Научная статья на тему 'Особенности общения в вузе'

Особенности общения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
245
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СТУДЕНТ / NON-VERBAL COMMUNICATION / CULTURE OF BEHAVIOR / SOCIAL PSYCHOLOGY / STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Апросимов А. В., Михалева А. Б.

Определены невербальные средства общения преподавателей со студентами технического вуза и их влияние на восприятие содержания лекции и индивидуальности преподавателя. Результаты исследования показывают, что сопровождение вербальной речи позитивным невербальным поведением способствует лучшему пониманию изучаемого материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITY OF COMMUNICATIONS AT UNIVERSITY

Determined the non-verbal means of communication the teachers with students of a technical institute and its impact on the perception of lections and the individual teachers. The results of study show that positive non-verbal behavior contributes to the understanding learning material.

Текст научной работы на тему «Особенности общения в вузе»

7. Шмырёв В.И., Рыбаков А.С. Современная концепция патогенеза тригеминальной невралгии // Журн. неврол. и психиатр. им. С.С. Корсакова. 2006. В. 3. Т. 106. С. 64-74.

8. Khatuaeva A.A. Contemporary approaches to the trigeminal neuralgia therapeutic management / Khatuaeva A.A., Karpov. S.M., Frantseva A.P. European Sciences review Scientific journal //2014. № 11-12. Р 33-36.

References

1. Baljazina E. V. Terapija klassicheskoj nevralgii trojnichnogo nerva // Medicinskij vestnik Severnogo Kavkaza. — 2011. — № 2. — S. 39-41.

2. Karpov S.M., Hristoforando D.Ju., Baturin V.A., Karpov A.S. Novyj vzgljad na patogenez i lechenie nevralgii trojnichnogo nerva //Fundamental'nye issledovanija. 2012. № 8. S. 326-329.

3. Karpov S.M., Hatuaeva A.A., Hristoforando D.Ju. / Voprosy lechenija trigeminal'noj nevralgii // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2014. - № 1;

4. Reveguk E.A., Karpov S.M. Aktual'nost' problemy nevralgii trojnichnogo nerva v nevrologii // Uspehi sovremennogo estestvoznanija. — 2013. — №9. — S. 127-128.

5. Ustjuzhancev N.E., Balandina I.A. Ob#ektivnye i kolichestvennye diagnosticheskie kriterii nevralgii trojnichnogo nerva pri opredelenii pokazanij k operativnomu lecheniju // Kazansky medicinskij zhurnal. 2010. №5. S. 643-648.

6. Hatuaeva A.A. Sovremennye predstavlenija ob jetiologii i patogeneze nevralgii trojnichnogo nerva // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal.- 2013. - №10 (17) chast' 5. S 31-33.

7. Shmyrjov V.I., Rybakov A.S. Sovremennaja koncepcija patogeneza trigeminal'noj nevralgii // Zhurn. nevrol. i psihiatr. im. S.S. Korsakova. 2006. V. 3. T. 106. S. 64-74.

8. Khatuaeva A.A. Contemporary approaches to the trigeminal neuralgia therapeutic management / Khatuaeva A.A., Karpov. S.M., Frantseva A.P. European Sciences review Scientific journal //2014. № 11-12. R 33-36.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PSYCHOLOGY

Апросимов А.В.1, Михалева АБ.2

1 Студент; 2 Кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии, Северо-Восточный

федеральный университет им. М.К. Аммосова ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация

Определены невербальные средства общения преподавателей со студентами технического вуза и их влияние на восприятие содержания лекции и индивидуальности преподавателя. Результаты исследования показывают, что сопровождение вербальной речи позитивным невербальным поведением способствует лучшему пониманию изучаемого материала.

Ключевые слова: невербальное общение, культура поведения, социальная психология, студент.

Aprosimov A.V.\ Mikhaleva AB.2

i Student; 2 PhD in Psychology, Associate Professor, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov THE PECULIARITY OF COMMUNICATIONS AT UNIVERSITY

Abstract

Determined the non-verbal means of communication the teachers with students of a technical institute and its impact on the perception of lections and the individual teachers. The results of study show that positive non-verbal behavior contributes to the understanding learning material.

Keywords: non-verbal communication, culture of behavior, social psychology, student.

Влияние участников коммуникации друг на друга оказывается при помощи вербальных и невербальных средств общения. Преподаватели и студенты вуза достаточно часто обращаются к вербальной речи, которая естественным образом сопровождается невербальными способами передачи информации и воздействия на слушателя. Цель исследования заключается в определении невербальных средств и способов общения преподавателей со студентами технического вуза и их влияния на восприятие содержания лекции и индивидуальности преподавателя.

Среди элементов общения выделяют внешнюю привлекательность, голос и невербальное поведение. К категории внешней привлекательности относят соответствие стиля одежды и прически к определенной ситуации, опрятность и гигиену тела. Люди формируют мнение о собеседнике в течение первых секунд встречи. Если внешность опрятна и привлекательна, то шанс привлечь внимание собеседника и его готовность слушать значительно повышается еще до того, как будет произнесено первое слово. [2, с. 312-315; 3, с. 20 - 21]. Голос человека имеет такую же важность как внешность, манеры и текст выступления. Особое внимание следует обратить на эмоциональный тон высказываний, интонацию речи. В большинстве случаев может оказаться более важным не то, что сказано, а как это было сказано. Голосовые и речевые возможности могут составить основу взаимопонимания между собеседниками. Голос может привлечь слушателей, убедить их в чем-то, завоевать их доверие. Голосом можно расшевелить людей или усыпить их, очаровать или оттолкнуть [3, c. 88].

Основными элементами невербального поведения человека являются разнообразные движения и атрибуты его внешности -мимика, жесты, взгляд, позы, интонация, прическа, макияж, предметы одежды и аксессуары, которые тесно связаны с индивидуальными особенностями и динамикой психологического состояния индивида. Согласно данным зарубежных исследований, в процессе обмена людьми информацией среди коммуникативных средств 55% составляют невербальные сигналы, 38% - интонации и 7% составляют вербальные средства (слова) [4].

Современному человеку необходимо учиться понимать язык жестов, читать невербальные сигналы. В своей книге «Язык телодвижений» Алан Пиз писал, что люди очень редко осознают, что их позы, движения и жесты говорят совсем не то, что они пытаются высказать словами. Приведем некоторые аспекты невербальной речи. Жесты ладоней: если человек говорит искренне, он полностью или частично раскрывает ладони перед собеседником. Стараясь скрыть правду своих дел, взрослый человек прячет руки в карманы или зажимает их под мышками [4, с. 44-45]. Жест «замок» отражает внутреннее состояние закрытости человека, его эмоциональное напряжение в общении. Если, отвечая на вопрос, собеседник касается рукой носа, то он сомневается в своей искренности или говорит неправду, касание уха сообщает о не желании слушать своего собеседника. Прикосновение к шее -несогласие с собеседником. Развалившаяся поза на стуле сообщает о самоуверенности, возможно - усталость. Человек берет пальцы или другие предметы в рот, когда находится под давлением. Это бессознательная попытка вернуться к ощущению безопасности в младенческом возрасте. Уверенные в себе люди занимают всю поверхность стула или могут сесть на стул верхом, как всадник на лошадь. Неуверенные садятся на краешек стула, не касаясь его спинки. Неуверенность человека также проявляется в агрессивных позах, например позе льва. Известно, что лучший способ защиты - это нападение.

В исследовании невербального поведения преподавателей технического вуза были применены методы наблюдения и опроса. Результаты наблюдения: Преподаватель «Высшей математики» во время занятий использовал жесты открытых ладоней,

118

скрещенных перед собой рук, сцепленных пальцев рук в опущенном положении, позу со скрещенными ногами. «Английского язык» - жесты открытых ладоней, ладоней вниз, указательный жест, поза льва. «История естественной науки» - мягкий тембр голоса, жест ладони вниз, держит в руках предмет, поза льва, всю пару ведет стоя. «Основы математической обработки информации» - скрещенные руки перед собой, сцепленные пальцы рук в опущенном положении, поза со скрещенными ногами. Преподаватель «Педагогики» демонстрировал стандартное скрещивание рук, шпилеобразное положение рук и акцентирование больших пальцев ладоней. «Практикум решения повышенного уровня задач по физике» - открытые ладони, шпилеобразное положение рук, закладывание рук за спину, рукопожатие «Перчатка». «Оптика» - стандартное скрещивание рук, шпилеобразное положение рук, прикосновение к носу.

Во время опроса студенты ответили на два вопроса: 1) Я хорошо понимаю предмет; 2) Мне приятно работать с преподавателем. Анализ ответов показал, что сопровождение преподавателями вербальной речи доброжелательными жестами, открытыми позами и мягким тембром голоса, способствует лучшему пониманию изучаемого материала и формирует положительные представления о личности профессора или доцента и готовность к взаимодействию. Данное предположение подтверждается приведенными выше материалами.

Таким образом, изучение невербальной стороны общения представляется важным при подготовке специалистов системы образования, является неотъемлемой частью культуры поведения педагога. Игнорирование знаний невербальной сферы общения и стремления управлять своим невербальным поведением может приводить к неэффективным результатам общения, обращения к слушателям, лекции в вузе, урока в школе [1]. Не знание языка телодвижений нередко приводит человека к состоянию объекта манипуляций со стороны других людей, что противоречит естественной субъектной природе человека.

Литература

1. Андросова М.И. Формирование психологической компетентности будущих педагогов/Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя. - 2013. - С.487-491.

2. Афанасьев Е.Х., Михалева А.Б. Исследование социальной перцепции у студентов. В сборнике: Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. Сборник материалов Ш Всероссийской конференции студентов и аспирантов. СВФУ им. М.К. Аммосова. - Киров, 2014. - С. 312-315.

3. Браун Л. Имидж - путь к успеху. - Спб.:Питер Пресс,1996. - 88 с.

4. Пиз А. Язык телодвижений. - М.:ЭКСМО,2003. - С. 43-45.

References

1. Androsova M.I. Formirovanie psihologicheskoj kompetentnosti budushhih pedagogov/Vlijanie pedagogicheskih tradicij na stanovlenie i razvitie lichnosti budushhego uchitelja. - 2013. - S.487-491.

2. Afanas'ev E.H., Mihaleva A.B. Issledovanie social'noj percepcii u studentov. V sbornike: Aktual'nye problemy razvitija lichnosti v ontogeneze. Sbornik materialov III Vserossijskoj konferencii studentov i aspirantov. SVFU im. M.K. Ammosova. - Kirov, 2014. - S. 312315.

3. Braun L. Imidzh - put' k uspehu. - Spb.:Piter Press,1996. - 88 s.

4. Piz A. Jazyk telodvizhenij. - M.:JeKSMO,2003. - S. 43-45.

Киселева RE.1, Михалева А.Б. 2

1 Студент; 2 Кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии, Северо-Восточный

федеральный университет им. М.К. Аммосова СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Аннотация

Рассматриваются особенности социальной адаптации населения на Крайнем Севере. Определены условия и трудности адаптации. Показана важность осознания человеком жизни через трудовую деятельность.

Ключевые слова: социальная адаптация, осознание, деятельность, психологическое здоровье, флексибильность.

Kiseleva V.E. \ Mikhaleva A.B. 2

i Student; 2 PhD in Psychology, Associate Professor, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov SOCIAL ADAPTATION PEOPLE ON FAR NORTH

Abstract

In this article describe the peculiarity of social adaptation people on the Far North, the conditions and difficulties of adaptation. Show the importance of awareness human life through activities and work.

Keywords: social adaptation, awareness, activities, psychological health, flexibilities.

Проблема адаптации человека является одной из актуальных для современной педагогики и психологии. Согласно одному из определений адаптации - это социально-биологический процесс, где приспособление людей к необычным условиям внешней среды осуществляется не только путем биологической перестройки организма, но и социальных мероприятий, направленных на защиту здоровья населения от неблагоприятных воздействий среды обитания. Возможность психологической и социальной приспособляемости человека к изменениям в условиях проживания, к взаимодействию с людьми другой национальности и культуры, определяет уровень и качество жизни человека на новом месте. Также человек воспринимает и осознает бытие через осознание труда в нем [1, с. 26]. Следовательно, решающую роль в адаптации человека на новом месте должна сыграть его деятельная активность.

Условия проживания на Крайнем Севере для адаптации человека значительно более тяжелые, чем в средней полосе России. Причина этого заключается не только в суровом климате и особом режиме освещенности (полярный день или полярная ночь), на Крайнем Севере на человека действуют множество социальных факторов, среди которых отдаленность населенных пунктов друг от друга, недостаток или даже полное отсутствие привычных для современного человека достижений цивилизации и культуры. В мире существует достаточно много районов, в которых проживание человека затруднено. При адаптации социальные факторы являются решающими и своим комплексным воздействием оказывают влияние на человека. Однако большая роль при этом принадлежит биологическим особенностям человека, его приспособляемости. Изучение данного вопроса позволяет наметить план борьбы за здоровье и трудоспособность человека в экстремальных условиях.

В целях изучения особенностей социальной адаптации человека в условиях Крайнего Севера был проведен опрос прибывших на поселение и работу жителей села Русское Устье, Аллаиховского района Республики Саха (Якутия). Русско-Устьинский наслег занимает обширную северную часть Аллаиховского района и граничит с Восточно-Сибирским морем Северного Ледовитого океана. Расстояние от ближайшего райцентра, Чокурдаха - 80 км по тундре, 120 км по воде. Расстояние до столицы республики, города Якутска - наземным путём составляет 2780 км, воздушным путём - 1440 км, водным - 2950 км. Удаленность от улусного центра с одной стороны и распад жизнеобеспечивающих хозяйств - с другой, ускоряют процесс обособления сельских жителей.

Опрос показал, что из 121 опрошенных жителей взрослого населения, коренными жителями села являются 91 человек. Остальные 25% (30 человек) прибыли в село по разным причинам, из них: на постоянное место работы - 43% (13 человек), на

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.