Научная статья на тему 'Особенности обучения охране труда отдельных категорий застрахованных АПК в орловской области'

Особенности обучения охране труда отдельных категорий застрахованных АПК в орловской области Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
99
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Шестаков Ю. Г., Хуснутдинов И. А., Полехина Е. В.

Отработаны основные элементы обучения охране труда в подготовительный период, процессе обучения и при контроле знаний. Уточнена цель обучения, разработана научно-обоснованная парадигма образования, система труда, система охраны труда и механизм ее ведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Шестаков Ю. Г., Хуснутдинов И. А., Полехина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения охране труда отдельных категорий застрахованных АПК в орловской области»

УДК 331.4

Особенности обучения охране труда отдельных категорий застрахованных апк в орловской области

Ю.Г. Шестаков, к.т.н. (ФГОУ ВПО Орел ГАУ)

И. А. Хуснутдинов (ФГОУ ВПО Орел ГАУ)

Е.В. Полехина (ФГОУ ВПО Орел ГАУ)

При обучении охране труда работников АПК в Орловской области можно выделить следующие основные элементы:

1. Подготовительный период.

2. Цель обучения.

3. Процесс обучения.

4. Влияние факторов производства на результат и безопасность труда.

5. Рекомендации.

Подготовительный период включает сбор заявок на обучение и формирование контингента обучаемых с привлечением глав администраций районов Орловской области. Предварительные переговоры и начало обучения заканчивается вручением главе администрации комплекта раздаточного материала - 4-5 учебных пособий и информации о состоянии дел по охране труда в районе в сопоставлении с соседями и области в целом.

В качестве цели обучения ставится активизация человеческого фактора и результативности труда, актуальные аспекты системы обучения безопасности труда в АПК. Охрана труда должна стать не составляющей организации производства, а его целью, так как ее влияние на повышение эффективности производства соизмеримо для каждого предприятия с выдающимся коммерческим успехом.

Охрана труда обеспечивает:

- снижение затрат на самосохранение и старение организма;

- устраняет прострацию, что приводит к мобилизации кадрового потенциала, резкому повышению качества труда специалистов и непосредственных исполнителей;

- снижение травматизма и заболеваемости, текучести кадров;

- самое главное увеличение работоспособности (до 40 и более % возможно увеличить фонд времени использования исправного оборудования), что приводит к увеличению коэффициента использования рабочего времени как при механизированном, так и немеханизированном производстве. При этом все показатели профессионального образования откорректированы с использованием научных основ обучения. и представлены в табл. 1.

Процесс обучения включает:

а) система труда рассматривается в новой постановке с центральным звеном - работником (рис. 1).

б) слушателям объясняется несоответствие ст. 209 трудового кодекса [1] установленной мировой практике.

Рисунок 1 - Система труда: А - администрация; 1...3 производственные подразделения; П.т - предметы труда; С.т - средства труда; Т - технология; Пр.т -продукты труда

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, вклю ч ающая в себя правовые, социально-экономич еские, организационно-технич еские, сани-тарно-гигиени ч еские, ле ч ебно-профил акти ч еские,

реабилитационные и иныге мероприятия.

Система охраны труда представлена на рис. 2.

Она обеспечивает безопасность, сохранение здоровья и работоспособности каждого работника. Во все составляющие системы охраны труда включены технические и материальные средства.

Безопасность - состояние условий труда, исключающее в допустимых пределах воздействие вредных и опасных производственных факторов на организм человека с устойчивой трудоспособностью.

в) традиционная система профилактики травматизма на основе устранения выявленных причин травматизма носит тупиковы й характер.

Поэтому представляется новый механизм ведения

ОТ.

Ключ к обеспечению безопасности на предприятии - регулярный анализ и контроль отклонений на производстве от правил и инструкций по охране труда, объективность и гласность этой работы.

Неписаныш закон для всех участниками производства - каждый делает все от него зависящее для пунктуального выполнения правил и инструкций по охране труда.

Решающий мотив - уменьшение случаев отклонения от правил и инструкций по охране труда повышает работоспособность и безопасность, обеспечивает рост производительности и результативности труда.

Таблица 1 - Показатели профессионального образования

Показатели Си стема обучения

суще ствующая с и спользованием научных о снов обучения

Цель обучения Охват обучением всех работников; сообщение обучаемым информации, раскрывающей содержание учебников и учебных пособий по специальности Формирование необходимых знаний, умений, навыков безопасным приемам эффективной профессиональной деятельности в области производства и другой практики

Содержание обучения Отсутствие унификации; зависимость от составителя программ и базового образования преподавателя Определяется унифицированной моделью базовой структуры и содержанием учебных программ с дифференциацией по ступеням обучения с учетом квалификационных характеристик и должностных инструкций

Оценка знаний Отличная и хорошая оценка знаний обучаемых - достаточно надежный критерий качества подготовки специалистов и рабочих Уверенное решение профессиональных задач с минимальными затратами времени; четкие знания основных положений производства и охраны труда; четкое определение несвойственных функций, отклонений от де йствующих норм и правил в вопросах профессионального обучения и охраны труда на производстве

Принципы мышления Используемые в общеобразовательной школе, основанные на преобладании пассивного усвоения знаний с их описательным изложением Принципы оптимальной целесообразности; комбинированный обучающий алгоритм

Максимальный эффект обучения Основанны й на индивидуальном творческом потенциале каждого обучаемого Достигаемый вне строгой зависимости от индивидуального творческого потенциала

Методы обучения Используемые в основном в общеобразовательной школе (обучение знаниям) Использование деловых игр; решение ситуационных задач; применение совершенных программированных средств обучения и контроля знаний

Охрана труда -Жл

Т

Т.Б.

Организаци-оннные мероприятия, материальные и технические средства

П.С.

Организационные санитарногигиенические мероприятия, материальные и технические средства

п.с.э.м.

Правовые, социальноэкономические мероприятия и материальные средства

Г 1 н.с.

—> Профессио- нальные заболе- вания

Г "

Снижение работоспо- собности 1 Р

Безопасность, сохранение здоровья и работоспособности

Ф

Устранение

опасных

факторов

Устранение,

ограничение

вредных

факторов

Правд гарантии, регламентации, компенсации, обязанность, ответственность, стимулирование

Рисунок 2 - Система охраны труда

Критерии оценки эффективности работы по охране труда.

Коэффициент безопасности - отношение числа выявленных отклонений к общему числу оцениваемых позиций. Оцениваемые позиции могут укрупняться, делиться или полностью исключаться в зависимости от достигнутых рубежных результатов или потери значимости. Коэффициент применяется для оценки безопасности в однородных подразделениях.

Приведенныш коэффициент безопасности - определяется умножением коэффициента безопасности на коэффициент приведения. Применяется для оценки разнородных подразделений.

Влияние факторов производства на результат и безопасность труда представлены в табл.2.

Таблица 2 - Факторы производства и их влияние

на результат труда

Факторы Руководители и специалисты Стажирован- ные работники

Сумма рангов Место по степени важности Сумма рангов

1 .Организационные 58 1 4 140

2.Психологические 90 2 5 150

3. Технологические 120 3 3 120

Работодатели и руководящие работники в сравнении со стажированными работниками (фактическая значимость факторов) в 2,4 раза завышают степень важности организации факторов, 1,6 раза -

психологических, 1,2 раза — конструкторских и занижают в 1,9 раза весомость факторов условий труда и 1,6 раза — сервиса.

Данное явление приводит к резкому снижению эффективности труда, использованию научного и

профессионального потенциала работников, использованию передового опыта и социальной практики развития коллектива и общества.

Слушателям даются рекомендации об эффективных, не требующих затрат мероприятиях, сведения о наличии в университете полной электронной базы по охране труда в «Бизнес центре» и на кафедре «БЖД на производстве».

Кафедра стала лауреатом конкурса «Здоровье и безопасность 2006».

Литература

1. Охрана труда для работников агропромышленного комплекса: учеб. пособие/Т.И. Гуляева, Ю.Г. Шестаков, Н.Н. Лысенко, Г .П. Бабкин, А.Я. Дворно-ва, Т.А. Ожигова, И.А. Хуснутдинов; под общей редакцией Т.И. Гуляевой, Ю.Г. Шестакова.-3-е изд., перераб. и доп. - Орел.: Изд-во ОрелГАУ, С. 21-22.

2. Охрана труда:: учеб. пособие/Т..И. Гуляева, Ю.Г. Шестаков, Н.Н. Лысенко, Г.П. Бабкин, А.Я. Дворнова, Т.А. Ожигова/под редакцией Ю.Г. Шеста-кова.-Орел.: Изд. ОрелГАУ, 2004.-300с.

3. Шестаков Ю.Г. Охрана труда. Материалы для обучения и практического применения.-2-е изд., доп..- Орел.: Изд.Орел ГАУ, 2006.-36с.

УДК 631.87: 635.032/034

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СТИМУЛИРУЮЩИХ СОСТАВОВ НА ОСНОВЕ БИОГУМУСА В ТЕХНОЛОГИИ ВЫРАЩИВАНИЯ РАССАДЫ ОГУРЦА В УСЛОВИЯХ ЗАЩИЩЕННОГО ГРУНТА

Л.П.Степанова, д.с.-х.н, ФГОУВПО ОрелГАУ М.В.Беляееа, к. с.-х.н., ЗАО «Экология и ресурсы»

Е. И. Степанова, к.с.-х.н., ФГОУ ВПО ОрелГАУ А.В.Таракин, ФГОУ ВПО Орел ГАУ

Увеличение производства овощных культур и преодоление сезонности в поступлении товарной продукции на рынок требует совершенствования агротехники культуры огурца. Учитывая сильную реакцию огурца на экологические условия, необходим поиск элементов технологии выращивания, обеспечивающих полную реализацию биоклиматического потенциала зоны выращивания и высокий уровень продуктивности культуры огурца как в условиях открытого, так и защищенного грунта.

Важным элементом этой работы является применение физиологически активных веществ, позволяющих оптимизировать продукционный процесс в посеве.

В опытах изучалось предпосевное применение препарата Никфан, гумата натрия и водного раствора органических веществ на основе биогумуса на прорастание семян огурца.

Результаты исследований убедительно подтверждают стимулирующее действие органических веществ, извлекаемых из биогумуса (табл.1). Наиболь

шее влияние на развитие проростков оказывает гу-мат натрия, величина прироста проростков и корня семян огурца достигала 88 % и 33,3 % в сравнении с

контролем соответственно. Действие водорастворимых органических веществ было также эффективным, и по величине прироста проростков приближалась к действию препарата Никфан, но у с ту -пало по эффективности гумату натрия на 7,4%, при этом, водный раствор органических веществ биогумуса и Никфан оказывали самое низкое влияние на величину корня. Прирост величины корня в сравнении с контролем достигал 20,0%.

Изучаемые препараты по своему действию оказывали положительное влияние на всхожесть семян огурца и способствовали повышению как энергии прорастания, так и лабораторной всхожести (табл.2).

Исследование влияния гумата натрия, водного раствора органического вещества на энергию про -растания и лабораторную всхожесть семян показало, что все испытуемые препараты оказали положительное действие на энергию прорастания семян огурца, увеличивая ее на 1-3 %.

Таким образом, установлено стимулирующее действие органических веществ, извлекаемых из биогумуса на энергию прорастания и величину проростков. По стимулирующему действию испытуемые препараты можно расположить в следующий ряд: гумат натрия > Никфан > водорастворимые органические вещества.

Таблица 1 Влияние различных стимулирующих составов на величину, корешка и проростка _______________( на 10 день)_____________

№ п/ Варианты опыта Величина Величина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

см % см %

1 Контроль 2,7 100 1,5 100

2 Никфан 1-10"3 4,9 181,4 1,8 120,0

3 Гумат натрия 1-10"4 5.1 188,8 2.0 133,3

4 Водный р-р органического в-ва 1-10"4 4,7 174,0 1,8 120,0

НСР05 0,40 - 0,20

Таблица 2- Влияние стимулирующих составов на энергию прорастания и лабораторную всхожесть ________________семян огурца______________

№ п/п Варианты опыта Энергия прорастания % Лабораторная всхожесть %

1 Контроль (вода) 79 81

2 Никфан 1-10"3 81 82

3 Гумат натрия 1-10"4 82 81

4 Водный раствор органич. в-ва 1-10"4 80 82

НСР05 3,98 4,79

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы: органические вещест -ва, извлекаемые из биогумуса, оказывают симулирующее влияние на энергию прорастания и величину проростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.