Ашилова М.С.
к.филос.н., г. Алматы
Бегалинова К.К.
д.филос.н., профессор, Казахский национальный технический университет, г. Алматы ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ
Ключевые слова: образование, глобализация, трансформация, инновационные технологии, парадигмы образования, фундаментализация, гуманизация, информатизация, технизация, субъект-объектные отношения.
Keywords: education, globalization, transformation, innovative technologies, educational paradigms, fundamentalizat-ion, humanization, informatization, technicalization, subject-object relations.
Глобальные трансформационные процессы затронули и сферу образования, являющийся сложным социальным феноменом, связанным с воспроизводством, трансляцией и развитием культуры, который напрямую зависит от общества, определяется его потребностями. В свою очередь, образование оказывает также обратное отношение на общество, предъявляя ему новые требования и задачи. Как явление, оно возникает в античной культуре древней Греции и главной своей задачей объявляет формирование всесторонне развитой личности, соединяющей в себе духовно-нравственное и физическое совершенство. Здесь ещё образование не испытывает жёсткого влияния со стороны общества. Поэтому оно не ставит конкретной задачи по формированию определённых профессиональных навыков и знаний. Иные задачи и цели стоят перед образованием в эпоху Нового времени. Разделение труда, продолжающееся в эту эпоху, требует подготовки определённых профессионалов по конкретным видам духовно-практической деятельности. Но главное отличие данного образования от античности заключается в новых требованиях, которые предъявляются обществом к образованию и образованием к обществу. Речь идёт о том, что общество на этом этапе подчёркивает, что для функционирования государства, государственной власти требуется соединение власти со знанием. Глава государства должен обязательно быть не просто просвещённым человеком, а образованным, имеющим высшее образование, лучше всего социально-гуманитарное, владеющим той или иной специальностью. Это меняет задачу, программу образования.
Определённую трансформацию в век глобализации претерпевает и само понятие «образование». Если традиционно под образованием понимали постепенный, поэтапный процесс обучения, состоящий из трёх ступеней (начальная, средняя, высшая школы), то в настоящее время под ним понимаются все то, что имеет своей целью изменить установки и модели поведения субъектов обучения путём передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков [1, с. 69-70]. Современная образовательная система включает в себя такие основные черты, как появление новых субъектов, выполняющих функции образования (предприятия, компании и т.д.); основанием новой системы образования являются современные компьютерные и телекоммуникационные технологии хранения, обработки и передачи информации; формирование, развитие рынка образовательных услуг; глобальность системы образования; система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни.
Непосредственный контакт учителя и ученика, преподавателя и студента, свойственный традиционной системе образования, сегодня конкурирует с опосредованным обучением - дистанционным, основными моделями которого являются заочное образование, телеобразование, виртуальные классы и учебные заведения.
Важной фактором является и новое понимание субъект-объектных отношений в образовании. Речь идёт о возрастании роли объекта в образовательном процессе, о его активности и ответственности как сущностных качествах. Инновационные технологии XXI века в сфере образования показали, что объект образования (ученик, студент) не является сосудом, который надо наполнить, - он факел, который надо зажечь. И поэтому цель образования - не в том, чтобы дать совокупность научных знаний, а в том, чтоб определить методологию, с помощью которой достигается истина, цель деятельности человека. Здесь речь идёт не столько о том, чтоб дать готовый метод, а в том, чтоб научить обучающегося умению создавать, открывать новые методы и способы духовно-практической деятельности. Технизация и, в частности, компьютеризация всего образовательного процесса, являясь его важной составляющей, тем не менее, содержит в себе негативные моменты, о которых не сказать нельзя. Речь идёт о том, что новая система обучения, широкое использование Интернета приводит к отходу от традиционных способов получения знаний через чтение книг, через библиотеку. Поэтому в данном случае необходимо подчеркнуть необходимость сосуществования нового и старого, инновационного, технократического и традиционного, возникшего в недрах XIX и ХХ веков. Это - магистральная линия в развитии образования, без которой невозможно его функционирование и развитие, его преемственность, его прорыв в будущее.
Какие парадигмы образование рекомендует XXI веку? В новых социально-духовных реалиях претерпели изменения цели, формы, содержание образования. Появились негосударственные, частные учебные заведения. Общество
практически смирилось с существованием «одномерного человека», профессионального обучения, узкого миропонимания, стандартного мышления. В связи с этим становится очевидным, что вся система знаний о мире, человеке и обществе должна быть кардинальным образом пересмотрена. В известном смысле придется вернуться, хотя и на более высоком витке развития, к целостному знанию, единому мироустройству. Иными словами - к фундаментализации образования на основе органичного единства его естественнонаучной и гуманитарной составляющих. Нужно привести в стройную систему, не отторгаемую миром и человеком, всю совокупность знаний, культур, технологий. Начать следовало бы с создания универсальной модели гармоничного мира. Человек должен научно, зримо, материально увидеть свою взаимосвязь с космосом. Культура народов, экология, информатика, страноведение, религиоведение, математика, физика и другие предметы должны составлять программу знаний универсального человека, целью и смыслом деяний которого будет «целостное знание» и «целостный мир», о котором писал В.И. Вернадский. Этот процесс должен быть ускорен, иначе будет поздно. Истинная природа человека - это его разум. Разум диктует сегодня полностью, до конца осознать свое единство с космическим целым. Если человек осознает себя частицей единого космоса, ноосферы, то не будет места для жестокого, варварского, эгоистического отношения к природе. Теория В. И. Вернадского, кроме всего прочего, - это теория образования и воспитания свободной и в то же время разумной, ответственной личности, чувствующей свою нравственную ответственность за разумность любого своего поведения. Воспитание такой личности происходит непосредственно под воздействием социума, объективной действительности. Как говорил С.Л. Рубинштейн, главное дело образования и воспитания заключается в том, «чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью - так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается. Это важней всего потому, что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении - это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблюдателями, готовыми на всё махнуть рукой, - тогда всё им становится нипочём» [2, с. 56].
По современным представлениям, формирование широко образованной личности требует решения нескольких задач. Во-первых, необходимо гармонизировать отношения человека с природой через знакомство с современной естественнонаучной картиной мира, проблемами биосферы и Вселенной в целом, уяснить место человека в природе и на этой основе решить проблемы экологии и более широко - ноосферы.
Во-вторых, нужно исходить из того, что человек живет в обществе, и для его гармонической социализации необходимо погружение в соответствующую культурную среду через освоение истории, права, культурологии, экономики, философии.
В-третьих, современный человек живет в условиях насыщенной информационной среды, и задача системы образования - научить его жить в её потоке, создать предпосылки и условия для непрерывного самообразования.
Наконец, в-четвертых, личность должна находиться в согласии сама с собой, что требует определенных знаний в области психологии, в сфере литературы и искусства.
Таким образом, необходимость решения как глобальных проблем человечества, так и обеспечения насущных потребностей личности приводит нас к идее фундаментализации образования.
Встает вопрос - что должно составить основу этой фундаментализации? Очевидно, фундаментальные научные знания. Фундаментальность в науке и фундаментальность в образовании - в этих понятиях есть как общее, так и различное. Соотношение между ними в истории менялось. Впервые отчетливо концепция фундаментального образования была сформулирована Гумбольдтом в начале XIX века. В ней подразумевалось, что предметом такого образования должны быть те фундаментальные знания, которые именно сегодня открывает наука на своем передовом крае. Более того, предполагалось, что образование должно быть непосредственно встроено в научные исследования. В последующие сто с лишним лет этот идеал образования был реализован в лучших университетах мира. Однако с течением времени разрыв между идеальной моделью и реальностью становится все более ощутимым. Гигантский и всевозрастающий объем знаний привел к необходимости их адекватного структурирования и отображения в учебных дисциплинах, что в итоге превратило фундаментальное образование в самостоятельную и важнейшую область интеллектуальной деятельности человека.
Новые реалии современного мира - глобализация, универсализация и унификация современной цивилизации -породили множество противоречий в области образования. Главное из них - это стремление сохранить национальные системы образования и вместе с тем обеспечить плавное, полноценное вхождение в мировую систему образования. Только в этом случае произойдет, во-первых, преемственность поколений в передаче уникального этнокультурного наследия, во-вторых, будет сохранена и получит новый импульс национальная идентичность, в-третьих, будет разработано содержание национальной компоненты образования. Современные социодуховные реалии убедительно диктуют необходимость нового подхода к осмыслению проблемы преемственности, взаимоотношения Востока и Запада. Не случайно, в наше время обретает силу и мощь компаративистская философия, которая претендует на роль общепланетарного мировоззрения, в котором реализован принцип исторической правды и объективности. По-новому анализируется связь рационального и традиционного как двух форм легитимации.
Не менее важной проблемой современного образования является гуманизация и гуманитаризация, что обусловлено господством технократизма как образа жизни, отрицательно сказавшимся на системе обучения и воспитания, поскольку порождал техницизм как доминанту в подготовке специалистов. Это в определённой степени отрицательно сказалось на духовности общества, способствовало росту бездуховности. В 1994 году был принят закон о гуманитаризации и гуманизации образования в Республике Казахстан. Это замечательный по содержанию документ, который, к сожалению, так и остался документом. Правда, в «Комплексной программе воспитания в организациях Республики Казахстан» Министерства образования и науки эта тенденция нашла своё выражение. Однако до сих пор проблема
гуманизации и гуманитаризации остаётся актуальной проблемой высшего образования. Только гуманный человек, очеловеченная им техника, способны изменить общество, снять его бездуховность. По мнению ЮНЕСКО, ведущей наукой начала XXI века является психология, следовательно, насущной потребностью становится наука о душе человека, о его самосознании и самоуправлении. Очень симптоматично, что акцент сделан на душу человека, а не на интеллект, хотя многие студенты, согласно данным социологии, предпочтение отдают уму, интеллекту. Именно через душу, сердце человека проходит гуманизация общества. Состояние сердца отражается в деятельности ума и воли (познающей и желающей сил), но и деятельность этих сил, в свою очередь, имеет влияние на сердце. Поэтому сердце «справедливо почитается» центром человеческого существа, его корнем, «фокусом всех его сил духовных, душевных и животно-телесных». Но сердце - не только центр всех сил человеческой природы, это ещё и «точка соприкосновения со всем сущим вне нас», именно сердцем «человек входит в связь со всем существующим», - справедливо отмечает Феофан, затворник Вышенский.
Образование выступает и как самообразование. Сегодня необходимо вести речь о новом этапе такой гуманизации, что обусловлено обострением глобальных проблем современной цивилизации: проблема международного терроризма, приобретшего сегодня острый мировоззренческо-методологический характер, современная экологическая ситуация, выдвижение на передний план такой важной проблемы как антропологическая, чрезмерная технизация общества, грозящая перерасти в антигуманную парадигму социального развития. Все эти и другие факторы требуют по-новому оценить роль гуманитарных дисциплин, обратить внимание на инновационные методы и приёмы их преподавания, да и в целом на вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения. Дело в том, что гуманизация и гуманитаризация, к сожалению, нередко сводилась к формальному провозглашению данной парадигмы. Можно слышать такие аргументы, как «не стоит так много об этом говорить», «это уже набило оскомину», «как можно вести речь о гуманитаризации, если нет материально-технической базы для проведения подобной работы» и т. д. Но сама реальность планетарного масштаба отметает подобного рода аргументы, требует вновь заострить внимание на этой проблеме, поскольку медленно, но необратимо надвигается дегуманизация общества. Это очень тревожная тенденция, грозящая самому существованию Homo sapiens. Действительно, создание человека-робота, клонирование людей просто решает проблему человека. Мы можем очень легко разрешать все сложные глобальные вопросы, если будем иметь дело с запрограммированными людьми, «зомбированным», «манкуртированным» человечеством. Особенно остро эта проблема встаёт в связи с международным терроризмом. Мы недостаточно уделяли внимания вопросам религиозного воспитания. У нас существует некоторая эйфория по поводу гуманной роли религии, т.е. мы считаем, что всегда и во всех отношениях религиозное воспитание изначально гуманно, нам не хватает конкретного знания о состоянии дел в этой сфере. Во всяком случае, в вузах эта работа ведётся спорадически, нет целостной программы по воспитательной работе через религию. Все обозначенные выше обстоятельства, на наш взгляд, убедительно свидетельствуют о том, что необходимо кардинально изменить роль и место социально-гуманитарных наук в системе вузовского образования и воспитания. Речь идёт о том, чтобы гуманизация и гуманитаризация имела не формальный, а реальный, действенный характер.
Новейшая информационная техника позволяет не только подключиться к каждому, но и выключить каждого из процессов жизни, деятельности и мышления. Проникновение во всё общество и жизнь каждого, власть над физическим и психическим совершенно очевидны.. Компьютеризация приводит к тому, что досуг, личная жизнь, мышление, поведение, настроение и все человеческие проявления оказываются жестоко и принудительно нормированными.
Таким образом, изменившаяся духовная ситуация начала III тысячелетия ориентирует образование вообще, и высшее в частности, на новую методологию. Универсальная логика как Супердиалектика, вытекающая из целостного мировоззрения, и является всеобщей методологией современного высшего образования. А это означает - рассматривать человека и мир в гармонии, единстве, самого человека понимать как целое и целостное существо, сочетающее в себе духовное и материальное, общее и единичное, интеллектуальное и нравственное, личностное и космическое. Такое сочетание формируется через систему образования и воспитания, включающей в себя обучение, построенное на принципах гуманизации и гуманитаризации, на принципах субъект-объектного отношения между преподавателем и студентом, на принципах активности ученика и педагога, на нравственных принципах межличностных отношений между ними.
Список литературы
1. Кенжин Кайрат Экологическое образование и воспитание как компоненты воспитательно-образовательной функции общества. -
Алматы: ИД «Жибекжолы». - 160 с.
2. Цит. по: Берулава М.И. Развитие отечественного образования: выбор основного вектора развития // Философия образования.
2006. - № 1.