Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ДИЗАЙН» (ПО ОТРАСЛЯМ): РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО И ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ДИЗАЙН» (ПО ОТРАСЛЯМ): РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО И ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
объёмно-пространственное мышление / конструктивизм / линейно-конструктивное построение.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Банкова Анна Михайловна

в статье рассмотрены особенности преподавания Академического рисунка для студентов направления «дизайн» (по отраслям) в средних учебных заведениях. Описываются проблемы, возникающие при подготовке дизайнеров, и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ДИЗАЙН» (ПО ОТРАСЛЯМ): РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО И ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ»

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ДИЗАЙН» (ПО ОТРАСЛЯМ): РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО И ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ Банкова А.М.

Банкова Анна Михайловна - преподаватель спецдисциплин, Санкт-Петербургское Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Реставрационно-художественный колледж, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассмотрены особенности преподавания Академического рисунка для студентов направления «дизайн» (по отраслям) в средних учебных заведениях. Описываются проблемы, возникающие при подготовке дизайнеров, и пути их решения.

Ключевые слова: объёмно-пространственное мышление, конструктивизм, линейно-конструктивное построение.

В системе профессионального образования будущих дизайнеров и художников одной из основных является дисциплина «Академический рисунок». Выдающийся художник-педагог Павел Петрович Чистяков писал: «Рисунок — основа всего, фундамент, кто не понимает его или не признает, тот без почвы...», «Рисунок в нашем искусстве все-таки выше всего» [1, с. 360]. Также хочется упомянуть слова Микеланджело Буонарроти: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры: рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки. Тому, кто овладел рисунком, я скажу, что он владеет ценным сокровищем» [4, с. 197]. Для дизайнера Академический рисунок является таким же важным предметом, как и для художника. Данный предмет способствует успешному освоению профильных дисциплин и имеет свои отличительные особенности. «Кроме того, для архитектора или дизайнера рисунок - первостепенный инструмент убедительного изложения своего замысла» [3, с. 72].

Действительно, Академический рисунок является базовым предметом, помогающим студентам-дизайнерам осваивать профильные дисциплины намного продуктивнее. Практика показывает, что у студентов колледжа отмечаются проблемы с объёмно-пространственным мышлением, а, следовательно, и проблемы в проектировании. Некоторые студенты не могут связать преподаваемый им рисунок с основной специальностью, а такого не должно быть. И прежде чем обозначить пути решения данной проблемы, стоит сказать пару слов об истории преподавания Академического рисунка в России. Основы теории и практики преподавания рисунка в России закладывались великими художниками, связанными с Академией Художеств им. И.Е. Репина, такими как: К.П. Брюллов, А.А. Иванов, И.Е. Репин, М.А. Врубель, В.А. Серов, Ф.А. Малявин, Н.И. Фешин, К.С. Петров-Водкин, А.А. Мыльников и мн. др. Академия всегда была хранительницей традиции русского рисунка, который, собственно говоря, и возник в её стенах. К середине XIX века русская академическая школа рисунка достигла наибольшей высоты, были выработаны принципы обучения рисунку, накоплен опыт и методическая база. Основа преподавания рисунка базировалась на многочасовом рисовании (штудировании) натуры, в частности рисовании античных гипсовых образцов, а затем и живой модели. Этот принцип работы над Академическим рисунком во многом сохраняется и по сей день в вузах и средних учебных заведениях России. Но, безусловно, стоит учитывать, что при появлении новых специальностей в художественной среде, таких как дизайн, требуются свои особенности в обучении рисунку.

В XIX веке в связи с переходом от мануфактурного производства к массовому промышленному производству в Европе и России появляется потребность в мастерах, которые могли бы проектировать предметы для промышленности. Таким образом, в Москве и Санкт-Петербурге открываются два художественно-промышленных учебных заведения: Строгановское Центральное училище технического рисования и Центральное удилище технического рисования им. А.Л. Штиглица. Эти учебные заведения были первыми прототипами дизайнерских вузов.

В то время, как Академия художеств готовила классических художников, в художественно -промышленных училищах готовили художников для промышленности, то есть первых дизайнеров. В этих учебных заведениях сформировалась свои особенности преподавания рисунка, они были связаны с процессом проектирования, что требовало от студентов несколько других знаний, умений и навыков. «Наряду со следованием академическим традициям кафедра развивала в преподавании рисунка приемы и направления, которые отвечали тенденциям формообразования, связанным со спецификой именно художественно-промышленного вуза. Программа и построенный на ее основе учебный план обеспечивают овладение студентами теоретическими знаниями и практическими навыками в объеме

полного академического курса, кроме того, на старших курсах студенты осваивают основы творческого рисования и профессиональной графики» [2, с. 14].

В наши дни практика преподавания показала, что значительная часть студентов, обучающихся по специальности дизайн (по отраслям) имеют проблемы с объемно-пространственным мышлением, которые отражаются непосредственно на других профильных дисциплинах, студенты не могут представить и изобразить объект в заданном пространстве, не чувствуют размеры, масштаб пространства и предметов, находящихся в нём. С данными недочётами в полной мере может справиться грамотно выстроенная работа по академическому рисунку.

Для начала обозначим, чем необходимо владеть будущему дизайнеру в рамках своей профессии: свободно работать с предметами, имеющими трехмерные параметры. Дизайнер либо вписывает вещь в пространство либо формирует это пространство. Поэтому дизайнер должен уметь быстро и эффектно изобразить пространство или предмет, этот навык непосредственно является важным при взаимодействии с заказчиком. То есть, не только уметь рисовать с натуры, но и по представлению, воображению и памяти. Отсюда следует, что будущий дизайнер должен иметь развитое объёмно-пространственное мышление, уметь по представлению нарисовать любой объект, среду, экстерьер, интерьер с разных ракурсов и видов. Немаловажной частью работы дизайнера является умение эффектно и выразительно подать свой проект, поэтому, на рисунке следует изучать различные средства выразительности графики.

Преподавание академического рисунка должно вестись с акцентом на перечисленные выше умения и навыки. Важным принципом обучения академическому рисунку дизайнеров является умение анализировать форму с точки зрения конструкции и видеть форму насквозь. Конструктивный анализ объекта при рисовании является основой. При построении формы студент должен учитывать построение всех деталей как видимых, так и не видимых глазом рисующего. Учащийся должен уметь анализировать объект изображения и отбирать характерные признаки его формы, выделять главное и формировать представление о художественном образе. В этом в полной мере способствует линейно-конструктивное построение с применением небольшого количества тона, подчёркивающего особенности формы предмета или пространства.

Следующий немаловажный фактор, студент должен уметь выполнять изображение с учетом анализа особенностей объекта изображения, его пропорций, характера, пространственного расположения, а не пытаться механически копировать натуру.

Линейно-конструктивное построение является неотъемлемой частью развития объёмно-пространственного мышления, поэтому этому аспекту нужно уделять большое внимание. Большинство авторов говорят о том, что линейно-конструктивное рисование является определяющим в развитии объёмно-пространственного мышления «в учебном рисовании линейно-конструктивное построение обладает выраженной аналитической составляющей, которая позволяет изучать анатомию, законы перспективы, теорию теней, конструкцию» [5, с. 123]. Данный метод обеспечивает развитие у обучающихся способности к аналитическому рисованию, что позволяет им находить закономерности в строении предметов и решать задачи конструктивного рисунка. Процесс конструктивного рисования предполагает аналитическое преобразование формы с выраженной объемно-пространственной конструктивной основой. Конструктивный рисунок обладает специфическим, присущим ему языком графики. Большое значение в работе дизайнера принадлежит графической подаче проекта. В этой связи очень важно в процессе обучения рисунку организовать изучение техники рисунка, приемов работы с художественными материалами, составляющими основу проектной графики.

Из вышеперечисленного следует, что при обучении дизайнеров Академический рисунок должен преподаваться с акцентом на развитие объёмно-пространственного мышления:

- много времени должно уделяться линейно-конструктивному построению согласно законам перспективы (линейно-конструктивные наброски предметов в разных пространственных положениях, в том числе наброски по памяти, летающий натюрморт, интерьер и наконец, врезки);

- ставить акцент на аналитический рисунок, где студент, изучая заданный объект, может простроить его исходя и более простых геометрических форм;

- изучать весь диапазон выразительных средств графики, не ограниченных только классическим тональным разбором посредством академического штриха.

Подводя итог, следует перечислить особенности преподавания академического рисунка при подготовке дизайнеров по отраслям, которые помогут развитию объёмно-пространственного мышления у студентов:

1. Академический рисунок не должен преподаваться как что-то отдельное от получаемой специальности и от самого процесса проектирования.

2. Преподавание рисунка должно базироваться на академической основе с включением заданий на развитие объёмно-пространственного мышления (линейно-конструктивный рисунок по памяти и воображению).

3. Преподавание рисунка должно развивать объёмно-пространственное мышление, умение анализировать форму и представлять её в разных условиях и ракурсах.

Таким образом, можно сделать вывод, что при составлении программ по Академическому рисунку по специальности Дизайн (по отраслям) большое внимание должно уделяться развитию объёмно-пространственного мышления студентов. Развитое пространственное мышление играет ключевую роль в профессиональной деятельности дизайнера. Работа дизайнера заключается в реализации идеи в виде наброска, зарисовки или проекта. Насколько свободно дизайнер будет представлять, презентовать будущий предмет, пространство или экстерьер, настолько достовернее окажется результат. Развитие объёмно-пространственного мышления в рамках преподаваемой дисциплины достаточно интересная и мало изученная тема.

Список литературы

1. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832—1919. М., 1953. // Проблемы современной науки и образования, 1953. № 2 (42). С. 99-101.

2. Пугин В.В. Традиции школы рисования Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии. СПб: Лики России, 2012.

3. Смирнова Л.Э., Абаев Ю.Х. К вопросу об «Академическом» рисунке и его месте в подготовке специалистов художественного профиля Образование и наука, 2013. № 10 (109).

4. Франсиско де Оланда. Четыре диалога о живописи (1548). Перевод и комментарий А.Г. Габричевского. Мастера искусства об искусстве. Т. 2. М.: Искусство, 1966. С. 197.

5. Ивахнова Л.А. Теория и методика проектирования содержания учебных предметов в профессиональной деятельности художника-педагога // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность? 2010. № 4 (89). С. 185-189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.