Научная статья на тему 'Особенности обеспечения права военнослужащих на свободу совести'

Особенности обеспечения права военнослужащих на свободу совести Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
862
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА СОВЕСТИ / ИНСТИТУТ КАПЕЛЛАНОВ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / КОНФРОНТАЦИЯ РЕЛИГИЙ / СОВЕТ МУФТИЕВ РОССИИ / FREEDOM OF CONSCIENCE / CHAPLAIN INSTITUTION / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / RELIGION CONFRONTATION / COUNCIL OF MUFTIS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколова П. В.

В статье рассматриваются вопросы обеспечения прав военнослужащих на свободу совести. Отмечается, что ограничения права на свободу совести, установленные для военнослужащих Федеральным законом «О статусе военнослужащих», вытекают не из особенностей военной службы, а обусловлены необходимостью соблюдения трудовой, служебной, технологической дисциплины в любом виде человеческой деятельности. Рассматривается проблема введения в Вооруженных Силах страны института капелланов (полковых священников). Показано, что введение института полковых священников в Вооруженных Силах противоречит Конституции РФ, способствует необоснованному ограничению прав военнослужащих неправославных конфессий и придерживающихся атеистического мировоззрения, и создает предпосылки для раскола армии по конфессиональному признаку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ENSURING OF MILIOTARY MENS RIGHT TO FREEDOM OF CONSCIENCE

This paper considers the issues of ensuring of military mens right to freedom of conscience. It is note that the limitations of the right to freedom of conscience, which have been established by the federal law «On status of military men», do not follow from features of military service, but are caused the necessity to maintain labour, service, and process disciplines within any of the humans activity. The problem of introduction the chaplain (regimental priest) institution into the Armed Forces of the country is considered. It is proved that introduction the regimentalpriest institution into the Armed Forces contradicts the constitution of the Russian Federation and will be to promote the unfounded limitation of the rights of those military men who either are not orthodox or take the atheistic world outlook. In addition, this will create the prerequisites for the confessional-based split within the army.

Текст научной работы на тему «Особенности обеспечения права военнослужащих на свободу совести»

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

НА СВОБОДУ СОВЕСТИ

П. В. СОКОЛОВА

В статье рассматриваются вопросы обеспечения прав военнослужащих на свободу совести. Отмечается, что ограничения права на свободу совести, установленные для военнослужащих Федеральным законом «О статусе военнослужащих», вытекают не из особенностей военной службы, а обусловлены необходимостью соблюдения трудовой, служебной, технологической дисциплины в любом виде человеческой деятельности. Рассматривается проблема введения в Вооруженных Силах страны института капелланов (полковых священников). Показано, что введение института полковых священников в Вооруженных Силах противоречит Конституции РФ, способствует необоснованному ограничению прав военнослужащих неправославных конфессий и придерживающихся атеистического мировоззрения, и создает предпосылки для раскола армии по конфессиональному признаку.

Ключевые слова: свобода совести; институт капелланов; русская православная церковь; конфронтация религий; совет муфтиев России.

Российское законодательство обеспечивает военнослужащим реализацию конституционного права на свободу совести. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [10] военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица. Оговорка законодателя «в свободное от военной службы время» рассматривается некоторыми авторами как специфическое ограничение данного права, характеризующее правовой статус именно военнослужащих, в отличие от правового статуса гражданских лиц [3]. Однако и гражданские лица могут реализовывать свои религиозные потребности только во внерабочее время. Согласно ст. 91 ТК РФ[10] рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Участие в богослужениях и т. п. в трудовые обязанности работника1 не вхо-

1 Труд священнослужителей трудовым законодательством не регламентируется, он регулируется внутренними установлениями религиозной организации. В учреждениях Русской Православной Церкви трудовые договоры со священнослужителями не заключаются, но учет их службы, как трудового стажа, и получаемой оплаты документируется.

дит2, и если работник участвует в религиозных церемониях за счет рабочего времени, это следует рассматривать как нарушение трудовой дисциплины со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Таким образом, следует признать, что ограничения права на свободу совести, установленные для военнослужащих п. 1 ст. 8 ФЗ «О статусе военнослужащих», вытекают не из особенностей военной службы, а обусловлены необходимостью соблюдения трудовой, служебной, технологической дисциплины в любом виде человеческой деятельности.

Ограничение этого конституционного права в отношении военнослужащих направлено на укрепление боеспособности Вооруженных Сил и эффективное выполнение стоящих перед ними задач в области обороны страны и укрепление безопасности государства. Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии. Закон запрещает создание религиозных объединений в воинской части, а религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих только за счет их собственных средств с разрешения командира

2 По трудовому договору работника с религиозной организацией преимущественно выполняется работа, которая ничем не отличается по своему содержанию от такой же работы в других организациях.

(ст. 8 ФЗ «О статусе военнослужащих»). Этот запрет корреспондирует запрету на создание структурных подразделений политических партий в Вооруженных Силах РФ [8] и имеет целью недопущение возникновения в войсках конфессиональной конфронтации, что могло бы пагубно сказаться на их боеспособности.

В связи с этим следует резко возразить против введения в Вооруженных Силах страны института капелланов (полковых священников). Эту идею активно поддерживает РПЦ, стремящаяся усилить свое влияние на армию через расширения института полковых священников. В 2006 г. Священный синод Русской православной церкви принял заявление в поддержку восстановления в России института военного духовенства [12] Государственная власть делает уступки РПЦ в этом вопросе. Так, в 2006 г. Главной военной прокуратуре был подготовлен проект закона «О военных священниках», в котором признавалась «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры»[12]. Проектом предусматривался запрет командованию воинской части вмешиваться в деятельность военных священников, связанную с богослужением, а также выполнением религиозных обрядов и церемоний. Правда, этот проект так и не был принят.

Ст. 14 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Исходя из этого конституционного положения ФЗ «О статусе военнослужащих» и ввел отмеченные ограничения прав военнослужащих на создание религиозных объединений. Наличие в Вооруженных Силах РФ полковых священников во-первых, будет означать отказ от принципов светского государства вопреки Конституции РФ и в нарушение норм ФЗ «О статусе военнослужащих», во-вторых, учитывая, что обязанности полковых священников будут исполнять представители Российской православной церкви, введение института капелланов придаст государственный характер православию, которое, таким образом, будет фактически навязываться военнослужащим. Кроме того, разрешение православным священникам служить в армии будет способствовать политизации деятельности РПЦ, так как армия - важнейший инструмент политики и тот, кто ее контролирует, тот и определяет политику, а институт полковых священников служит одной из форм контроля церкви над армейской жизнью.

Не случайно Совета муфтиев России выступил с заявлением о нецелесообразности введения

института военных священников: «Воспитательная работа в таком государственном институте, как армия, должна оставаться внерелигиозной, при равноудаленности всех традиционных конфессий» [6]. По мнению Совета муфтиев России, подобная практика будет нарушением положений Конституции и законов, которые касаются равенства религий перед лицом государства. Религиозные же потребности солдат и офицеров священники могут удовлетворять и не будучи военнослужащими, а на штатных «военных священников» будут наложены не свойственные им функции и полномочия [4]. Лидер нижегородских мусульман Умар-хазрат Идрисов прямо оценил намерения по введению в армии института капелланов как «стремление РПЦ захватить духовную и политическую власть в стране» [1].

Аргументация сторонников введения института полковых священников в Вооруженных Силах, что полковые священники будут поддерживать и укреплять дух солдат и офицеров и помогут в борьбе с дедовщиной [9], опровергается практикой. Так, по признанию самих сторонников института капелланов, в одной из воинских частей, куда в соответствии с соглашением между РПЦ и Генштабом, направляли служить только верующих (очевидно, православных христиан), «с дедовщиной бились долго и упорно» и «покончили гораздо позже, чем это принято считать» [2].

Протест против введения института полковых священников выразили также некоторые раввины, пасторы, ламы и сектанты [4]. Так, Алексей Ряб-цев, бывший председатель Рогожской старообрядческой общины Москвы, возражая против введения в армии института полковых священников, задает вопрос: «Определенная конфессия займется государственными вопросами. А что делать остальным, которые к господствующему вероисповеданию не относятся?», и полагает, что полковой священник не получит реального авторитета в армии [13].

Не поддерживают идею введения в армии института полковых священников и некоторые военачальники. Ю.Н. Балуевский, будучи начальником Генштаба России, выступил против института полковых священников, заявив, что «ставку делать надо на повышение уровня подготовленности сержантов и командиров взводов» [7].

Однако эти возражения не были приняты во внимание. В соответствии с директивой начальника Генштаба с 1 декабря 2009 г. в штат воинских частей введена должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими, на которую будут назначаться священно-

служители в качестве гражданского персонала. В феврале 2010 г. Министр обороны РФ утвердил положение о функциональных обязанностях помощников командиров частей по работе с верующими военнослужащими в Вооруженных силах РФ. Заметим, что данное положение было разработано Главным управления воспитательной работы Вооруженных совместно с синодальным Отделом Московского патриархата [5], т. е. представители иных конфессий были отстранены от полготовки этого нормативного правового акта.

Полагаем, что введение института полковых священников в Вооруженных Силах будет способствовать необоснованному ограничению прав военнослужащих неправославных конфессий и придерживающихся атеистического мировоззрения и при этом не только не решит возлагаемых на него задач, но создаст предпосылки для раскола армии по конфессиональному признаку.

Литература

1. Введение института полковых священников вызвало протест у мусульман. URL: http://www.nr2.ru

2. Дорога к храму. URL: http://www.swlords.ru

3. Корякин В. М. Введение в теорию военного права: монограф. // Российский военно-правовой сборник № 9: Военное право в XXI в. Сер.: Право в Вооруженных Силах - консультант. За права военнослужащих. 2007. С. 11-118.

4. Кому мешают полковые священники? URL: http://www.klikovo.ru

5. Министр обороны утвердил положение о военных священниках. иЯЬ: http://www.religare.ru

6. Мясников В., Юдина П. Священники в погонах и с мобильными телефонами. иЯЬ: http://nvo.ng.ru

7. Национальная безопасность: какие кадры решают все? URL: http://www.iamik.ru

8. О политических партиях: федер. закон от

11.07.2001 г. № 95-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 29. Ст. 2950.

9. Священник должен быть везде. URL: http:// www.pobeda.ru

10. Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 22. Ст. 2331.

11. Трудовой кодекс Российской Федерации от

30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

12. URL: http://www.portal-credo.ru

13. URL: http://www.starover.religare.ru

* * *

FEATURES OF ENSURING OF MILIOTARY MEN’S RIGHT TO FREEDOM OF CONSCIENCE

P. V. Sokolova

This paper considers the issues of ensuring of military men’s right to freedom of conscience. It is note that the limitations of the right to freedom of conscience, which have been established by the federal law «On status of military men», do not follow from features of military service, but are caused the necessity to maintain labour, service, and process disciplines within any of the human’s activity. The problem of introduction the chaplain (regimental priest) institution into the Armed Forces of the country is considered. It is proved that introduction the regi-mental-priest institution into the Armed Forces contradicts the constitution of the Russian Federation and will be to promote the unfounded limitation of the rights of those military men who either are not orthodox or take the atheistic world outlook. In addition, this will create the prerequisites for the confessional-based split within the army.

Key words: freedom of conscience, chaplain institution, Russian Orthodox Church, religion confrontation, council of muftis of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.