Научная статья на тему 'Особенности обучения будущих специалистов центров тестирования ГТО'

Особенности обучения будущих специалистов центров тестирования ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ / ГТО / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ПОДГОТОВКЕ НОРМ ГТО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING OF THE POPULATION / COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" / TRAINING PROCESS FOR PREPARATION OF COMPLEX STANDARDS / PROFESSIONAL RETRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везеницын Олег Владимирович, Витько Сергей Юрьевич, Моторин Игорь Николаевич

Программа профессиональной переподготовки инструкторов по спорту, осуществляющих профессиональную деятельность в центрах тестирования комплекса ГТО рассчитана на 96 часов профильного обучения, базовые дисциплины 168 часов. Разработка программы осуществлялась в рамках ГК № 86 с Министерством спорта РФ, исполнитель РЭУ им. Г.В. Плеханова. Будущие специалисты центров тестирования ГТО получат практический опыт подготовки к сдаче комплекса, учитывая особенности каждой возрастной группы населения и выполняемых упражнений. Освоят правила техники безопасности, получат видео уроки по инструкторской деятельности на площадках ГТО, осуществят статистическую обработку результатов и будут иметь опыт разработки методических рекомендаций для каждой возрастной ступени. К инновациям обучения можно отнести частичную дистанционную форму обучения, электронные тесты, внедрение электронных журналов, работу сайтом ГТО, практические занятия на спортивных площадках, алгоритмизацию подбора упражнений, учитывая возраст, пол, уровень физической подготовленности населения, особенности комплекса для инвалидов, а также особенности работы со старшей возрастной группой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везеницын Олег Владимирович, Витько Сергей Юрьевич, Моторин Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of training of future specialists of the testing centers of sports complex "Ready for labor and defense"

The program of professional retraining of the instructors in sports, carrying out the professional activities in the testing centers of the complex is designed for 96 hours of the specialized training, basic disciplines-168 hours. The development of the program was carried out in the framework of the civil code No. 86 with the Ministry of sports, the performer was Plekhanov Russian University of Economics. Future specialists of the testing centers will receive practical experience in preparation for the delivery of the complex "Ready for labor and defense", taking into account the characteristics of each age group of the population and the exercises performed. They will master the safety rules, receive video lessons covering the instructor activities at the complex sites, perform statistical processing of the results and they will have experience in developing the guidelines for each age stage of the complex. It is possible to include into the innovations of training the partial distance learning, e-tests, introduction of the electronic journals, the work with site, the complex, practical exercises on the sports field, the algorithmic selection of exercises, taking into account the age, gender, level of physical preparedness of the population, characteristics of the complex for persons with disabilities and of older age group.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения будущих специалистов центров тестирования ГТО»

УДК 796.071.4

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЦЕНТРОВ

ТЕСТИРОВАНИЯ ГТО

Олег Владимирович Везеницын, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Юрьевич Витько, старший преподаватель, Игорь Николаевич Моторин, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

Программа профессиональной переподготовки инструкторов по спорту, осуществляющих профессиональную деятельность в центрах тестирования комплекса ГТО рассчитана на 96 часов профильного обучения, базовые дисциплины - 168 часов. Разработка программы осуществлялась в рамках ГК № 86 с Министерством спорта РФ, исполнитель РЭУ им. Г.В. Плеханова. Будущие специалисты центров тестирования ГТО получат практический опыт подготовки к сдаче комплекса, учитывая особенности каждой возрастной группы населения и выполняемых упражнений. Освоят правила техники безопасности, получат видео уроки по инструкторской деятельности на площадках ГТО, осуществят статистическую обработку результатов и будут иметь опыт разработки методических рекомендаций для каждой возрастной ступени. К инновациям обучения можно отнести частичную дистанционную форму обучения, электронные тесты, внедрение электронных журналов, работу сайтом ГТО, практические занятия на спортивных площадках, алгоритмизацию подбора упражнений, учитывая возраст, пол, уровень физической подготовленности населения, особенности комплекса для инвалидов, а также особенности работы со старшей возрастной группой.

Ключевые слова: физическая подготовка населения, ГТО, тренировочный процесс по подготовке норм ГТО, профессиональная переподготовка.

FEATURES OF TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS OF THE TESTING CENTERS OF SPORTS COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE"

Oleg Vladimirovich Vezenitcyn, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Yurievich Vitko, the senior teacher, Igor Nikolaevich Motorin, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Annotation

The program of professional retraining of the instructors in sports, carrying out the professional activities in the testing centers of the complex is designed for 96 hours of the specialized training, basic disciplines-168 hours. The development of the program was carried out in the framework of the civil code No. 86 with the Ministry of sports, the performer was Plekhanov Russian University of Economics. Future specialists of the testing centers will receive practical experience in preparation for the delivery of the complex "Ready for labor and defense", taking into account the characteristics of each age group of the population and the exercises performed. They will master the safety rules, receive video lessons covering the instructor activities at the complex sites, perform statistical processing of the results and they will have experience in developing the guidelines for each age stage of the complex. It is possible to include into the innovations of training the partial distance learning, e-tests, introduction of the electronic journals, the work with site, the complex, practical exercises on the sports field, the algorithmic selection of exercises, taking into account the age, gender, level of physical preparedness of the population, characteristics of the complex for persons with disabilities and of older age group.

Keywords: physical training of the population, complex "Ready for labor and defense", training process for preparation of complex standards, professional retraining.

Цель комплекса ГТО - увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки [3, 4]. Однако наблюдается дефицит квалифицированных кадров, осуществляющих профессиональную деятельность в центрах тестирования комплекса, практически отсутствуют специалисты, проводящие тренировочный процесс на открытых/закрытых спортивных площадках [1, 5]. Такой

специалист должен уметь составить методические рекомендации по двигательному режиму, консультировать население по вопросам контрольных испытаний и средств подготовки к ним [3, 4], он должен знать основы физической рекреации, оздоровительной физической культуры, должен отличаться мобильностью, способностью работать в социальных сетях и с мобильными приложениями в категории «фитнес и здоровье».

Кроме того, наблюдается проблема недостатка информации о мероприятиях комплекса, поэтому многие граждане просто не знают о существующих нормативах ВФСК ГТО для своего возраста. Проведенный опрос показал, что 64,1% опрошенных старшего и пенсионного возраста не осведомлены о существующих нормативах для своей возрастной группы. Наблюдается и недостаток массовости мероприятий, что также является следствием отсутствия активной пропаганды комплекса. По результату опроса, 43,7% респондентов делают выбор в пользу организованных занятий на качественном оборудовании, а 56,3% предпочитают заниматься на природе или дома. Но только 22,4% заявили, что имеют прекрасные условия для занятий по месту жительства, 44,2% удовлетворены и 33,4% сообщили, что подходящие условия у них отсутствуют [2, 5, 6].

Цель исследования: профессиональная переподготовка специалистов центров тестирования ГТО с применением дистанционных технологий, изучением результатов физической подготовки населения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Структура комплекса включает 11 ступеней, для каждой из которых установлены виды испытаний и нормативы их выполнения. Для каждой ступени определены необходимые знания, умения и рекомендации к двигательному режиму. К инновациям обучения можно отнести частичную дистанционную форму обучения, электронные тесты, внедрение электронных журналов, работу сайтом ГТО, практические занятия на спортивных площадках, алгоритмизацию подбора упражнений, учитывая возраст, пол, уровень физической подготовленности населения, особенности комплекса для инвалидов. В программе профессиональной переподготовки включены часы изучения механизмов подготовки населения к ГТО, в представленной статье результаты исследования по совершенствованию физической подготовки студентов-экономистов на основе атлетической гимнастики, элементов кроссфита, фитнеса [7, 8].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Будущие специалисты в рамках апробации программы (30 человек), на практике провели тренировочные занятия на спортивных площадках, провели статистический подсчет результатов эксперимента со студентами-экономистами (ЭГ), занимающимися атлетической гимнастикой, включающей элементы кроссфита и других фитнес программ для подготовки ГТО [7, 8] (таблица 1). При этом КГ занималась по традиционной программе ФК (идентичный объем часов).

Таблица 1 - Результаты физической подготовленности студентов КГ и ЭГ

Упражнения ГТО Пол КГ(Х ±о) ЭГ (X ±о)

2017 г. 2019 г. 2017 г. 2019 г.

1Бег 3 км (юн.) / 2 км (дев.) (мин. сек.) юн. 13,12±0,41 12,47±0,20 13,00±0,46 12,20±0,31**

дев. 11,36±0,42 11,22±0,37 11,45±0,35 11,17±0,28

2.Подтягивание из виса на выс. перекладине (юн., раз) / низкой (дев., раз) юн. 8,2±4,1 12,8±3,9 8,0±3,7 13,3±4,6*

дев. 16,4±6,2 20,2±5,8 15,2±5,0 22,1±4,0*

3.Наклон вперед стоя на гимнастической скамье (см) юн. 4,0±15,1 7,3±13,4 3,8±16,2 8,1±14,6

дев. 8,6±8,1 13,0±8,9 9,0±10,2 16,3±8,6

4.Рывок гири 16 кг (юн., раз) / подъем туловища лежа на спине (дев., раз) юн. 19,0±6,1 26,6±3,6* 19,2±7,4 30,9±3,5**

дев. 34,4±10,5 49,4±8,8* 34,9±7,8 56,5±9,7**

5.Сгибания и разгибания рук в упоре лежа (дев., раз) / на брусьях (юн., раз) юн. 16,4±5,8 18,4±6,9 16,0±4,2 23,4±5,1*

дев. 11,0±4,5 16,3±4,8* 10,3±6,4 17,6±5,8*

Наибольший прирост (таблица 1) физической подготовленности был отмечен на второй год занятий, чему способствовал метод сопряженного воздействия, интервальный метод тренировки, доступная соревновательная форма проведения учебных занятий; индивидуализированная форма подбора веса отягощения. Традиционно оценка производилась по трем критериям: «бронзовый значок», «серебряный значок», «золотой значок». В начале исследования наблюдаются низкие значения в контрольном упражнении на выносливость (бег 2 км), в КГ и ЭГ «золотой знак» 0% у девушек. В упражнении рывок гири у юношей КГ (2017 г.) также отсутствует «серебряный и золотой знак», у представителей ЭГ (таблица 2) идентичная картина результатов. Обращает на себя внимание то, что в начале эмпирического исследования отсутствуют значения «золотого знака» в упражнении подтягивания из виса на высокой перекладине как в КГ, так и в ЭГ. При этом 2019 году «золотой знак» в данном упражнении в КГ составил 18%, в ЭГ 35% (таблицы 2, 3). Достигнутый результат можно объяснить внедрением экспериментального содержания физической подготовки, применением ТИХ петель для совершенствования подтягиваний.

Таблица 2 - Знаки «золотой», «серебряный», «бронзовый» в контрольной группе студентов (%)_

Упражнения ГТО Пол Бронзовый знак (%) Серебряный знак (%) Золотой знак (%)

2017 2019 2017 2019 2017 2019

1.Бег 3км (юн.) / 2км (дев.) (мин. сек.) юн. 28 9,5 55 58 17 32,5

дев. 52 62 18 38 0 0

2.Подтягивание из виса на выс. перекладине (юн., раз) / низкой перекладине (дев.) юн. 43,2 15 24,8 57 2 18

дев. 30 3 49,1 38,3 20,9 58,7

3.Наклон вперед стоя на гимнастической скамье (см) юн. 9,5 28,1 6,8 25,0 3,0 7,4

дев. 13,5 13,5 13,6 10 48,2 59,5

4.Рывок гири 16 кг (юн., раз) / подъем туловища из положения лежа на спине (дев., раз) юн. 49,4 54,1 0 15 0 0

дев. 16 4 84 56 0 40

5.Сгибания и разгибания рук в упоре лежа (дев., раз) /на брусьях (юн., раз) юн. 36 19 41 61 20 20

дев. 12 24 53,3 13,7 24,7 45,3

Таблица 3 - Знаки «золотой», «серебряный», «бронзовый» в экспериментальной группе студентов (%)_____

Упражнения ГТО Пол Бронзовый знак (%) Серебряный знак (%) Золотой знак (%)

2017 2019 2017 2019 2017 2019

1.Бег 3км (юн.) / 2км (дев.) (мин. сек.) юн. 20 0 60 37,6 20 62,4

дев. 70 55 15 38 0 0

2.Подтягивание из виса на выс. перекладине (юн., раз) / низкой перекладине (дев.) юн. 28,2 13,9 31,8 51,1 0 35

дев. 30,1 0 53,1 21,8 16,8 78,2

3.Наклон вперед стоя на гимнастической скамье (см) юн. 6,2 22,3 6,8 31,2 3,2 7,0

дев. 10 30 21,5 9 52,5 61

4.Рывок гири 16 кг (юн., раз) / подъем туловища из положения лежа на спине (дев., раз) юн. 47,1 64,8 0 35,2 0 0

дев. 27,2 10 72,8 30 0 60

5.Сгибания и разгибания рук в упоре лежа (дев., раз) /на брусьях (юн., раз) юн. 10 14,3 57,9 24,7 32,1 61

дев. 16,3 0 50 48 25,4 52,0

В результате обучения будущие специалисты ГТО смогли выявить наиболее уязвимые физические качества среди студентов-экономистов, смогли оценить применяемые средства физической подготовки в эксперименте, составили планы-конспекты занятий для изучаемой категории граждан.

ВЫВОДЫ

Апробация профессиональной переподготовки 30 специалистов, которые будут осуществлять подготовку и тестирование в центрах ГТО, получила высокую оценку у

обучающихся. Особое значение имели занятия непосредственно на площадках ГТО, видео уроки по подготовке комплекса, содержание фестивалей ГТО для детей, лекции-презентации с детализацией средств подготовки к каждому контрольному упражнению, практическая обработка и анализ результатов физической подготовки студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрющенко, Л.Б. Разработка дополнительной профессиональной программы обучения тренеров / Л.Б. Андрющенко, Т.Н. Шутова, Т.П. Высоцкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 6-9.

2. Вопросы оптимизации содержания элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту / Т.П. Высоцкая, С.И. Бочкарева, Т.Н. Шутова, С.П. Голубничий, А.Г. Буров // Культура физическая и здоровье. - 2018. - № 2 (66). - С. 5-8.

3. Методическое пособие по подготовке населения, в том числе по самостоятельной подготовке населения и по подготовке лиц, подлежащих призыву на военную службу, к выполнению нормативов и требований ВФСК ГТО : метод. пособие / под ред. Н.В. Паршиковой ; Минспорт России.

- Москва : [б.и.], 2016. - 210 с.

4. Приказ Министерства спорта РФ от 28 января 2016 г. № 54 "Об утверждении порядка организации и проведения тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)" // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71247746/ (дата обращения: 01.10.2019).

5. Столяр, К.Э. Разработка научно обоснованных предложений по формированию образовательной программы обучения инструкторов по спорту / К. Э. Столяр, М. Н. Пуховская, Т. П. Высоцкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 196-199.

6. Тюрина, О.В. Влияние мотивации населения на проблемы реализации физкультурно-спортивного комплекса ГТО // Спортивно-массовая работа и студенческий спорт: возможности и перспективы : материалы IV Всерос. науч-практ. конф. с междунар. участием / под ред. В.И. Храпова.

- СПб., 2018. - С. 163-167.

7. Атлетическая гимнастика в физическом воспитании студентов : учебное пособие / Т.Н. Шутова, О.В. Везеницын, Д.В. Выприков, Г.С. Крылова, И.М. Бодров, Д.А. Кокорев, А.Г. Буров. -Москва : [б.и.], 2016. - 108 с.

8. Сбалансированное питание и оптимизация двигательной активности как факторы здорового образа жизни студентов / Т.Н. Шутова, И.М. Бодров, О.В. Везеницын, Н.А. Сидоренко // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. - М., 2016. - С. 595-600.

REFERENCES

1. Andryushchenko, L.B., Shutova, T.N. and Vysotskaya, T.P. (2019), "Development of additional professional training program for trainers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173). pp. 6-9.

2. Vysotskaya, T.P., Bochkareva, S.I., Shutova, T.N., Golubnichy, S.P. and Burov, A.G. (2018), "Questions of optimization of the content of elective disciplines (modules) on physical culture and sport", Culture physical and health, No. 2 (66), pp. 5-8.

3. Ed. Parshikova N.V. (2016), Guidelines on the preparation of the population, including self-training and for training persons liable for military service to implement the standards and requirements of complex "Ready for work and defense": method. manual, Ministry of sport of Russia, Moscow

4. Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation dated January 28, 2016 No. 54 "On approval of the organization and testing of tests to fulfill the standards of tests (tests) of the All-Russian physical culture and sports complex " Ready for work and defense "(TRP)", available at: //https:/ www.gar-ant.ru/products/ipo/ prime/doc/71247746/.

5. Stolyar, K.E., Pukhovskaya, M.N. and Vysotskaya, T.P. (2019), "Development of scientifically substantiated proposals for the formation of an educational program for training instructors in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173) pp. 196-199.

6. Shutova, T.N., Vezenitsyn. O.V., Vyprikov, D.V., Krylova, G.S., Bodrov, I.M., Kokorev, D.A. and Burov, A.G. (2016), Athletic gymnastics in physical education of students: textbook, Moscow.

7. Shutova, T.N., Bodrov, I.M., Vezenticyn, O.V. and Sidorenk, N.A. (2016), "Balanced diet, and optimization of motor activity as factors of healthy lifestyle of students", Materials IV International

scientific and practical correspondence internet conference, Moscow. pp. 595-600.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.10.2019

УДК 796.011.3

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор,

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Владимир Владимирович Евсеев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Аннотация

В работе исследуются различные подходы к определению социального здоровья, показана многозначность трактовки этого термина. Особое внимание уделяется ведущим факторам формирования социального здоровья, доказывается необходимость использования потенциала физической культуры как одного из эффективных средств формирования и поддержания социального здоровья человека, позитивных характеристик физического состояния и потенциала личности.

Ключевые слова: социальное здоровье, физическое состояние, адаптация, физическая культура.

FORMATION OF SOCIAL HEALTH OF STUDENTS THROUGH THE POTENTIAL

OF PHYSICAL CULTURE

Lyudmila Mikhaylovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State University of Civil Aviation, Vladimir Vladimirovich Evseev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Polytechnic University Peter the Great

Annotation

The article investigates the various approaches to the definition of the social health, it shows the ambiguity of the interpretation of this term. Special attention is paid to the leading factor of formation of the social health, the necessity of using the potential of physical culture as an effective means of forming and maintaining the social health and positive characteristics of the physical condition and capacity of the individual.

Keyword: social health, physical condition, adaptation, physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

Перспективы развития общества актуализируют тематику социального здоровья, проблему повышения адаптационного потенциала человека. Это особо значимо в условиях несовершенства социальной политики государства в области охраны здоровья взрослого и подрастающего поколения. Состояние здоровья и физический потенциал человека влияют на направленность модернизации сфер общества, меняют типы общественных и индивидуальных взаимодействий, приводят к необходимости поиска и использования соответствующих каналов самореализации и сохранения экологии человека. В этих условиях возникает необходимость «освоения гуманитарных технологий» [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. ощущался серьезный уход государства из социальной сферы, утверждалась стратегия выживания, что накладывало отпечаток на психофизическое, нравственное здоровье человека.

В последние годы вместе с положительными изменениями в экономике наблюдаются и обнадеживающие моменты в проблемах формирования среды здоровьесбережения. Новый уклад жизни ставит вопросы сохранения безопасности и здоровья самой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.