Техника, тактика и методика спортивной тренировки
кани ишончли тарзда амалга ошириш майдонда харакатланувчи футболчиларнинг тактик махора-тига хам богликдир. Тактик тайёргарлиги юксак даражада булган уйинчи, уйиннинг бориши, уйин тактикасини англай олиши билан хатоликларга йул куймайди, икки тайм мобайинида жисмоний, техник, психологик сифатларини бир маромда ушлаб туриши унинг тез чарачашига, толикишига олиб келмайди.
Илмий-услубий адабиётларда тактик машгулот-ларнинг воситалари ва усуллари етарлича такдим этилган булиб, улар асосан уйин вазиятида мумкин булган харакат усулларининг турли хил комбинация-ларини урганиш билан тавсифланади. Ёш футболчи-
УУК (УДК^С): 796.092.298.414.5 ::::::::::
ларни назарий ва амалий машгулотларда тактикага оид билимларини, куникмаларини узлаштириб бори-шлари уларни иктидорли футболчи булиб етишишга хизмат килади.
Адабиётлар:
1. Артиков А.А. Мусобака шароитида малакали футболчилар томонидан бажариладиган техник усулларнинг максадли аниклиги тахлили. Фан-спортга . Илмий назарий журнал №3. 2018 йил. 23-27 б.
2. Бекторов О.Ё. Тактическая подготовка юных футболистов. // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования. Сб. ст. по материалам XXXII международной научно-практической конференции. -№ 2. - М., Изд. "Интернаука" 2020 г. 117-120 с.
3. Шермухамедов А.Т. Анализ соревновательной деятельности футболистов академии "Пахтакор" (U-16). Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность. III Международная научно-практическая конференция. Челябинск, 29 апреля 2019 года. 272-274 с.
4. Голомазов С.В., Сайд О.А. Футбол. Тренировка точности юных спортсменов. - М. РГАФК.2004. - 80 с
Преподаватель, мастер спорта по спортивной гимнастике
М.Э. СУЛЕЙМАНОВ1
Узбекский государственный университет
физической культуры и спорта,
город Чирчик, Узбекистан
Информация для связи с автором:
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТУ "TIPPELT" НА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ БРУСЬЯХ ГИМНАСТОВ 14-15 ЛЕТ
Аннотация
Annotation
В статье рассматриваются вопросы связанные с особенностями обучения элементов выполняемых большим махом в упор на параллельных брусьях типа "tippelt" у гимнастов группы спортивного совершенствования.
Ключевые слова: Параллельные брусья, обучение элемента "tippelt", сход, бросок, контровое движение, полетная фаза, приземление с выходом в стойку.
Маколада спорт такомиллашув гурухиининг гимнастикачилари уртасида катта тебраниш билан бажариладиган элементларни кушпояда "типпелт" типидаги укитишнинг узига хос хусусиятлари билан боглик масалалар мухокама килинган.
Калит сузлар: параллель цушпоя, "типпелт" элементи, тушиш, улоцтириш, царама-царши хрра-кат, парвоз босцичи, туриш %олати билан цуниш.
The article deals with the issues related to the peculiarities of teaching the elements performed with a big swing, point-blank on parallel bars of the "tippelt" type among gymnasts of the group of sports improvement.
Key words: parallell bars, "tippelt" training, descent, throw, counter movement, flight phase, landing with standing position.
Актуальность. Среди многих проблем повышения эффективности процесса обучения спортивным упражнениям одно из центральных мест занимает поиск наиболее совершенных вариантов техники двигательных действий. Эта необходимость возникает в связи с тем, что техника гимнастических упражнений является предметом соревновательной оценки, а также имеет тенденцию к постоянному обновлению, становясь более эффективной и рациональной.
Полетные упражнения - наиболее актуальная современная категория движений в спортивной гимнастике. В них наиболее ярко проявляется мастерство гимнастов, их атлетизм, умение действовать смело и точно, а также оснащенность исполнителя базовыми навыками. Самым распространенным полетным элементом на параллельных брусьях, является элемент "tippelt" - из виса большим махом вперёд подъём в упор с перемахом ноги врозь в стойку на руках.
Наше исследование направлено на выявление ведущих звеньев-действий при выполнении элемента
"tippelt" на параллельных брусьях, а также на оценку эффективности, разработанной нами методики.
Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики обучения элементу "tippelt" на параллельных брусьях гимнастов 14-15 лет.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, метод экспертной оценки, методы математической статистики.
Педагогический эксперимент заключался в разработке и внедрении в тренировочный процесс методики обучения элементу "tippelt" на параллельных брусьях, а также оценке эффективности разработанной методики. В экспериментальной группе было предложено выполнение упражнений на гимнастическом батуте, комплекс упражнений с использованием дополнительного инвентаря, выполняемый во время
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
круговой тренировки, так же упражнения на параллельных брусьях (стоялках). Контрольная группа разучивала данный элемент используя традиционную методику, тренировки проходили в обычном режиме.
Для определения качества исполнения элемента "tippelt" на параллельных брусьях, была создана группа экспертов, состоящая из судей по спортивной гимнастике.
Результаты исследования и их обсуждение.
Проведя педагогическое тестирование мы разделили гимнастов на две группы. На начало эксперимента показатели контрольной и экспериментальной групп, по данным тестирования, статистически значимо не различаются.
В таблице 1 представлены результаты оценки технической подготовленности гимнастов на параллельных брусьях, на начало эксперимента.
В ходе оценки техники выполнения ведущих звеньев-движений элемента "tippelt" гимнастами на параллельных брусьях, мы выявили, что на начало эксперимента все показатели статистически значимо не различаются.
Из таблицы 1 видно, что наименьшее количество баллов выставлены гимнастам за контровое движение при выполнении элемента "tippelt" 7,54±0,07 и 7,62±0,09 в контрольной и экспериментальной группах соответственно. Оставшиеся показатели так же не достаточно высоки.
Таблица-1
Оценка техники выполнения элемента "tippelt" на параллельных брусьях
Группа испытуемых Выполнение элемента "tippelt"
1. 2. 3. 4. 5.
КГ (n = 10) 7,87±0,08 7,85 ±0,08 7,54±0,07 8,35±0,05 8,34±0,08
ЭГ (n = 10) 8,03±0,13 7,99±0,06 7,62 ±0,08 8,07±0,09 8,17±0,10
Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
СМ О СМ
00
ГО
га t
0 Q. W
1
Примечание: 1. Сход; 2. Бросок; 3. Контровое движение; 4. Полетная фаза;
5. Приземление с выходом в стойку.
Для повышения качества исполнения элемента "tippelt" на параллельных брусьях, нами была разработана и внедрена в тренировочный процесс методика обучения элементу "tippelt" на параллельных брусьях гимнастов 14-15 лет. Суть нашей методики заключается в выявлении наиболее значимых движений (фаз) при выполнении элемента "tippelt", и их более детальная отработка.
Методологической базой для разработки нашей методики послужили работы В.И. Загревского и В.С. Шерина, за основу были взяты данные ими определения и положения.
Методика обучения элементу "tippelt" на параллельных брусьях включается в себя комплекс упражнений с использованием дополнительного инвентаря, выполняемый во время круговой тренировки, упражнений на гимнастическом батуте, так же упражнения на параллельных брусьях (стоялках).
Комплекс упражнений с использование дополнительного инвентаря выполнялся 3 раза в неделю, во время круговой подкачки. Каждое из упражнений направлено на отработку движений в какой-либо из фаз (сход, контровое движение, полетная фаза) элемента
"tippelt". Упражнения выполнялись по 40 секунд, переход между станциями 10 секунд, количество кругов от 1 до 3, в зависимости от этапов подготовки.
Упражнения на гимнастическом батуте выполнялись гимнастами каждый день, перед выполнением элемента "tippelt" на параллельных брусьях. Комплекс включал в себя упражнения, направленные на отработку движений в полетной фазе данного элемента:
- Прыжки на батуте на спине с последующим вращением вокруг поперечной оси в положение стоя руки вверх;
- Прыжки на батуте на спине с последующим вращением вокруг поперечной оси в положение сед ноги врозь;
- Прыжки на батуте на спине с последующим вращением вокруг поперечной оси (ноги врозь и ноги вместе) в стойку на руках.
- Так же каждый день, перед выполнением, элемента "tippelt" на параллельных брусьях, выполняли следующие упражнения:
- Из стойки на руках на параллельных брусьях (гимнастических стоялка), оттягивания с провисанием в плечах (с помощью);
- Из стойки на руках на параллельных брусьях (гимнастических стоялках), резкое выведение плеч вперед (с помощью);
- Из положения лежа на спине, руками держаться за гимнастические стоялки, выход в стойку на руках (с помощью);
- Из положения лежа на спине, руками держаться за гимнастические стоялки, выход в стойку на руках с резким отведением плеч вперед (с помощью).
Проведя тестирование и сравнительный анализ техники выполнения элемента "tippelt" после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах были выявлены следующие изменения.
Таблица-2
Показатели сравнительного анализа техники выполнения элемента "tippelt" гимнастами контрольной и экспериментальной групп, после эксперимента
Группа испытуемых Выполнение элемента "Tippelt"
1. 2. 3. 4. 5.
КГ (n = 10) 8,37±0,13 8,21 ±0,13 8,12±0,14 8,65±0,12 8,78±0,09
ЭГ (n = 10) 8,53±0,16 8,29 ±0,11 9,02±0,12* 9,05±0,11* 9,09±0,09*
Р > 0,05 > 0,05 < 0,01 < 0,05 < 0,05
Примечание: 1. Сход; 2. Бросок; 3. Контровое движение; 4. Полётная фаза;
5. Приземление с выходом в стойку.
Из таблицы 2 видно, что при сравнении на конец эксперимента наблюдаются наиболее статистически значимые различия наблюдаются в технике выполнения контрового движения, полетной фазы и приземления с выхом в стойку на руках при выполнении элемента "tippelt".
Выводы. Таким образом, полученные в ходе эксперимента данные позволяют сделать вывод о том, что применение методики обучения элементу "tippelt" на параллельных брусьях гимнастов 14-15 лет позволяет существенно снизить ряд сбавок за выполнение данного элемента, что говорит об эффективности применения разработанной нами методики.
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
Литература:
1. Барташ Е.С., Ботова Л.Р. Методика обучения хлестообразным движения на разновысоких брусья гимнасток 6-7 лет / Материалы Всероссийской научно-практической конференции 2016 г./ ФГБОУ ВО "Волгоградская государственная академия физической культуры" / под ред. В.В. Анцыпе-рова. - Волгоград, 20l6. - 196 с.
2. Васин А.А., Васина Л.Р. Углубленное разучивание элемента "перелет Ткачева" на перекладине / Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, посвященной десятилетию победы Казани в заявочной кампании на право проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года и 5-летию проведения Универсиады-2013 / Поволжская гАфКСиТ. - Казань, 2018. - том 2 - С.500-503
3. Загревский В.О. Техника выполнения и методика обучения группе упражнений "перелет Ткачева" на перекладине / В.О. Загревский: авто-реф. дис. канд. пед. наук. - Омск, 2013. - 174 с. Аркаев, Л.Я. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин // Теория и практика физ. культуры. 1997.-№1. - С. 17-25.
4. Менхин, Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике / Ю.В.Менхин. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - С. 32-39.
5. Менхин, Ю.В. Управление подготовкой гимнастов: Учебное пособие / Ю.В.Менхин. - Малаховка: Изд-во МОГИФК, 1988. - 66 с.
6. Смолевский, В.М., Гавердовский Ю.К. Спортивная гимнастика: Учебник /В.М. Смолевский. Киев: "Олимпийская литература", 1999. -462 с.
УУК (УДК^С): 796.012.12:322
Муаллиф билан богланиш учун:
Катта укитувчи Р.И. ИСРОИЛОВ1
Узбекистан давлат жисмоний тарбия ва спорт университета, Чирчик шахри, Узбекистон
ТАЙЁРЛОВ ДАВРИДА ЁШ ГАНДБОЛЧИЛАРНИНГ ТЕЗКОР-ЧИДАМКОРЛИГИНИ РИВОЖЛАНТИРИШ ВОСИТА ВА УСУЛЛАРИНИНГ САМАРАДОРЛИГИНИ тад;и; ЭТИШ
Аннотация
Annotation
В статье исследуется научный и практический опыт отечественных и зарубежных ученых в области спорта по развитию ловкости юных гандболистов в период тренировок, (научная и теоретическая информация, представленная в научной литературе). Анализ тренировочного процесса юных гандболистов с целью выявления современных инновационных способов развития ловкости, контроля уровня подготовки, выдвижения научных и теоретических идей и результатов научных исследований.
Ключевые слова: отбор, адаптация, функциональный,, глобальный, интенсивный, циклический, интервальный, вариация, аэробный, анаэробный, лактатный, гликолитический.
Мазкур маколада тайёрлов даврида ёш гандболчиларнинг тезкор-чидамкорлигини ривож-лантириш буйича спорт сохасидаги махаллий ва хориж олимларининг илмий ва амалий тажри-балари, илмий адабиёт манбааларида келтирилган илмий-назарий маълумотлар урганилган. Ёш гандболчиларнинг машулот жараёнини тахлил килиш оркали тезкор-чидамкорлигини риво-жлантиришнинг замонавий инновацион усулларини аниклаш, тайёргарлик даражасини назорат килиш юзасидан илмий-назарий фикрлар илгари сурилган хамда илмий тадкикот натижалари жадвалда акс эттирилган.
Калит сузлар: саралаш, мослашув, функционал, глобал, интенсив, цикл, интервал, вариация, аэроб, анаэроб, алактат, гликолитик.
This article examines the scientific and practical experience of local and foreign scientists in the field of sports to develop the agility of young handball players during the training period, the scientific and theoretical information provided in the scientific literature. Scientific and theoretical ideas on the identification of modern innovative ways to develop agility and endurance of young handball players through the analysis of the training process, control over the level of training were put forward, and the results of scientific research are presented in the table.
Key words: selection, adaptation, functional, global, intensive, cyclic, interval, variation, aerobic, anaerobic, alactate, glycolytic.
Бугунги кунда Узбекистонда хам гандбол спорт тури кенг оммалашиб бормокда, ушбу спорт тури оркали ёш авлодни маънавий, жисмоний баркамол-лигини ошириш уларни ватанпарварлик рухида тар-биялаш, колаверса катта спортда юртимиз шарафини муносиб химоя киладиган навкирон спортчи килиб тарбиялаш биз мутахассисларнинг бош максади-миз булиб хисобланади. Бунинг учун эса биздан, гандболчиларни тайёрлаш тизимининг устувор йуналишларини аник белгилашимиз, илм-фанда тадкик этилаётган илгор тажрибаларни амалиётга кенг жорий этишимиз, гандболчиларнинг тайёргар-лигига илмий-назарий жихатдан ёндашишимиз талаб этилади [2].
Укув-машгулотларини режалаштириш, ундаги максад ва вазифаларини тугри куйиш, тайёргарликни турли боскич ва даврларида восита ва усулларни энг самарали ва ишончлиларини куллаш ижобий, якуний
натижага эришишдаги энг асосий омиллар булиб хисобланади.
Илмий адабиётлар тахлили ва спорт мутахассис-ларини фикрларига Караганда, гандболда тайёргарлик даври узгача ахамият касб этади. Бу даврни хам даражаси самарали ва тугри ташкил килинишидан мусобака давридаги курсатадиган натижаларига шунчалик таъсир килади [3].
Мутахассисларнинг фикрича, тайёрлов даврида гандболчиларнинг спорт формасига кириш учун керакли шароит яратилиши ва ривожлантиришни таъминлаш лозим. Тезкор-чидамкорликни ривожлан-тириш жараёнида характери ва давомийлиги буйича турли хил машклардан фойдаланилади. Умумий чидамлиликни ривожлантириш учун воситалар арсеналига турли хил циклик спорт материаллари, спорт уйинлари, тренажёрларда бажариладиган турли машклар киради. Мушак аппаратларининг куп кис-