УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ЭТАПЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С СОМАТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ
© 2018
Туран Наталья Константиновна, психолог, соискатель
Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области (654041, Россия, Новокузнецк, ул. Сеченова, 28а, email: [email protected])
Аннотация. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье населения России находится в критическом состоянии. Результаты фундаментальных исследований свидетельствуют о кризисном состоянии здоровья у представителей всех возрастных групп, особенно у детей. По статистике, предоставленной Министерством Труда и Социальной защиты Российской Федерации для Росстата и Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), количество детей с ограниченными возможностями составляет 71347 человек. Стойкие ограничения жизнедеятельности ребенка-инвалида накладывают отпечаток не только на повседневную физическую и ментальную активность, но также ограничивают его при получении образовательных услуг, взаимодействие со сверстниками и активность на их уровне, последующую профориентацию и реализацию достижения профессионального акме. То есть инвалидность представляет собой биопсихосоциальный феномен, пронизывающий жизненный мир личности, ограничивая ее в реализации предписанных и достигаемых социальных ролей, искажая социальную ценность инвалида в глазах общества. В работе представлены результаты изучения особенностей образов поло-ролевой идентификации и специфичность становления гендерной идентичности на этапе становления ценностного сознанию детей-инвалидов младшего подросткового возраста, имеющих стойкие умеренные нарушения соматического здоровья. Данная статья представляет собой один из значимых аспектов диссертационного исследования на тему «Особенности становления смыслового и ценностного сознания у детей инвалидов с разным уровнем нарушений функций организма» и является продолжением ранее заявленной работы об изучении образов поло-оролевой идентификации и гендерной идентичности подростков-инвалидов на этапе перехода от смыслового к ценностному уровню сознания.
Ключевые слова: идентичность, постнеклассическая психология, антропопсихосоциальная модель, биопсихосоциальный подход, теория психологических систем, инвалидность.
ON THE SPECIFICITY OF IMAGES OF GENDER AND GENDER IDENTITY OF DISABELD CHILDREN WITH SOMATIC DISODERS AT STAGE OFVALUE CONSCIOUS FORMATION
© 2018
Turan Natalia Konstantinovna, Psychologist, Ph.D candidate
Main Bureau of Medico-Social Expertise for the Kemerovo Region (654041, Russia, Novokuznetsk, Sechenov Street, 28a, email: [email protected])
Abstract. According to the World Health Organization, the health of the Russian population is in critical condition. The results of basic research indicate a crisis of health in representatives of all age groups, especially in children. According to statistics provided by the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation for Rosstat and UNICEF, the number of children with disabilities is 71347 people. The persistent limitations of the disabled child's life impose an imprint not only on everyday physical and mental activity, but also restrict it in obtaining educational services, interaction with peers and activity at their level, subsequent vocational guidance and the realization of achieving a professional acme. That is, disability is a biopsychosocial phenomenon that permeates the person's life world, limiting it to the implementation of prescribed and achieved social roles, distorting the social value of the disabled in the minds of society. The paper represents the results of studying the features of images of gender-role identification and the specificity of the formation of gender identity at the stage of the formation of the value consciousness of disabled children of young adolescents with persistent moderate disabilities of somatic health. This article is one of the significant aspects of the thesis "Peculiarities of the formation of the semantic and value consciousness in children with disabilities with different levels of violations of the body's functions" and is a continuation of the previously announced work on the study of images of gender identity and gender identity of disabled adolescents at the stage transition from the semantic to the value level of consciousness. This article is one of the significant aspects of the dissertation research on the peculiarities of the formation of the semantic and value consciousness in children with disabilities with different levels of violations of the body's functions.
Keywords: identity, post-non-classical psychology, anthropological and psychosocial model, biopsychosocial approach, theory of psychological systems, disability.
Результаты статистического мониторинга служб медико-социальной экспертизы, Росстата, Пенсионного Фонда России подтверждают тенденцию роста несовершеннолетних инвалидов на территории Российской Федерации: с 2015 по 2017 гг. их численность возросла с 560422 до 636024 тыс. человек [1; 2].
Выборочные исследования, проведенные в регионах России, показывают, что круг медико-социальных проблем достаточно широк: с одной стороны, это наталь-ные, пре-и постнатальные соматические дисфункции, нарушения интеллектуального развития, но с другой - «рисковые» формы поведения подростков, связанные с употреблением запрещенных препаратов, алко-, ток-сико- и табакозависимость, туберкулез, ВИЧ/СПИД. Переживание дизонтогенеза сопровождается психофизической незрелостью, что негативно влияет на нравственное развитие подростков [3-5].
Сложившаяся ситуация актуализирует не только изучение комплексных вопросов охраны здоровья, но также вопросы социально-психологической абилитации и реабилитации детей-инвалидов в возрасте до 18 лет,
интеграции их в общество, создание доступной среды. Данная ситуация обуславливает актуальность разработки научных основ изучения жизненного мира детей-инвалидов с точки зрения антропопсихологической и биопсихосоциальной парадигм.
Поскольку именно дети представляют собой своего рода инвестицию в будущее, именно от них, их здоровья и адаптации зависит облик страны и ее стабильность. Дети с ограниченными возможностями ограничивают социально-экономический потенциал семьи за счет дополнительной социальной, морально-психологической, экономической нагрузки на семью, ограничивают прогрессивное развитие сиблингов [3; 4]. Кризисное состояние привело не только к возрастанию «социальных» заболеваний, аддикций, но и деградации образа семьи, хотя именно семья является главным агентом социализации, транслятором образов идентификации и гендер-ной идентичности.
Проблема идентичности как одной из базовых категорий личности остается актуальным на всем протяжении развития философии и психологии. Современные тен-
денции психологического знания акцентирует внимание на системной организации жизненного мира личности, что выражается в усложнении уровней организации сознания от предметного к смысловому и ценностному, постепенному усложнению смысловой и ценностной сфер, самодетерминацию и саморегуляцию, которые характеризуют зрелую личность. Усложнение уровневой организации сознания, восхождение к ноэтической сфере, саморегуляция и самодетерминация - важные аспекты понимания личности как открытой психологической системы [6-11].
Одним из феноменов, отражающих ценностно-смысловую структуру личности, является идентичность. Э. Эрикссон понимал под идентичностью динамическую структуру из потребностей, убеждений и индивидуального опыта, базирующуюся на конституциональных особенностях индивида и имеющую 8 этапов развития, которые связаны с кризисами развития. При несвоевременном решении задач каждого из этапов нарушается становление адекватной идентичности - данный личностный феномен приобретает диффузность, образ Я становится размытым, а индивид приобретает инфантильные черты, становится конформным и неготовым принимать значимые решения. Остановимся подробнее на личностных особенностях, характерных возраста 1120 лет - наиболее значимых для становления идентичности, выделенных Э. Эрикссоном: путаница ролей (выбор между положительными и отрицательными сторонами), интеграция знаний о собственных социальных ролях, осознание связи ролей с прошлым и будущим. В случае положительного исхода кризиса формируется идентичность, в противном случае идентичность становится диффузной - сохраняется путаница социальных ролей, отсутствует явная жизненная перспектива, что выражается в сомнениях как относительно себя, так и принадлежности к той или иной группе, усложняется процесс обретения взрослой идентичности [12].
Отечественными ученными выделены следующие значимые особенности старшего подросткового возраста: ВВД становится общение с рефенетной группой подростков (с доминированием значимости оценки сверстников), появляется стремление к осуществлению социально-значимой деятельности (посредством учебы) и полезного обществу труда, (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, Д.И. Фельдштейн), появляется стремление найти свое место в среде ровесников, что может выражаться и в девиациантном поведении (Л.И. Божович). Именно в этом возрастном периоде формируются гендерная идентичность, образ Я, самосознание, ценностные ориентации, морально-нравственные качества, приобретают значимость жизненные планы (И.С. Кон) [6-8; 10; 11].
Современные исследователи предлагают рассматривать идентичность в контексте антропопсихологии и теории психологических систем (САП, ТПС), учитывая со-бытийность, трансвеременной характер идентичности, выражающийся в актуализации смыслового и ценностного аспекта в настоящем, предопределяя тем самым особенности жизненного мира, личностной зрелости в будущем [13-18]. На постнеклассическом этапе развития психологического знания в рамках САП и ТПС учеными (В.Е. Клочко, Т.Г. Бохан, О.И. Васильева) выделены основные компоненты смыслового и ценностного сознания в условиях сохранного соматического и психического здоровья.
На этапе перехода от смыслового к ценностному уровню сознания особую значимость приобретают рефлексивные способности и надсубъектность, сверхзначимость самостоятельности, стремление к поиску пространства и возможности для самореализации, появление зачатков способности выстроить перспективу будущей жизни, дифферецирование Я-Концепции.
Ценностный уровень сознания характеризуется следующими компонентами: интегрированным образом Я 404
основывающимся на гендерной идентичности, образцами самоопределения, локусом контроля, иерархией ценностных ориентаций. Указанные компоненты в своей совокупности и онтогенетических особенностях создают индивидуальную картину жизненного мира [13; 15; 16; 19].
Данные аспекты, а также малая разработанность становления жизненного мира в условиях соматического дизонтогенеза, актуализируют научное изучение особенностей идентичности на этапе перехода от смыслового к ценностному и ценностного сознания в условиях хронического инвалидизирующего заболевания. В данном контексте необходимо отметить, что общие вопросы становления поло-ролевой идентичности были представлены автором на Сибирском Психологическом Форуме [20].
Целью является исследования специфичности ген-дерной идентичности лиц старшего подросткового возраста в условиях переживания длительного соматического заболевания
Методы исследования. Идентичность представляет собой одно из основных личностных феноменов, питающих ценностное сознание. Особенности идентичности на этапе формирования ценностного сознания лиц с ограниченными возможностями до 18 лет изучались при помощи методики О.И. Васильевой «Остров», позволяющая рассмотреть динамику формирования идентификационных образов от этапе становления смыслового сознания (при помощи ретроспекции) к уровню становления ценностного сознания (в актуальный период жизнедеятельности) [19]: испытуемым предлагается назвать и охарактеризовать предпочитаемых героев, важных для них людей в период 6-7 лет и в актуальный момент жизни и распределить их по категориям, отождествляемым с феминными (нежность, забота) и маскулинными (смелость, способность к защите) категориям, а также выбрать того из героев, который наиболее импонирует испытуемому. На этапе обработки полученных данных осуществляется контент-анализ, посредством которого формируются лексические категории, выявляются преобладающие личностные смыслы и ценности, которые отражает персонаж. Кроме того, необходимо отметить, что с испытуемыми дополнительно проводилась беседа, где уточнялись характерные качества и черты избранных ими персонажей.
В исследовании образов поло-ролевой идентификации и гендерной идентичности на этапе становления смыслового сознания приняли участие 74 инвалида старшего подросткового возраста (14-17 лет): из них 31 юноша и 43 девушки, из них 62,2 % участников исследования проживают в неполных семьях и 37,8 % воспитываются обоими родителями.
Анализ результатов исследования. Проанализируем особенности формирования образов гендерной идентичности инвалидов старшего подросткового возраста на этапе формирования смыслового сознания в период 6-8 лет. Господствующими образами положительной идентификации здесь выступают сказочные и мультипликационные герои и родственники, также респондентов привлекают политики и исторические личности, наименьшее количество опрошенных выделено в группах «актеры», «спортсмены», «певцы», что представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Образы положительной идентификации старших подростков-инвалидов на этапе становления смыслового сознания
Oop asm сзппфикащш
Герои ы/ф и сказок Спорте мены Певцы Актеры Семья историчес кие личности, полигики Итого
Частота 81,1% 1,3% 13% 3,1% 5,4% 100,0%
абсолютная, %
Мальчики 3 2,5% 1,3% 0,0% 2,7% 2,7% 2.7% 41,9%
Девочки 43,6% 0,0% 13% 13% 5,4% 2.7% 53,1 %
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)
Анализируя выделенные инвалидами образы, можно выделить следующие значимые смысловые коннотации, как внешняя красота, добросердечие, желание усердно трудиться, помогать и обругать слабых, интеллектуальные качества, смелость, харизматичность.
Нельзя не отметить инверсию гендерных стереотипов у старших подростков с ОВЗ на этапе развития смыслового сознания: 4,1 % мальчиков наделяют доминирующие гендерные образы феминными коннотациями, доминирующие гендерные образы 17,6 % девочек с ОВЗ содержат типичные маскулинные коннотации. Обнаружена значимая взаимосвязь между типом ген-дерной идентичности и составом семьи при анализе имеющихся данных по критерию хи-квадрат: г=0,533 на уровне значимости 0,005, что позволяет судить о том, что особенности типа семейного воспитания в неполных семьях накладывают отпечаток на становление гендер-ных ролей.
При изучении образов отрицательной идентификации выявлено, что преобладающими являются мультипликационные персонажи (37,9 % опрошенных) и сказочные злодеи (25,7 % респондентов); отсутствует идентификационный образ у17,6 % респондентов; негативное отношение у 10,8 % участников исследования вызывают сверстники; для 6.7 % опрошенных негативными образами киногерои, негативизм 2,7 % респондентов вызывают члены педагогического коллектива, Эти данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Образы отрицательной идентификации старших подростков-инвалидов на этапе становления смыслового сознания
Образы отрицательной идентификации в гг рошлом
герои сказок герои совр.ыульт Кино герои Учителя Однокла ссники, ровесни кн нет образа Итого
Частота а б солютная, % 25,7% 37,9% 6,7% 2,7 % 10,3% 17,6 % 100,0%
Мальчики 10,8% 12,2% 5,4% 1,4% 5.4% 6,8 % 41,9%
Девочки 13,5% 25,7% 1,4% 1,4% 5,4% 10,8 % 58,1%
возраста ценностно-смысловые коннотации в картине жизненного мира: творческая созидательная сила, физическая привлекательность, способность к воздействию на людей посредством своих характерологических особенностей, терпимость к другим, стрессоустойчивость, легкодоступный финансовый успех, высокая популярность, приобретаемая минимумом усилий.
Таблица 3 - Образы идентификации старших подростков-инвалидов на этапе становления ценностного сознания
Образы полоролевой идентификации
Герои м'.ф супергерои, принцессы) ерои Блогге Ры> дущие Актеры смены Политики, нсторнч. Сам Нет
Частота абсолютная, % 25,6 % 13,5 % 10,8% 6,8% 13,5% 5,4% 5,4% 14,9% 4,1% 100,0%
Мальчики 4,1 % 9.4% 4.1% 2,7% 12.2 % 2,7% 0.0% 5,4% 1,3% 41,9%
Девочки 21,6% 4.1% 6,8% 4.1% 1,3% 2,7% 5,4% 9.4% 2,7% 58,1 %
Проанализировав полученные данные, можно заключить, что жизненный мир детей-инвалидов на этапе становления смыслового сознания наполняют следующие отрицательные смысловые черты, вызывающие негатив: плохо поведение сверстников, строгость, непонимание, алчность, грубость, беспринципность, жестокость, глупость. Отсутствие отрицательного образа поло-ролевой идентичности указывает на действие защитных механизмов психики и стремлении создать благоприятное впечатление на исследователя.
Здесь также присутствует инверсия гендерных образов, когда мальчики с ОВЗ (16,2 %) выделяют доминирующими образами отрицательной идентификации женские персоны, а девочки с ОВЗ (17,6 %) - наоборот, маскулинные. При этом, при математико-статистическом анализе по критерию хи-квадрат обнаружена незначимая взаимосвязь (г=0,269 на уровне значимости 0,005,) между условиями семейного воспитания и инверсией гендерных ролей.
В период развития ценностного сознания инвалидов старшего подросткового возраста преобладающими положительными идентификационными образцами являются мультипликационные персонажи (25,6 % опрошенных), по 13,5 % респондентов ориентируются на спортсменов и киногероев, 14,5 % - на себя; 10,8 % опрошенных ориентированы на телеведущих и ведущих уоиШЬе-каналов, актеров и певцов предпочитают соответственно 6,8 % и 5,4 % респондентов, тогда как 4,1 % инвалидов старшего подросткового возраста не имеют образов поло-ролевой идентичности. Указанные данные представлены в таблице 3.
Анализ представленных образцов положительной поло-ролевой идентичности позволяет выделить наиболее значимые для инвалидов старшего подросткового
Важно отметить наличие инверсии в гендерных стереотипах феминности/маскулинности на этапе становления ценностного сознания подростков с ограниченными возможностями: 6,8 % юношей-инвалидов выбирают в качестве доминирующих образов идентификации фе-минные и 12,2 % - маскулинные или наделяют женские персонажи типично мужскими характерологическими чертами. Кроме того, по итогам математико-статистиче-ского анализа по критерию хи-квадрат Пирсона выявлена устойчивая положительная взаимосвязь между образцом гендерной идентификации и условиями семейного воспитания: г= 0,716 на уровне значимости 0,005.
Изучение образов отрицательной поло-ролевой идентификации позволило выявить, что наибольшие антипатии вызывают антигерои фильмов и сказок - их отмечают 37,8 % респондентов, 25,7 % не выделяют образов; 9,4 % выказывают антипатии к педагогам; по 5,4 % испытуемых выделяют в качестве негативных образцов родственников, сверстников и деятелей эстрады; 2,7 % - спортсменов. Полученные данные отражены в таблице 4.
Таблица 4 - Образы отрицательной идентификации старших подростков-инвалидов на этапе становления ценностного сознания
Оор азы отрицательной идентификации
Герои *Г'Ф и сказо к Нет образ а Учит елл Певц ы Родств енник и Одно класс НИКИ Спор теме ны Нсторнч еские лично ст И Итого
Частота абсолютна я:% 37,8 % 25,7 % 9,4 % 5,4% 5,4 % 5,4 % 2,7 % 4,1 % 100,0 %
Мальчики 17,6 % 9,4% 6,7 % 2,7% 13% 0,0% 2,7% и% 41,9%
Девочки 20,2 % 16,3 % 2,7 % 2,7% 4,1 % 5,4% 0% 2,7% 58,1 %
Изучение выявленных особенностей позволило выявить ценностно-смысловые коннотации отрицательного характера, значимые для жизненного мира детей-инвалидов, а именно: злобность, алчность, беспринципность, непонимание «особенных детей» и их нужд, безжалостность, зависть, мелочность, мстительность, тщеславность. Отсутствие отрицательных поло-ролевых образов свидетельствует, как упоминалось ранее, о желании произвести социально-желательное впечатление на исследователя, а также о действии защитных механизмов психики.
При этом, также наблюдается инверсия: 14,8 % юношей-инвалидов выделяют доминирующими образы с феминной нагрузкой, наоборот поступает 9,4 % девушек с ограниченными возможностями - наделяя маскулинными коннотациями выделенные образы.
Проведенный математико-статистический анализ по критерию Пирсона показал наличие значимых взаимосвязей между образами гендерной идентичности и условиями семейного воспитания участников исследования: (г=0,817на уровне значимости 0,005)._
Обсуждение. При изучении специфичности организации идентичности лиц старшего подросткового возраста в условиях стойкого нарушения соматического здоровья выявлена трансформация образов положительной идентичности: на этапе формирования смыслового сознания преобладает обращение к образам сказочных героев с минимальным обращением к реальным людям (спортсменам, певцам и актерам, членам семьи), тогда как на этапе формирования ценностного сознания у респондентов присутствует также обращение к существующим людям: подростки-инвалиды выделяют также в качестве образцов идентичности персон, имеющих значительные успехи и материальное благосостояние, что репрезентирует факт совершенствования ценностной сферы и рефлексивных возможностей.
При этом у 25,6 % респондентов сохраняется обращение к образам сказочных персонажей, что свидетельствует о ригидности в сфере интересов, предпочтений и замедленности перехода к шестимерному миру, т. е. ценностному уровню сознания.
Обращаясь к анализу образов отрицательной идентичности можно заключить, что как на этапе развития смыслового сознания, так и на уровне ценностного сознания доминирующими образами отрицательной идентичности выступают образы мультипликационных и сказочных героев, однако есть некоторая динамика: об усложнении ценностной сферы свидетельствует выделение в качестве негативных образов реальных людей (родственников, сверстников, учителей, представителей шоу-бизнеса).
Отсутствие образов идентификации свидетельствует о действии защитных механизмов психики (отрицание, вытеснение, рационализация, интеллектуализация) как попытке совладания с внутренним напряжением и вследствие ограниченности ресурсов для борьбы со стрессом, поскольку основные психофизиологические ресурсы организма испытуемых затрачиваются на приспособление к стойким нарушениям жизнедеятельности вследствие основного заболевания.
При этом, нельзя не отметить, что часть инвалидов старшего подросткового возраста (14,9 %) на этапе формирования ценностного сознания ориентируется на себя, учитывают свои особенности и стремятся жить максимально полноценной (в их ситуации) жизнью, чем и обуславливают ориентацию прежде всего на себя.
Важно отметить, что на этапе становления ценностного сознания инвалиды старшего подросткового возраста выделяются новые смысловые черты: дети акцентируют внимание на особенностях внешности, что свидетельствует о стремлении к совершенствованию образа тела, компенсации соматического дефекта, трудности принятия себя.
Требует дальнейшей и разработки и задает перспективы дальнейшего исследования выявление факта инверсии в выборе образов идентичности и ее взаимосвязь с особенностями состава семьи (неполные семьи): выявлена значимая устойчивая положительная взаимосвязь между образцом гендерной идентификации и условиями семейного воспитания.
Полученные данные задают дальнейшую перспективу исследования как образов поло-ролевой идентичности, так и жизненного мира инвалидов младшего подросткового возраста. Полученные данные имеют также практическую значимость для психологической службы и специалистов по реабилитации МСЭ при формировании мер психолого-педагогической и социальной реабилитации и абилитации подростков с ограниченными возможностями и реализации мер на уровне учебных заведений и служб социальной поддержки
Выводы. Подводя итог изучению особенностей формирования поло-ролевой идентификации подростков с ограниченными возможностями на этапе становления ценностного сознания, можно сделать следующие выводы: 406
1. Выявлено усложнение ценностной сферы и рефлексивных возможностей инвалидов старшего подросткового возраста, но, при этом, образы положительной и отрицательной идентичности достаточно ригидны.
2. Стагнация образов идентичности, характерных для более ранних сроков развития, характеризует нежелание принимать на себя ответственность, замедленность перехода к ценностному сознанию от смыслового уровня.
3.Подростки-инвалиды испытывают трудности в принятии своих соматических особенностей, что выражается в бессознательном стремлении к компенсаторному поведению.
4. Выявлена инверсия в выборе образов идентичности и ее взаимосвязь с особенностями состава семьи (неполные семьи).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ВОЗ доклад об инвалидности / Электронный ресурс // Внешняя ссылка: http://www.who.int/disabilities/ world_report/2011/report/ru/.
2. Федеральная служба госстатистики / Электронный ресурс // Внешняя ссылка: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ disabilities/
3. Дьяченко В.Г., Рзянкина М.Ф., Солохина Л.В. Руководство по социальной педиатрии. - Хабаровск: изд-во ДВГМУ, 2010. - 437 с.
4. Инвалидность и смертность - доминанты, снижающие жизненный потенциал и безопасность обще-ства/Лукашов А.Г и др.; под ред. А.Л. Санникова. -Архангельск: Солти, 2007. - С. 8-67
5. Психология инвалидности: Метод. указания / Сост. Н.А. Соловьева; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль, 2004. 47 с.
6. Антонова А.Н. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интер-ракционализма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 131-143.
7. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. - 528 с.
8. Идентичность / Леонтьев Д. А., Савельева О. О. // Железное дерево - Излучение. - М.: Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 695-696. - (Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов; 2004-2017, т. 10). - ISBN 978-5-85270-341-5.
9. Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание / отв. ред. И. С. Семененко. — М.: Весь мир, 2017. - 992 с. - ISBN 978-5-7777-0697-3.
10. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. - 189 с.
11. Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. - СПб.: Б. С. К., 1997.— 343 с. - ISBN 5-88925-011-6, ISBN 978-588925-011-1 Томе Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ: исследования. - Спб: ВЕИП, 2001. - 304 с. - ISBN 5-88787-017-6.
12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.
13. Бохан Т.Г., Филоненко А.Л., Бабушкина О.Н. Особенности жизненного мира социальных сирот на этапе перехода от смыслового к ценностному сознанию // Вестнник Томского гос. ун-та. - 2012. - № 363. - С. 167-171.
14. Галажинский Э. В., Клочко В. Е. Категория «отношение» в психологии в свете парадигмальной динамики науки // Мир психологии. № 4 (68). С. 16-21.
15. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. - Томск: ТГУ, 2005. - 172 с.
16. Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. - Томск. - 1998. - № 8-9. С. 7-15.
17. Чуешева Н.А. Становление смыслового созна-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)
ния: системный контекст: дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 2008. 187 с.
18. Шувалов А.В. Психологическое здоровье и гуманитарные практики / А.В. Шувалов // Вопросы психологии. - 2012. - № 1. С. 1-10.
19. Васильева О.И. «Исследования процесса становления ценностного сознания в условиях развивающей образовательной среды» «Психология и педагогика», 19 ноября 2007 г.
20. Туран Н.К.«Особенности формирования образов поло-ролевой идентификации подростков с ограниченными возможностями с разным уровнем соматических нарушений» // КОМПЛЕКСНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА: ПСИХОЛОГИЯ: МАТЕРИАЛЫ VII СИБИРСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА / под ред.О.М. Краснорядцевой. - Томск : Томский государственный университет, 2017. - Часть 2. Здоровье человека на пути к постинформационному обществу. С.146-152.
Статья поступила в редакцию 20.04.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018