Научная статья на тему 'Особенности оформления обёртки конфет XX-XXI вв. В России'

Особенности оформления обёртки конфет XX-XXI вв. В России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
478
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАНТИК / ОБЁРТКА / КОНФЕТА / ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ИЗОБРАЖЕНИЕ / УПАКОВКА ДЛЯ КОНФЕТ / CANDY WRAPPER / CANDY / GRAPHIC DESIGN / PICTURE / PACKAGING FOR SWEETS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пьянкова Александра Владимировна, Ворожейкина Вера Александровна

Статья посвящена исследованию дизайна обёртки конфет в период с XX века и заканчивая XXI веком, в частности рассматривается советский период и настоящее время. Представлена эволюция графического оформления этикетки в этот промежуток времени на конкретных примерах с выделением характерных черт дизайна конфетной упаковки, а также функций, которые обёртка выполняет в жизни советского и современного общества. Специфика дизайна зачастую зависит от технологии изготовления, особенностей материала обёртки и других условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Пьянкова Александра Владимировна, Ворожейкина Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of candy wrappers design of the XX-XXI centuries in Russia

The article is devoted to the study of the design of candy wrappers from the 20th century to the 21st century, in particular, the Soviet period and the present are considered. The evolution of the graphic design of the label in this period of time is presented using concrete examples, highlighting the characteristic features of the design of candy packaging, as well as the functions that the wrapper performs in the life of Soviet and modern society. The specifics of the design often depends on the manufacturing technology, the characteristics of the wrapper material and other conditions.

Текст научной работы на тему «Особенности оформления обёртки конфет XX-XXI вв. В России»

A.В. Пьянкова, студент

B.А. Ворожейкина, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д. Крячкова

A. Pyankova, student V. Vorozheykina, Associate Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Особенности оформления обёртки конфет XX-XXI вв. в России

Features of candy wrappers design of the XX-XXI centuries in Russia

Статья посвящена исследованию дизайна обёртки конфет в период с XX века и заканчивая XXI веком, в частности рассматривается советский период и настоящее время. Представлена эволюция графического оформления этикетки в этот промежуток времени на конкретных примерах с выделением характерных черт дизайна конфетной упаковки, а также функций, которые обёртка выполняет в жизни советского и современного общества. Специфика дизайна зачастую зависит от технологии изготовления, особенностей материала обёртки и других условий.

Ключевые слова: фантик, обёртка, конфета, графический дизайн, изображение, упаковка для конфет

The article is devoted to the study of the design of candy wrappers from the 20th century to the 21st century, in particular, the Soviet period and the present are considered. The evolution of the graphic design of the label in this period of time is presented using concrete examples, highlighting the characteristic features of the design of candy packaging, as well as the functions that the wrapper performs in the life of Soviet and modern society. The specifics of the design often depends on the manufacturing technology, the characteristics of the wrapper material and other conditions.

Keywords: candy wrapper, candy, graphic design, picture, packaging for sweets

Введение

Самые простые этикетки конфет появились ещё при Петре I. Дизайном занимались известные российские художники В.М. Васнецов, А.А. Андреев, И.Я. Билибин. Но до конца 18 века конфеты подавали как деликатес на тарелочке, и тогда никто не задумывался об обёртке, поскольку это был деликатес доступный не каждому. Использовались стеклянные и небольшие по размеру вазы или фарфоровые блюдца. В результате конфеты приходилось доставать при помощи специальных приспособлений. В результате промышленной революции вопрос о внешнем виде дизайне обёртки стал особо остро. С удешевлением производства появилась возможность создать не только конди-

терское оформление конфет, но и удобную защиту содержимого от внешнего воздействия. Одним из первых разработчиков упаковки для конфет стал Т. Эдисон. У него возникла идея создать парафинированную бумагу, которая затем служила первой обёртке.

С насыщением рынка товаром возник вопрос острой конкуренции и дизайн стал играть ещё большее значение. Чтобы привлечь внимание покупателя, производителю необходимо было заинтересовать его в первую очередь яркой упаковкой продукцией. То есть упаковка должна была иметь спектральную цветовую гамму и интересное визуальное оформление, а также благозвучное название конфетной продукции. Зачастую обёртки помимо эстетической функции могли быть носителями образовательной, пропагандистской и развлекательной информации.

Стоит отметить, что самая главная функция упаковки, свойственная для каждого периода — это обеспечение защиты продукции от внешнего воздействия, предотвращение механических повреждений, а также обеспечение гигиенических требований. Она должна сохранить в целости содержимое, увеличить срок годности товара. Необходимо учитывать и эстетические предпочтения потребителя: упаковка должна заинтересовать покупателя, повысить узнаваемость торговой марки и, соответственно, принести прибыль. Для того, чтобы привлечь внимание покупателя, важно учитывать правила оформления обёртки, среди которых отводится большое внимание грамотному расположению графических элементов, простоте и отсутствиюе перегруженности визуальных объектов, простоте восприятия текстовой информации, использованию приятных цветовых сочетаний, контрасту.

По рассматриваемой теме было проанализировано несколько статей и обзоров. Среди исследований немалую ценность представляют работы И.Б. Давыдова, Ричарда Коулз, В.Е. Гуля, Н.О. Субботина, М.С. Тимофеева, С.И. Симакова. Несмотря на подобные исследования, посвящённые вопросам оформления конфетных обёрток, в настоящее время опубликовано крайне малое число научных работ, посвящённых проблемам развития дизайна обёрток конфетного изделия. Таким образом, назрела необходимость осмысления особенностей дизайна конфетных обёрток в разный временной период и перспектив его дальнейшего развития.

Объект исследования — обёртка конфетного изделия.

Предмет исследования — особенности оформления конфетных обёрток в России в различные исторические периоды.

Актуальность исследования заключается в выявлении особенностей дальнейшего развития и совершенствования дизайна конфетных обёрток. В ходе исследования рассматривается несколько функций, которые выполняют обёртки в жизни общества, рассмотрены черты дизайна конфетного изделия.

Методы и инструменты

Цель исследования — выявить особенности оформления конфетных обёрток. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) на основе анализа дизайна упаковки конфет в различные исторические периоды выявить основные особенности обёртки;

2) указать функции обёртки конфет;

3) выявить различие конфетных обёрток в советское и настоящие время.

Результаты и обсуждение

Рассмотрим особенности оформления, а также функции, которые выполняла упаковка конфетных изделий в советский период с ХХ-ХХ1 вв.

В период военного коммунизма конфеты имели монохромное изображение. Используется отрисованное изображение деятеля, заключённое в орнаментальный овал. Применяется либо один вид шрифта, либо два. Среди шрифтов есть геометрический, гротеск, также антиква и рукописный.

Рис. 1. Обёртка конфет «Декабристы (1920).

Рис. 2. Обёртка конфет «Всероссийский староста» (1920)

Источник: https://humus.livejournal.eom/1945147.Ы:т1#си^С1

В период НЭПА всё также используется изображение, выполненное с помощью линий и контура. На этот раз цвет линий имеет коричневый оттенок. В центре нарисован человек, в соответствии с названием конфеты, а позади него прорисован фон, всё это вписано в узорчатую фигуру. По бокам также используется узор. Ранее такого не было. Применяется два шрифта, гротеск.

Рис. 3. Обёртка конфет «Народная» (1922). Источник: http://mycoll.ru/paper/coll/paper6519.html 104

Рис. 4. Обёртка конфет «Наша индустрия» (1923). Источник: https://littlehistoriesdotorg.files.wordpress.com/2016/01/3232.jpg?w=940&h=327

На рис. 4 можно заметить, что в оформлении стал применяться цвет. В центре размещено монохромное изображение транспорта или другой техники (в соответствии с названием конфеты). Наблюдается единая цветовая гамма (чёрный, красный, белый или бежевый). Используются геометрические изобразительные элементы, в данном случае полосы (красные, чёрные), а также два-три вида шрифта гротескового начертания. Расположение текста может отличаться: часть находится сверху от центрального изображения, часть снизу, другая по бокам.

В период индустриализации конфетные этикетки наполнялись большим количеством цветов. На конфете «Юный пионер» в центре изображены пионеры, а между ними теннисная сетка. Всё это заключено в круг, который выполнен с применением красного контура. Применяется два шрифта (гротеск). Текст расположен сверху изображения, а также снизу, где находится само название кондитерской продукции.

Рис. 5. Обёртка конфет «Юный пионер» (1920-1930). Источник: http://mycoll.ru/ paper/coll/paper6471 .html

Рис. 6. Обёртка конфет «Красное войско» (1930). Источник: https://eda.ru/media/ produkt/kratkaya-istoriya-russkih-konfet

На конфете «Красное войско» (рис. 6) используется изображение человека (солдата), вписанное в прямоугольник. В первом варианте цветовая гамма находится в гармонии, в основном используется красный, синий, чёрный цвета, в качестве дополнительного выступает бежевый, который применяется в фоне изображения с солдатом. Во втором варианте применяется жёлтый, красный, голубой, зелёный, бежевый цвет. Здесь возникает ощущение, что в конфете используется большое количество цветов, это делает обёртку не очень удачной по визуальному исполнению. Основное название наклонено и выделено при помощи голубого цвета, однако так оно плохо читается.

Среди функций стоит отметить, во-первых, познавательно-образовательную функцию, возникшую как следствие дефицита товаров и влияния советской пропаганды. Фантики собирали и коллекционировали, особенно это занятие было увлекательным у детей. На некоторых обёртках размещались интересные факты, географические карты или достопримечательности, а также ребусы, стихи и азбука и т. д. Разработчики стремились способствовать улучшению грамотности населения.

Во-вторых, обёрткам была свойственна агитационная функция, которая особенно ярко проявилась в советский период. Как пример можно взять конфеты с творчеством Маяковского или Родченко, которые оказывали большое влияние на людей с помощью своих стихотворений, внушающих патриотизм человеку — «Если на фронте опасность имеется, наша защита — красноармейцы» (В.В. Маяковский). Часть кондитерских изделий была связана с военной тематикой, тем самым подбадривая народ, повышая его дух для противостояния вражеским силам.

Рис. 7. Обёртка конфет «Красноармейская звезда»

(фабрика «Красный Октябрь»). 1920-1930 гг. Источник: https://humus.livejournal.com/1947221.html

Конфетные упаковки могли также выполняться в стиле конструктивизма.

а б в

Рис. 8. Обёртки конфет 1920-1930 г.: а — «Кара Кум» (фабрика «Красный Октябрь»), б — «Радий» (фабрика Рот-Фонт), в — «Контрактация» (Гос. конд. ф-ка им. Ленина, Сталингад) Источник: https://www.litfund.ru/mobile/news/5440/

Для конфетных обёрток была характерна политизированность, так что можно было встретить изображения важных исторических личностей (например, Ленина).

Рис. 9. Обёртка конфет «Грибок», 1930 г.

Источник: https://humus.livejournal.com/1947221.html

В период мобилизационной модели экономики прослеживается постепенный отход потребности в агитации народа. В итоге оформление фантиков начинает меняться. У производителей стало возможно охватить большое пространство идей. Довольно часто наблюдается использование изображения животных. Конфетные обёртки становятся ещё более цветными и насыщенными по сравнению с предыдущими. Для фона используется больше цветов. Применяются узоры, а также от одного до двух видов шрифтов.

Рис. 10. Обёртка конфет «Мишка на Севере», 1939 г. Источник: https://mssian.alibaba.com/product-detail/traditional-russian-candy-northern-bear--50036588878.html

Рис. 11. Обёртка конфет «Белочка», 1940 г. Источник: https://zen.yandex.ru/media/ id/5a60e2681410c3b8f3dee0b6/sladosti-rodom-iz-sssr-chast-1-5a677a9a865165debe7d52ac

В периоды «оттепели» и застоя выпущены такие конфеты, как «Красная шапочка», «Тузик».

На рис. 12 в центре используется изображение сказочного героя, вписанного в узорчатую геометрическую фигуру. Исполнение яркое, что характерно для сказочной тематики. Название выделено красным цветом и заключено в овал. Применяется от двух до трёх видов шрифтов, в том числе декоративный.

На рис. 13 прослеживается применение геометрических узоров в качестве фона. В целом, обёртка выдержана в единой цветовой гамме. Используется два-три вида шрифта.

Рис. 12. Обёртка конфет «Красная шапочка», 1955 г. Источник: https://www.pinterest.pt/pin/ 459015387005806960/

Рис. 13. Обёртка конфет «Тузик», начало 1960 г. Источник: https://www.pinterest. т/рт/704461566682611493/

Обёртки отражали значимые события, такие как первый полёт в космос, Олимпийские игры.

fefef (^„AUtuucci"

ч. ц

Рис. 14. Обёртка конфет «Мишка» (фабрика «Красный Октябрь»), 1970-1980 гг. Источник: https://crafta.ua/lots/6536704530-obyortka-ot-shokolada-mishka-konditerskaya-fabrika-krasnyy-oktyabr

Рассмотрим особенности упаковки конфетных изделий на современном этапе развития общества.

Рис. 15. Обёртка конфет «Мишкино счастье», 2016-2019 гг.

Источник: https://irecommend.ru/content/nezhn aya-rassypchataya-khalva-i-nemnogo-shokolada-vot-ono-mishkino-schaste-foto-vkusnyashki

Рис. 16. Обёртка конфет Яшкино «Чио Рио», 2016-2018 гг.

Источник: https://goods.ru/catalog/details/k onfety-chio-rio-glazirovannye-10-kg-100024516370/otzyvy/

Рис. 17. Обёртка конфет «Бабаевские», 2016-2019 гг.

Источник: https://tdgaem.ru/product/konfe ty-shokoladnye-babaevskiy-s-tryufelnym-kremom-200-g-paket-bb16456

Стоит отметить, что в данный период наиболее значимой функцией обёртки является её выполнение эстетических предпочтений потребителя.

На рис. 15 можно проследить использование графических элементов (солнце, которое находится за название конфеты). Применяются всего три цвета (зелёный, коричневый и белый), а также два вида шрифта, называние выполнено декоративным шрифтом.

На рис. 16 для фона используются два цвета (бежевый и чёрный), фотография конфеты соответствует цветовой гамме в целом, а также привлекает к себе большую часть внимания. Логотип выполнен красным оттенком на белом фоне. Использованных шрифтов примерно два, называние выполнено декоративным шрифтом.

На рис. 17 можно проследить, что текстовая информация хорошо читается, нет перегруженности графическими элементами, композиция между объектами находится в равновесии, изображение и текст выстроены по одной линии, в одном и том же вертикальном положении. Применение паттерна прослеживается на обоих. В названии используется декоративный шрифт, в итоге и шрифт и декоративные элементы в своей взаимосвязи хорошо передают задумку оформления «Чио Рио».

Выводы

По результатам исследования было сделано несколько выводов.

1. Выявлены основные особенности обёртки конфет. Среди них такие, как монохромность изображения, свойственная для военного коммунизма, политизированность, следование популярному для советского времени стилю, зависимость от значимых событий в жизни общества (например, полёт в космос). В настоящее время для обёрток характерно применение фотографического изображения, отсутствие перегруженности графическими элементами.

2. Указаны актуальные функции конфетной обёртки, такие, как познавательно-образовательная, агитационная, а также эстетическая. Последняя функция наиболее актуальна для современного этапа развития общества.

3. Выявлены различия конфетных обёрток в различные исторические периоды. Для советского времени прослеживается зависимость от пропаганды, попытка повысить уровень грамотности при помощи конфетной продукции, что отразилось на дизайне обёрток. В современном обществе исчезает такая необходимость, для дизайна становится возможно охватить большее количество идей, чтобы угодить эстетическим предпочтениям потребителя.

Заключение

Исходя из вышеизложенного можно отметить, что особенности оформления конфетных фантиков связано со многими историческими факторами. Кондитерские обёртки являются отражением эпохи и культуры народа, реагируют на каждое значительное событие. Они выполняют ряд важных функций, связанных с воспитанием человека, приобщением его с культурой своей страны. В XXI веке наблюдается отход от многих вышеуказанных социальных функций, которые были свойственны советскому периоду и продвижение на первый план по большей части лишь эстетической функции упаковки конфетного изделия.

Список литературы

1. Давыдов И.Б. Особенности упаковки различных видов штучных пищевых продуктов // Известия ТулГУ. Технические науки. — 2018. — №9. — C. 438-446.

2. Джанджугазова Е.А. Культурные и товарные бренды Москвы: интегрированный подход, или что общего у фабрики «Красный Октябрь» («Эйнемъ») и Третьяковской галереи // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2014. — Т. 8 — №4. — C. 102-113.

3. Симакова С.И. Инструменты визуализации информации в СМИ: инфо-графика // Вестник ЧелГУ. — 2017. — №6 (402). — C. 91-99.

4. Серебренникова Е. С. Значимость упаковки товара как элемента рекламы при формировании потребительских предпочтений // Экономикс. — 2014. — №2.

References

1. Davydov I.B. Osobennosti upakovki razlichnyh vidov shtuchnyh pischevyh produktov [Peculiarities of packing of various types of piece food products]. Tula, 2018, pp. 438-446.

2. Dzhandzhugazova E. A. Kul'turnye i tovarnye brendy Moskvy: integriro-vannyy podhod, ili chto obchego u fabriki "Krasnyy Oktyabr'" ("Einem") i Tret'yakovskoy galerei [Cultural and commodity brands of Moscow: an integrated approach, or what do the Red October factory (Einem) and the Tretyakov Gallery have in common] Cherkizovo Pushkino, pp. 102-113.

3. Simakova S.I. Instrumenty vizualizacii informacii v SMI: infografika [Tools for visualizing information in the media: infographics]. Chelyabinsk, 2017, pp. 91-99.

4. Serebrennikova E.S. Znachimost' upakovki tovara kak elementa reklamy pri formirovanii potrebitel'skih predpochteniy [The importance of product packaging as an element of advertising in the formation of consumer preferences]. Odessa, 2014.

Пьянкова Александра Владимировна, студент кафедры коммуникативного дизайна и графики НГУАДИ. E-mail: fox_white_2016@mail.ru

Ворожейкина Вера Александровна, доцент кафедры коммуникативного дизайна и графики НГУАДИ. E-mail: saalha@mail.ru

Для цитирования | For citation:

Пьянкова АВ., Ворожейкина В.А. Особенности оформления обёртки конфет XX-XXI вв. в России//Ноэма [Архитектура. Урбанистика. Искусство]. — 2020. — № 1. — С. 102-111.

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 12.01.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.