УДК 378
О. А. Селезень
преподаватель кафедры лингвистики
и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий МГЛУ; аспирант кафедры грамматики и истории немецкого языка факультета немецкого языка МГЛУ e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В МАГИСТРАТУРЕ
Статья посвящена рассмотрению особенностей обучения иностранному языку в сфере профессиональной коммуникации взрослых обучающихся в магистратуре по неязыковым специальностям (в частности, «Связи с общественностью», «Социология», «Журналистика»). Говорится о профессиональной направленности и коммуникативно-ориентированном характере курса «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации», который проводится на кафедре лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий в рамках магистратуры ИМО и СПН.
Ключевые слова: профессионально-коммуникативная компетенция; магистрант; межкультурная коммуникация; профессионально ориентированные задания; мировое глобальное информационное, профессиональное и научное пространство.
O. A. Selezen
Teacher of the Department of Linguistics and Professional Communication in the Sphere of Media Technologies, Institute of International Relations and Socio-Political Sciences, MSLU;
Postgraduate of the Department of Grammar and History of the German Language, German Language Faculty, MSLU e-mail: [email protected]
PECULIARITIES OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO MASTERS
The article covers peculiarities of teaching a foreign language in professional communication to master-students of non-linguistic departments (Public Relations, Sociology and Journalism). The author tells about professional and communicative orientation of the course "A Foreign Language in the Professional Communication" which is conducted by the department of Linguistics and Professional Communication in the Sphere of Media Technology at the master's level.
Keywords: the professional communicative competence; master; cross-cultural communication; professionally oriented tasks; global information, professional and scientific world.
В XXI в. проблемы обучения взрослых иностранному языку приобрели важное значение, так как в век всемирной глобализации и развития международных отношений во всех сферах жизни происходят значительные изменения, поэтому людям в любом возрасте необходимо продолжать свое обучение и изучать иностранный язык, чтобы идти в ногу со временем и лучше понимать то, что происходит за пределами родной страны. Владение иностранным языком является не самоцелью, а необходимым и обязательным условием профессиональной подготовки и успешной работы современного специалиста любого профиля.
Курс иностранного языка в сфере профессиональной коммуникации в магистратуре «Социология», «Реклама и связи с общественностью», «Журналистика» имеет профессиональную направленность и коммуникативно-ориентированный характер, что является базисом для постановки целей и задач обучения иностранному языку. Кроме того, в связи с модернизацией современного российского высшего образования по международной Болонской программе, обучение в магистратуре стало вторым уровнем высшего профессионального образования, которое позволяет углубить специализацию своей профессиональной деятельности или поменять траекторию своего профессионального развития.
Современные социальные условия ужесточают требования к профессиональным качествам специалиста, настраивают на формирование личности, характеризующейся не репродуктивным, а творческим типом мышления, мобильностью, гибкостью, инициативой, самостоятельностью в принятии решений, а также на владение хотя бы одним иностранным языком. В связи с этим учение в целом, и постоянное изучение иностранного языка в частности, в настоящее время рассматривается как стиль жизни успешного человека. Поэтому кафедра лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатех-нологий перед будущими магистрантами ставит задачи по углублению изучения иностранного языка как инструмента в их дальнейшей профессиональной деятельности.
В настоящее время в магистратуру МГЛУ поступают как бакалавры, так и специалисты, окончившие различные московские вузы, для большинства из которых иностранный язык не являлся предметом специального изучения, это иногда приводит к определенным трудностям в процессе обучения, преодолеть которые можно посредством
проведения занятий в русле личностно ориентированной парадигмы. В связи с этим иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации рассматривается как интегрированная дисциплина, которая вносит существенный вклад в формирование профессионально значимых навыков обучаемых, в раскрытие их творческого потенциала, повышения культуры общения. Иностранный язык для магистрантов служит средством не только межличностного, но и межнационального, международного общения в специальных областях знаний. Кроме того, знание иностранного языка дает возможность получать самые свежие знания в предметных областях «из первых рук», поскольку социально-гуманитарные науки наиболее активно развиваются на Западе, и далеко не все материалы переводятся на русский язык.
При обучении магистрантов иностранному языку преподаватели руководствуются основными принципами андрагогики, согласно которым взрослому обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе обучения. В андрагогической модели обучения, в отличие от педагогической, где обучаемый полностью зависит от преподавателя, взрослый обучающийся выступает активным элементом и одним из равноправных субъектов процесса обучения. Кроме того, при организации занятий по иностранному языку в магистратуре обязательно учитываются физиологические, психологические, социальные и профессиональные особенности студентов [2, с. 29].
Профессиональная направленность данного курса в магистратуре предполагает подчинение целей обучения иностранному языку общей цели обучения магистрантов и соответствующее содержание обучения с преобладанием профессиональной тематики. В этом контексте осуществляется тесное сотрудничество преподавателей иностранного языка с преподавателями других специальных дисциплин.
Большое внимание уделяется опыту магистрантов, который может быть использован в качестве источника обучения как самого обучающегося, так и других людей. Преподаватель старается оказать помощь обучающимся в выявлении их опыта и передачи его на иностранном языке при помощи таких форм занятий, как дискуссии, решение конкретных коммуникативных задач, рассмотрение кейсов, деловые игры и т. п. [1, с. 108].
Во время обучения иностранному языку в магистратуре также происходит реализация компетентностного подхода, который предусматривает широкое использование в учебном процессе активных
и интерактивных форм проведения занятий на языке: семинаров в диалоговом режиме, групповых дискуссий и «круглых столов» с участием специалистов-практиков, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций из практики выбранной сферы деятельности, психологических и коммуникативных тренингов, привлечения студентов к работе вузовских и межвузовских конференций.
Развитие стратегий самостоятельной работы также является одной из основных целей курса, так как именно она позволяет сделать процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции непрерывным и развить у магистрантов способности к самообразованию и самоуправлению, в том числе на основе использования современных информационных технологий.
Использование современных образовательных технологий, методик, подходов и технических средств обучения, ориентация на международные требования и стандарты настраивает на постоянную работу по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры. В нашем динамично развивающемся мире важно поддерживать актуальность изучаемых тем и обеспечивать аутентичность используемых материалов. Поэтому особое внимание уделяется использованию современных информационных технологий: включение и регулярное обновление в изучаемые материалы новостных выпусков на иностранном языке, публикаций на актуальные темы и оригинальные труды в изучаемой предметной области. Это позволяет подготовить студентов к использованию иностранного языка как средства профессиональной коммуникации в мировом глобальном информационном, профессиональном и научном пространстве.
Определяющим фактором при обучении иностранному языку в магистратуре является потребность обучающихся в изучении не просто иностранного языка, а возможность использовать язык для решения конкретных жизненных и профессиональных проблем и задач. Магистранты имеют возможность применить полученные знания и навыки по иностранному языку немедленно, что помогает им стать более компетентными в межкультурном и профессиональном общении.
Однако в начале изучения иностранного языка в магистратуре у обучающихся присутствуют смешанные чувства: надежда, ожидания, опасения, тревога и даже страх. Это объясняется, с одной стороны, тем, что магистранты, стремясь к жизненно необходимой цели,
желают ее достичь, внести положительные изменения в свою жизнь, работу, социальное положение, но с другой - у них возникает страх перед взятой на себя ответственностью за изучение иностранного языка: привычка к стабильному, устоявшемуся положению вещей (быту, кругу общения с коллегами и друзьями, социальному и профессиональному статусу) вступает в противоречие с неизбежными грядущими изменениями. Магистрантов беспокоят сомнения в своих способностях к обучению и особенно изучению иностранного языка; страх, что в процессе обучения выявятся пробелы в знаниях, неумение учиться, что неизбежное сравнение с другими обучающимися будет не в их пользу. Каждый магистрант по собственному опыту знает, что никому не хочется выглядеть в глазах других людей хуже, чем хотелось бы. У некоторых из них наблюдается чувство душевного дискомфорта от самой идеи возвращения в институтские стены, к партам, доске, учебе.
Все эти сильные стрессовые ситуации и переживания, связанные у взрослых магистрантов с обучением, порой препятствуют формированию устойчивой и длительной мотивации. Поэтому важно с первых дней занятий использовать профессиональный опыт обучающихся как основу для дальнейшего обучения. Это придает уверенности магистрантам, поскольку проще продолжить обучение, основываясь на имеющихся знаниях, нежели начать изучать совершенно новую область. Такой подход формирует положительное отношение магистрантов к предмету.
Благодаря учету особенностей обучения взрослых иностранному языку обучающие осуществляют все необходимые операции, такие как определение образовательных потребностей, выявление объема и характера жизненного опыта обучающихся, выяснение физиологических и психологических особенностей, а также определение когнитивного и учебного стилей магистрантов, чтобы закрепить мотивацию обучения у взрослого обучающегося [2, с. 31].
Курс иностранного языка в сфере профессиональной коммуникации в магистратуре, который успешно реализуется на кафедре лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиа-технологий ИМО и СПН, имеет коммуникативно-ориентированный характер, предполагающий развитие языковой и коммуникативной компетенций, необходимых для квалифицированной информационной
и производственной деятельности, а также для научной работы магистрантов. Программа данного курса направлена на формирование и развитие автономности учебно-познавательной деятельности магистрантов по овладению иностранным языком, что предполагает учет личностных и профессиональных потребностей и интересов обучающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Змеев С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых . - М. : ПЕР СЭ, 2007. - 272 с.
2. Змеев С. И. Технология обучения взрослых : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : ИЦ «Академия», 2002. - 128 с.
3. Колшанский Г. В. Прагматика языка // Лингвистика и методика в высшей школе : сб. науч. тр. - М. : МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1980. - Вып. 151. -С. 3-8.
4. Koryakovtseva N. F. The Use of New Technologies in Language Education and Learner Autonomy // Актуальные вопросы преподавания иностранных языков на современном этапе. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. -С. 40-47. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 3 (689). Серия Педагогические науки).
5. Методика преподавания иностранных языков в высшей школе / под ред. С. Г. Тер-Минасовой. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1993. - 136 с.