рым, как предполагается, владеет средний индивид, чтобы получить свидетельство культурного гражданства261.
Процесс упрощения семиотической структуры культуры оборачивается массовой гомогенизацией, стандартизацией, унификацией. Однако без многообразия, без наличия культурных альтернатив культура теряет запас «информационной изменчивости» на будущее и способность к адаптации. Открывается возможность «косвенного геноцида»
(Ю. В. Черновицкая), опасность необратимых изменений и утраты устойчивости общности людей. Поэтому, осознавая опасные тенденции нашего времени, не упуская из виду особенностей разнообразных обществ и культур, необходимо предотвратить процесс масс-медийного упрощения народов, и вернуться к интегративной конфигурации универсалий различных культур.
С. С. Синельникова
Особенности общения и межличностных отношений внутренне-конфликтной личности
В психологии общепризнано значение общения как одной из основных потребностей человека. Л. С. Выготский считал, что человек и наедине с собой сохраняет функцию общения. Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается «человек в человеке», как для других, так и для себя», - писал М. М. Бахтин262.
Особо велика роль общения для ребенка, без которого вообще не возможно становление его как человека. Л. С. Выготский назвал ребенка максимально социальным существом, т. к. без взрослого он просто не способен выжить. Ребенок сигнализирует взрослому о своем состоянии, своих потребностях. Его движения и вокализации часто имеют не собственно приспособительное, а знаковое значение. Об этом, в частности, писали А. Валлон, В. М. Бехтерев и др. Многочисленные психологические исследования (в частности, Фигурина и Денисовой) показали, что ребенок раньше реагирует на голос взрослого, чем на другие звуки, на человеческое лицо, чем на другие предметы. Улыбка у ребенка появляется как ответ на улыбку взрослого. Комплекс оживления у ребенка - это его реакция на взрослого и его предложение к общению с ним. М. И. Лисина на основании проведенных ею и ее сотрудниками исследо-
261 Бодрийяр Ж. Общество потребления. С. 137.
262 Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.,1963. С. 336.
ваний и наблюдений считает, что движения ребенка в комплексе оживления играют роль активного средства общения ребенка со взрослым.
Госпитализм и депривация в детском возрасте говорят о том значении, которое имеет общение ребенка со взрослым для его эмоционального, интеллектуального, социального развития, даже для физического развития и состояния здоровья. По данным психологов для детей важнее всего любовь и внимание близких. Плохие материально-бытовые условия при наличии любви оказывают менее вредное влияние, чем отсутствие психологического контакта и безопасности. Анна Фрейд, работавшая с детьми во время Второй мировой войны, видела, что разлука с семьей действует на детей вредоноснее, чем бомбежки, переживаемые вместе с семьей.
Э. Эриксон, автор эпигенетической теории психосоциального развития личности, в качестве самой главной задачи для первого года жизни ребенка ставит формирование доверия к миру. Оно формируется, если ребенок получает любовь, заботу, защищенность от близких взрослых.
Многие направления в психологии: бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ, ролевая теория личности, гуманистическая психология внесли свой вклад в разработку проблем общения. Бихевиоризм разрабатывал теорию социального научения и теорию обмена. В центре внимания ког-нитивизма были проблемы восприятия. Ролевая теория личности сосредоточила свое внимание на отношениях людей. Так, например, Гофман рассматривал реальное поведение людей как актерскую игру. Психоанализ сделал акцент на отношениях в семье как ведущем факторе формирования личности. Основной идеей гуманистической психологии является идея о творческих способностях человека, о его стремлении к актуализации и личностному росту. Особое значение К. Роджерс придавал эмпати-ческому общению, безусловному принятию людей и самого себя, естественности и непосредственности в выражении чувств в общении.
Традиционно в психологии рассматриваются три стороны общения:
- перцептивная: восприятие и понимание человека;
- коммуникативная: передача информации на вербальном и невербальном уровне;
- интерактивная: взаимодействие и взаимовлияние.
В. Н. Куницына выделяет следующие функции общения: контактную, информационную, побудительную, координационную, функцию понимания, эмотивную функцию, функцию установления отношений, функцию оказания влияния.
Тремя основными уровнями в общении являются следующие: социально-ролевой, деловой и интимно-личностный.
Согласно исследованию В. Н. Куницыной основные трудности в общении в юношеском возрасте связаны с застенчивостью, отчужденностью, глубокой интровертированностью, аутистичностью, чрезмерной сензитивностью. Личные качества, снижающие коммуникативную ус-
пешность и совместимость это - пониженное самоуважение, высокая авторитарность, агрессивность и конфликтность, истероидность.
Все эти черты характерны для внутренне-конфликтной личности.
Внутренне-конфликтная личность отличается, прежде всего, отсутствием цельности, противоречивостью, часто компромиссным способом решения проблем. Ее главная проблема - отсутствие принятия себя. Как правило, у нее велико расхождение реального и идеального Я. Идеальное Я, надежды на грядущие успехи помогают ей примириться с собой. Из-за большого расхождения реального и идеального Я (которое более характерно и нормально для подросткового возраста, а во взрослом состоянии свидетельствует о личностных проблемах) она нивелирует свои реальные достижения, которые ей кажутся незначительными на фоне грандиозных планов. Она часто обращается мыслями либо в прошлое (пытаясь решить нерешенные в свое время проблемы), либо в будущее (мечтая о грандиозных успехах). Жить в настоящем ей удается гораздо хуже.
Как правило, такая личность отличается сильными защитными механизмами, которые оберегают ее Я. Защитные механизмы, сохраняя душевное равновесие, могут нарушать адаптацию к среде. Они не решают проблем, а только дают временную передышку, сохраняя от разрушения личность, предохраняя от психосоматических заболеваний.
Внутренне-конфликтная личность крайне чувствительна. Имея слишком много нерешенных проблем, болезненную уязвимость, она часто обращается с другими людьми с повышенной деликатностью, с той деликатностью, которую хотела бы видеть по отношению к себе.
Внутренне-конфликтную личность отличают многочисленные внутренние барьеры, которые она сама, как правило, не осознает. С ними связано, например, откладывание дел в долгий ящик в том случае, если они вызывают опасение. Сверхзначимость какой-либо проблемы может быть причиной затягивания начала ее решения. Часто имея достаточно знаний и интереса к проблеме, человек, боясь ошибки, не рискует участвовать в ее публичном обсуждении. Он не проявит своего отношения к понравившемуся ему человеку до тех пор пока точно не будет уверен в том, что не встретит отказа. Такому человеку трудно ответить «нет» на не нужное ему предложение. Внутренние барьеры объясняются главной проблемой внутренне-конфликтной личности - неуверенностью в себе, неустойчивостью самооценки. Мнение чужого, постороннего, не значимого для нее человека может за одну минуту поднять или уронить ее самооценку. Ее мнение о себе от незначительного повода колеблется от самого верха до самого низа. У нее нет прочного, устойчивого Я. Она не стала для для себя самым главным судьей своего поведения. У нее нет четких и ясных критериев оценки. Она вообще недостаточно хорошо себя знает. Поэтому такие люди больше подвержены чужому влиянию и манипулированию,
они более конформны. Их отличает сильное желание, чтобы их любили все. Хотя достаточно, чтобы любили только близкие люди.
Внутренне-конфликтная личность не принимает себя. Как показал своими многолетними исследованиями Карл Роджерс, неприятие себя сопровождается неприятием других. Поскольку самая большая и нерешенная ее проблема - это проблема с ее Я, то от других людей ей больше всего необходима поддержка ее личности. Она достаточно неразборчива в людях, поскольку ее интересует не другой человек сам по себе, а его отношение к ней. В случае, если она не получает поддержки, она может отказаться от человека. Так как она не верит в то, что ее могут любить саму по себе и что она достойна любви, она часто идет на всевозможные ухищрения для того, чтобы получить любовь. Ее ожидания к любви -сильно преувеличены. Она считает любовь средством решения всех проблем. С другой стороны, внутренне-конфликтная личность способна только получать любовь, но не любить самой, т. к. она эгоцентрически сосредоточена на себе.
Внутренне-конфликтная личность особенно сложна в интимноличностном общении. Для нее трудны отношения равенства. Она отличается высокой требовательностью к себе и окружающим. Внутреннеконфликтная личность имеет многочисленные нарушения в общении. Прежде всего, ее характеризует двойственность. Ей трудно быть самой собой. Она контролирует сознанием все свои проявления, которые способна отрефлексировать. У нее нет непосредственности, спонтанности, искренности. У нее подавлены чувства. Ей трудно говорить о том, что она испытывает здесь и сейчас. Внутренне-конфликтная личность ригидна. Она с подозрением относится к новой информации о себе и не готова к изменениям. Согласно Карлу Роджерсу у полноценно функционирующей личности Я-концепция не полностью статична. Она восприимчива к новому опыту и корректируется под его влиянием. У внутреннеконфликтной личности Я-концепция - застывшая в одном состоянии и более жестко регулирует поведение. То, что не совпадает с мнением человека о себе или угрожает его представлению о себе подвергается обработке с помощью защитных механизмов. Внутренне-конфликтная личность, как правило, не дает обратной связи в общении, боязнь разрушить хрупкие социальные связи и судя о других по себе: приписывая им свою уязвимость и болезненную чувствительность. Внутренне-конфликтная личность часто находится не совсем в ладу с реальностью и предъявляет людям слишком завышенные требования идеального Я. Она ждет от других совершенства, забывая, что и сама далеко не совершенна. Внутреннеконфликтная личность не осознает своих особенностей и плохо понимает как ее воспринимают другие.
Внутренне-конфликтная личность крайне чувствительна к отвержению. Ее чувствительность к отвержению может проявляться в робости.
Боясь отвержения, понижающего ее неустойчивую самооценку, она часто пассивна в личных отношениях. Вообще, как пишет Карен Хорни, такая личность проявляет странное отношение к жизни - отсутствие ясного представления, что это ее жизнь и зависит только от нее263.
Еще одна характерная черта внутренне-конфликтной личности - ее тревожность, тесно связанная с разрушенным самоуважением и чувством собственной незначительности. «Когда я обнаруживаю тревожность или ее признаки, я всегда спрашиваю: какое чувствительное место было задето и вызвало соответствующую враждебность и чем объясняется необходимость вытеснения», - отмечает К. Хорни264. В качестве главных составляющих тревоги К. Хорни выделяет беспомощность и иррациональность. «Тревога, - пишет К. Хорни, - неявно выраженное указание на то, что внутри нас что-то не в порядке, сигнал для тщательного рассмотрения чего-то скрытого от нас»265. Причем, чем сильнее страхи, тревога, защитные механизмы, тем крепче держится человек за иллюзию, что он во всем прав и совершенен. Вместо того, чтобы принять свои недостатки и попытаться что-то сделать с ними, человек переносит ответственность на внешний мир. Этим он сохраняет свое лицо, но никогда не сможет от них избавиться. К. Хорни выделяет несколько способов избегания тревоги, такие как; рационализация, отрицание, попытка заглушить ее наркотиками, алкоголем, чрезмерной потребностью во сне, сексе, погруженности в работу и избегание всех ситуаций, которые ее могут вызвать. Все эти способы одновременно являются и способами избегания встречи со своим реальным Я или встречи Я с действительностью с целью избегания провала. Избегание ситуаций может быть в разной степени осознанным: от ясного до смутного и до внутренних запретов, когда человек не способен делать, чувствовать, обдумывать определенные вещи. Причем в последнем случае тревога не проникает в сознание и поэтому ее невозможно преодолеть. Человек может обладать всеми возможностями для успешной жизни и деятельности, но из-за внутренних запретов даже и не попытается что-либо сделать. «Любое побуждение может вызвать тревогу при условии, что его обнаружение или реализация будет означать нарушение других жизненных интересов или потребностей, и при том условии, что оно является достаточно настоятельным или сильным»266. Карен Хорни указывает на то, что изменение отношения общества к тем или иным явлениям влияет на изменение причин тревожности. Этим она под-
263Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 2006. С. 133
264 Там же. С. 53.
265 Там же. С. 31.
266 Там же. С. 42.
черкивает тесную связь Я концепции личности и ценностей и оценок общества.
Устранение от борьбы (пассивность) ведет к усилению беспомощности и беззащитности и дает возможность другим взять верх над человеком267.
Внутренне-конфликтная личность плохо осознает свою болезненную чувствительность, скрытую враждебность, придирчивые требования, мешающие отношениям с людьми. Она не способна понять, какое впечатление производит на других людей. Склонна обвинять других в своих неудачах. Всегда настороже против других. Интерес другого человека к кому-либо рассматривает как пренебрежение им, критику как унижение себя. Требование от других совершенства выражает ее враждебность к людям. Внутренне-конфликтная личность не осознает суть своего стремления к любви. Не понимает, что полна тревоги. Не понимает, что не разборчива. Не понимает, что не способна любить и не верит, что ее могут любить. Игнорирует личность другого человека, его интересы, желания, потребности. Внутренне-конфликтная личность пытается через любовь обрести уверенность в себе. У нее отсутствует надежность и верность. «Поиск абсолютной любви, с присущим ей безжалостным и беспощадным игнорированием всех других людей, яснее чем что-либо иное, показывает враждебность, скрывающуюся за невротической потребностью в любви», - пишет К. Хорни268.
Внутренне-конфликтная личность крайне противоречива. С одной стороны она хочет любви, с другой - боится ее принять, с третьей - ровная эмоциональная атмосфера часто воспринимается ею как отвержение. Из-за проблем с Я-концепцией к отвержению такая личность крайне чувствительна. Отвержение настоящее или только мнимое вызывает гнев и раздражение. Сама внутренне-конфликтная личность часто плохо понимает связь между раздражением и полученным отказом. Страх отвержения мешает ей получить любовь, т. к. она боится показать, что хотела бы ее получить. Повышенная потребность в любви очень часто является результатом тревожности. Ее можно рассматривать как сигнал неблагополучия, говорящий о том, что тревожность близка к выходу наружу и ну-
269
ждается в успокоении .
Внутренне-конфликтная личность часто переоценивает значение любви. Плохо переносит одиночество. Не способна быть одна. Готова платить за любовь любую цену. Чаще всего она расплачивается за нее покорностью и эмоциональной зависимостью. Она не осмеливается выражать несогласие, критиковать, демонстрируя только полную предан-
267 Там же. С. 44.
268 Там же. С. 95.
269 Там же. С. 109.
ность, восхищение и смирение. Внутренне-конфликтная личность может вытеснить не только агрессию, но и тенденцию к самоутверждению. Она часто проявляет ненасытность в любви. Основными формами проявления ненасытности, согласно К. Хорни, являются ревность и требование абсолютной, безусловной любви. Внутренне-конфликтная личность требует, чтобы ее любили, несмотря на самое вызывающее поведение. Хочет, чтобы ее любили, а она не давала ничего взамен. Хочет, чтобы ее любили, не получая от этого никакой выгоды. Как правило, она сама не осознает, насколько она требовательна к людям.
У внутренне конфликтной личности часто нарушено отношение к жизни вообще. Она считает, что не в состоянии прожить, используя только свои возможности, и что ей должно быть предоставлено все, в чем она нуждается, что вся ответственность за ее жизнь лежит не на ней, а на других. Такое отношение к жизни связано с ее чувством собственной неполноценности, которое является результатом как действительных, так и мнимых несоответствий требованиям. Ее уверенность в себе базируется на фантазиях о будущих успехах - а это очень непрочная основа. У нее нет истинной уверенности в себе. Есть только потребность в оправдании. Внутренне-конфликтную личность отличает страх неодобрения. Она берет на себя вину, даже если и не виновата. Признает авторитет и мнения других людей и не позволяет себе иметь собственное мнение. Даже если она его и имеет, то, как правило, не высказывает. Внутреннеконфликтная личность оправдывается в своих и в чужих глазах. Часто она избегает людей из-за страха отвержения. Ее стремление к совершенству также связано со страхом неодобрения. Внутренне-конфликтная личность почти всегда чувствует себя виноватой, хотя в глубине души совсем не считает себя недостойным человеком. Она сама судит себя для того, чтобы ее не судили другие. Она избегает стыда, боится критики, зависит от общественного мнения. За чувством вины у нее стоит тревожность и болезненное Я. Неадекватный страх неодобрения может распространяться на всех людей или только на друзей, хотя такая личность крайне неразборчива в людях. Основная причина, объясняющая страх неодобрения, это огромная разница между демонстрируемыми качествами личности и истинными. Внутренне-конфликтная личность не в ладу сама с собой, но продолжает притворяться, т. к. это дает ей хоть какое-то душевное равновесие. Она скрывает свою агрессию и тайные претензии к людям, а также свою слабость. Ее самообвинения редко касаются настоящих причин недовольства собой и она продолжает верить, что не так и плоха.
У внутренне-конфликтной личности нет никакого реального взаимодействия и реальных отношений с другими людьми. Есть только эгоцентрическая поглощенность самим собой. Она не принимает их реально в расчет. Подлинное подчинение какому-либо человеку или делу - признак
силы, капитуляция - признак слабости, считает К. Хорни. Ни одна из тенденций не является патологической: ни сохранение и развитие индивидуальности, ни принесение индивидуальности в жертву. Обе они оправданы при решении человеческих проблем. У внутренне-конфликтной личности стремление к власти и возвеличиванию своего Я гораздо сильнее, чем у нормального человека.
К. Хорни считает, что всем людям приходится в своей жизни решать обусловленные культурой проблемы, но внутренне-конфликтная личность пережила их в обостренной форме, преломив их через сферу детских переживаний, и поэтому оказалась не способна их разрешить или же разрешила их ценой большого ущерба для своей личности. Такую личность, по мнению К. Хорни, можно назвать пасынком культуры.
С. А. Тетдоева
Диалог как форма коммуникации в сфере межкультурных контактов
Межкультурная коммуникация является одним из прогрессивно развивающихся направлений как за рубежом, так и в современной России. Прогрессивные информационные и организационно-деятельностные технологии, причастность широкого круга людей к решению проблем в различных сферах жизнедеятельности предполагает необходимость реализации коммуникативных возможностей человека и повышения их эффективности. На современном этапе общественного развития формирование коммуникативных способностей имеет глобальное значение, поскольку человеческая жизнедеятельность немыслима без общения людей друг с другом, ее качество и результат во многом определяются соответствующим уровнем отношений в социуме. Наряду с экономикой и политикой процессы современной коммуникации являются одним из важнейших факторов регуляции взаимоотношений между субъектами социума на всех его уровнях
Интеграция России в европейские и общемировые процессы обусловила проблему освоения культурных особенностей других стран. Вхождение в общее пространство невозможно без освоения его культурного контекста, а это требует достижения понимания между носителями различной культуры. В то же время следует учитывать и тот факт, что взаимодействие стран и народов приобретает сегодня не только все более открытый, но и вместе с тем противоречивый характер. Все это расширяет практические потребности межкультурной коммуникации, задает на-