Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА «Я-ЗЕРКАЛЬНОЕ» СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА'

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА «Я-ЗЕРКАЛЬНОЕ» СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ «Я-зеркальное» / типы темперамента / социальная перцепция / социально-психологическая адаптация студентов первого курса к обучению в вузе / студенты-психологи / image of the "mirror self" / types of temperament / social perception / sociopsychological adaptation of first-year students to studying at a university / psychology students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — М А. Парцына, И В. Мешкова

В статье обсуждается проблема формирования образа «Я-зеркальное» у студентов первого курса вуза в зависимости от типа темперамента. Отмечается, что в студенческой группе на начальном этапе обучения в вузе в основе межличностного взаимодействия лежит восприятие и понимание психологических особенностей друг друга, в частности, темперамента и характера, представленных в образе «Я-зеркальное». Авторы приходят к выводу, что особенность влияния темперамента на образ «Я-зеркальное» заключается в степени выраженности свойств темперамента. Более привлекательными являются студенты, у кого свойства холерического и меланхолического темперамента выражены в малой степени; сангвинический темперамент выражен в средней степени; флегматический темперамент является доминирующим или выражен ярко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — М А. Парцына, И В. Мешкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMAGE OF THE "MIRROR SELF" OF PSYCHOLOGY STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF TEMPERAMENT

The article discusses the problem of forming the image of the "Mirror Self" in first-year university students depending on the type of temperament. It is noted that in a student group at the initial stage of study at a university, the basis of interpersonal interaction is the perception and understanding of each other's psychological characteristics, in particular, temperament and character, presented in the image of the "Mirror Self". The authors come to the conclusion that the peculiarity of the influence of temperament on the image of the "Mirror Self" lies in the degree of expression of the properties of temperament. More attractive are students whose properties of choleric and melancholic temperament are expressed to a small degree; sanguine temperament is expressed to an average degree; phlegmatic temperament is dominant or expressed brightly.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА «Я-ЗЕРКАЛЬНОЕ» СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА»

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА «Я-ЗЕРКАЛЬНОЕ» СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА

М.А. Парцына, преподаватель

И.В. Мешкова, канд. психол. наук, доцент

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (Россия, г. Нижний Тагил)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-4-109-112

Аннотация. В статье обсуждается проблема формирования образа «Я-зеркальное» у студентов первого курса вуза в зависимости от типа темперамента. Отмечается, что в студенческой группе на начальном этапе обучения в вузе в основе межличностного взаимодействия лежит восприятие и понимание психологических особенностей друг друга, в частности, темперамента и характера, представленных в образе «Я-зеркальное». Авторы приходят к выводу, что особенность влияния темперамента на образ «Я-зеркальное» заключается в степени выраженности свойств темперамента. Более привлекательными являются студенты, у кого свойства холерического и меланхолического темперамента выражены в малой степени; сангвинический темперамент выражен в средней степени; флегматический темперамент является доминирующим или выражен ярко.

Ключевые слова: образ «Я-зеркальное», типы темперамента, социальная перцепция, социально-психологическая адаптация студентов первого курса к обучению в вузе, студенты-психологи.

Проблема социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в вузе является одной из актуальных в отечественной психологии до настоящего времени. Изучению этой проблемы посвящены работы С.И. Аноновой [1], С И. Розум [2], Н А. Селезневой [3], О.В. Чернышевой [4] и других авторов. Под социально-психологической адаптацией понимается состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно включается в ведущую деятельность, удовлетворяет собственные социальные потребности, соответствует ролевым ожиданиям со стороны группы [1, с. 44].

Среди факторов, оказывающих влияние на адаптацию студентов к обучению в вузе, называют мотивацию учебно-профессиональной деятельности. Следует также отметить, что для более успешного прохождения адаптации студентов имеют значение такие механизмы социальной перцепции, как идентификация, эмпатия, аттракция, социальная рефлексия и др. В психологии социальная перцепция опре-

деляется как «восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и др.» [5, с. 17]. Как пишет В.С. Фомиченко, «в процессе межличностного восприятия и понимания человека человеком формируется определенный набор установок, обобщений, а также эталонов, позволяющий в процессе взаимодействия с другими людьми относить их к определенной категории» [5, с. 17].

В студенческой группе на начальном этапе обучения в вузе в основе межличностного взаимодействия лежит восприятие и понимание психологических особенностей друг друга, включая особенности темперамента и характера, представленные в образе «Я-зеркальное». Понятие «Я-зеркальное» впервые использовал американский социолог и социальный психолог Ч. Кули. Он обратил внимание на значение обратной связи между человеком и другими людьми. Такая обратная связь содержится в феномене «Я-зеркальное», где зеркалом выступают другие люди. Через «Я-зеркальное» человек может увидеть и осознать, как его воспринимают окружа-

ющие. Можно сказать, что «зеркальное Я выполняет важную функцию самокоррекции притязаний человека и его представлений о себе» [6, с. 116]. Таким образом «Я-зеркальное» помогает скорректировать «Я-реальное», фиксируемое в самооценке человека, что в целом может способствовать успешной адаптации в новой социальной группе.

С целью выявления особенностей темперамента и образа «Я-зеркальное» студентов-первокурсников на этапе социально-психологической адаптации к обучению в вузе нами было проведено исследование в сентябре 2024 г. В нем приняли участие студенты (27 человек, из них 4 юноши и 23 девушки в возрасте от 18 до 20 лет), поступившие в Нижнетагильский государственный социально-

педагогический институт, профиль «Практическая психология и педагогика». В качестве диагностического инструментария

В исследуемой выборке студентов-психологов у 53% свойства холерического темперамента выражены в малой степени, у 35% - в средней степени. Всего у 12% выявлен холерический темперамент как доминирующий. Можно предположить, что среди студентов, поступивших на обучение по профилю «Практическая психология и педагогика», у большинства (88%) не будет трудностей с самоконтролем и саморегуляцией своего эмоционального состояния при выполнении профессиональной деятельности.

Свойства сангвинического темперамента выражены в средней степени у 47% участников опроса, ярко выражены - у 41% студентов, у 12% сангвинический темперамент является доминирующим. Особенности исследуемой выборки студентов-психологов проявляются в выра-

были отобраны две методики: тест «Формула темперамента» (А. Белов) и тест «Каким вы кажетесь окружающим и Каковы вы на самом деле?» [7]. Для обработки эмпирических данных были использованы таблицы сопряженности, так как переменные измерены в качественных шкалах (порядковой и номинальной). В тесте А. Белова процентное выражение свойств разных типов темперамента было переведено в порядковую шкалу с указанием уровней выраженности темперамента от 1 (не выражены свойства темперамента) до 5 (доминирующий тип темперамента). По второму тесту 8 типов образа «Я-зеркальное» измерены в номинальной шкале.

В таблице представлены обобщенные данные о результатах тестирования студентов по методике А. Белова «Формула темперамента».

женности свойств сангвинического темперамента у всех 100% участников опроса. Можно предположить, что уравновешенность и подвижность нервных процессов помогут будущим психологам легко адаптироваться к новым условиям обучения в вузе и будущей профессиональной деятельности, проявлять гибкость мышления, сохранять положительное эмоциональное состояние и свое психическое здоровье.

Распределение студентов с флегматическим темпераментом таково: у 12% свойства флегматического темперамента не выражены, у 12% они выражены в малой степени, у 34% - выражены средне, у 24% - ярко, у 18% флегматический темперамент является доминирующим. Итак, у 42% студентов свойства флегматического темперамента выражены ярко или доминируют в структуре темперамента. Можно

Таблица. Распределение студентов по степени выраженности свойств темперамента

Типы темперамента Количество человек с разными свойствами темперамента (%)

не выражены выражены в малой степени выражены в средней степени выражены ярко доминирующий тип

Холерический 0% 53% 35% 0% 12%

Сангвинический 0% 0% 47% 41% 12%

Флегматический 12% 12% 34% 24% 18%

Меланхолический 6% 58% 12% 12% 12%

предположить, что эмоциональная устойчивость, спокойствие, взвешенность и рассудительность помогут студентам в процессе социально-психологической адаптации в вузе, будут очень важны в будущей работе психолога.

Свойства меланхолического темперамента у 64% опрошенных студентов не выражены или выражены в малой степени (соответственно 6% и 58%). Можно сказать, что большей части опрошенных не свойственна эмоциональная неуравновешенность с выраженным чувством тревоги. Примерно у четверти участников опроса (24%) свойства меланхолического темперамента выражены ярко или являются доминирующими (соответственно по 12%). Можно предположить, что их сильными сторонами, как будущих психологов, станет эмпатия, желание выслушать клиента, стремление помочь ему в решении жизненных вопросов. В то же время, студентам с меланхолическим темпераментом труднее регулировать свое эмоциональное состояние, следовательно, им самим нужно развивать у себя навыки саморегуляции, стрессоустойчивости, уверенности в себе.

Результаты диагностики образа «Я-зеркальное» показали, что наиболее часто у студентов с разными типами темперамента диагностирован образ, соответствующий аббревиатуре теста «АБО» (53%): «Вы очень нравитесь окружающим. Вы общительны, серьезны, уважаете мнение других, никогда не оставляете друзей в трудную минуту. Но (к сведению окружа-

С помощью таблиц сопряженности мы выявили количество студентов, у которых образ «Я-зеркальное» «АБО» взаимосвязан с разной степенью выраженности свойств четырех типов темперамента. Можно констатировать, что среди студентов-первокурсников «больше всего нравятся окружающим» те, у кого:

1) холерический темперамент выражен в малой (35%) или в средней степени (12%);

2) сангвинический темперамент выражен в средней степени (41%) или ярко выражен (12%);

3) флегматический темперамент является доминирующим (18%), ярко выражен (12%) или выражен в средней степени (12%);

4) меланхолический темперамент выражен в малой степени (24%), средне (12%) или ярко выражен (12%).

Таким образом, в процессе социально-психологической адаптации на формирование образа «Я-зеркальное» студентов-первокурсников оказывает влияние тип темперамента одногруппников. Особенность этого влияния заключается в степени выраженности свойств темперамента. Более привлекательными являются те од-ногруппники, у кого свойства холерического и меланхолического темперамента выражены в малой степени (35% и 24% соответственно); сангвинический темперамент выражен в средней степени (41%), флегматический темперамент является доминирующим или выражен ярко (18% и 12% соответственно).

ющих) вашу дружбу заслужить нелегко».

Библиографический список

1. Анонова С.И. О социально-психологической адаптации обучающихся в вузе // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2015. - №5. - С. 43-48.

2. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. - СПб.: Речь, 2006. - 364 с.

3. Селезнева Н.А. К вопросу о социально-психологической адаптации студентов к условиям учебной работы в вузе // Ученые записки Казан. гос. акад. вет. мед. им. Н.Э. Баумана. - 2010. - Т. 202. - С. 331-336.

4. Чернышева О. В. Особенности социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2012. -№ 4. - С. 261-264.

5. Фомиченко А. С. Особенности социальной перцепции // Вестник ОГУ. - 2017. -№ 2 (202). - С. 17-20.

6. Синчурина М.Г. Структура Я-концепции: интеграция научных представлений // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №2. - С. 115-119.

7. Тест «Каким вы кажетесь окружающим и Каковы вы на самом деле?» // Бизнес Энциклопедия. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://patlah.ru/biznes/biz-07/mlm-ychebnik7mlm-ychebnik-05.htm (дата обращения: 08.09.2024).

FEATURES OF THE IMAGE OF THE "MIRROR SELF" OF PSYCHOLOGY STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF TEMPERAMENT

M.A. Partsina, Lecturer

I.V. Meshkova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute (branch) of the Russian State Professional Pedagogical University (Russia, Nizhny Tagil)

Abstract. The article discusses the problem of forming the image of the "Mirror Self in first-year university students depending on the type of temperament. It is noted that in a student group at the initial stage of study at a university, the basis of interpersonal interaction is the perception and understanding of each other's psychological characteristics, in particular, temperament and character, presented in the image of the "Mirror Self. The authors come to the conclusion that the peculiarity of the influence of temperament on the image of the "Mirror Self lies in the degree of expression of the properties of temperament. More attractive are students whose properties of choleric and melancholic temperament are expressed to a small degree; sanguine temperament is expressed to an average degree; phlegmatic temperament is dominant or expressed brightly.

Keywords: image of the "mirror self, types of temperament, social perception, socio-psychological adaptation of first-year students to studying at a university, psychology students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.