УДК 338.467 Павленков Михаил Николаевич
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-экономических дисциплин
Дзержинского филиала
Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Воронин Павел Михайлович
кандидат экономических наук,
докторант кафедры социально-экономических
дисциплин
Дзержинского филиала
Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ГОРОДСКОЙ ТЕРРИТОРИИ
Pavlenkov Mikhail Nikolaevich
D.Phil. in Economics, Professor, Head of the Subdepartment for Socioeconomic Subjects, Nizhny Novgorod State University, branch in Dzerzhinsky
Voronin Pavel Mikhaylovich
PhD in Economics, a Applicant for a D.Phil. degree, Subdepartment for Socioeconomic Subjects, Nizhny Novgorod State University, branch in Dzerzhinsky
ORIGINATION AND MAIN SOURCES OF POLLUTION I N THE URBAN TERRITORY
Аннотация:
Состояние окружающей среды служит важнейшим показателем безопасной жизнедеятельности города, уровнем здоровья и качества жизни. Создание благоприятной городской среды жизнедеятельности во многом зависит от уровня муниципального управления факторами загрязнения окружающей среды. Авторы статьи сделали попытку систематизировать основные источники загрязнения окружающей среды городской территории.
Ключевые слова:
социально-экономическое развитие, окружающая среда, твердые бытовые отходы, экологическая ситуация.
Summary:
Environmental conditions is a significant indicator of the safe life activity of a city, health level and quality of life of its inhabitants. Creation of the healthy urban environment depends to a large extent on municipal control of the pollution factors. The authors attempt to systematize the main pollution sources of the city environment.
Keywords:
socioeconomic development, environment, solid municipal waste, ecological situation.
Город как объект управления представляет собой сложную социально-экономическую систему, с разнообразными внутренними и внешними связями.
Город - это определенная территория, которая имеет свой рельеф местности, соответствующий ландшафт, различные природные ресурсы, собственную планировку и застройку. Все это формирует городскую среду, в которой проживает ее житель [1].
Город - это:
- люди, их отношения между собой, формирующие городское сообщество;
- хозяйственный комплекс, обеспечивающий производство, распределение и потребление товаров, работ, услуг;
- многочисленные и разнообразные здания, сооружения, дороги, мосты, коммуникации, требующие постоянного поддержания в работоспособном состоянии;
- хозяйственные, финансовые, экономические отношения между физическими и (или) юридическими лицами;
- сбалансированное взаимодействие хозяйственной деятельности человека и окружающей среды.
Город как сложная социально-экономическая система характеризуется слабой структурированностью. При этом единого подхода структурирования города на составные элементы (подсистемы) не существует. Чаще всего в его составе выделяют следующие подсистемы: природную, градостроительную, производственную, экономическую, экологическую, финансовую, социальную, информационную.
Определяющую роль города играет его материально-вещественная структура, она позволяет прогнозировать и рассчитывать многочисленные внутригородские пропорции, среди ко-
торых численность населения, количество рабочих мест, потребность в жилье, в материальных ресурсах, прочих услугах и т.п. На основании полученных пропорций формируется социальная и экономическая политика города. С каждым годом доля городского населения увеличивается.
По данным переписи 2010 г. в России было всего 2 374 городских населенных пункта, в том числе 1 092 города и 1 282 поселка городского типа. Сравнивая с переписью 2002 г., число городов сократилось на 6, а поселков городского типа весьма существенно - на 560 за счет объединения с городами, либо преобразования в сельские населенные пункты.
Города выполняют функции управления собственной территорией, а на окружающую их область влияние оказывают столичные функции управления. В современных городах сосредоточены основные рынки товаров и финансов.
В настоящее время в городах проживает 3/4 населения России, 90 % населения Европы и 50 % населения мира. По прогнозам ООН к 2025 г. горожане составят более 61 % населения мира.
Современные города, решая внутренние проблемы, попутно учитывают и влияние общемировых тенденций - глобализацию мирового сообщества.
В России важную роль выполняют города-миллионники, потому что являются центрами сосредоточения трудовых, промышленных, культурных, экономических ресурсов и социальноэкономического развития не только для своего региона, но и для нескольких окружающих его. Их роль и значимость зависит от множества факторов: уровень доходов населения, накопленный экономический и культурный потенциал, специфика соседних регионов, для которых города-миллионники являются центрами транспорта, высшего образования, торговли, культуры и т.п. [2].
Развитие населенных мест зависит от модернизации производительных сил. Они обеспечивают создание пунктов приложения труда, который объединяет в населенных местах большое количество людей: создаются различные промышленные предприятия, перерабатывающие производства. Именно в этих местах возникают или развиваются города.
В каждом городе создаются обслуживающие учреждения и предприятия, которые являются культурно-бытовым сервисом для людей, работающих на предприятиях: местные административные учреждения, музеи, магазины, предприятия местной легкой промышленности, дошкольные учреждения, школы, учебные заведения и другие.
Для проектирования развития города необходимы данные об объеме строительства территории.
Все города России разрабатывают генеральные планы застройки, то есть планы территориального развития, в которых указывается и выполняется комплексный анализ всех планировочных условий и проводится функциональное зонирование территории: жилые и промышленно-коммунальные зоны, зоны общественной застройки и зеленых насаждений, зоны отдыха и площадки для перспективного развития. При этом следует отметить, что все виды зонирования выступают как метод градорегулирования и управления развитием городских территорий, учитывая особенности и основные принципы [3]:
- принцип комплексности: определяющими являются нормы права по установлению назначения земельных участков и иных объектов недвижимости;
- принцип сочетания публичных и частных интересов: сочетание норм, обеспечивающих комплексное формирование среды жизнедеятельности общества и конституционные принципы «свободы и эффективности экономической деятельности частных хозяйствующих субъектов в условиях рынка недвижимости»;
- принцип планирования развития территории: территориальное планирование должно учитывать резервирование земель, предназначенных для реализации государственных и муниципальных нужд; подготовки предложений для последующего проведения правового зонирования с установлением регламентов разрешенного использования недвижимости;
- принцип установления регламентов разрешенного использования недвижимости: сложившаяся архитектурно-пространственная организация территории, закрепленная системой коммуникаций, что в совокупности сформировало существующую планировочную структуру и определило направления ее развития.
Городскую территорию условно подразделяют на селитебную, производственную, ландшафтно-рекреационную.
Селитебная территория: размещены жилищный фонд, общественные здания и сооружения, а также отдельные коммунальные и промышленные объекты, которые не требуют устройства санитарно-защитных зон; устройство путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.
Производственная территория: размещены промышленные предприятия и связанные с ними объекты, коммунально-складские объекты, сооружения внешнего транспорта, пути внегородского и пригородного сообщений.
Ландшафтно-рекреационная территория: размещены городские лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, а также парки, скверы, бульвары, располагаемые на селитебной территории, связанные с открытыми озелененными пространствами.
При функциональном зонировании территорию города подразделяют на следующие зоны: жилые, городского центра, промышленного производства, охраны среды, внешнего транспорта, внешних инженерных коммуникаций, рекреационные, специального назначения [4; 5].
Для жилой зоны выделяют два основных уровня:
- жилой район;
- микрорайон (квартал).
Жилой район представляет собой территорию площадью от 80 до 250 га, с численностью населения около 150 тыс. чел. и более, которая имеет общую архитектурно-планировочную организацию. В жилой район включены учреждения и предприятия обслуживания, расположенные вдоль пешеходных дорог, улиц и площадей. Радиус обслуживания учреждений и предприятий в пределах жилого района должен составлять не более 1 500 м. В малых городах один жилой район может включать в себя всю территорию.
Микрорайон (квартал) - элемент жилой застройки площадью не более 80 га (как правило, от 10 до 60 га), который не расчленен магистральными улицами и дорогами. В данной жилой зоне размещаются учреждения и предприятия повседневного пользования. Для наилучшей организации жилого района производится его членение на микрорайоны. Возможно формирование районов сложившейся застройки из кварталов. В современном микрорайоне могут проживать от 10 до 20 тыс. чел. и более. Улицы, проезды, пешеходные пути и естественные рубежи являются границами микрорайона. С центром данная территория связана не только транспортными, но и пешеходными путями, которые должны иметь минимальное число взаимных пересечений. Очень важно, чтобы хорошо была налажена связь не только между микрорайонами и объектами центра города, но также и со всеми другими элементами его планировочной структуры: промышленной зоной, зоной внешнего транспорта, зоной отдыха, поэтому на общественный транспорт выпадает основная нагрузка. Для того чтобы создать транспортную сеть нужно определить оптимальные расстояния от жилых домов до остановок общественного транспорта, интервалы и скорость транспортного движения, а также выбрать оптимальные места парковки автомобилей.
Разделение территории на зоны с разной этажностью застройки в городах существовало очень длительное время: многоэтажная застройка в пять и более этажей; 2-3-этажная застройка; 1-2-этажная застройка с приусадебными участками. Экономические расчеты, куда входят затраты на строительство, инженерное оборудование и благоустройство, доказали преимущество смешанной застройки, поэтому такая форма зданиями различной этажности стала применяться более широко. Микрорайоны создаются как единый ансамбль жилых и общественных зданий, которые связаны между собой архитектурно-планировочным решением. Ядром данной композиции является общественный центр микрорайона. В состав каждого микрорайона входят группы жилых домов с детскими учреждениями и блоками необходимого обслуживания. Застройка микрорайона должна соответствовать и удовлетворять требованиям правильной организации бытовых процессов, инсоляции зданий и территорий, проветриванию, защиты от шума и пыли; допускает функциональное зонирование, которое позволяет четко организовать структуру пространства. Территория, занятая только жилыми домами, представляет собой жилую часть микрорайона.
Плотность (%) жилой застройки «брутто» определяется как отношение площади территории, непосредственно занятой застройкой, к общей площади территории микрорайона. Селитебная плотность населения (человек/га) - это число жителей на 1 га селитебной территории.
Показатели плотности необходимы для определения более точной оценки принятого решения застройки отдельных микрорайонов и города в целом. По многим причинам недопустимо переуплотнять население: это отрицательно сказывается на здоровье людей, системе культурно-бытового и транспортного обслуживания, неуравновешенностью экосистемы, которая связана с загрязнением воздуха и воды, перенасыщением шумами, утилизацией отходов.
Существует множество источников, которые являются основными загрязнителями на городских территориях, среди которых:
- предприятия по добыче и переработке полезных ископаемых: разрушают почвенный слой, загрязняют его отходами, нарушают режим подземных вод, уничтожают малые реки;
- предприятия энергетики: являются источниками загрязнения воздушного бассейна;
- промышленные предприятия: загрязняют воздух, водоемы и почву различными производственными отходами;
- транспорт: загрязняет воздушный бассейн и функционирует в непосредственной близости от жилой зоны.
Состояние окружающей среды является приоритетным параметром, который влияет и определяет здоровье, качество и продолжительность жизни населения. Целям защиты окружающей среды служит Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды».
Для оценки ситуаций в конкретном городе анализируются структура его экономики, численность населения, застройка, ресурсоемкость предприятий, объемы поступающих в окружающую среду отходов, размеры территорий, требующих рекультивации; уровень концентрации антропогенных воздействий, основные причины загрязнения.
Выделяют пять степеней неблагополучия экологической ситуации в городе:
1. Относительно удовлетворительная: положение соответствует установленным нормативам.
2. Напряженная: снижение продуктивности природных ресурсов и изменение режима самовосстановления природных систем.
3. Предкризисная: значительно ухудшается состояние среды обитания человека.
4. Кризисная: резкое ухудшение здоровья населения, проявляющееся в нарушениях основных функций организма человека, резкое возрастание общей и детской заболеваемости.
5. Катастрофическая: серьезная опасность для жизни людей и воспроизводства будущих поколений.
В Федеральном законе определены основные понятия в сфере окружающей среды:
- лимиты: ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду;
- оценка воздействия на окружающую среду: выявление, анализ и учет прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду;
- мониторинг окружающей среды: наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;
- контроль: соблюдение субъектами хозяйственной деятельности требований норм и нормативных документов в области охраны окружающей среды;
- экологический аудит: оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности;
- безопасность: защищенность природной среды и интересов человека от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий;
- экспертиза: предупреждение возможных неблагоприятных воздействий деятельности на природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экспертизы;
- лицензирование: видов деятельности в области охраны окружающей среды;
- сертификация: обеспечение безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности;
- государственные стандарты: требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам и услугам.
Существующие механизмы охраны окружающей среды достаточно сложные - требуют различные финансовые, научные, технические и организационные инструменты.
В Российской Федерации используются следующие основные экономические инструменты [6]:
- планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
- установление лимитов (использования природных ресурсов; выбросов и сбросов загрязняющих веществ; размещения отходов);
- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий;
- страхование имущественных интересов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.
Важным экономическим механизмом является платность природопользования - налоги и платежи за загрязнение.
В связи с этим основные направления деятельности органов местного самоуправления по улучшению окружающей среды города могут быть следующими:
- использование прогрессивных ресурсосберегающих безопасных технологий в городском хозяйстве;
- стимулирование разработки и реализации природоохранных программ на муниципальных предприятиях;
- перепрофилирование производств опасно загрязняющих окружающую среду;
- развитие мощностей по захоронению, утилизации и переработке твердых бытовых и промышленных отходов;
- расширение санитарно-защитных зон вокруг вредных производств.
Важным аспектом на современном этапе развития является совершенствование правового и нормативно-методического обеспечения расчета и порядка взимания платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Существующий порядок предусматривает взимание платы:
- за выбросы в атмосферный воздух загрязненных веществ;
- за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- за размещение отходов производства и потребления;
- за другие виды вредного воздействия.
За загрязнение установлены следующие базовые нормативы платы в руб. за выбросы 1 т и 1 м3 загрязняющих веществ: в пределах допустимых нормативов; в пределах установленных лимитов или временно согласованных нормативов, которые устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода).
За размещение отходов производства и потребления оплата подразделяется на пять классов: чрезвычайно опасные; высокоопасные; умеренно опасные; малоопасные; практически неопасные.
В отдельных регионах к базовым нормативам устанавливают коэффициенты. Дифференцированные ставки платы за загрязнение определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты. Если загрязнение не превышает установленных предельно допустимых нормативов, то плата определяется путем умножения соответствующих ее ставок за величину указанных видов загрязнения. Если загрязнение в пределах установленных лимитов, то плата определяется путем умножения соответствующих ее ставок на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами. За сверхлимитное загрязнение плата определяете путем умножения соответствующих ее ставок за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов над установленными лимитами.
В случае отсутствия у природопользователя разрешения вся масса загрязненных веществ учитывается как сверхлимитная.
Следует подчеркнуть, что внесение платы за загрязнение не освобождает природополь-зователей от выполнения мероприятий по охране и рациональному использованию природных ресурсов. Посредством платежей за загрязнение окружающей среды, осуществляется реализация принципа «загрязнитель платит». Кроме этого, данные платежи играют стимулирующую роль, нацеливая предприятия и организации на реконструкцию и модернизацию производств.
Наиболее богатый опыт в этой сфере имеется у стран Европы. Толчком к введению платежей в странах ЕС стало принятие специальной Директивы ЕС по упаковочным отходам в 1994 г.
Основными целями и задачами налоговых реформ в сфере защиты окружающей среды в странах ЕС являются следующие:
- стимулирование инвестиций в энергоемкие сектора экономики, транспорт, сельское хозяйство;
- увеличение налогового бремени в секторах экономики, которые наносят наибольший ущерб окружающей среде (транспорт, сельское хозяйство, энергетика);
- увеличение земельных налогов;
- увеличение налогов и сборов на бытовые отходы;
- поощрение рециклинга;
- инвестиции в развитие общественного транспорта и другое.
В большинстве промышленно развитых стран после Всемирной конференции по окружающей среде разрабатываются «стратегии устойчивого развития», в которых природоохранным вопросам отводится значительная роль, а проблемам утилизации отходов, в том числе и твердых бытовых, отводится центральное место. В большинстве таких программ, и на муниципальном уровне, выделены следующие приоритетные задачи [7]:
- снижение уровня образования отходов;
- снижение уровня опасных веществ в отходах;
- утилизация, переработка и вторичное использование отходов.
Решение задач по комплексному благоустройству городских территорий включает уборку улиц, дорог, проездов, вывоз снега в зимний период, сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов.
Повышение уровня и качества управления сбором, вывозом и утилизацией отходов возможно лишь на базе широкого использования как мирового и отечественного опыта, так и имеющегося научного потенциала в этой области.
Ссылки:
1. Бабун Р.В. Местное самоуправление и муниципальное управление: современные проблемы // Институт муниципального управления. Обнинск, 2010. 200 с.
2. Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. Ростов н/Д., 2010. 717 с.
3. Управление в городском хозяйстве: учеб. пособие / под ред. Р. Сираждинова. М., 2009. 352 с.
4. Там .
5. Широков А.Я., Юркова С.Н. Муниципальное управление: учеб. М., 2010. 248 с.
6. Экономика природопользования: учеб. / под ред. К.В. Папенова. М., 2012. 928 с.
7. Повестка дня на XXI век. Принята конференцией ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 1992. 3-14 июня.