Научная статья на тему 'Особенности образования медицинской терминологии'

Особенности образования медицинской терминологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
212
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности образования медицинской терминологии»

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2019»

ласти медицины являются: биология и эмбриология; патологическая анатомия (произведено свыше 30 патологоанатомических вскрытий, результаты анализа которых отражены в рисунках); кардиология (изобретение стеклянной модели с целью изучения сердечных клапанов); динамическая анатомия. В числе достижений Леонардо да Винчи — классификация мышц, подробное изучение структуры костей, наиболее точное изображение изгибов позвоночного столба и пяти позвонков крестца, введение понятия «структурно-функциональная организации» организма.

Выводы: благодаря исследованиям и открытиям Леонардо да Винчи в области медицины в период Ренессанса были созданы анатомические изображения, по своей точности и композиционной структуре превзошедшие многие работы художников более поздних времён, что выражает тесную взаимосвязь между успехом в искусстве и знанием изображаемой сферы человеческого бытия, а также подтверждает приписываемое Леонардо да Винчи звание «универсального гения».

Литература

1. Мартьянова Л.М. Леонардо да Винчи. Универсальный гений // https://kulturologia.ru/

blogs/210416/29167».

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

Никешина Т.В.

Научные руководители: к.фил.н. доцент Коннова О.В., к.м.н. доцент Аракельян Р.С.

Кафедра иностранных языков, кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии

Астраханский государственный медицинский университет

Актуальность исследования: Медицина — одно из древнейших направлений в сфере человеческого знания, отражающее историю развития мировой цивилизации. Быстрое развитие медицины и науки в целом привело к появлению новых заимствованных терминов — неологизмов, большая часть этих терминов имеет западноевропейское происхождение [1, 2, 3].

Цели исследования: Определить особенности формирования медицинской терминологии, выявить исторический путь проникновения заимствованных терминов в медицине.

Материалы и методы: В качестве материалов для исследования использовались научные статьи, медицинские словари, словари эпидемиологических терминов. Методика исследования заключается в сборе, рассмотрении, сопоставлении, обработке, систематизации полученного материала из внешних источников.

Результаты: В развитии медицинской терминологии огромнейшая роль принадлежит латинскому языку, языкам Древнего Египта, Китая, Индии, Греции. Исторический путь медицинской терминологии начинается с X века на Востоке, где найдены упоминания терминов: «бактерия», «бронхит», «чума». Античная терминология связана с «отцом медицины» — Гиппократом: ему принадлежат термины «эпидемия», «холера», «тиф», «дизентерия». На развитие терминологии XVII века повлияли западноевропейские страны, появились заимствованные термины: «коклюш», «скарлатина», «малярия», «карантин», «грипп», «шанкр» и др. С XIX века внедрялись неоклассицизмы: «бацилла», «вакцина», «инфекция», «вирулентность», «патоген-ность», «контагиозность», «элиминация», а также варваризмы: «валидность», «интоксикация», «изоляция», «мониторинг», «паразит», «резервуар». Немаловажную роль принадлежит и калькированию, т.е. заимствованию терминов с английского языка «natural selection», «unconscious selection», «struggle for life».

Выводы: В связи с бурным развитием медицины, международным взаимодействием с передовыми странами, медицинская терминология пополняется все новыми и новыми терминами, тем самым обогащая медицинскую речь, делая ее доступней и привлекательней.

Литература

1. Коннова О.В., Аракельян Р.С., Куксина Ю.М. и др. Особенности образования неологизмов

в современной медицинской терминологии (на примере эпидемиологических терми-

FORCIPE

ТОМ 2 СПЕЦВЫПУСК 2019

ISSN 2658-4174

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2019» 393

нов) // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2018. № 4. С. 140-144.

2. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы фармацевтической терминологии. М., 1994, 384 с.

3. Эпидемиологический словарь / Под ред. Дж.М. Ласта. М.: Глобус, 2009. 316 с.

контр-культура.

смерть одних и рождение других

Переплётова Е.В.

Научный руководитель: д.филос.н., профессор Заховаева А.Г. Кафедра гуманитарных наук

Ивановская государственная медицинская академия

Актуальность исследования: проблема контр-культуры мало изучена и поэтому актуальна. Цель исследования: изучить, что представляют собой современные субкультуры? Почему одни существуют неограниченно долго, а другие уходят в прошлое?

Материалы и методы: логический и сравнительный анализ, наблюдение. Результаты: рассмотрены два типа субкультур: эмо как исчезающая контркультура, кос-плееры как молодая контр-культура. Выявлены причины исчезновения культур и зарождения.

Выводы: обе эти культуры ориентированы на внешнее выражение, они привязаны к интернету, при этом культура эмо имеет глубокий психологический аспект. Литература

1. Заховаева А.Г. Феномен «лакшери», «элитарное» и «массовое» в культуре постмодерна // Культурология / РАН. ИНИОН. М., 2016. № 3. (октябрь).

в.а. пастухов: Физиолог, историк медицины, писатель

Соколова В.И.

Научный руководитель: к.м.н. доцент Лихтшангоф А.З. Кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики.

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Актуальность исследования: вспомнить имена отечественных учёных-исследователей в области медицины, в частности, одного из них В.А. Пастухова. Для меня и моей семьи он был и близким родственником, и примером учёного-исследователя.

Цель исследования: изучить биографию В.А. Пастухова, познакомиться с его трудами, провести анализ его работ, показать значение его деятельности.

Материалы и методы: изучение литературы и анализ текста: автобиографии, художественных произведений, воспоминаний коллег, научных трудов, биографий деятелей медицины.

Результаты: биография В.А. Пастухова была разбита на четыре блока для подробного анализа. Первый блок «Детство» основывался на автобиографиях: «Дорога длиною в жизнь», «Россыпи». Изучив их, я сделала вывод и поняла, почему он стал врачом. Второй блок «Образование» дополнила изучением нескольких его произведений о Военно-Морской медицинской академии, которые позволили узнать его не только как студента ВММА, но и как историка медицины. Третий блок посвящён научной деятельности. В.А. Пастухов почти 50 лет трудился в институте им. И.П. Павлова Российской Академии Наук. Им было написано 6 монографий и более 200 статей, в т.ч. научные биографии выдающихся физиологов Л.А. Орбели и К.М Быкова. В.А. Пастухов много лет работал в музее им. И.П. Павлова в посёлке Колтуши: собирал материалы об институте, проводил экскурсии, читал лекции в школах. Четвертый

FORCIPE

том 2 спецвыпуск 2019

eISSN 2658-4182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.