Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТРАХОВАНИЮ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖИ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТРАХОВАНИЮ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ СТРАХОВАНИЮ / СТРАХОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / СТРАХОВАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ / АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ "СТРАХОВАНИЕ" / РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INSURANCE TRAINING / INSURANCE DISCIPLINES / INSURANCE CULTURE OF STUDENTS / ACTIVE TRAINING / FINANCIAL LITERACY OF YOUNG PEOPLE / TEACHING METHODS / TEACHING THE DISCIPLINE "INSURANCE" / IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS / FINANCIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Марина Николаевна

Страхование является значимым сектором финансового рынка, обращение к которому неизбежно хотя бы в силу обязательности некоторых видов страховой защиты. Знание особенностей страхования - важное условие для формирования финансово грамотного поведения, поэтому его обучению придаём важное значение. В результате проведенного исследования были сформулированы основные особенности обучения страхованию, которые необходимо учитывать преподавателю при формировании технологии обучения. Наиболее актуальные из них связываются нами с уровнем получаемого образования, ожиданиями внешней среды, потребностями и мотивацией обучающихся, а также объемом входных знаний о предмете, который, как показал проведенный нами среди бакалавров опрос, весьма поверхностны. Научная новизна работы заключается в том, что впервые раскрыты общие методические основы обучения страхованию на уровне общего и массового профессионального образования с учетом запроса общества в повышении финансовой грамотности молодежи и даны рекомендации по применению отдельных методов обучения, базируемые на результатах оценки отношения обучаемых к страхованию, связываемых с ним жизненных планов и уровня знаний о нем на момент начала изучения дисциплины. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут быть использованы в педагогической практике обучающих страхованию, а также в качестве основы для проведения дальнейших научных поисков эффективных методов и средств обучения молодежи в рамках формирования необходимой компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INSURANCE TRAINING IN THE CONTEXT OF IMPROVING FINANCIAL LITERACY OF YOUNG PEOPLE

Nsurance is a significant sector of the financial market. Knowledge of insurance features is an important condition for the formation of financially competent behavior, therefore, its training is given great importance. As a result of the study, the main features of insurance training were formulated, which must be taken into account by the teacher when forming the training technology. The most relevant of them we associate with the level of education received, the expectations of the external environment, the needs and motivation of students, as well as the amount of input knowledge about the subject, which, as the survey conducted among bachelors showed, is very superficial. The scientific novelty of the work lies in the fact that for the first time the general methodological foundations of insurance training at the level of general and mass vocational education are disclosed, taking into account the society’s request to increase the financial literacy of youth, and recommendations are given on the application of individual training methods based on the results of assessing the relationship of students to insurance related with him life plans and the level of knowledge about him at the time the beginning of the study of discipline. The practical significance of the research results lies in the fact that they can be used in the pedagogical practice of insurance trainers, as well as as the basis for further scientific research of effective methods and means of teaching youth in the framework of the formation of the necessary competence.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТРАХОВАНИЮ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖИ»

Stepanova Marina Nikolaevna FEATURES OF INSURANCE TRAINING ..

pedagogical sciences

УДК 378.147

DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0059

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТРАХОВАНИЮ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖИ

© 2020

SPIN: 5188-5086

AuthorlD: 129006

Степанова Марина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и финансовых институтов Байкальский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: emarina77@list.ru)

Аннотация. Страхование является значимым сектором финансового рынка, обращение к которому неизбежно хотя бы в силу обязательности некоторых видов страховой защиты. Знание особенностей страхования - важное условие для формирования финансово грамотного поведения, поэтому его обучению придаём важное значение. В результате проведенного исследования были сформулированы основные особенности обучения страхованию, которые необходимо учитывать преподавателю при формировании технологии обучения. Наиболее актуальные из них связываются нами с уровнем получаемого образования, ожиданиями внешней среды, потребностями и мотивацией обучающихся, а также объемом входных знаний о предмете, который, как показал проведенный нами среди бакалавров опрос, весьма поверхностны. Научная новизна работы заключается в том, что впервые раскрыты общие методические основы обучения страхованию на уровне общего и массового профессионального образования с учетом запроса общества в повышении финансовой грамотности молодежи и даны рекомендации по применению отдельных методов обучения, базируемые на результатах оценки отношения обучаемых к страхованию, связываемых с ним жизненных планов и уровня знаний о нем на момент начала изучения дисциплины. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут быть использованы в педагогической практике обучающих страхованию, а также в качестве основы для проведения дальнейших научных поисков эффективных методов и средств обучения молодежи в рамках формирования необходимой компетенции.

Ключевые слова: обучение страхованию, страховые дисциплины, страховая культура студентов, активное обучение, финансовая грамотность молодежи, методы обучения, преподавание дисциплины «Страхование», реализация образовательных программ, финансовое образование.

FEATURES OF INSURANCE TRAINING IN THE CONTEXT OF IMPROVING FINANCIAL LITERACY OF YOUNG PEOPLE

© 2020

Stepanova Marina Nikolaevna, candidate of economics, associate professor of the department of finance and financial institutions Baikal State University (664003, Russia, Irkutsk, Lenin st., 11, e-mail: emarina77@list.ru)

Abstract. Insurance is a significant sector of the financial market. Knowledge of insurance features is an important condition for the formation of financially competent behavior, therefore, its training is given great importance. As a result of the study, the main features of insurance training were formulated, which must be taken into account by the teacher when forming the training technology. The most relevant of them we associate with the level of education received, the expectations of the external environment, the needs and motivation of students, as well as the amount of input knowledge about the subject, which, as the survey conducted among bachelors showed, is very superficial. The scientific novelty of the work lies in the fact that for the first time the general methodological foundations of insurance training at the level of general and mass vocational education are disclosed, taking into account the society's request to increase the financial literacy of youth, and recommendations are given on the application of individual training methods based on the results of assessing the relationship of students to insurance related with him life plans and the level of knowledge about him at the time the beginning of the study of discipline. The practical significance of the research results lies in the fact that they can be used in the pedagogical practice of insurance trainers, as well as as the basis for further scientific research of effective methods and means of teaching youth in the framework of the formation of the necessary competence.

Keywords: insurance training, insurance disciplines, insurance culture of students, active training, financial literacy of young people, teaching methods, teaching the discipline «Insurance», implementation of educational programs, financial education.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Формирование современной финансовой среды осуществляется на основе концепции равноправного взаимодействия финансовых институтов с получателями финансовых услуг, обладающих достаточными знаниями, сформированными умениями и навыками взвешенного рационального потребительского поведения. Финансовая культура становится не просто необходимым условием благополучия, но и неотъемлемой характеристикой современного человека. Это имеет настолько важное значение, что повышение финансовой грамотности населения признано государством одной из стратегических задач национального уровня. Страхование является значимой частью финансового рынка страны, но при этом имеющей ряд весьма специфических проблем, одной из которых на протяжении уже многих лет признается низкий уровень страховой культуры [1; 2], и именно сейчас как никогда лучше созданы все условия для ее преодоле-

ния. Реализуемая в России стратегия повышения финансовой грамотности охватывает все слои населения, при этом особое внимание уделяется молодому поколению - будущему страны. Однако стоит понимать, что успешность любого образовательного проекта в большей мере определяется степенью готовности педагогического состава осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивающем достойное качество образования. Преподаватель, осознающий уровень своей социальной ответственности, качественно исполняющий возложенные на него обязанности, всегда находится в поиске эффективных форм и методов обучения, учитывающих особенности предметных компетенций. Однако проблема состоит в том, что не всегда учитывается актуальная экзогенность - связь дисциплины с современной внешней средой, которая не только формирует определенные запросы, вызовы и ожидания, но и предопределяет стартовые характеристики обучаемых.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на ко-

педагогические науки

Степанова Марина Николаевна ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТРАХОВАНИЮ ...

торых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Несмотря на высокую актуальность вопросов обучения финансовым основам, особенности преподавания отдельных финансовых дисциплин, курсов и модулей не нашли должного освещения в современных научных трудах. Преподаватели неохотно делятся своими методическими разработками, единичны системные научные изыскания и исследовательские работы, комплексно представляющие методику обучения страхованию [3]. Представленные за последние пять лет научные публикации немногочисленны, и освещают отдельные его аспекты: актуальность изучения страхования и страхового дела [4], повышение мотивации обучающихся к освоению дисциплины [5], развитие творческой активности у студентов при ее изучении [6], способы и приёмы закрепления знаний по дисциплине [7; 8] или современные тенденции преподавания финансово-экономических дисциплин в целом [9]. Материалы, как правило, основаны на личном опыте их авторов, касаются подготовки обучающихся на уровне бакалавриата и не раскрывают общих методических основ обучения страхованию.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Целью настоящего исследования явилось выявление особенностей обучения страхованию на уровне общего и профессионального образования с учетом запроса общества в повышении финансовой грамотности молодежи. Постановка задания. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи: изучить и представить методические основы обучения страхованию в рамках реализации основных образовательных концепций; изучить стартовый уровень финансовой подготовки приступающих к изучению страхования в рамках освоения программ «массового» высшего образования и на основе полученных данных дать общие рекомендации по выбору средств и методов обучения.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Выполнение поставленных задач потребовало применения общенаучных методов исследования, а также проведения социологического опроса, построение выборки которого осуществлялось детерминированным методом «концентрации». В опросе, проведенном в сентябре 2019 года на базе Байкальского государственного университета, приняли участие 105 обучающихся, приступавших к освоению дисциплины «Страхование» в рамках освоения реализуемых образовательных программ специалитета (направление «Таможенное дело») и бакалавриата (направление «Экономика», профили «Экономика нефтегазового комплекса», «Бухгалтерский и налоговый учет», «Налогообложение и контроль», «Экономика предприятия и предпринимательская деятельность»). Средний возраст респондентов - 20-22 года. Полученные в ходе опроса ответы были обработаны с применением методов математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Содержание любой дисциплины, выбор методов и средств обучения определяются совокупным влиянием ряда факторов, наиболее значимыми из которых являются:

а) наличие специфики объекта изучения или предмета преподавания;

б) параметры субъектов обучения - обучающихся и педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность:

- уровень и вид получаемого образования;

- потребности, интересы, склонности и способности обучающихся, наличие у них возрастных особенностей;

- профессиональные характеристики педагога;

в) ресурсное (материально-техническое) и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности.

Обучение страхованию возможно в рамках реализации трех основных образовательных концепций:

1) Повышение финансовой грамотности граждан.

2) Получение профессионального образования.

3) Осуществление непрерывного образования.

Повышение финансовой грамотности населения осуществляется в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, а также проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Уровень проекта, его стратегические цели и задачи предопределили возможность формирования общего методического пространства, в рамках которого разработаны и используются единые учебно-методические комплексы, ориентированные на финансовое просвещение детей, молодежи и их родителей [10]. Их отличительной особенностью является:

- универсальность, адаптивность и преемственность;

- учет при разработке возрастных, психологических, социальных факторов, влияющих на восприятие материала обучающимися;

- предусмотрение активного использования в процессе обучения интерактивных технологий - проектной деятельности, тренингов, игр, выполнение практических заданий и т.п.;

- методическое сопровождение педагогов на отдельных этапах реализации методики преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся.

Курс «Финансовая грамотность», разработанный в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка, предполагает поэтапное знакомство обучающихся с теорией и практикой страхования:

- для 5-7 классов общеобразовательной организации в учебную программу курса включен Модуль 2. «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» - он дает установку на понимание роли страхования в решении финансовых проблем семьи при наступлении неблагоприятных ситуаций и знакомит с его базовыми понятиями: виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист и т.п.;

- для 8-9 классов общеобразовательной организации в учебную программу курса включен Модуль 3. «Риски в мире денег», который ориентирован на понимание значения страхования жизни и имущества как метода управления рисками, знание основных видов страхования и методов государственной поддержки при наступлении неблагоприятных ситуаций;

- для 10-11 классов общеобразовательной организации в учебную программу курса включен Модуль 4. «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду» - он расширяет перечень осваиваемых базовых понятий, включая те из них, которые характеризуют страховой рынок и основных участников страховых отношений. Основные установки направляются на понимание принципов организации страховых отношений, обязанностей их основных участников; понимание порядка урегулирования страховых событий, умения работать с правилами страхования.

Курс «Основы финансовой грамотности», методические рекомендации по разработке и реализации программы которого в общеобразовательных организациях, а также по включению в образовательные программы среднего профессионального образования даны Центральным банком России, также предполагает включение модуля «Страхование», ориентированного на знакомство с ассортиментом страхового рынка, формирование навыков построения отношений со страховщиками и защиты прав получателей страховых услуг [11-15].

Разработанные курсы имеют перспективу стать основой федеральных образовательных стандартов и быть интегрированными в отдельные учебные предме-

Stepanova Marina Nikolaevna pedagogical

FEATURES OF INSURANCE TRAINING ... sciences

ты. Таким образом, можно констатировать наличие на уровне общего образования общей методической базы по освоению основ рационального финансового поведения, частью которого является и страхование. Наличие в образовательном пространстве готовых методических решений, с одной стороны, способствует упрощению организации учебного процесса, с другой стороны, дает возможность более быстрой, понятной и качественной подготовки преподавателей к реализации программ, которые уже учитывают специфику обучаемой аудитории и образовательного процесса на данном уровне обучения.

Несколько иная ситуация имеет место быть на уровне профессионального образования: здесь нет общей методической базы по преподаванию страховых дисциплин, отсутствует банк методических проектов, что предопределяет некоторые сложности в разработке и реализации рабочих программ, выборе форм и методов организации учебно-познавательной деятельности, поиске и применении эффективных инновационных образовательных технологий, которые наиболее ощутимы для преподавателей, не имеющих необходимого педагогического опыта или квалификации, а также пассивных педагогов, не обладающих достаточным уровнем творческих или деятельных инициатив. Вместе с тем, для активного, неравнодушного, выполняющего возложенные на него обязанности преподавателя на фоне данных п.3 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» «свободы выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств и методов обучения» (п.п. 2), а также академического «права на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины» (п.п. 3), это дает огромные возможности для развития у обучающихся познавательной активности, формирования необходимых профессиональных компетенций, отвечающих требованиям рынка, посредством выбора и применения педагогически обоснованных, обеспечивающих высокое качество образования форм и методов обучения.

Преподавание дисциплины «Страхование» в рамках реализуемых программ бакалавриата и специалитета имеет ряд особенностей, определяющих его специфику и требующих их учитывать при построении образовательной траектории:

1) Стартовый уровень финансовой грамотности обучающихся в целом можно охарактеризовать как очень низкий, а страховой опыт у большинства из них отсутствует вообще:

- 82 % опрошенных из числа обучающихся, только приступающих к освоению дисциплины, отметили, что их знания о страховании весьма поверхностны, а основным информационным источником является опыт близких и информация из СМИ;

- 13,3% были более самокритичны и признали, что не знают о страховании практически ничего;

- 54,3 % опрошенных не смогли назвать иных способов минимизации убытков, связанных с реализацией рисков;

- 28,6 % обучающихся не смогли ответить на вопрос о том, куда необходимо обращаться в случае нарушения их прав как потребителей страховых услуг, 31,4% дали неправильный ответ, 24,8 % указали на суд, что подчеркнуло незнание о существовании системы досудебного урегулирования страховых споров;

- 2,9 % опрошенных считают, что КАСКО и ОСАГО - это названия страховых компаний.

Таким образом, на начальном этапе освоения дисциплины неизбежно знакомство с базовыми понятиями, основывающееся на принципе «просто о сложном», но при этом не сводимое к элементарному упрощению, «обезнаучиванию», с дальнейшим переходом на кон-258

текстное обучение. При выборе метода подачи информации, по нашему мнению, стоит обратиться к результатам исследования Эдгара Дейла, взяв за основу разработанную концепцию «конуса обучения». Изучение предмета должно предполагать активное использование интерактивных технологий. Например, построение интеллект-карт способствует более эффективному представлению структуры материала, качественному отражению смысловых и иерархических связей между изучаемыми категориями, объектами и субъектами страховых отношений; проведение имитационных игр, моделирование игровых ситуаций - формированию умений и навыков построения страховых отношений и урегулирования страховых споров.

2) Для многих специальностей дисциплина является непрофильной: страхование не рассматривается как вид будущей профессиональной деятельности - 75,5 % респондентов, принявших участие в проведенном автором социологическом опросе, ассоциируют страхование исключительно с рынком услуг. Именно поэтому основной задачей педагога становится вызов интереса обучающихся к освоению курса не только с позиции осваивающих образовательную программу, но и со стороны потенциальных потребителей страховых услуг, полученные знания и сформированные умения которых могли бы успешно использоваться и в профессиональной деятельности, и повседневной жизни: 48,8 % опрошенных даже еще не приступив к изучению дисциплины, уже отметили, что воспринимают страхование как реальную возможность снизить возможные убытки, 41,4% опрошенных собираются обратиться к услугам страховых компаний в ближайшее время. Таким образом, очевидной становится задача обеспечить удовлетворение потребностей обучающихся в выполнении прикладных задач, сформировать способность к труду и жизни в условиях современного общества риска и неопределенности, содействовать формированию стиля разумного поведения на рынке финансовых услуг (это одно из требований общества, осознание которого является важным компонентом готовности обучающегося к профессиональной деятельности [16]). Именно поэтому на первых этапах обучения может быть особенно полезен метод сторителлинга, который позволяет вызвать интерес аудитории к важным аспектам формирования страховой защиты путем обращения к жизненным ситуациям и реальным историям - страховая практика весьма разнообразна, богата на них и может явиться хорошей основой для его использования.

3) Прикладной характер дисциплины требует постоянного активного решения ситуационных задач, анализа конкретных ситуаций, выполнения характерных для страховой практики заданий, направленных на формирование не только требуемых компетенций, но и базового практического опыта. 74 % опрошенных обучающихся отметили, что в случае возникновения потребности в страховой защите, они предпочтут самостоятельное изучение рынка страховых услуг с целью выбора наиболее оптимальных страховых продуктов; ни один из респондентов не ограничился бы простым обращением в ближайший офис страховой компании. Для более чем 71% опрошенных при покупке полиса наиболее важным будет являться оценка объема приобретаемого страхового покрытия, и только для 8,6% - его цена. Вместе с тем, 13,3 % респондентов не смогли назвать ни одной действующей страховой компании, 31,4 % вспомнили только одну, 27,6 % - две компании и лишь 3,8 % опрошенных смогли назвать сразу четыре страховщика. Таким образом, очевидно, что в процессе обучения необходима экспериментальная проверка новых знаний, формирование образовательных практик, направленных на адаптацию предлагаемого для изучения материала к актуальной ситуации на страховом рынке, современным тенденциям в управлении рисками, страховом менеджменте и маркетинге. Воркшоп является одним из

педагогические науки

Степанова Марина Николаевна ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТРАХОВАНИЮ ...

наиболее подходящих для этих целей методов обучения. Учебный процесс в этом случае строится с участием представителей бизнес-сообщества - таким образом достигается максимальный синергетический эффект: у обучающихся повышается интерес к институту страхования, происходит интеграция с внешней деловой средой, актуализируются получаемые знания, у практиков формируется понимание интересов, потребностей и ожиданий конкретной целевой аудитории, являющейся перспективным сегментом потенциального страхового поля. Заметим, что «привлечение работодателей на всех этапах реализации образовательных программ является одним из важнейших условий обеспечения качества подготовки выпускников» [17, с. 198]. Однако в силу объективных причин это не всегда реализуемо в желаемом объеме, поэтому в качестве альтернативы стоит рассматривать ставшие традиционными кейс-технологии, использование баскет-метода, проведение деловых игр, организацию баркемпов (BarCamp). Собственный педагогический опыт позволяет согласиться с тем, что молодые люди «открыты для формирования критического мышления и развития креативности, готовы работать в группах», а «для их успешной подготовки и будущей практической деятельности важен выбор метода, позволяющего развивать soft skills» [18, с.356].

4) Существующее в обществе недоверие к институту страхования, часто принимающее форму антагонизма, формирует общие для людей разного возраста убеждения и модели поведения, транслирующиеся и на молодое поколение [19, 20]. При этом, среди двадцатилетних молодых людей, по данным проведенного автором социологического опроса, пока только 7,6 % опрошенных охарактеризовали свой уровень доверия к страхованию как «низкий» и лишь 2 % опрошенных воспринимают страхование исключительно как «лишнюю трату денег». В связи с этим, важной задачей педагога становится создание условий для формирования «ментальной открытости к страхованию», преломляющей существующие неоправданнее стереотипы в отношении данного сегмента финансовых услуг. Обучающийся должен быть научен принимать самостоятельные взвешенные решения, направленные на повышение эффективности результатов его деятельности, делать рациональный потребительский выбор не под влиянием бытовых и социальных воздействий, а исходя из принципа целесообразности и оценки экономической эффективности. Это становится возможным благодаря использованию активных методов обучения. Учебный процесс должен быть построен так, чтобы обучающиеся выступали его активными соавторами, а проводимые проспективная и ситуативная рефлексия [18] помогали им контролировать выполнение поставленных задач.

В заключении стоит отметить: существует множество методов и средств обучения, как классических, так и современных, применение которых способно учесть самые разнообразные особенности любой дисциплины, но определяющее значение все же будет иметь методологическая культура преподавателя, его профессиональный уровень и личностные характеристики, способность и желание проявлять творческую инициативу, развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность и другие качества, способствующие возможности качественно трудиться и жить в современных условиях.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Исследование позволило нам сделать следующие выводы. Обучение страхованию в силу современных требований общества и рынка актуально и может начинаться на уровне общего образования (основного и среднего), где ставится задача формирования и повышения финансовой грамотности обучающихся и для этого есть готовое методическое обеспечение, и. далее продолжаться (или начинаться

вновь) на уровне профессионального образования (среднего профессионального, бакалавриата и специалитета), где финансовая грамотность обучающихся может быть доведена до уровня ее предельного совершенствования, достижение которого определяется, прежде всего, усилиями педагога, самостоятельно формирующего методическое обеспечение курса. Ему необходимо учитывать:

- при определении содержания изучаемого материала - современные тенденции рынка [15] и ожидания внешней среды;

- при организации взаимодействия с обучающимися - особенности мотивирующих условий учебной деятельности, определяемых возрастными характеристиками (в том числе ментальными) [16] и профессиональными планами;

- при выборе методов работы с обучающимися - начальный уровень их подготовки, доступность, соответствие и эффективность метода.

На следующих образовательных уровнях, в процессе дополнительного образования и профессионального обучения ставятся несколько иные задачи, а особенности обучения столь специфичны, что требуют изучения в рамках самостоятельного исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кузнецова Н. В. Благосостояние населения как фактор развития страхового рынка / Н. В. Кузнецова // Baikal Research Journal. 2016. Т. 7, № 6. DOI: 10.17150/2411-6262.2016.7(6)3.

2. Степанова М.Н. Ментальная готовность как фактор формирования спроса на страховые услуги /М.Н. Степанова // Страхование в системе финансовых услуг в России: место, проблемы, трансформация: сб. тр. 18-й Междунар. науч.-практ. конф. (г. Кострома, 7-9 июня 2017 г.): в 2 т. / отв. ред. Е.В. Злобин, Р.Т. Юлдашев. Т. 2. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2017. С. 284-288.

3. Страховое образование: XXI век. Монография / Под ред. проф. Л.А. Орланюк-Малицкой. М.: ООО «НПО «МАКСС Групп», Объединенная редакция журналов «Организация продаж страховых продуктов» и «Управление в страховой компании». 2013. 240 с.

4. Хитрова Е.М. Роль кафедры страхования и управления рисками в подготовке специалистов для финансового рынка региона /Е.М. Хитрова, О.И. Русакова //Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. Т. 25, № 2. С. 336-342.

5. Ковалев Ю.С. Преподавание дисциплины «Страхование» в условиях временных и мотивационных ограничений //Интернет-журнал «Мир науки» 2016. Т.4. №6, http://mir-nauki.com/PDF/51PDMN616.pdf.

6. Добрусина М.Е. Развитие творческой активности у студентов при изучении дисциплины «Страхование» // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2015. №3 (31). С.173—181.

7. Суслякова О.Н. «Особенности закрепления знаний по дисциплине «Страхование» в высших учебных заведениях» / О.Н. Суслякова // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. Т.8, № 4—2, С.292

— 294.

8. Суслякова О.Н. Приемы закрепления и контроля знаний при обучении основам страхования/ О.Н. Суслякова // Страхование в эпоху цифровой экономики: проблемы и перспективы: сборник трудов XIX Междунар. науч.-практ. конф. (г. Йошкар-Ола, 5—7 июня 2018 г.). В 2 т. Т. 1 /Росгосстрах; Марийский гос. ун-т; отв. ред. Е.В. Злобин, Т.В. Сарычева. Йошкар-Ола: Изд-во Марийского гос. ун-та, 2018., С.508

— 513.

9. Лаврентьева Л.В., Яшкова Е.В., Якунина А.А. Современные тенденции преподавания финансово-экономических дисциплин / Л. В. Лаврентьева, Е. В. Яшкова, А. А. Якунина // Государственный советник. 2018. № 4. С.62 — 66.

10. Учебно-методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций URL: https://vashifinancy. ru/books/

11. Материалы для подготовки преподавателей к проведению занятий по финансовой грамотности. URL: https://fincult.info/ prepodavanie/base/metodicheskie-materialy/

12. Восканян Р.О. Финансовая грамотность как условие формирования финансовой культуры // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 86-88.

13. Барсукова Д.Ф. Взаимодействие преподавателей и студентов в процессе развития молодежного предпринимательства в университетской среде/Д.Ф. Барсукова//Балтийский гуманитарный журнал.

— 2018. — Т. 7. — № 2 (23). — С. 201-203.

14. Кондаурова И.К., Батаргалиева А.Б. Педагогические условия формирования финансовой грамотности учащихся 5-6 классов // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 23-25.

15. Klinkov G.T. Икономическото знание като образователна ре-алност //Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 15-17.

16. Воронцова Е.Г. Исследование особенностей психологической готовности к профессиональной деятельности личности в образовательном пространстве вуза / Е. Г. Воронцова // Baikal Research Journal. 2018. Т. 9, № 3. DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(3).4.

17. Озерникова Т. Г. Качество образования — приоритет раз-

Stepanova Marina Nikolaevna FEATURES OF INSURANCE TRAINING ...

pedagogical sciences

вития университета / Т. Г. Озерникова, Т. А. Бутакова // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. Т. 25, № 2. С. 196-205. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(2)196-205.

18. Светник Т.В., Королева И.Б. Метод рефлексии в обучении менеджменту на программах бакалавриата // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2 (47). С. 355-361. DOI: 10.25683/V0LBI.2019.47.261.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Степанова М.Н. Современные тенденции развития российского рынка страховых услуг /М.Н. Степанова // Global and Regional Research. 2019. Т.1. № 3. С. 141- 145.

20. Баева О.Н. Мотивация поколения «игрек» в процессе работы и учебной деятельности //Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: новые вызовы для менеджмента компаний : материалы Всерос. конф., Иркутск, 19 марта 2015 г. / под науч. ред. С. В. Чупрова. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2015. С.14-18.

Статья поступила в редакцию 21.11.2019 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.