В.А Лелек ов, М.Ю. Спичкин
доктор юридических наук, профессор
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫХ МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАЗБОЙНЫХ НАПАДЕНИЙ И ГРАБЕЖЕЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
THE FEATURES OF GENERAL SOCIAL MEASURES TO PREVENT ROBBERIES WITH VIOLENCE COMMITTED BY MINORS
В статье рассматриваются некоторые особенности общесоциальных мер предупреждения разбойных нападений и грабежей, совершаемых несовершеннолетними. Особое внимание уделено роли семьи школы, общественных организаций как субъектов предупреждения подростковой преступности.
The article discusses some features of general social measures to prevent robberies with violence committed by minors. The special attention is given to the role of the family, school, community organization as subjects of preventing juvenile criminality.
В настоящее время в нашей стране проис -ходят существенные изменения в условиях жизнедеятельности молодого поколения.
Большое влияние на преступность оказывают такие факторы, как безработица (явная и скры -тая), массовая миграция, негативное психоло -гическое состояние населения на фоне эконо-мических трудностей и нерешенных социаль-ных проблем. На сознание и поведение подро -стка значительно влияют социально -
экономические явления и процессы в общест -ве, а также среда ближайшего социального окружения, то есть семья, школа, друзья и зна -комые. На данный момент перечисленные социальные институты далеко не в полной мере справляются со своими функциями и задачами по профилактике преступности несовершенно -летних. В связи со спадом производства в стране материальная поддержка учреждений культуры, здравоохранения, образования стала лишь формальной. Вследствие этого для боль -шинства населения платные услуги указанных учреждений стали недоступными.
На фоне глубоких преобразований практи -чески во всех сферах деятельности происходит изменение идеологии общества, переосмысле-ние этических ценностей и норм, искажение нравственного сознания людей. В обществе накапливается чувство злобы, тревожности, неопределенности, незащищенности, неуверенности в будущем. Без сомнения, несовер-шеннолетние в силу своих возрастных особен -ностей больше, чем взрослые, подвержены не -гативному влиянию озлобленного и равнодуш -ного общества.
В криминологической литературе сформировался единый подход к классификации мер предупреждения преступности. Выделяются две группы: общесоциальные меры и специальнокриминологические. В отличие от специальнокриминологических мер предупреждения, кото-
рые имеют конкретную направленность, общесоциальные меры не имеют прямой и непосредственной направленности на предупреждение антисоциального поведения, но именно они предопределяют основное содержание профилактики.
Общесоциальные меры осуществляются в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности [1].
Как справедливо отмечал А.А. Бакаев, «в условиях ... нарастания общей социальной напряженности в числе наименее защищенных социальных групп населения оказалась молодежь: значительно сузились возможности самореализации, приобщения к социально-полезной деятельности, удовлетворения ее потребностей и интересов посредством институционных форм. Официальные институты социализации: семья, школа, трудовые коллективы, досуговые учреждения — переживают кризис и не в состоянии полноценно выполнить свои социальные функции»[2].
Нарастание чувства агрессии, неудовлетворенность материальным положением, нехватка уважения в обществе (а зачастую и в семье), не -благоприятная социальная среда влияют на лич -ность подростка самым пагубным образом. Несовершеннолетний стремится добиться уважения путем совершения противоправных деяний. В преступном поведении при этом просматривает -ся агрессивно-арогантное отношение к жизни, здоровью и неприкосновенности личности. Со -вершив преступление корыстно-насильственной направленности, подросток стремится отрица-тельно относиться к поведению потерпевшего, «облагораживать» собственные мотивы. Чувство собственной ответственности за совершенное преступление у несовершеннолетнего при этом утрачивается. Наоборот, подросток пытается оправдать совершенное им противоправное деяние. «В эмоционально-волевой сфере подрост -ков, совершивших преступления, чаще всего фиксируются ослабленное чувство стыда, равно -
душное отношение к переживаниям других, несдержанность, грубость, лживость, отсутствие самокритичности»[3].
Несмотря на то, что семья занимает подчиненное положение по отношению к обществу, она является особым социальным образованием, совмещающим в себе свойства первичной социальной группы и институциональной общности. Именно семья является первичной формой социализации индивида. Она выполняет важней -шую функцию формирования личности.
С точки зрения В .Н. Соколовой и Г.Я. Юзе -фович, «из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влия -тельным является родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив к окружающему миру»[4]. « Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ребенку родители, на него воздей -ствует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с воз -растом, преломляясь в структуре личности»[5]. Так, в ходе проведения нами диссертационного исследования на тему «Криминологическая ха -рактеристика и предупреждение органами внут -ренних дел разбойных нападений, совершаемых несовершеннолетними» было опрошено 200
сотрудников правоохранительных органов, спе -циализирующихся на профилактике преступле -ний несовершеннолетних. Данный опрос пока -зал следующее: более 85% респондентов счи-тают, что несовершеннолетние, склонные к совершению разбоев и грабежей, воспитывались в неблагополучных семьях; к мерам, которые способны снизить корыстно-насильственную преступность несовершеннолетних 45% респондентов отнесли улучшение морально -психологической обстановки в семье.
Ни для кого не секрет, что в настоящий период преступность несоврешеннолетних изменилась в первую очередь качественно. Современный подросток, преступающий закон, уже далеко не тот, каким он был в дореволюционной России и в СССР. По мнению Ю.В. Чуфаровского, «основной причиной формирования преступного поведения подростков является аномальное воспитание в семье, которое выражается в отрицательных семейных условиях, алкоголизме родителей или родственников, их аморальном повелении, однако существуют исключения из правил, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершенно -летнего создают любящие его и желающие ему всяческого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители» [6].
В соответствии со статистическими данными сборника «Преступность и правонарушения», подготовленного МВД РФ и Судебным департа -ментом при Верховном Суде Российской Феде -
рации в 2011 г., удельный вес несовершенно -летних преступников, воспитывавшихся в пол -ной семье, составляет 42,8%, в неполной семье (один родитель) — 45%, а воспитывавшихся вне семьи (интернаты, детские дома) — 12,2% [7].
Несовершеннолетние преступники настоящего времени далеко не всегда голодные, обездоленные дети из неблагополучных семей, вынужденные добывать себе кусок хлеба единственно возможным для них путем — путем совершения преступления, хотя таковыми они и представляются в сознании большинства законопослушных граждан, не связанных с правоохранительной деятельностью. Преступления несовершеннолетних в современной России зачастую отличает особая жестокость, сопряженная с цинизмом, непризнанием каких-либо авторитетов и общественной морали. Нарастающая агрессия по отношению к окружающим, чувство вседозволенности, безнаказанности в сознании подростка приводят к тому, что он начинает совершать преступления корыстно-насильственной направленности, а именно грабеж и разбой. Безусловно, необходимы даль -нейшие исследования роли семьи в формировании противоправного поведения несовершеннолетних.
Качественная работа учебных заведений также остается важнейшим фактором в вопросе предупреждения преступности несовершеннолетних. Школа оказывает на несовершеннолетнего воспитывающее воздействие. Во время обучения подростки должны усваивать нормы должного поведения в обществе, опыт нравственного и эстетического мышления, нравственного и эстетического отношения к действительности, систему идейно-политических взглядов, уметь самостоятельно пользоваться всем духовным фондом. Школа объясняет и прививает учащимся знания об основных принципах построения общества, о значении подлинно демократических институтов, развивает интеллектуальные способности, приучает жить в коллективе. Ни для кого не секрет, что в настоящее время существует немало негативных моментов в организации и осуществлении воспитатель -ного процесса в школе. Недостаточная взаимосвязь обучения с воспитанием, формальная ответственность ученика перед классом, снижение качества обучения, отсутствие должного взаимодействия между школой и правоохранительными органами, а также, что, пожалуй, наиболее важно, между школой и семьей подростка — все это отрицательно сказывается на формировании сознания несовершеннолетнего. Неудивительно, что удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления в то время, когда они являлись учащимися общеобразовательных учреждений или учреждений среднего специального (профессионального) образования, составляет 64,4%[7].
Основной задачей школы помимо обучения является привитие навыков пополнения своих знаний на протяжении всей последующей жиз -ни, а также навыков социального взаимодей -ствия с другими членами общества. Так, 25% сотрудников правоохранительных органов,
специализирующихся на профилактике пре-ступлений несовершеннолетних, опрошенных нами в ходе проведения диссертационного ис -следования, относят к мерам, которые способ -ны снизить корыстно -насильственную пре -ступность несовершеннолетних, правовое вос -питание в учебных заведениях.
Вступление на трудовой путь, спокойное и достойное по нему продвижение — важный об-щесоциализирующий фактор[8]. В работе по предупреждению преступлений несовершенно -летних актуальны трудоустройство и трудовая занятость подростка. Сложности в организации трудоустройства и трудового воспитания подростков значительно влияют на формирование корыстно-насильственной личности. Также наблю -дается недостаточная правовая защищенность несов ершеннолетних.
В настоящее время нарастает необходимость редукции процесса трудоустройства несовершеннолетних, выработки правовых гарантий, стимулирующих работодателя к привлечению молодежи с целью последующего совершенство -вания ее профессиональных навыков и продви -жения по карьерной лестнице. Необходимо так -же уделить значительное внимание обеспечению благоприятных условий труда, достойной заработной платы, помощи в трудоустройстве, справедливому разрешению трудовых конфликтов, защите трудовых интересов подростков. Стоит отметить, что из общего числа несовершеннолетних , совершивших преступления в 2011 году, 21,6% не имели постоянного источника дохода, а среди осужденных подростков — 27,3% неработавших и неучившихся[7].
К одной из групп мер по предупреждению преступлений несовершеннолетних можно также отнести работу общественных организаций.
Согласно пункту 4 статьи 24 Федерального закона «Об основах системы профилактики без -надзорности и правонарушений несовершенно-летних»[9] общественные объединения прини -мают участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответ -ствии с законодательством Российской Федерации и уставами указанных объединений.
Общественные организации по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних, к которым можно отнести всевозможные общественные формирования, политические партии, фонды, движения, религиозные конфессии, благотворительные организации, являются неспециализированными субъектами профилактики.
Они представляют собой один из элементов гражданского общества и играют важную роль в решении проблем детей: участвуют в разработке и реализации государственных федеральных, региональных и местных программ, выступают с собственными программами и реализуют их, уделяя особое внимание детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе безнадзорным детям, детям-правонарушителям[10].
В нашей стране насчитывается около 400 тысяч детских и молодежных общественных организаций. Участие в них формирует в сознании несовершеннолетних чувства взаимопомощи, доброжелательности, ответственности, коллективизма, значимости в обществе. 20% респондентов считают, что организация досуга (кружки, секции) также способна снизить показатели корыстно-насильственной преступно сти нес овершеннолетних.
В последнее время общественные организации занимают одно из важнейших мест в системе профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних. В связи с этим необходимо их дальнейшее развитие и совершенствование.
Для успешного решения проблем в сфере профилактики подростковой преступности корыстно-насильственной направленности, а также беспризорности, безнадзорности, наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних требуется привлечение общественных организаций к решению социальных задач борьбы с указанными негативными явлениями, повсеместное создание координационных советов по взаимодействию органов власти и общественных организаций, информирование населения о возможности получения услуг в социальных службах, использование возможностей средств массовой информации для освещения деятельности общественных организаций по предоставлению социальных услуг. Остается актуальным более глубокое и детальное исследование роли семьи, школы, трудового коллектива в формировании девиантного поведения несовершеннолетних, которое впоследствии позволит сформировать эффективные методы и средства предупреждения подростковой пр еступности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии: учебник: в 2 т. Т. 1: Общая часть.
— М., 2011. — 1003 с.
2. Бакаев А. А. Система профилактики право -нарушений несовершеннолетних: учеб. пособие.
— М.: Логос, 2004. — 218 с.
3. Ханахмедова Л.В. Предупреждение грабежей и разбоев, совершаемых несовершеннолетними: региональный аспект: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. — М.: РГБ, 2007. — 214 с.
4. Соколова В .Н., Юзефович Г.Я. Отцы и де -ти в меняющемся мире: кн. для учителей и роди -телей. — М., 1991. — 223 с.
5. Васкэ Е.В. Эволюция преступности несовершеннолетних в России: психолого-правовой анализ. — М., 2009. — 428 с.
6. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология: учебник. 3-е изд., испр. и доп. — М., 2010.
— 479 с.
7. Преступность и правонарушения: статистический сборник / ГИАЦ МВД России. — М., 2011.
8. Забрянский Г.И. Проблема трудовой незанятости несовершеннолетних и криминогенная напряженность в обществе // Проблемы трудовой занятости несовершеннолетних и криминогенная
напряженность в обществе: материалы научнопрактической конференции (октябрь 1994 г.). — М.: Изд-во НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 1996. — С. 4—11.
9. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 26. — Ст.3177.
10. Салахетдинова Л .Н. Профилактика преступности несовершеннолетних органами государственной власти субъектов Российской Феде -рации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. — Тамбов: РГБ, 2006. — 219 с.