Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ АГРАРНОГО ВУЗА'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ АГРАРНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / АГРАРНЫЙ ВУЗ / БАКАЛАВРЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ / ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахмутская Юлия Анатольевна, Парпура Оксана Анатольевна

Статья рассматривает основные особенности обучения иностранному языку студентов бакалавриата экономических направлений подготовки аграрного вуза. Исходя из современных требований аграрной экономики, к особенностям обучения английскому языку на данном уровне высшего образования относим учет личностных особенностей студентов в системе взаимозависимости с допрофильностью обучения иностранному языку, коммуникативной направленностью обучения в ситуациях бытового и профессионального общения, расширением лингвистического кругозора и повышением общего культурного уровня в условиях недостаточного количества учебного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахмутская Юлия Анатольевна, Парпура Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ENGLISH TEACHING TO BACHELOR STUDENTS OF ECONOMIC TRAINING PROGRAMS AT THE AGRICULTURAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article considers the main features of foreign language teaching to bachelor students of economic training programs at the agricultural higher education institution. Based on the modern requirements of the agrarian economy, the peculiarities of teaching English at this level of higher education include taking into account the personal characteristics of students in the system of interdependence with the pre-specialization of foreign language teaching, the communicative orientation of teaching in situations of everyday and professional communication, expanding the linguistic outlook and raising the general cultural level in conditions of insufficient amount of study time.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ АГРАРНОГО ВУЗА»

УДК 811.111:63:378.4

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ АГРАРНОГО ВУЗА

современное развитие общества в связи с активными процессами глобализации и интеграции все больше требует изменений в сфере профессиональной подготовки молодых специалистов. Обществу становятся необходимы такие специалисты, которые, имея начальный уровень владения иностранным языком, способны посредством знания иностранного языка на базовом уровне также реализовывать себя и на профессиональном уровне. Возрастающее международное сотрудничество, внедрение в агропромышленное производство новых, современных технологий требуют квалифицированных специалистов - выпускников аграрных вузов. Владение иностранным языком становится важным условием, которое должно соответствовать современным требованиям аграрной экономики, что открывает перспективные возможности для дальнейшего профессионального роста.

Без знания иностранного языка в наши дни «сложно считаться высококлассным специалистом, так как доступ к знаниям на мировом уровне лежит в области умения извлекать требуемую профессиональную информацию на разных языках, чаще всего на английском как на языке международного общения» [1, с. 202].

Значительные изменения в образовании и на мировом рынке труда подчеркивают, что английский язык - это не только учебная дисциплина, но и достаточно значимая область в профессиональной деятельности, определяющая положение молодого специалиста на рынке труда. Поэтому важным аспектом владения иностранным языком на про-

фессиональном уровне является овладение молодыми специалистами навыками профессиональной коммуникации, которые способствуют более эффективному осуществлению профессиональной деятельности, так как область использования навыков общения на иностранном языке постоянно расширяется.

В настоящее время ФГБОУ ВО Алтайский государственный аграрный университет реализует программы третьего уровня высшего образования подготовки бакалавров экономических специальностей по 4 направлениям и 15 направленностям в соответствии с профилем вуза.

Отметим, что в современном обществе у молодых специалистов появляется больше возможности использовать полученные знания иностранного языка в процессе профессионально-ориентированного обучения. Это, например, участие в грантах и международных образовательных программах для создания международных контактов в профессиональной сфере. Таким образом, при изучении иностранного языка у студентов становится более доступным получение навыков профессионально-ориентированного общения.

В связи с обозначенными выше требованиями современного общества к языковой подготовке специалистов преподавателями кафедры иностранных языков Алтайского ГАУ были определены основные принципы преподавания иностранного, в том числе английского языка, студентам экономических направлений обучения, так как задачи высшего образования и третья версия Госстандарта направлены на поиск новых методов и способов преподавания иностранных языков. Данные изменения в Госстандарте коснулись и бакалавриата как одного из уровней образовательного процесса, ориентирующего вузы на новый уровень преподавания иностранных языков, где все компоненты должны быть взаимозависимы и взаимосвязаны. Основой данной современной системы преподавания иностранного языка является компетентностный подход, который предусматривает использование активных и интерактивных форм занятий по иностранному

языку. Важным инструментом данного подхода является осуществление студентами самостоятельной внеаудиторной работы, что является одной из основных целей приобретения умений и навыков в процессе профессионально-ориентированного обучения.

В наше время эффективность преподавания иностранного языка в аграрном вузе по экономическим направлениям - это крайне важная и сложная проблема, требующая грамотного решения. Следовательно, при рассмотрении особенностей обучения иностранному (английскому) языку студентов экономических направлений с учетом их базового уровня языковой подготовки, необходимо отметить, что при разработке содержания обучения английскому языку студентов всех направлений, а в данном случае - экономических специальностей аграрного вуза на уровне бакалавриата, необходимо иметь в виду допрофильность данного уровня обучения. Поэтому главной целью преподавания и изучения английского языка является подготовка молодых специалистов в повседневной коммуникации, а также в профессиональной сфере в своей стране или за рубежом, в условиях дистантного или контактного общения. Следовательно, задача преподавателей иностранного (английского) языка будет заключаться в способности и возможности развивать практические умения и навыки студентов-бакалавров при использовании английского языка в разных коммуникативных ситуациях бытовой и профессиональной направленности. К задачам данной дисциплины также относим повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, закрепление умений и навыков по всем видам речевой деятельности, расширение лингвистического кругозора и повышение общего культурного уровня в соответствии с требованиями основной профессиональной образовательной программы высшего образования.

Говоря об особенностях обучения иностранному языку студентов экономических направлений аграрного вуза, следует упомянуть о тех отрицательных факторах, которые

существуют в данной области преподавания. К одной из важнейших проблем мы относим то, что сегодня на дисциплину «Иностранный язык» на неязыковых специальностях отводится недостаточное количество учебного времени. Аудиторные занятия по иностранному языку в процессе подготовки будущих бакалавров, как правило, проводятся только в первый год обучения.

Изучение дисциплины «Иностранный язык» стоит в учебном плане подготовки бакалавров экономических специальностей в 1-11 семестрах первого курса, при этом большая часть времени приходится на аудиторную и самостоятельную виды работ бакалавров-экономистов при очной форме обучения. Нынешние студенты-бакалавры могут испытывать трудности в освоении данной дисциплины, так как на первых занятиях по иностранному языку зачастую можно наблюдать отсутствие возможности практического применения знаний языка. Потому что предшествующие знания для освоения дисциплины «Иностранный язык» обучающихся были сформированы при изучении курса иностранного языка на предыдущем этапе обучения в школах и средних специальных учебных заведениях. Поэтому часто уровень языковой подготовки не соответствует требованиям, предъявляемым студентам-бакалаврам в вузе. То есть в «российских вузах сложилась ситуация, когда уровень владения английским языком выпускников общеобразовательных школ не соответствует требованиям современной действительности. Среднестатистический абитуриент не может свободно общаться на английском языке. Его словарный запас минимален. При этом те лексические конструкции, которыми он владеет, не могут применяться корректно. В лучшем случае студент использует самые простые синтаксические конструкции, при этом допуская грамматические, фонетические и коммуникативные ошибки. Как показывает практика, наибольшую сложность вызывает выбор глагола и употребление его в нужной видовременной форме» [5, с. 73].

Таким образом, преподавателю на начальном этапе следует за достаточно короткий

202//2 ■

срок планомерно построить методическую работу так, чтобы студент-бакалавр смог овладеть основными знаниями, умениями и навыками на данном уровне высшего образования с опорой на предшествующий курс обучения по дисциплине «Иностранный язык». Именно эти полученные за короткий срок обучения знания, умения и навыки помогут сформировать студенту необходимые компетенции, позволяющие успешно сдать экзамен по иностранному языку и усовершенствовать свое практическое владение иностранным языком в экономической сфере. В объеме экзамена предусматривается три вопроса -освещение устной темы (как в монологическом, так и диалогическом аспекте), перевод текста по специальности, реферирование оригинального текста на иностранном языке.

Отметим, что, изучая особенности студентов экономического профиля при обучении иностранному языку в неязыковом вузе в процессе опытно-экспериментальной работы в рамках констатирующего эксперимента, Е. В. Васильева и Г. М. Парникова пришли к выводу, что «студенты-экономисты имеют ряд отличительных особенностей» [4, с. 436], к которым вышеназванные авторы относят готовность к высокой конкуренции; стремление использовать получаемые знания по иностранному языку на практике; высокие результаты ЕГЭ; мотивацию к изучению иностранного языка. Считаем также необходимым учитывать эти особенности при обучении английскому языку студентов бакалавриата экономической направленности.

Что касается уровня бакалавриата, то цель обучения иностранному языку данной категории студентов рассматривается относительно результатов новых исследований видов речевой деятельности. Поэтому в процессе изучения иностранного языка особое внимание необходимо уделить овладению терминологией будущей сферы деятельности, что находит отражение в процессе создания учебных программ для бакалавров экономических специальностей. Вслед за Н. В. Квач считаем, что студентам-бакалаврам неязыкового вуза экономической направленности лег-

че работать с иностранными текстами по своей специальности, чем с текстами общенаучного характера, так как обучающийся может понять содержание текста оригинала, работая с профессиональной литературой по своей специальности. Следовательно, «именно связь с реальной действительностью в области будущей профессиональной направленности позволит студентам вузов более успешно преодолеть трудности, связанные с учебной деятельностью по усвоению иностранного языка» [2, с. 130]. Подчеркнем, что преподаватель также «должен четко себе представлять роль иностранного языка в деятельности будущего профессионала» [3, с. 10].

При изучении иностранного языка следует делать акцент на формировании основных коммуникативных умений и навыков, которые необходимо приобрести будущим бакалаврам экономической направленности, К ним мы относим умение передавать определенную информацию в виде сообщения, описать любой факт, явление, событие, отвечать и рассуждать на поставленные вопросы, формулировать темы, пункты плана и тезисов сообщения в форме доклада, также приводить аргументы в пользу высказываемых суждений, вести диалог с собеседником. По словам И. А. Зимней, коммуникативность означает использование языка в процессе обучения в целях общения, письменного и устного обмена мнениями, знаниями, информацией и т. д. [4, с. 433].

Обучению такого аспекта иностранного языка, как разговорная речь, преподаватели иностранного языка Алтайского ГАУ тоже уделяют особое внимание. Обучение бакалавров экономической направленности осуществляется в основном согласно требованиям профессиональной сферы деятельности данной группы студентов, а также в соответствии с тематикой иноязычного общения. А это, в свою очередь, способствует освоению необходимого объема лексических единиц, которые в дальнейшем будут применяться в конкретных коммуникативных ситуациях, бытовых и профессиональных.

Таким образом, выделив и обосновав особенности обучения иностранному языку

бакалавров экономического направления и в связи с тем, что область использования навыков коммуникации на иностранном языке в профессиональной экономической сфере стремительно увеличивается и востребованность молодых специалистов с навыками профессиональной коммуникации как на мировом рынке, так и в более узких масштабах, таких как аграрный сектор, постоянно растет, перед преподавателями кафедры иностранных языков Алтайского ГАУ встал вопрос о создании учебного пособия для студентов-бакалавров экономической направленности на основе выполненного исследования в данной статье.

АННОТАЦИЯ

Статья рассматривает основные особенности обучения иностранному языку студентов бакалавриата экономических направлений подготовки аграрного вуза. Исходя из современных требований аграрной экономики, к особенностям обучения английскому языку на данном уровне высшего образования относим учет личностных особенностей студентов в системе взаимозависимости с допрофильностью обучения иностранному языку, коммуникативной направленностью обучения в ситуациях бытового и профессионального общения, расширением лингвистического кругозора и повышением общего культурного уровня в условиях недостаточного количества учебного времени.

Ключевые слова: дисциплина «Иностранный язык», английский язык, аграрный вуз, бакалавры экономических направлений, особенности обучения иностранному языку.

SUMMARY

The article considers the main features of foreign language teaching to bachelor students of economic training programs at the agricultural higher education institution. Based on the modern requirements of the agrarian economy, the peculiarities of teaching English at this level of higher education include taking into account the personal characteristics of students in the system of interdependence with the pre-specialization of foreign language teaching, the communicative orientation of teaching in situations of everyday and professional communication, expanding the linguistic outlook and

raising the general cultural level in conditions of insufficient amount of study time.

Key words: discipline «Foreign Language», English, Agricultural Higher Education Institution, bachelors in economics, features of foreign language teaching.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азарова О. А. Формирование и развитие вторичной языковой личности студента в процессе обучения языку специальности [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. - 2020. - № 3. -С. 201-206. - URL: http://pmedu.ru/images/ 2020-3/ 201206.pdf.

2. Барбашов В. П. Лингвометодические аспекты профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: традиции и инновации: монография [Электронный ресурс]. - М.: Финансовый университет, 2014. -240 с.

3. Бахмутская Ю. А. Некоторые аспекты профессионально-ориентированного подхода к обучению иностранному языку в аграрном вузе (на примере Алтайского ГАУ) // Аграрная наука - сельскому хозяйству: сб. матер. XV Междунар. науч.-практ. конф. - Барнаул, 2020. - С. 10-11.

4. Васильева Е. В., Парникова Г. М. Особенности студентов экономического профиля при обучении иностранному языку в неязыковом вузе [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2017. - № 16 (150). - С. 433-436. -URL: https://moluch.ru/archive/150/41979/.

5. Мирзоян И. Г., Магарина Т. В. Актуальные проблемы обучения английскому языку в вузе [Электронный ресурс] // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2018. - Vol. 5. - Part 1. - С. 72-77. -URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 35144145_17805459.pdf.

(fjfNft

С. А. Милокумов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.