Научная статья на тему 'Особенности обучения иностранных студентов математике'

Особенности обучения иностранных студентов математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
840
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ / БИЛИНГВАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / TEACHING MATHEMATICS IN A UNIVERSITY / FOREIGN STUDENTS / INFORMATION TECHNOLOGY / VISUALIZATION OF INFORMATION / BILINGUAL EDUCATION IN MATHEMATICS / PRINCIPLES OF TEACHING / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козырева А. В., Колпакова С. В., Бурлакова Е. А.

Статья посвящена особенностям обучения иностранных студентов математике в техническом вузе. Представлен ряд принципов обучения иностранных студентов математике. Выдвинут комплекс педагогических условий, направленных на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козырева А. В., Колпакова С. В., Бурлакова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING FOREIGN STUDENTS IN MATHEMATICS

This article is devoted to peculiarities of how foreign students are studying mathematics in a technical university. It presents several principles of how foreign students educate mathematics. The complex of pedagogical conditions, which are aimed at forming common cultural and professional competences of students, is suggested in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения иностранных студентов математике»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-128-133

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИКЕ

Козырева А.В.1, Колпакова С.В.2, Бурлакова Е.А.1

Академия ФСО России, г. Орёл, Российская Федерация Юрловский Государственный Университет им И.С. Тургенева, г. Орёл, Российская Федерация

Статья посвящена особенностям обучения иностранных студентов математике в техническом вузе. Представлен ряд принципов обучения иностранных студентов математике. Выдвинут комплекс педагогических условий, направленных на формирование общекультурных и общепрофессионалъных компетенций студентов.

Ключевые слова: обучение математике в вузе; иностранные студенты; информационные технологии; визуализация информации; билингвалъное обучение математике; принципы обучения; педагогические условия.

FEATURES OF TEACHING FOREIGN STUDENTS IN MATHEMATICS

KozyrevaA. K1, Kolpakova S. V?, Burlakova E.A.2

1 The Academy of FGS of the Russia, Orel, Russian Federation 2Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel, Russian Federation

This article is devoted to peculiarities of how foreign students are studying mathematics in a technical university. It presents several principles of how foreign students educate mathematics. The complex of

pedagogical conditions, which are aimed at forming common cultural and professional competences of students, is suggested in the article.

Keywords: teaching mathematics in a university; foreign students; information technology; visualization of information; bilingual education in mathematics; principles of teaching, pedagogical conditions.

В настоящее время все большее развитие получает международный обмен студентами, что свидетельствует об открытости системы российского высшего образования и способствует укреплению авторитета российских вузов за рубежом. Зарубежным партнерам предлагается большой выбор образовательных услуг с гарантированно высоким качеством подготовки выпускников.

Обучение иностранных студентов математике в техническом вузе связано с определенными трудностями, которые вынуждены преодолевать и студенты, и преподаватели образовательного учреждения. Среди них: многообразие формул и чертежей, учебные и исследовательские задачи, решение которых требует проведения сложных вычислений, в том числе с помощью компьютерных программ, наличие междисциплинарных связей. Причинами возникновения трудностей являются существующий языковый барьер и различия в системах образования и организации учебного процесса. Язык математики («язык чисел») универсален. В нем используются общепринятые, заранее обговоренные и определенные символы, которые одинаковы во всех странах мира. Задача преподавателей -дать возможность студентам, приехавшим из других стран, увидеть и понять, что язык математики, используемый в России, сходен с языком, которому их обучали в школах на родине. Посредством математики происходит изучение других технических дисциплин. Использование знакомых выражений, символов, формул, способов решения помогает более легкому и быстрому освоению материала, запоминанию новых слов, терминов, способов построения фраз на русском языке.

При проведении занятий по математике с иностранными студентами необходимо опираться на следующие принципы обучения:

1. Принцип визуализации информации, из которого следует, что использование математических символов, выражений, графиков является эффективным средством наглядности, создает смысловую опору, направляет мыслительную деятельность обучающихся, при этом снижая влияние языкового барьера и повышая доступность обучения [1].

В современный век высоких технологий молодежь обладает ярко выраженным «клиповым мышлением», она с детства впитывает информацию через яркие образы, фрагменты текста, отрывки из видео, которыми насыщены средства массовых коммуникаций. Главным источником формирования представлений о мире выступает Интернет, откуда молодежь потребляет информацию визуального формата. Для студентов привычно получать сообщения с экрана, поэтому на занятиях рекомендуется использовать компьютерные презентации — современный высокотехнологичный способ донести учебный материал до обучающихся. Преимущества использования презентаций перед традиционными методиками следующие:

1) возможность не только аудиального, но и визуального восприятия информации, что очень важно при обучении иностранных студентов из-за наличия языкового барьера;

2) обеспечение последовательности рассмотрения темы [2];

3) доступность иллюстраций; отображение на экране позволяет рассмотреть мелкие детали, подробности;

4) ускорение учебного процесса;

5) повышение заинтересованности студентов.

Проведение занятий с помощью компьютерных презентаций

преследует следующие цели:

А) Образовательные: осмыслить связи и отношений в объектах изучения, сформировать общекультурные и общепрофессиональные компетенции.

Б) Развивающие: развивать у иностранных студентов познавательный интерес, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизировать познавательную деятельность обучающихся.

В) Воспитательные: воспитывать научное мировоззрение, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, чувства товарищества, взаимопомощи.

В рамках реализации этих целей рекомендуется реализовать билингвальное обучение - перспективный метод эффективного образования, важный для преодоления языкового барьера. Билингвальное обучение, как средство профессиональной подготовки будущих специалистов, даст им возможность реализовать свой потенциал, повысить конкурентоспособность на мировом рынке.

Одна из форм реализации билингвального обучения - создание двуязычных пособий по математике, нацеленных на решение задач междисциплинарной координации, семантизации математической учебной информации и усвоения на практике русского языка. При использовании двуязычного пособия у студента появляется возможность вместо заучивания запоминать словосочетания в процессе чтения, что способствует лучшему восприятию фраз и речевых оборотов. Известно, что информация, которая заучивается, может стереться из памяти быстрее, чем та, которая запоминается при чтении. Применение двуязычных пособий реализует трансформационную функцию, обеспечивающую переработку и презентацию учебной информации на основе дидактических принципов, и, прежде всего, принципа доступности. Обратить внимание на создание двуязычных пособий имеет смысл и потому, что в настоящее время учебные пособия на русском языке для иностранных студентов многообразны в плане отбора, конструирования и презентации учебной информации и вышли на высокий методический уровень.

Оптимальной для справочного пособия представляется структура иноязычного профессионального лексикона - тезауруса. Классификационная часть тезауруса - это логико-семантические схемы научных теорий, которые определяют структуру дисциплины «Математика», и таблица перевода дескрипторов, характерных для различных разделов этой дисциплины. Контекстная часть тезауруса содержит специальную информацию (рисунки, формулы), иллюстрирующую ключевые дескрипторы и их применение. При

необходимости тезаурус можно пополнять сведениями из разделов математики.

Положительный эффект в обучении иностранных студентов математике достигается при использовании электронного дидактического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины, включающего опорные конспекты, дифференцированные задания к практическим занятиям, тестовые и контрольные задания по всем темам курса с подробным разбором задач, обучающие задания с использованием мультимедийного словаря.

2. Принцип инвариантности математических компетенций по отношению к языку обучения, в основе которого лежат идентичность математических знаний, выбор для решения задач конкретных методов и средств.

3. Принцип повторяемости математической терминологии, согласно которому каждый вновь вводимый термин должен быть записан студентами, прочитан и многократно произнесен.

4. Принцип индивидуализации в организации образовательного процесса, который позволяет добиться, чтобы освоение образовательной программы стало значимым, индивидуально мотивированным для конкретного иностранного студента. Содержание процесса обучения, его структура должны формироваться с учетом образовательных и познавательных потребностей обучающихся.

5. Принцип мотивации. При обучении иностранных студентов на неродном для них языке на первый план выходит проблема мотивации. Осваивая большой объем информации, обучающийся постоянно преодолевает языковые и когнитивные трудности, и, рано или поздно, у него возникают вопросы о практическом применении приобретаемых знаний. Повысить мотивацию можно путем применения такой педагогической технологии, как метод проектов, включающий курсовые проекты, проведение олимпиад и круглых столов. Современные студенты прагматичны и понимают, что сертификаты участников, дипломы победителей, пополняющие порт-фолио, повысят шансы успешного трудоустройства.

Таким образом, основанное на вышеперечисленных принципах экспериментальное обучение иностранных студентов технических вузов математике будет результативным при соблюдении следующих педагогических условий:

- мотивация иностранных студентов к усвоению содержания учебной дисциплины путем создания ориентировочной основы их деятельности и выбора образовательной траектории;

- реализация технологического подхода к формированию общекультурных и общепрофессиональных компетенций;

- целенаправленное управление познавательной деятельностью иностранных студентов на всех этапах формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций;

- создание в вузе специальной инфраструктуры (банки данных и знаний, аппаратно-программные средства и технологии обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации, доступ к общесистемным и прикладным программным средствам, электронные учебно-методические комплексы).

Достижение результативности в обучении иностранных студентов технических вузов математике представляет собой комплексную задачу, решение которой зависит от особенностей субъект-субъектного взаимодействия преподавателей и студентов.

Список литературы

1. Добрица В.П., Фетисова Е.В. Использование информационных технологий при обучении математике иностранных студентов // Вестник Московского городского педагогического университете. С. «Информатика и информатизация образования», 2011. № 1(21). С. 14-20.

2. Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования. Монография / Под ред. П.И. Образцова. Орел: ОГУ, 2011. С. 100-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.