УДК 372.881.111.1
Drobysheva N.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Financial University under the Government of Russian
Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PROFESSIONALLY ORIENTED LANGUAGE TRAINING AND ITS PECULIARITIES FROM ACMEOLOGY STANDPOINT. The
article studies an issue of professionally oriented foreign language teaching for adults from a standpoint of acmeological approach, that is a key element in training process of such people. Taking into account the specifics of training adults should influence both professional and personal self-development of individuals, if the training is oriented to their self-actualization. The analysis of major problems and barriers arising in the process of teaching foreign languages for adults as well as demanded competences of people over 50 proves the necessity of widening the methods of training in order to simplify the process of getting knowledge in foreign languages and provide its active usage in practice.
Key words: professionally oriented language training, pedagogical approach, acmeology, higher school.
Н.Н. Дробышева, канд. филол. наук, доц., ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», г. Москва,
Е-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПОЗИЦИЙ АКМЕОЛОГИИ
В статье рассматриваются вопросы обучения иностранному языку для профессиональных целей людей старшего возраста с точки зрения акмеологического подхода, который служит одним из составных элементов в организации учебной деятельности взрослых. Учёт специфики такой категории обучаемых должен влиять как на профессиональное, так и личностное развитие индивида, если обучение направлено на его успешную самореализацию. Анализ самых важных проблем, стоящих перед педагогом иностранного языка в процессе работы со взрослыми людьми, а также ряд востребованных компетенций в профессиональной деятельности людей в возрасте за 50 лет доказывает необходимость расширения методов обучения для того, чтобы облегчить процесс приобретения иноязычных знаний и обеспечить обучаемым их активное применение на практике.
Ключевые слова: профессионально ориентированная иноязычная подготовка, педагогический подход, акмеоло-гия, вуз.
Востребованность знаний иностранного языка на современном этапе развития общества мотивирует не только молодёжь к его изучению с целью развития карьеры, возможности путешествовать и общаться с носителями других культур, но и более старшее поколение, которое можно отнести к группе «акме». Существует несколько проблем обучения взрослого как субъекта учебной деятельности, а именно: психологические барьеры, некоторое снижение интеллектуальных функций (например, ослабление концентрации внимания, замедление мысле-речевых функций, ухудшение памяти и т. д.), которые существенным образом влияют на процесс иноязычного обучения. Однако всё больше исследователей и авторов популярных книг по саморазвитию отмечают способность организма даже в зрелом возрасте генерировать новые нейроны, но только в том случае, если человек занимается интеллектуальной деятельностью, например, изучает иностранные языки. К несомненным достоинствам изучения иностранного языка именно в зрелом возрасте (принято относить к этой категории людей после 55 лет) можно отнести открытость и готовность человека к саморазвитию, способность грамотно организовать процесс обучения (включая грамотное использование самообразовательных инструментов), знание своих психофизических и умственных возможностей, а также умений, навыков; желание и осознанную необходимость получения новых знаний, ответственность и заинтересованное отношение к процессу познания чего-то нового. Кроме того, конкуренция на рынке труда заставляет людей в предпенсионном возрасте обращаться к иностранному языку как средству профессиональной коммуникации. Большим плюсом для преподавателя иностранного языка является тот факт, что у взрослого человека уже в достаточной мере сформирован понятийный аппарат, развит интеллект, выстроена система оценок и предпочтений, существуют ценностные ориентации, он может сдерживать свои эмоциональные порывы (в отличии от детей, например), у него есть установки на достижение целей и понятия о средствах их достижения, развито самосознание и самоконтроль (что является одним из ключевых психологических качеств в процессе изучения неродного языка). Появление нового вида учебной деятельности людей солидного возраста неразрывно связано с их общим контекстом жизнедеятельности и акмеологическим подходом к обучению.
Акмеология признана наукой и входит в концепт психологии развития индивида. Ее основоположником принято считать Н.А. Рыбникова, который еще в 30-х годах прошлого века предложил связывать данный термин именно с наукой о развитии зрелых людей. В наши дни акмеология считается «научным спо-
собом изучения максимальных возможностей человеческой природы» [1, с. 11] и изучает «совершенствование личности (а также ее качества индивида и индивидуальности) в жизни, деятельности, профессии, приводящее к максимальной самореализации самой личности и оптимальному способу осуществления - стра-тегичности - жизни, высокому профессионализму, компетентности деятельности, профессии. Совершенствование личности в своем сущностном качестве означает оптимальную интеграцию её психологической, духовной, нравственной, профессиональной культуры» [1, с. 34].
Эмпирические исследования автора на основе опроса и бесед с обучающимися (людьми, старше 45 лет) на курсах повышения квалификации в Финуниверситете совпадают с мнением отечественных и зарубежных психологов (Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалев, А. Маслоу, К. Роджерс, У. Шай и др.) о том, что способность субъекта принять и адаптироваться к статусу обучающегося на этапе взрослости представляет довольно сложную задачу для индивида. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в основе процесса обучения взрослых лежат определенные, присущие только этому процессу, принципы. Например, О.Г. Барвенко утверждает, что в акмеологическом процессе обучения «ведущая роль принадлежит самому обучающемуся; субъект учебной деятельности стремится к самореализации и осознает себя способным к этому; взрослого обучающегося характеризует жизненный опыт, который может быть важным источником обучения; целью обучения взрослого является решение конкретной жизненной задачи; взрослый субъект учебной деятельности рассчитывает безотлагательно реализовать полученные знания» [2].
Помимо упомянутых выше положительных аспектов, педагоги-практики отмечают наличие барьеров в процессе акмеологического развития индивида в области иноязычных навыков, которые можно в упрощенном виде представить в виде схемы (рис.1). Отношение к ним спорное: некоторые обучаемые рассматривают барьеры как благо и стимул, мотивирующий к изучению иностранного языка («Я перешагнул этот барьер, я получаю удовольствие от преодоления трудностей»), некоторые опускают руки («Я слишком стар, чтобы напрягаться и обучаться новому, у меня все равно ничего не получится»).
Учёными-теоретиками и практиками (например, Б.Д. Пары-гиным, Л.А. Поварницыной, А.К. Марковой, И.А. Зимней) были определены основные виды барьеров: психофизиологические, коммуникативные, информационные, интерактивные, организационные, эмоциональные, смысловые, личностные. Для педаго-
конструктивные функции психологических барьеров
барьер
Рис.1 .Влияниепсихологических барьеров на скоростьприобретенияиноязычныхзнаний
гов дисциплины «Иностранный язык» в рамках акмеологическо-го подхода особый интерес представляют барьеры в процессе обучения людей в возрасте и пути их преодоления. Во-первых, следует отметить, чтовсовременной педагогической психологии барьер в обучении рассматривается как «сложное субъективное психологическоейвлеиое,пвояйляющееся негитиоными эмоци-
ями, ограничивающее познавательные возможности индивида и препятствующее построению эффективного учебного процесса» [3, с. 61 - 67]. Во-вторых, эмпирические исследования автора показывают, что наряду с общепринятыми, можно добавить специфические признаки в каждой группе барьеров в процессе акмео-логическогообученияиностранномуязыку(табл. 1).
Таблица 1
Виды барьеров и их признаки, значимые для аксиологии иноязычного обучения
Группы барьеров Признаки Особенности влияния в иноязычном обучении
психофизиологические игнорированиезаконовпсихологиивосприя-тия и индивидуальных особенностей обучае-мого(когнитивной,мотивационной,эмоцио-нальной сферы, поведенческих ресурсов) учет особенностейтемпераментаобучаемого и развитости его каналов восприятия
информационно-репрезентативные различия виндивидуальныхсистемахрепре-зентации и восприятия информации необходимостьграмотногоструктурирования учебной информации, приемлемый для индиви-датемп еепредъявления
рефлексивно-оценочные проблемыв областиприменения оценочных воздействий (собственных и внешних) совершенствованиенавыковрефлексивной деятельности; сравнении себя сегодняшнего с собой вчерашним,анесдругими
эмоционально-волевые актуализация негативных следов эмоциональной памяти при столкновении с учебной задачей, общего неблагоприятного индивидуального эмоционального фона учебной активности, эмоциональное отторжение партнера(ов) организация благоприятной иноязычной среды и выбор правильных методов поощрения; учет психо-эмоциональных особенностей обучаемых в процессе работы в парах или мини-группах; преподаватель - речевой партнер, а не ментор
смыслоориентированные отвержение / неправильная интерпретация Другого как носителя определенных смыслов, ценностей, мотивов деятельности развитие толерантного отношения к ситуации взаимодействия, к себе и к партнеру по совместной деятельности
средовые преграды макросоциального, микросоциального и субъективного уровня выстраивание продуктивных взаимоотношений со всеми участниками образовательного пространства
Таблица 2
Специфичность дисциплины «Иностранный язык»
Основные положения Исследователи данного явления
• соотнесенность с родным языком М. Сигуан, У.Ф. Макки
• безграничность предмета изучения Б.В. Беляев, А.А Алхазишвили
• недостаточная плотность общения А. Леонтьев, В.Л. Скалкин
• специфичность направление путей овладения Л.С. Выготский
• эвристичность предмета изучения Е.И. Пассов
• неполная включенность иностранного языка в предметно-коммуникативную деятельность В.А. Артемов, Г.А. Китайгородская
• неоднородность предмета изучения И.А. Зимняя
• составность процесса иноязычного обучения из научения отдельным видам речевой деятельности Н.С. Харламова, З.И. Клычникова
• закрытость предметной отнесенности Р.П. Мильруд
• сложность формирования билингвального сознания И.А. Зимняя, Б.В. Беляев, М.Сигуан
• многофакторность предмета изучения Е.Д. Божович, М.К. Кабардов
В-третьих, практика показывает, что ключевую роль в процессе акмеологического обучения иностранному языку играют именно способности и возможности обучаемого преодолеть указанные в таблице барьеры, а также работа над его индивидуальными качествами личности: ригидностью, отрицательным отношением к инновациям, боязнью проявить самостоятельность, пассивностью, эмоциональной нестабильностью, безответственностью или повышенной ответственностью и перфекционизмом, высоким уровень личной тревожности.
Как предмет обучения иностранный язык имеет набор специфических характеристик и общепринятых положений, которые необходимо учитывать в процессе акмеологического обучения в рамках профессиональной подготовки (таб. 2).
В процессе акмеологического обучения профессиональному иностранному языку педагогам приходится решать ряд специфических проблем, а именно:
- выступать посредниками между феноменом родной и иной культуры (в том числе культуры деловых отношений и правил ведения бизнеса в разных странах);
- постоянно стимулировать внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка для профессиональных целей;
- способствовать максимально близкому сопряжению двух языковых реальностей (преподавателя и обучаемого);
- формировать не только индивидуальный стиль освоения неродного языка, но и выстраивать вектор иноязычного развития
Библиографический список
индивида на перспективу с учетом востребованности данного вида деятельности в сфере профессиональных интересов обучаемого;
- стимулировать когнитивные, эмоциональные и смысловые сферы обучаемого (т. е. ориентировать их направленность на освоение новой языковой реальности);
- развивать иноязычные способности, коммуникативную гибкость, интерес к постоянному познанию, психологическую (осознанную) включенность в процесс обучения через призму профессиональных интересов;
- использовать все доступные возможности для реализации полученных теоретических знаний на практике (в процессе профессиональной деятельности);
Рассмотрев некоторые особенности обучения профессиональному иностранному языку с позиций акмеологии, можно сделать вывод о том, что наука эта будет развиваться и дальше, поскольку средняя продолжительность жизни человека увеличивается, и ему присущи на протяжении всей жизнедеятельности желания и стремления к саморазвитию. Иностранный язык в этом случае может быть и средством, и целью, и востребованным элементом в процессе самореализации и профессионального совершенствования, и творческим процессом, который способствует возникновению не только новых нейролингвисти-ческих связей, но и помогает поднять жизнь индивида на новый уровень.
1. Козлова Н.В. Психолого-акмеологическое знание в системе высшего профессионального образования: учебное пособие для слушателей дополнительной профессиональной образовательной программы получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» и студентов психологических специальностей. Томск, 2007.
2. Барвенко О.Г. Психологические барьеры в обучении иностранному языку взрослых. Диссертация ... кандидата психологических наук. Ставрополь, 2004.
3. Вавилова Л.Н., Гуляева М.А. Организационно-дидактические средства предупреждения барьеров слушателей при дистанционном повышении квалификации в системе непрерывного образования. Москва, 2015; 5: 61 - 67.
References
1. Kozlova N.V. Psihologo-akmeologicheskoe znanie vsisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya slushatelej dopolnitel'noj professional'noj obrazovatel'noj programmy polucheniya dopolnitel'noj kvalifikacii «Prepodavatel' vysshej shkoly» i studentov psihologicheskih special'nostej. Tomsk, 2007.
2. Barvenko O.G. Psihologicheskie bar'ery v obuchenii inostrannomu yazyku vzroslyh. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Stavropol', 2004.
3. Vavilova L.N., Gulyaeva M.A. Organizacionno-didakticheskie sredstva preduprezhdeniya bar'erov slushatelej pri distancionnom povyshenii kvalifikacii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Moskva, 2015; 5: 61 - 67.
Статья поступила в редакцию 27.02.18
УДК 371.487
Eryomina I.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of State and Legal Disciplines, Crimean
Branch of Russian State University of Justice (Simferopol, Russia), E-mail: [email protected]
Emelyanova O.V., senior teacher, Department of Information and Technical Support, Far Eastern Legal Institute of the Ministry of
Internal Affairs of Russia (Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF VALUABLE ORIENTATIONS IN EDUCATIONAL SYSTEM OF A UNIVERSITY. The article addresses a problem of improving the educational system. The authors propose to increase the capacity of bringing up education to carry out the development of value orientations, not only as a special discipline, but also in the form of relevant aspects, organically included in the usual student discipline. Any academic discipline has a philosophical potential. The development of valuable orientations of students is the formation of civil qualities such as love of the country, pride in its achievements and successes, respect for its historical past, cultural traditions, the awareness of their belonging to the Russian culture, the assimilation of its wealth, the love of their native land, their loved ones, family, respect for other people and their culture.
Key words: values, citizenship, pedagogical conditions, education and training.
И.С. Ерёмина, д-р пед. наук, доц., зав. каф. государственно-правовых дисциплин, Крымский филиал Российского
государственного университета правосудия, г. Симферополь, Е-mail: [email protected]
О.В. Емельянова, ст. преп. каф. информационного и технического обеспечения, Дальневосточный юридический
институт МВД России, г. Хабаровск, Е-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА
В статье рассматривается проблема совершенствования образовательной системы. Авторы предлагают для повышения воспитывающего потенциала образования осуществлять развитие ценностных ориентаций не только в виде специальной дисциплины, но и в виде соответствующих аспектов, органически включенных в привычные студентам дисциплины. Любая учебная дисциплина обладает мировоззренческим потенциалом. Развитие ценностных ориентаций студентов заключается в формировании таких гражданских качеств как: любовь к Родине, гордость за ее достижения и успехи, уважение к ее историческому прошлому, культурным традициям, осознание своей принадлежности к российской культуре, усвоение ее богатства, любовь к родным местам, своим близким, семье, уважение к другим народам и их культуре.
Ключевые слова: ценностные ориентации, гражданственность, педагогические условия, воспитание и обучение.
В последнее время государственная политика России в области образования существенно изменилась. Так, Закон «Об образовании» [1] закрепляет новую концепцию в высшем образовании - многостороннее интеллектуально-духовное развитие специалиста. Образование представляет собой единство воспитания и обучения. Современная образовательная система направлена на освоение обучающимися правил и норм общепринятых отношений между человеком и обществом.
Цель современного образования - подготовка студенческой молодёжи к ответственной и осмысленной жизнедеятельности в правовом демократическом государстве, гражданском обществе. Поэтому повышение воспитывающего потенциала образования является успехом в достижении данной цели, что предполагает развитие ценностных ориентаций у обучающихся.
В настоящее время развитие ценностных ориентаций студенческой молодёжи является предметом анализа в работах Ш.А. Амонашвили, Н.М. Борытко, Б.С. Гершунского, Г.Я. Грев-цовой, А.Н. Джуринского, И.С. Ерёминой, А.С. Запесоцкого, В.П. Киселева, А.Ф. Киселева, В.Т. Лисовского, А.В. Мудрика, О.Н. Полухина, Г.Н. Филонова.
«Обзор материалов (выступлений представителей государственной власти, публицистики, статистических данных, работодателей и др.) и практической деятельности педагогов показал, что в современной системе высшего образования доминирует традиционное обучение, которое проверено временем, но уже не в полной мере соответствует современным требованиям: воспитание у индивида духовно-нравственных, интеллектуальных качеств, которые содействовали бы развитию у него высокого профессионализма, социальной мобильности, творческого потенциала, духовной зрелости, гражданственности, гуманности, толерантности.
Анализ рассматриваемых источников позволил определить отсутствие единства между требованиями социума к усовершенствованию результативности в работе современных вузов, обеспечивающих становление нравственной позиции студентов, и уровнем практического осуществления их профессиональной подготовки, что определяет актуальность исследуемой проблемы.
Вузы всегда являлись центрами подготовки высококвалифицированных специалистов. Исторической традицией любого высшего учебного заведения является обучение и воспитание студенческой молодёжи, независимо от их будущей профессии.
Большое внимание уделяется развитию способности рассматривать свою будущую деятельность по профессии с точки зрения духовно-нравственных начал: любовь к Родине, гордость за её достижения и успехи, уважение к её историческому прошлому, культурным традициям, осознание своей принадлежности к российской культуре, усвоение её богатства, любовь к родным местам, своим близким, семье, уважение к другим народам и их культуре.
Считаем, что при профессиональном обучении формирование ценностных ориентаций у будущих специалистов является единым органичным процессом. Формирование ценностных ориентаций у обучающихся вуза заключается в развитии их гражданственности.
Многолетний опыт исследования авторов по проблеме развития гражданственности показывает, что студенческий возраст наиболее оптимальный для формирования гражданственности. Личность в этот возрастной период проявляет больше всего стремлений к самоутверждению и самостоятельности; не удовлетворена своим пассивным положением. Студенческий возраст - время активных проявлений социальных интересов и формирования жизненных идеалов; наибольшей ориентации на внутреннее саморегулирование поведения, самооценку.
Развитие гражданских качеств личности в образовательной системе вуза следует осуществлять не только в виде специальной дисциплины, но и в виде соответствующих аспектов, органически включенных в привычные студентам дисциплины. У любой учебной дисциплины имеется возможность развивать гражданственность обучающихся.
Развития гражданственности обучающихся необходимо начинать с создания педагогических условий, способствующих овладению ими знаний о гражданственности.
Ведущая роль в этом процессе отводится учебным дисциплинам гуманитарного цикла. Опыт преподавания государственно-правовых дисциплин показал, что теория государства и права, проблемы теории государства и права, конституционное право России, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, муниципальное право, международное право, юридическая техника имеют большой гуманитарный потенциал для развития гражданственности будущих специалистов.
Поскольку гражданственность будущего специалиста определяется тем, как он понимает свои права и свободы и умеет