УДК 712:58.006
Особенности оформления экспозиционной зоны в Чебоксарском филиале ГБС РАН
Прокопьева Н.Н., Самохвалов К.В.
Чебоксарский филиал Главного ботанического сада им. Н.В. Цицина Российской академии наук, Чебоксары, Россия botsad21@mail. ru
Аннотация. В статье приводятся сведения об объектах ландшафтной архитектуры в экспозиционной зоне Чебоксарского филиала ГБС РАН, являющихся базой для научно-исследовательской, учебно-образовательной и культурно-просветительной деятельности. Дано описание экспозиций, каждая из которых представляет собой законченный объект как в художественном оформлении, так и в раскрытии темы. Рассмотрены методы, принципы и приемы экспонирования растений, отличающиеся экономичностью, простотой исполнения, выразительностью и функциональным назначением. Отмечены перспективы дальнейшего развития территорий с учетом эстетических, экологических, экономических и образовательных требований.
Ключевые слова: ботанический сад, ландшафтная архитектура, экспозиция, функциональное назначение
Features of the design of the exhibition area in the Cheboksary Branch of the MBG RAS
Prokopyeva N.N., Samokhvalov K.V.
Cheboksary Branch of the Main Botanical Garden named after. N.V. Tsitsin of the Russian Academy of Sciences, Cheboksary, Russia botsad21@mail. ru
Summary. The article provides information about the objects of landscape architecture in the exhibition area of the Cheboksary Branch of the MBG RAS, which are the basis for research, educational, cultural and educational activities. A description of the exhibitions is given, each of which represents a complete object both in artistic design and in the disclosure of the theme. Methods, principles and techniques for exhibiting plants, characterized by efficiency, ease of execution, expressiveness and functionality, are considered. Prospects for further development of the territories are noted, taking into account aesthetic, environmental, economic and educational requirements.
Key words: botanical garden, landscape architecture, exposition, functional purpose
Введение. Ботанические сады России вносят важный вклад в изучение фундаментальных проблем сохранения генофонда природной и культурной флоры, интродукции и акклиматизации растений в целях наиболее эффективного и рационального хозяйственного, культурного и научного использования. В ботанических садах собраны уникальные коллекции растений, являющиеся национальным достоянием. Тщательно исполненные экспозиции многих ботанических садов высокого эстетического уровня, выдержанные по стилю являются образцами садово-паркового искусства и объектами для подражания. Несомненно, влияние новых композиционных решений в ботанических экспозициях на формирование нового ландшафтного облика зеленых насаждений городов. Ежегодно десятки и сотни тысяч людей посещают ботанические сады России, чтобы познакомиться с удивительными прекрасными растениями [1]. В ботанических экспозициях на одном участке можно увидеть одновременно сотни сортов растений и восхититься многообразием форм, расцветок и ароматов. Научные исследования, проводимые в ботанических садах, имеют не только научное, но и прикладное значение. Ботанические сады являются центрами распространения ценного посадочного материала высокодекоративных и устойчивых в условиях данного региона растений, пригодных для использования в зеленом строительстве. Великолепные парки, скверы, бульвары, аллеи, цветники городов и сельских поселений создаются при участии этих учреждений.
Ботанические сады являются многофункциональными и многопрофильными учреждениями: научно-исследовательскими, учебно-образовательными, культурно-просветительными.
Неотъемлемой частью деятельности ботанических садов является ландшафтная архитектура, которая влияет на внешний вид, экономику учреждения, экологическую грамотность населения и образовательные процессы, что в полной мере согласуется с мнением Международной федерации ландшафтных архитекторов (IFLA) о базировании современных задач ботанических садов на четырех платформах: эстетике, экономике, экологии и образовании [2].
Ландшафтный проект в большой степени является делом вкуса и отражением мировоззрения его автора [3], таким образом, в решении архитектурно-пространственных и художественных задач требуется высокая квалификация. Однако, как показали исследования, ландшафтных архитекторов в ботанических садах России мало, но не из-за нехватки специалистов, а из-за отсутствия их в штате учреждения [2]. Выполнение функций ландшафтных архитекторов берут на себя другие специалисты, что не может не сказаться на качестве и всеобъемлющем охвате выполняемых работ, на внешнем облике ландшафтов и экспозиций.
Ботанические сады относятся к озелененным территориям, отличающимся своей спецификой от других объектов ландшафтного проектирования [4], что сказывается на их планировке. При формировании территорий ботанических садов необходим комплексный ландшафтный подход. Введение выставочных тематических композиций расширяет функциональную составляющую территории ботанического сада.
В настоящее время новыми тенденциями в развитии ландшафтной архитектуры в ботанических садах являются исторические и этнокультурные экспозиции.
Большой интерес вызывает ландшафтная экспозиция «Японский сад», созданная в Главном ботаническом саду им. Н.В. Цицина РАН по проекту японского ландшафтного архитектора Кена Накадзимы при участии архитектора Такео Адачи. Экспозиция «Японский сад» создавалась в 19831987 гг. на площади 2,7 га.
Создание настоящих японских садов в соответствии с многовековыми традициями - очень сложное дело. Восточные сады полны символики [5]. «Японский сад» настраивает на философские размышления, показывает красоту и гармонию природы, способствует духовному обогащению человека.
Японские экспозиции построены также в ботаническом саду Петра Великого в Санкт-Петербурге, в Никитском ботаническом саду, в Ботаническом саду-институте Дальневосточного отделения РАН и др.
История человечества тесно связана с садами, в том числе ботаническими, которые, находясь в авангарде процесса глобализации, играют значительную роль во всемирном процессе межкультурного обмена. Заимствования в области садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры проявляются в садах в виде не свойственных данной культуре планировочных решений и нивелировании национальных культурных традиций [6].
Н.С. Селетковым, И.Л.Вяликовым, А.М. Воробьевой систематизированы данные по историческим периодам становления и эволюции архитектурно-планировочной и ландшафтной организации ботанических и дендрологических садов южного региона России. Сформулированы принципы формирования функциональных зон в ботанических садах. Для ботанического сада ЮФУ г. Ростова-на-Дону даны проектные предложения по преобразованию его территорий, что позволит улучшить их архитектурно-художественный и ландшафтный облик [4].
С учетом требований - эстетики, экологии, экономики, создаются дизайн-проекты новых тематических экспозиций в Центральном ботаническом саду НАН Беларуси. Ландшафтная организация территорий Сада базируется на оригинальных приемах оформления с учетом современных требований ландшафтного дизайна. Проектные предложения по строительству экспозиций «Сад им. Жилибера», «Сад мхов и лишайников», «Цветочные поля», «Лабиринт» и др. являются уникальными и амбициозными [7].
В ботаническом саду Белорусского государственного технологического университета рассмотрены исторические аспекты формирования композиций в партерной части Сада. Современные приемы ландшафтной архитектуры и дизайна применены при оформлении композиций модульного сада, сада теневых растений, рокария [8]. Большое внимание экспонированию декоративных растений уделяется в Никитском ботаническом саду с целью проведения образовательной и научно-просветительской работы в области ландшафтного дизайна, ботаники, садоводства и экологии. Популяризация научных знаний о растениях является одной из важных задач Сада. Для демонстрации коллекций в Никитском ботаническом саду создаются специальные выставочные экспозиции [9].
Сотрудниками Ботанического сада-института Дальневосточного отделения РАН проводится большая работа по развитию ландшафтной архитектуры в Южном Приморье. Для этого разрабатываются научно-обоснованные планы озеленения и ландшафтного проектирования территорий. В ботаническом саду формируются собственные объекты ландшафтной архитектуры как образцы современных подходов и принципов в разработке дизайн-проектов. Сад занимается распространением ценных растений в регионе. С 2020 года в ботаническом саду работают курсы
«Озеленение общественных пространств» для специалистов в области зеленого строительства и ландшафтных дизайнеров [10].
Методы исследования. При проведении исследований были использованы графоаналитические методы планировочной структуры партера, а также метод систематического анализа для определения количества таксонов декоративных растений, представленных на экспозиционных участках.
Результаты исследования и их обсуждение. В оформлении экспозиционной зоны Чебоксарского филиала ГБС РАН применяются сюжетные цветники - «Пике» (в переводе с чувашского - девушка), «Сурпан» (вышитое полотенце), «Илем» (красота) и «Радуга». На сюжетных цветниках растения высажены по сюжетному рисунку и вместе с элементами ландшафтно-архитектурного характера раскрывают содержание сюжета [11]. Для ознакомления с планировкой и приемами оформления таких цветников рассмотрим композицию «Пике», устроенную по проекту к.б.н. А.М. Иванова.
Сюжетный цветник «Пике» занимает площадь 700 кв.м. Сюжетный рисунок цветника создает образ девушки в праздничном национальном головном уборе - тухье с цветком на фоне сказочного замка в окружении цветов. Цветник «Пике» состоит из трех элементов: чечек (цветок), пике (девушка), кермень (замок), расположенных по прямой линии один за другим.
Началом экспозиции служит плиточная дорожка, ведущая к композиции «Чечек». «Чечек» -самостоятельный цветник, выполненный в форме бутона тюльпана. Весной здесь расцветают различные сорта тюльпанов и нарциссов, а летом высаженные им на смену яркие красивоцветущие однолетники.
Центр композиции - цветник «тухья» - выполнен в виде округлых террас, образующих невысокую горку. Края террас выложены камнями. Здесь высажены низкорослые виды растений -разноцветные сорта портулака крупноцветкового, маргариток, камнеломок, флокса шиловидного, гвоздики-травянки, разнообразные молодила, которые вместе с выложенными камнями изображают узоры на тухье.
Фон экспозиции - «кермень» состоит из опоры для вьющихся растений, по форме напоминающей силуэты замка. Корпус замка оформлен виноградом девичьим, вход в замок - розой плетистой. Для оформления лужайки перед замком применяются растения как природной флоры, так и сортовой материал, контрастирующие между собой по высоте, форме, окраске цветов и листьев.
От центра цветника - с горки радиально расходятся грядки неправильной формы, создающие общий красочный фон композиции. Обзор грядок ведется с дорожки, обрамляющей округлый центральный цветник. В связи с этим посадки выполнены так, что высокорослые растения расположены по периферии цветника.
На радиально расходящихся грядках высажены, в основном, многолетние цветочно-декоративные растения: сорта, виды и разновидности родов пион, флокс, ирис, астильба, дельфиниум, лилейник и др. Из многолетников составлены как простые, так и сложные по своему видовому и сортовому составу группы. Подбор многолетних растений для сложных групп осуществляем по признаку контрастных или гармонических по форме и окраске сочетаний с учетом времени цветения. Применяя метод гармонического сочетания отдельных элементов экспозиционной группы растений, используем как разные оттенки одного цвета (от самых светлых до темных), так и сочетания похожих цветов. Разработаны многоцветовые композиции сложных цветников.
Все экспозиции цветочно-декоративных растений, расположенные в партерной части ботанического сада, можно рассматривать как одну большую экспозицию «Сада непрерывного цветения», т.к. должный декоративный эффект поддерживается здесь в течение всего вегетационного периода, разнообразные красочные экспозиционные растения цветут, сменяя друг друга, с ранней весны и до поздней осени. Всего на экспозициях партера в настоящее время произрастают 272 вида и 538 сортов цветочно-декоративных растений из 50 семейств.
При экспонировании коллекции цветочно-декоративных растений в ботаническом саду возникает необходимость применения современных рациональных приемов цветочного оформления. Они должны быть экономичными, простыми для исполнения, отличаться максимальной выразительностью и функциональным назначением.
Для разработки метода экспонирования и приемов оформления групп растений на экспозиционных участках ботанического сада мы учитываем особенности и декоративные свойства экспонируемых растений, а также ботанические и эстетические требования, предъявляемые к оформлению экспозиций. Богатый ассортимент и многообразие свойств коллекционных цветочно-декоративных растений позволяют создавать оптимальные сочетания для их представления в
коллекциях. Наряду с традиционными приемами цветочного оформления, мы применяем и новые с использованием элементов фитодизайна.
Цветочное оформление - составная часть общего ландшафта сада совместно с деревьями, кустарниками, газонами, камнем, водой и малыми архитектурными формами.
Группы экспозиционных растений и приемы их оформления определяются тематическим содержанием экспозиции. Ландшафтно-декоративный принцип посадок взаимосвязан с систематическими группами растений. Для создания определенного художественного эффекта учитываем биологические и декоративные свойства цветочных растений: габитус, окраску цветов и листьев, сроки цветения, распускания листвы и т.д. При компоновке групп насаждений принимаем во внимание требования растений к освещению, влаге, почве и т.д. Для показа материала, составляющего тему данной экспозиции, основные ее элементы - виды и роды растений - объединяем в отдельные группы. К каждой группе растений ведут дорожки, что обеспечивает удобство показа элементов данной экспозиции. На всех экспозициях имеются центральные смотровые площадки, позволяющие обозревать экспозицию в целом. Каждая экспозиция представляет собой законченный объект как в художественном оформлении, так и в раскрытии темы.
Вместе с тем, с учетом новых требований, в качестве ведущего фактора при разработке и строительстве новых экспозиций ботанического сада выдвигаем флористическо-информационную тему.
Положительным решением поставленной задачи является экспозиция «Сад Падуи», созданная с использованием архитектурно-планировочных решений ботанического сада в г. Падуя (Италия), заложенного в 1545 году и являющегося одним из самых старых садов мира. Экспозиция «Сад Падуи» является информационной историко-флористической тематической композицией и, на наш взгляд, именно здесь наиболее уместно ознакомить экскурсантов с историей возникновения ботанических садов, путями их развития, современным состоянием и задачами на будущее. Копия экспозиции сада в г. Падуя воспроизведена на участке площадью 0,3 га округлой формы диаметром 66 м с двумя перпендикулярно перекрещивающимися дорогами шириной 3 м. Дороги окаймлены низкой (до 0,8 м) партерной посадкой из ели обыкновенной в форме стриженой живой изгороди. Опыт устройства подобных изгородей внедряется специалистами Управления зеленого строительства и благоустройства г. Чебоксары. На территории «Сада Падуи» демонстрируются лекарственные, редкие и исчезающие растения - всего 250 видов, размещенных на ландшафтно-флористических фрагментах, объединенных в структурные композиции ландшафта.
В экспозиционной зоне ботанического сада планируется строительство композиции «Волжская Булгария», имеющей четкую историко-этнографо-флористическую направленность (тему), а также образовательное и культурно-просветительное назначение. Основой композиционного замысла является воссоздание природных ландшафтов этой древней страны, существовавшей на территории современной Чувашии, знакомство с ее древними городами, расположенными в междуречье Волги и Камы. Малые архитектурные формы в виде деревянных скульптур чувашского национального эпоса будут разработаны с участием архитекторов, скульпторов и художников.
Характерной особенностью экспозиционной зоны ботанического сада являются разобщенные флористические фрагменты, выполненные в форме национального орнамента. Здесь применены интересные, на наш взгляд, оригинальные сочетания цветочно-декоративных растений и кустарников, дополняющих друг друга.
Заключение. Сюжетные цветники могут являться интересным и перспективным видом оформления экспозиционной зоны ботанического сада. Их создание позволяет решать несколько задач: повысить художественную выразительность цветников и общий декоративный эффект; продемонстрировать на ограниченной площади значительное видовое и сортовое разнообразие декоративных растений из коллекционных фондов ботанического сада; экспонировать оригинальные приемы цветочного оформления; обеспечить подбор различных наиболее удачных вариантов сочетания растений, сохраняя сюжетный рисунок. Такие цветники являются особенными, необычными, гармонично объединенными общей идеей и общим стилем.
Вместе с тем, пейзажно-художественная направленность формирования экспозиций имеет ограничения при разработке информационно-флористических технологий и моделей деятельности ботанических садов.
Таким образом, экспозиционные территории Чебоксарского филиала ГБС РАН нуждаются в обновлении, дальнейшем развитии, смене содержания и направленности экспозиций за счет расширения тематики по историко-ботаническим, экологическим, историко-этнографическим, этноботаническим и другим вопросам. Увеличение демонстрируемых коллекций при дефиците
площадей возможно только при качественном изменении экспозиций, их реконструкции, перепланировке и ротации, основанных на 4-х платформах - эстетике, экологии, экономике и образовании.
Список литературы:
1. Лапин П.И. Ботанические сады СССР. М.: «Колос», 1984. 215 с.
2. Голосова Е.В. Ботанические сады с позиции ландшафтной архитектуры: проблемы эстетики и доступности // Жизнь Земли. 2020. Т.42. № 1. С. 72-80.
3. Мамедов В.И., Мустафаев М.Р., Гашимова С.Ф. Традиционные формы использования компонентов ландшафтного дизайна // Проблемы современной науки и образования. 2023. № 1 (179). С.90-94.
4. Селетков Н.С., Вяликов И.Л., Воробьева А.М. Особенности формирования территорий ботанических садов как ландшафтных объектов // Современные тенденции в строительстве, градостроительстве и планировке территорий. 2023. Т.2. № 4. С. 115-126.
5. Браиловская Л.В. Креативный дизайн вашего сада. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. 320 с.
6. Плугатарь Ю.В., Голосова Е.В., Котова А.В. Ботанические сады во всемирном глобализационном процессе // Ландшафтная архитектура в ботанических садах и дендропарках: материалы XII Международной конференции, приуроченной к 80-летию Ботанического сада Иркутского государственного университета (Иркутск, 17-22 августа 2021 г.). Иркутск, 2021. С. 62-65.
7. Валицкая Г.С., Пузанкевич Е.Г. Новые тематические экспозиции Центрального ботанического сада НАН Беларуси // Цветоводство: история, теория, практика: материалы VII международной научной конференции (Минск, 24 - 26 мая 2016 г.). Минск, 2016. С. 280-283.
8. Макознак Н.А., Бурганская Т.М. Исторические аспекты формирования растительных композиций и основные итоги интродукции декоративных растений в партерной части ботанического сада БГТУ // Труды БГТУ. №1. Лесное хозяйство. 2016. №1 (183). С. 201-205.
9. Зубкова Н.В. Культивирование и экспонирование коллекции клематиса (Clematis L.) Никитского ботанического сада // Новости науки в АПК. 2019. № 1-2 (12). С. 72-76.
10. Вовженяк И.С. Роль ботанических садов в развитии ландшафтной архитектуры (на примере Ботанического сада-института ДВО РАН) // Ботанические сады в современном мире. 2021. Вып. 1. С. 43-46.
11. Иванов А.М. Сюжетный цветник «Пике» в оформлении экспозиционной зоны Чебоксарского ботанического сада // Экологический вестник Чувашской Республики. 2000. Вып. 22. С.13-15.