своими впечатлениями. Эта технология может применяться как на всем уроке в целом, так и на определенных его этапах.
Обучение детей в школе с помощью синергетических методов формирует у школьников ков качественно новое мировоззрение, способность к восприятию явлений, происходящих в окружающем мире, в целостности и всеединстве, которые, в свою очередь, способствуют развитию у них нелинейного стиля мышления. Синергетическое построение обучения обеспечивает понимание мира в образе самоорганизующегося мира, который всегда в движении, как эволюционирующий в сторону созидания, так и деградирующего в сторону разрушения, образующего взаимосвязанную целостность, что является результатом вероятностного развития окружающего мира.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом МО РФ, от 7 декабря 2010 г.
2. Степанова Т.И., Горбатюк С.Ю. Теоретические и технологические основы синергетического урока. - Якутск, 2014.
3. Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. - Лыбидь, 1990.
4. Ларионова О.Г. Лекция-презентация как способ развития нелинейного мышления // Педагогические науки. - 2014. - N 5.
5. Пашкевич А.В. Компетентностно-ориентированный урок. - Волгоград: «Учитель», 2014.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
© Шестакова Л.А.1, Сорокина Г.В.1, Семенова Н.Г.1, Шестакова Л.Ю.1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Дюймовочка» Старооскольского городского округа,
г. Старый Оскол
В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Между тем опыт первых отноше-
1 Воспитатель 1 категории.
ний со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их - важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками.
Ключевые слова эмоциональность, раскованность, нестандартность, нерегламентированность, ненормированность, несогласованность, чувствительность, инициатива.
Первое яркое отличие общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослым. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Дошкольники чаще одобряют ровесника и гораздо чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым. Столь сильная эмоциональная насыщенность общения детей, по-видимому, связана с тем, что, начиная с четырехлетнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Значимость общения выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем с взрослым.
Другая важная особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т.д. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений ребенка. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.
Еще одна отличительная особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверст-
ника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения со сверстником, чем с взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.
К 4-5,5 годам появляется связная игра, но ребенок еще не умеет сам создавать игру с другими, распределять роли. Вот тут мы, взрослые, и можем ему помочь, постепенно учим детей организовывать микроигры, а средством организации игры служит у нас обыкновенная считалка.
В 5-6 лет появляется феномен первой детской дружбы. Возникает стойкая избирательность - хочу играть только с ним!
В детском саду многие впервые получают возможность завязать дружбу. У детей, имеющих друзей, более позитивная самооценка, они более уверенны в себе. Поддерживать дружбу - значит, делиться игрушками, какими любимыми они бы не были, заступаться друг за друга, помогать в чем-то. В детской дружбе уже сложно найти место взрослому, ведь ее нельзя навязать.
С первых дней жизни человек окружен другими людьми. С самого начала своего существования он включен в социальное взаимодействие, приобретая первый опыт общения еще до того, как научится говорить.
Дошкольный возраст это время активного становления индивидуальности каждого ребенка, активного познания окружающей действительности, эмоционального отношения к окружающему миру. Детям недостаточно общения только с взрослыми, для полноценного развития им необходимы содержательные, конструктивные контакты со сверстниками. Опыт межличностного взаимодействия с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания.
Значительной особенностью дошкольного возраста является возникновение определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование «детского коллектива». По отношению к другим людям своя внутренняя позиция дошкольника характеризуется усиливающимся осознанием собственного «я» и значения своих поступков, немалым интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям.
Коллектив играет достаточно важную роль в жизни каждого ребенка. В нем удовлетворяются потребности человека в общении, в принадлежности к группе себе подобных, где он может обрести поддержку и защиту, а также признание своих успехов и достижений. В коллективе ребенок способен измениться, поскольку ему приходится жить и общаться в окружении других людей, он вынужден приспосабливать свои желания, интересы и стремления. Мир ребёнка в дошкольном возрасте уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. По мере взросления все существеннее для него
будут контакты и конфликты со сверстниками. Взрослые иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. Нам взрослым важно своевременно определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их.
Наша помощь ребенку должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.
В дошкольном возрасте начинает формироваться индивидуальная моти-вационная система ребенка. Одни дети постоянно соперничают со сверстниками, стараясь быть первыми, стараясь лидировать, у них преобладает эгоистическая мотивация. Другие стараются всем помочь, для них главное -интересы группы, общие игры. Для третьих важно каждое замечание, каждое требование взрослого, выступающего в роли учителя. У них сильным оказался мотив достижения успеха. Благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию к концу дошкольного возраста формируется самосознание. Самооценка появляется во второй половине периода дошкольного возраста на основе начальной эмоциональной самооценки, «я хороший» и разумной оценки чужого поведения. Ребенок сначала приобретает умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. Его самооценка почти всегда совпадает, прежде всего, с оценкой близких взрослых. О моральных качествах ребенок судит по своему поведению, которое согласуется с нормами принятыми в семье и коллективе сверстников. На определенном этапе, в возрасте пяти лет, ребенок преувеличивает свои достижения и возможности. К шести годам сохраняется завышенная самооценка, но дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше, их суждение находят обоснование. К семи годам у большинства самооценка умений становится адекватной.
В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе без страха и сомнений. Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста ребенок ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выра-
зить их словами. Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку и приобретают представления о соответствующих стилях поведения.
Возникает осознание себя во времени. Ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем.
Таким образом, возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, осознание переживаний, обогащение новыми мотивами и чувствами - вот главные особенности личностного развития дошкольника. Формирование личности - это процесс становления человека под воздействием тех общественных отношений, в которые он вступает. Это овладение системой знаний, представлений о мире, трудовыми навыками.
Общение со сверстниками воздействует на развитие личности дошкольника: он учится согласовывать свои действия с действиями других детей. Общаясь с товарищами, в играх и в реальной жизни, дети воспроизводят отношения взрослых, учатся оценивать себя и своих товарищей, применять на практике нормы поведения.
В общении со сверстниками дошкольник использует и проверяет действенность присвоенных им в общении с взрослыми способов деятельности и норм человеческих взаимоотношений. Считая сверстников равными себе, ребенок замечает их отношение к себе, но практически не умеет выделять их устойчивые личностные качества.
Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и, в конечном счете, особенности становления личности.
Именно в дошкольном возрасте впервые внимание детей начинает переключаться с взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается. В течение дошкольного детства избирательность в общении со сверстниками возрастает - если дети в 3-4 года достаточно легко меняют партнеров, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослого.
Развивается и групповая дифференциация, в группе появляются лидеры, которые умеют организовать деятельность детей и привлекают их симпатии. Выделение «звезд», предпочитаемых и отверженных, так же как постоянство статуса ребенка в групповой иерархии, являются важными показателями при диагностике.
В процессе общения со сверстниками развивается самооценка детей, которая становится все более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок точнее представляет свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.
Список литературы:
1. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой. - М.: «Когито-Центр», 2003.
2. Смирнова С. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 2000.
3. Психология развития: учеб. для студ. высш. учеб заведений / Т.Д. Ма-рютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж, 2001.
5. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. - М.: Издательство «Аркти», 2003.
6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. -М.: А.П.О., 2006.
7. РепинаТ.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования. - Издательство Педагогика, 1999.
8. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. - СПб., 2008.
9. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. - М., 2000.