Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА: МИРОВАЯ ПРАКТИКА И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ'

ОСОБЕННОСТИ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА: МИРОВАЯ ПРАКТИКА И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФФШОРНЫЙ БИЗНЕС / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ДВОЙНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трушевская А.А.

В статье рассматриваются особенности оффшорного бизнеса в мировой и отечественной практике. Обосновывается вывод о том, что развитие оффшорного сектора бизнеса является широко используемым механизмом диверсификации экономики, инструментом социально-экономического развития депрессивных экономик и одной из эффективных и перспективных форм сотрудничества на мировой арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА: МИРОВАЯ ПРАКТИКА И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ»

организационных изменений, инновационных преобразований, формирования конкурентных преимуществ предприятия в долгосрочной перспективе на основе консалтингового обслуживания.

Литературы

1. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний) / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.

2. Горкин А. П.. Словарь русского языка С. И. Ожегова / Под редакцией С. П. Обнорского. М., 2009.

3. Дракер П. Практика менеджмента. М.: Дело, 2006.

4. Сенге П. М. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. М.: Олимп-бизнес, 2001.

5. СтюартДж. Тренинг организационных изменений. СПб.: Питер, 2007.

6. Портер М. Конкурентные преимущества / Пер. с англ. М.: Международные отношения, 2005.

7. Стратегический менеджмент организации: Курс лекций / Б. А. Чуб; Из библиотеки А. В. Бандурина. М., 2008.

8. Виханский О. С. Менеджмент мертв. Следующий — маркетинг // Секрет фирмы: Приложение к журналу «Коммерсант-Деньги». 2005. № 6.

9. Евенко Л. И., Иванющенкова М. В., Рощин А. В. Бизнес-образование в России: Аналитический справочник. М.: КОНСЭКО, 2008.

10. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: Учеб. пособие / Под ред. проф. Б. А. Аникина. М.: ИНФРА М, 2008.

УДК 336.02

А. А. Трушевская

Особенности оффшорного бизнеса: мировая практика

и российский опыт

A. A. Trushevskaya. Features of offshore business: global practice and Russian

experience

В статье рассматриваются особенности оффшорного бизнеса в мировой и отечественной практике. Обосновывается вывод о том, что развитие оффшорного сектора бизнеса является широко используемым механизмом диверсификации экономики, инструментом социально-экономического развития депрессивных экономик и одной из эффективных и перспективных форм сотрудничества на мировой арене.

Ключевые слова: оффшорный бизнес, особая экономическая зона, двойное налогообложение

The article discusses features of offshore business in the global and Russian practice. A conclusion is substantiated that development of the offshore sector of business is a widely used tool for diversifying the economy, a tool for social and economic development of depressive economies, and an efficient and promising form of cooperation on the global arena.

Keywords: offshore business, special economic area, double taxation

Анна Алимовна Трушевская — доцент Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, кандидат экономических наук. © А. А. Трушевская, 2010

Контактные данные: 192171, Санкт-Пе- Contacts information: 192171, Saint-Peters-тербург, ул. Седова, д. 5, корп. 1 burg, ul. Sedova, 5, korp. 1

Современное развитие мировой экономики характеризуется усилением процессов интеграции, либерализации и повышения степени открытости национальных экономик. Фундаментальные и динамичные перемены современного мира глубоко затрагивают интересы и Российской Федерации. Интернационализация хозяйственной жизни, потребность более эффективного использования географических и иных преимуществ определенных территорий и целых государств привели к созданию специальных (или особых) экономических зон (ОЭЗ), самостоятельных территориально-географических анклавов с той или иной степенью обособленности от остального экономического пространства страны. Имея высокую степень открытости внешнему миру, благоприятные для внутренних и внешних инвестиций таможенный, налоговый и инвестиционный режимы, ОЭЗ дают возможность развиваться наукоемкому производству и услугам в области высоких технологий, коммерциализации научно-технических разработок, улучшать предпринимательский климат, выравнивать межстрановую и межрегиональную конкуренцию.

Создание ОЭЗ является одним из широко используемых механизмов диверсификации экономики, инструментом социально-экономического развития депрессивных экономик и одной из эффективных и перспективных форм сотрудничества на мировом рынке. Практика функционирования таких зон в США, Японии, Канаде, Бразилии, Аргентине, Мексике, Германии, Нидерландах, Италии, Китае, Южной Корее, Вьетнаме, Индии, странах Карибского бассейна и России показывает достаточное многообразие их форм и организационно-функциональных структур.

Зоны свободной торговли — преференциальные зоны торговли, в пределах которых поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля промышленными товарами. Среди таких зон центральное место занимает Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Устранение препятствий на пути движения товаров внутри сообщества привело к образованию зоны беспошлинной торговли стран Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ)).

Зоны предпринимательства — районы (или части) национально-государственной территории, в которых осуществляется совместное предпринимательство в различных формах согласно принятому законодательству, вводятся особые льготные таможенный, арендный, налоговый, наличный, визовый и трудовой режимы, которые создают привлекательные условия для инвестирования иностранного капитала.

Существует ряд модификаций данного типа — это свободные зоны беспошлинной торговли, свободные промышленные зоны, свободные торговые зоны, экспортно-производственные зоны, специальные экономические зоны, открытые города, свободные внешнеторговые зоны и т. д. Законами и подзаконными актами государство вводит особые таможенные и финансовые режимы; упрощает формальности по въезду и выезду для иностранцев; вводит нормы обменного курса валют и трудового законодательства; специально прорабатывает коммерческие, технологические, рыночные и юридические вопросы, поощряющие развитие производственной, торговой и других видов деятельности, нацеленных на экспорт.

Технико-внедренческие зоны — технопарки, зоны технико-внедренческого развития, которые создаются, в основном, в качестве эталонных зон для национальной экономики по уровню организации эффективного, высоко технологичного производства. В Японии такие зоны называют «технополисами», «научными парками», в США — «технопарками», в других странах — «бизнес-инновацион-

ными центрами» и «инкубаторами». Это территории с высокой концентрацией исследовательских, проектных, научно-производственных фирм, где территориально сгруппированные офисные и производственные помещения, научные лаборатории предоставлены в аренду на льготных условиях компаниям, занятым коммерциализацией перспективных технологических инновационных проектов. На предприятиях, расположенных в зонах технико-экономического развития, широко используются современные методы управления производством, прогрессивные методы организации и маркетинга, разрабатываются передовые промышленные технологии. В технопарках, в зависимости от специализации зон, создается высококачественная социальная инфраструктура (жилье для сотрудников, интернет-доступ, развлекательные центры), а также инфраструктура для ведения предпринимательской деятельности. Компаниям — участникам технико-внедренческих зон могут предоставляться налоговые льготы, помощь в осуществлении технологической экспертизы изобретений, защите интеллектуальной собственности.

В США технопарки получили широкое распространение еще в 80-е годы прошлого века. Парк «Треугольник Северной Каролины» возник в 1959 г. В 1965 г. там разместилась фирма IBM, а уже в начале 80-х годов XX в. технопарк объединил около 40 видов деятельности. Близость университетов и мощная информационная база создали особую привлекательность этой зоны. Технопарки ориентируются на развитие новейшей и высокой технологии, наукоемкой продукции. В них концентрируется значительный кадровый и инженерный потенциал, занимающийся разработкой текущих и перспективных научно-прикладных проблем, новых видов продукции и материалов.

Самым известным в мире и крупнейшим в США технопарком является «Си-ликон-Велли» в Калифорнии, который дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В этой зоне разместилось 3000 фирм, среди которых предприятия, создающие электронику для обороны и космоса (включая «мягкие технологии»). В настоящее время в США действует более 80 подобных зон, обеспечивая сотрудничество между университетами и промышленными фирмами, позволяя ученым непосредственно участвовать в практической реализации их инновационных идей.

В Японии создано около двух десятков технополисов на базе ведущих научных подразделений. При этом государство разработало целую программу регионального развития «Технополис», которой предусмотрено рассредоточение зон по всей территории страны, что позволяет повысить технический уровень местной промышленности путем стимулирования собственных научных разработок и привлечь новые высокотехнологичные производства из других регионов.

В Китайской Народной Республике зарегистрировано более 50 «зон новой и высокой технологии». Стратегическая цель китайских технопарков — повышение уровня технологического и технического развития китайской экономики за счет широкомасштабного и оперативного освоения новейших зарубежных технологий.

Тем не менее к созданию подобных зон следует подходить продуманно и осторожно. Попытка придать импульсы экономического развития депрессивным, слаборазвитым районам может не способствовать их экономическому росту. Целенаправленная смена технологий помогает экономике довольно быстро выйти из состояния депрессии. Технико-внедренческие зоны положительно влияют на промышленное развитие и занятость стран, способных развивать и использовать эти технологии. Высокие технологии позволяют повысить производительность, снизить цены, увеличить масштабы производства, развивать торговлю, конкуренцию и улучшить благосостояние населения. Однако они не дают такого результата

в депрессивных, отсталых регионах, где без поддержки государства перспективные технологические нововведения с трудом пробивают себе дорогу. В этой связи создание зон развития новой и высокой технологии следует рассматривать, прежде всего, как форму правительственной поддержки венчурных компаний, отдельных изобретателей и ученых, разрабатывающих новые технологии в виде льготной (бесплатной) аренды производственных и конторских учреждений, лабораторного оборудования, содействия в получении займов.

Получившие широкое распространение в мировом хозяйстве идеи зон свободной торговли, экспортно-производственных зон и научно-промышленных парков сегодня дополняются теорией и практикой создания и развития оффшорных центров, зон реконверсий, специализирующихся на оказании различных услуг.

К этому типу относятся специально создаваемые рекреационные зоны — инновационные центры, зоны банковских и страховых услуг, оффшорные зоны. Мировой оффшорный бизнес играет важную роль в продвижении инвестиций, в обслуживании внешнеэкономических связей между странами мира. Благоприятный валютно-финансовый режим, высокий уровень банковской и коммерческой секретности, лояльность государственного регулирования оффшорной зоны привлекают значительное количество клиентов.

Выражение «off shore», в переводе с английского означающее «вне берега», «вне острова», первоначально применялось английскими юристами в отношении компаний, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, расположенных вне Большого острова — Соединенного Королевства. Эти страны получили неофициальное название «налоговые гавани».

Поощряя развитие оффшорного бизнеса, который приносит стране огромные доходы, правительства стран, разрешивших открыть в стране оффшорную организацию, как правило, представляют иностранным компаниям значительные льготы. Льготный режим такой зоны определен отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и т. д.

Государства, организуя оффшорные зоны, привлекают дополнительные иностранные инвестиции, увеличивают доходы, создают дополнительные рабочие места, что способствует развитию национальной экономики. Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, в морском судоходстве, в операциях с недвижимостью, в трастовой деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, в консалтинге. Для бизнеса применение оффшорных схем обеспечивает оптимальный баланс непроизводственных издержек и низких цен на продукцию без снижения общей рентабельности бизнеса. Активный международный бизнес не возможен без четкого управления денежными потоками. Поэтому банки, страховые, перестраховочные, инвестиционные и управляющие компании, холдинги и обычные многофункциональные компании добиваются этого эффекта с использованием оффшорных структур.

Территории с льготным налогообложением — один из основных инструментов налогового планирования. Построение корпоративных налоговых схем с участием оффшорных компаний позволяет существенно снизить налоговые платежи на законной основе. Налоги в стране регистрации следует платить по правилам, установленным законодательством конкретного государства.

В настоящее время в мире можно насчитать более двухсот стран и территорий, предоставляющих мягкие регистрационный и налоговый режимы для тех или иных субъектов (США, Канада, Франция, Великобритания, Испания, Италия, Китай, многие страны Британского Содружества, Швейцария, Ирландия, Нормандские острова, Кипр, Панама, Либерия, Израиль, Мальта, Малайзия и др.).

Основным преимуществом оффшорных промышленных, торговых и банковских компаний остается отсутствие налогообложения в стране регистрации (Ирландия, Либерия), либо обложение небольшим паушальным налогом, когда в момент регистрации фирм в качестве налога выплачивается единая сумма (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама).

Если в Ирландии, Швейцарии от оффшорных компаний требуется лишь минимальный бухгалтерский учет, то на Антильских островах, в Либерии форма и порядок бухгалтерского учета не регламентированы и выбираются владельцем компании. Таким образом, правительства стран сознательно, в целях стимулирования экономики, устанавливая такие правила для иностранцев, вступают в конкуренцию со странами более высокого уровня налогообложения.

История российского оффшора берет свое начало с 90-х годов XX века, когда российская налоговая система была исключительно ориентирована на чисто фискальные цели. С совершенствованием законодательства и повышением инвестиционной привлекательности новой России укреплялись и позиции оффшорного сектора, что, конечно, являлось существенным фактором экономической стабильности, выхода многих предприятий из местных и общегосударственных кризисов.

В условиях, когда привлечение иностранных инвестиций рассматривалось как необходимый элемент стабилизации экономического развития России, актуализировались вопросы изучения международных аспектов налогообложения. Кроме того, из-за различий налоговых законодательств в разных странах возникала проблема устранения двойного налогообложения.

Философия налогообложения корпораций за рубежом коренным образом отличается от российской. Она предусматривает четкую систему вычетов и льгот, которые приводят к тому, что уровень налоговых выплат предприятий позволяет им не только развиваться, но и начислять дивиденды акционерам. Основное налоговое бремя несут на себе физические лица, выплачивающие подоходный налог.

В США в отношении международных сделок приоритетное право налогообложения получает страна, в которой получен доход, а страна резидентства — остаточное право. Отличительная черта основного принципа американского законодательства в области международного налогообложения — рассмотрение гражданства в качестве основания для юрисдикции. Таким образом, правительство США обеспечивает защиту граждан, пребывающих за границей, и позволяет американским корпорациям, независимо от места их нахождения, пользоваться преимуществами американского законодательства о юридических лицах. Договора об устранении двойного налогообложения взаимосвязаны с внутренним американским налоговым законодательством (в частности, с Кодексом внутренних доходов). Основным методом устранения двойного налогообложения в США является кредитование налогов, уплаченных другому государству на полученные там доходы.

В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) помимо кредитного метода широкое распространение получило освобождение от налогов дохода, полученного в другом государстве. В отличие от американского варианта, модель ОЭСР распространяется на местные законы о подоходном налоге.

Тем не менее модели устранения двойного налогообложения США и стран ОЭСР, отдавая предпочтение принципу местопребывания, благоприятствуют странам, экспортирующим капитал.

Модель ООН, напротив, была разработана в качестве руководства для заключения соглашений между развитыми и развивающимися странами, обеспечивая

тем самым более благоприятный режим странам, в которых находится источник дохода. Таким образом создаются определенные преимущества государствам, импортирующим капитал.

Столкновение различных принципов налоговой юрисдикции приводит к тому, что доход подлежит налогообложению сначала в стране его получения, а затем по месту проживания налогоплательщика. Устранение двойного налогообложения может быть достигнуто либо путем применения специального внутреннего законодательства, либо заключением международных договоров, позволяющих закрепить за каждой страной право приоритетного налогообложения определенных видов доходов.

Подготовка первых договоров оказала определенное влияние на формирование в России единого методологического подхода к заключению такого рода соглашений. Так, в период с 1992 по 2000 г. РФ заключила целый ряд межправительственных соглашений об избежание двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.

Налогами на доходы и капитал принято считать все налоги, взимаемые с общей суммы дохода, общей стоимости капитала или с отдельных элементов дохода (капитала), включая: налоги с доходов от отчуждения движимого и недвижимого имущества; налоги, взимаемые с общей суммы заработной платы, выплачиваемой предприятием; налоги на доходы от прироста капитала.

Существующими налогами применительно к РФ («российскими налогами») являются: налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы физических лиц (НДФЛ); налог на имущество организаций; налог на имущество физических лиц.

Основными налогами, применяемыми к другим государствам, таким как Республика Кипр, Сирия, Австралия, Новая Зеландия, Финляндия, Индонезия, Шри-Ланка, Кувейт, Катар, Иран, Турция, Греция, Корея, КНР, Египет, Мар-роко, Индия, Королевство Нидерланды, Германия, ЮАР, являются: подоходный налог; корпоративный налог на доход; специальный сбор на защиту Республики Кипр («кипрский налог»); налог на недвижимое имущество; налог на прирост капитала.

Если резидент России получает доход или владеет капиталом, которые в соответствии с положениями Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 года «Об избежании двойного налогообложения» могут облагаться налогами на Кипре, то сумма налога на такой доход или капитал, подлежащая уплате на Кипре, может вычитаться из налога, взимаемого в России. Сумма такого вычета, однако, не должна превышать сумму налога на такой доход или капитал в России, рассчитанную в соответствии с ее налоговым законодательством и правилами. Таким образом, устраняется двойное налогообложение применительно к РФ.

Применительно к Республике Кипр двойное налогообложение устраняется в соответствии с положениями Налогового закона Кипра, касающегося зачета иностранного налога. Из кипрского налога, уплачиваемого в отношении любого вида дохода, полученного в РФ (или капитала, находящегося во владении в России), вычитается российский налог, уплаченный в соответствии с законодательством РФ и Соглашением. Однако такой вычет не должен превышать часть кипрского налога, рассчитанную до предоставления вычета и относящуюся к таким видам дохода или капитала.

Для России особая ценность оффшора заключается в возможности юридически законно перемещать капитал в экономически стабильные, безопасные страны с низким налогообложением. Кроме того, оффшорные сервисные зоны часто высту-

пают в качестве вспомогательных подразделений основной компании-резидента, беря на себя часть оборота и аккумулируя прибыль. Например, определяющей является роль инвестиций со стороны оффшоров на рынке корпоративных ценных бумаг.

Если компания ведет внешнеэкономическую деятельность, то у нее появляется необходимость оптимизации налогообложения, упрощения документооборота, ускорения финансовых потоков и обеспечения их надежности. Услуги оффшоров полезны для российских бизнесменов, так как способствуют скорейшему их внедрению в деловые структуры зарубежных стран. Через оффшоры, например, российские банки и компании могут рекламировать себя на внешнем рынке или, наоборот, получать информацию о западных партнерах.

Однако многие считают, что оффшорные центры зачастую являются местом отмывания «грязных денег» и проведения банковских афер. В этой связи деятельность оффшорных зон оценивается весьма неоднозначно. Например, на острове Кипр создается судоходная компания для организации управления судами по всему миру, используя современные технологии и методы. В соответствии со статьей 8 «Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал», доходы от международных перевозок, от эксплуатации морских (воздушных) судов владельцами, арендаторами, фрахтователями, доходы от сдачи в аренду контейнеров и соответствующего оборудования подлежат налогообложению только в том договаривающемся государстве, резидентами которого являются лица, получающие такие доходы.

Термин «резидент договаривающегося государства» означает лицо, которое по законодательству этого государства подлежит налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления или места регистрации, но не подлежит налогообложению в отношении доходов из источников в этом государстве или в отношении находящегося там капитала. При этом судоходная прибыль на Кипре вообще не облагается налогом, кроме налога на оффшор в размере 4,25%. В этой ситуации, например, канадская нефтяная компания может войти в судоходную прибыль с российскими партнерами и, используя существующие для бизнесменов льготы, заниматься торговлей и транспортировкой нефти. Более того, при обустройстве такие оффшорные компании пользуются правом беспошлинной покупки всех товаров для офиса.

Если доход компании связан с экспортом товаров из России без предварительного формирования партии товаров на российских складах, вариант решения оптимизации финансового результата возможен через другую компанию, которая освобождена от налогов в стране регистрации. Такая фирма не обязана вставать на налоговый учет и платить налоги в РФ.

Если же деятельность ведется в РФ, и доход формируется из российских источников, то такая компания не подходит. В данном случае используют фирмы, зарегистрированные в странах, с которыми имеются соглашения об избежании двойного налогообложения. Условия соглашений позволяют получать доход в России, а налог платить в других странах и при минимальной ставке. В стандартных случаях используется Кипр или компании, зарегистрированные не на Кипре, но являющиеся, к примеру, кипрскими налоговыми резидентами и уплачивающие в этом финансовом центре Средиземноморья единственный налог по ставке 4,25%.

Многие российские предприниматели создают оффшорные компании, пряча свой доход в твердой валюте на оффшорных счетах. Бороться с этим можно путем создания льготного режима инвестирования и хранения валюты в России. Иначе

в условиях либеризации внешнеэкономических связей валюта будет утекать за границу в большом объеме.

Однако, когда российские бизнесмены используют оффшорные схемы не для вывоза капитала из России, а для реинвестирования российских проектов (восстановления и увеличения оборотных средств, закупки современного оборудования и технологий), это способствует росту конкурентоспособного производства, созданию новых рабочих мест и, соответственно, развитию рыночной инфраструктуры. При этом целью применения оффшорного бизнеса становится оптимизация налогообложения, налогового планирования с применением различных схем. Так, чтобы импортировать оборудование, например, линию по разливу напитков и не платить таможенные платежи и НДС, эта линия приобретается на оффшорную компанию и вносится как вклад в уставной капитал совместного предприятия. Кроме того, можно организовать лизинг этого оборудования для российской компании и перечислить за границу проценты по лизингу, а все платежи отнести на расходы.

Большая часть иностранных корпораций инвестирует свои капиталы в Россию также через собственные оффшорные структуры, поскольку это позволяет им минимизировать налоги в их родной юрисдикции. Оффшоры выступают в роли «сверхпроводников», через которые движутся мировые финансы, в том числе и в Россию. Поэтому можно сделать вывод, что развитие оффшорного сектора является важным фактором экономической стабильности, выхода предприятий из местных и общегосударственных кризисов, мощным катализатором инвестиционных процессов. Роль государства при этом должна заключаться в совершенствовании законодательства, обеспечивающего повышение инвестиционной привлекаемости и прозрачности российского бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.