транспорта и людей, проводит проверки и осмотр их имущества, а главное - сохраняет границы внешней изоляции района, где действуют незаконные вооруженные формирования;

3) способствует выявлению свободного передвижения экстремистов (террористов), лиц, объявленных в розыск;

4) предотвращает контрабандной перевозке оружия и боеприпасов;

5) оперативно информирует о полученных данных командованию СВО.

Осуществлен анализ требований по обустройству блокпостов и конкретизация основных задач, которые ставятся перед личным составом правоохранительных органов во время исполнения ими определенных обязанностей в зоне проведения СВО в случае несения ими службы в составе соответствующих нарядов, позволяет работникам МВД осознанно лично подготовиться (психологически, материально-технически, огневой подготовки, тактически, топографически и тому подобное) перед отправлением в зону ведения боевых действий, что в целом выступает благоприятным условием эффективного решения полицией служебно-боевых задач в обеспечении общественного порядка в конкретной местности в соответствии с законодательством государства.

Литература

1. Винокуров, В. И. Дипломатия силы и специальная военная операция ВС РФ на Украине: общее и особенное / В. И. Винокуров // Дипломатическая служба. - 2022. - № 3. - С. 210-217. - DOI 10.33920/оте-01-2203-05. - EDN MVNFOY.

2. Ишутин, О. С. Становление медицинской службы сил специальных операций вооруженных сил как органа военного управления / О. С. Ишутин // Военная медицина. - 2007. - № 4(5). - С. 5-8. -EDN RVEHBJ.

3. Корякин, В. М. Социальное обеспечение участников специальной военной операции: проблемные вопросы / В. М. Корякин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. -2022. - № 4(297). - С. 85-93. - EDN UBPXSH.

4. Кудашкин, А. В. Правовой режим специальных военных операций: сравнительно-правовой анализ / А. В. Кудашкин, Н. Н. Мельник // Право в

Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение.

- 2022. - № 4(297). - С. 2-12. - EDN UKNPVJ.

5. Латыпов, Р. Ф. Специальная военная операция на Украине: ситуационный анализ / Р. Ф. Латыпов // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2022. - № 2(164). - С. 134-137. - DOI 10.34773/EU.2022.2.24. - EDN XEOIHP.

6. Максименко, Д. И. Задачи МЧС России при проведении специальной военной операции Российской Федерации / Д. И. Максименко // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение.

- 2022. - № 4(297). - С. 59-67. - EDN SYVLGA.

7. Михайленко, А. Н. Специальная военная операция России на Украине: случайность или закономерность? / А. Н. Михайленко // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2022. - Т. 12. - № 4(85). - С. 1431-1448. - DOI 10.35775/PSI.2022.85.4.037. - EDN CXRLDS.

8. Румянцев, Н. В. Специальные административно-правовые режимы деятельности органов внутренних дел в современных условиях. Монография / Н. В. Румянцев. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 167 с. - ISBN 978-5-238-02208-6. - EDN RBCBLR.

9. Шайтура, С. В. Краткий анализ использования малых БПЛА в ходе специальной военной операции на Украине / С. В. Шайтура, И. А. Байгутлина, П. А. Замятин // Славянский форум. - 2022. - № 2(36). - С. 467-498. - EDN ZTZFLM.

10. Ярыгин, О. В. Информационное обеспечение специальной военной операции по защите Донбасса: сегодняшние вызовы и завтрашние проблемы / О. В. Ярыгин // Аналитические технологии в социальной сфере: теория и практика : Сборник статей, Москва, 19 мая 2022 года. - Москва: Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности, 2022. - С. 100-106. - EDN OKXMZE.

Features of the protection of public order in the territory of a special

military operation Ilyin Yu.I.

Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs

Now the issues of protecting the territorial integrity of the state and the problems of ensuring proper law and order in certain regions of the SVR are quite acutely actualized in society, which is a consequence of actual external interference and the organization of mass riots (terrorist acts) in the border territories of the DPR and the LPR. Separate manifestations of terrorist activity are observed in Kharkiv, Dnipropetrovsk, Odessa, Kherson and other regions. These factors require prompt search by the leadership of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the Armed Forces of the Russian Federation and other military formations (commanders of volunteer battalions) for adequate real forms and methods of counteraction, which often go beyond the types of police service established by law. It is worth remembering that the highest value is human life.

Keywords: public order, territory, special military operation, security, features. References

1. Vinokurov, V. I. Diplomacy of force and special military operation of the

Armed Forces of the Russian Federation in Ukraine: general and special / V. I. Vinokurov // Diplomatic Service. - 2022. - No. 3. - P. 210-217. - DOI 10.33920/vne-01-2203-05. - EDNMVNFOY.

2. Ishutin, O. S. Formation of the medical service of the special operations

forces of the armed forces as a body of military control / O. S. Ishutin // Military medicine. - 2007. - No. 4 (5). - P. 5-8. - EDN RVEHBJ.

3. Koryakin, V. M. Social security of participants in a special military operation:

problematic issues / V. M. Koryakin // Law in the Armed Forces - Military Legal Review. - 2022. - No. 4 (297). - S. 85-93. - EDN UBPXSH.

4. Kudashkin, A. V. Legal regime of special military operations: comparative

legal analysis / A. V. Kudashkin, N. N. Melnik // Law in the Armed Forces - Military Legal Review. - 2022. - No. 4 (297). - P. 2-12. - EDN UKNPVJ.

5. Latypov, R. F. Special military operation in Ukraine: situational analysis / R.

F. Latypov // Economics and management: scientific and practical journal.

- 2022. - No. 2 (164). - S. 134-137. - DOI 10.34773/EU.2022.2.24. - EDN XEOIHP.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Maksimenko, D. I. Tasks of the Ministry of Emergency Situations of Russia

during the conduct of a special military operation of the Russian Federation / D. I. Maksimenko // Law in the Armed Forces - Military Legal Review. - 2022. - No. 4 (297). - S. 59-67. - EDN SYVLGA.

7. Mikhailenko, A. N. Special military operation of Russia in Ukraine: an

accident or a regularity? / A. N. Mikhailenko // Issues of national and federal relations. - 2022. - T. 12. - No. 4 (85). - S. 1431-1448. - DOI 10.35775/PSI.2022.85.4.037. - EDN CXRLDS.

8. Rumyantsev, N. V. Special administrative and legal regimes for the activities

of internal affairs bodies in modern conditions. Monograph / N.V. Rumyantsev. - Moscow: UNITI-DANA, 2012. - 167 p. - ISBN 978-5-23802208-6. - EDN RBCBLR.

9. Shaitura, S. V. Brief analysis of the use of small UAVs in the course of a

special military operation in Ukraine / S. V. Shaitura, I. A. Baigutlina, P. A. Zamyatin // Slavic Forum. - 2022. - No. 2(36). - S. 467-498. -EDNZTZFLM.

10. Yarygin, O. V. Information support of the special military operation to protect Donbass: today's challenges and tomorrow's problems / O. V. Yarygin // Analytical technologies in the social sphere: theory and practice: Collection of articles, Moscow, May 19, 2022. - Moscow: Research Center for National Security Problems, 2022. - P. 100-106. - EDN OKXMZE.

u

a) *

o x

00 a

a) o

T V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.