людей рама окна открывается и фиксируется, после чего выдвигается лестница, которая достает до следующего окна, расположенного этажом ниже. Если нет пожара в нижерасположенном помещении, то люди спускаются в это помещение. Если в нижерасположенном помещении очаг пожара, то на том же этаже открывается рама, выдвигается лестница, и люди спускаются в безопасную зону.
Список использованной литературы
1. Specautoproekt @ mail. ru/product/913, 2013г.
2. Шкроб Ю. Спасение из горящей высотки.// Изобретатель и рационализатор № 3,-2013 г.
ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
М. В. Источкина Д. В. Беломутенко, к. т. н, доцент С. В. Беломутенко, к. т. н.
Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград
Обеспечение снижения количества чрезвычайных ситуаций и повышение уровня безопасности населения и защиты критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, создание в стране необходимых условий для устойчивого развития государства путем координации совместных усилий и финансовых средств федерального центра и субъектов РФ является существенной проблемой в условиях сохранения угроз техногенного и природного характера.
Систематические исследования и развитие методов количественного прогнозирования поведения и движения людей имеют более чем полувековую историю. Одним из основных направлений заключается в исследовании «нормального» движения людей в безопасных условиях с учетом влияния опасных факторов, которые могут возникать при пожаре.
В целях подготовки персонала объектов сферы науки и образования к действиям в условиях возникновения пожаров необходима разработка методических рекомендаций, основанных на объединении различных типов и видов эвакуации, к проведению тренировок, максимально приближенных к возможным реальным ситуациям, к приобретению устойчивых навыков, необходимых для принятия быстрых и четких решений и выполнения действий, необходимых для предупреждения опасных последствий, которые могут иметь место при возникновении пожаров.
Основными задачами проведения тренировок с персоналом объектов сферы науки и образования являются:
- обучение персонала умению определять начальное событие;
- проверка готовности персонала к эвакуации и проведению работ по тушению пожара;
- поддержание на требуемом уровне профессиональной и психофизиологической подготовленности персонала, необходимой для осуществления успешных действий по устранению нарушений в работе, связанных с пожарами, а также по эвакуации людей, предотвращению развития пожара, его локализации и ликвидации;
- обучение навыкам и правилам пользования индивидуальными средствами защиты;
- обучение порядку и правилам взаимодействия персонала объекта с по-жарно-спасательными подразделениями и медицинским персоналом;
- выработка у руководящего состава персонала навыков и способности самостоятельно и быстро ориентироваться в ситуации при возникновении пожара, определять решающее направление действий и принимать адекватные сложившейся обстановке меры по предупреждению или ликвидации пожара;
- отработка организации немедленного вызова подразделений ГПС и последующих действий при срабатывании установок автоматической противопожарной защиты, обнаружении задымления или пожара.
- обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей;
- проверка знаний персоналом мест расположения первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов, систем пожарной сигнализации и пожаротушения, способов введения их в действие;
- проверка умения руководящего состава соответствующих структурных подразделений четко координировать действия персонала по организации тушения пожара до прибытия подразделения ГПС и эвакуации людей из зоны пожарной опасности.
На руководителей объектов сферы науки и образования или ответственных за пожарную безопасность на соответствующем объекте возлагается руководство организацией и проведением тренировок.
Одной из составных частей подготовки персонала на объектах сферы науки и образования является практическая отработка планов эвакуации, которые являются основной формой контроля подготовленности личного состава к тушению пожаров и оперативной эвакуации в безопасную зону.
Во время тренировок у персонала вырабатываются навыки быстро находить правильные решения в условиях пожара, коллективно и комплексно проводить эвакуацию, работу по его тушению, правильно применять средства пожаротушения.
На каждом объекте в рамках плана-графика работы с персоналом составляется график проведения противопожарных тренировок, утвержденный руководителем соответствующего объекта. План-график необходимо разрабатывать совместно с руководителями структурных подразделений. На основе этого плана каждое структурное подразделение составляет свой план-график работы с персоналом.
Эффективность противопожарных тренировок зависит от правильности их подготовки и организации проведения, от качества аналитической проработки действий личного состава во время тренировки и оценки адекватности принятых решений во время тренировок после их завершения, а так же от результатов, достигнутых при инструктажах, проводимых в рамках общей программы противопожарной подготовки персонала.
Противопожарные тренировки подразделяются на объектовые, тренировки структурных подразделений, совместные с подразделениями ГПС и индивидуальные.
Объектовой противопожарной тренировкой следует считать тренировку, темой которой является нарушение по причине пожара режима работы объекта в целом и в ней задействован персонал всего объекта. Тренировкой структурного подразделения следует считать тренировку, темой которой является нарушение режима работы одного структурного подразделения и в которой требуется участие персонала только этого подразделения.
В совместных тренировках участвуют персонал объекта и подразделения ГПС. Совместные тренировки позволяют отработать взаимодействие и персонала объекта и подразделений ГПС.
Индивидуальные тренировки проводятся для вновь принятого персонала после прохождения инструктажа на рабочем месте, для персонала, который по какой-либо причине не участвовал в плановой тренировке (отпуск, болезнь и т. п.)
Тренировка по эвакуации назначается приказом руководителя объекта о подготовке тренировки, в котором отражается цель, дата и время, руководитель тренировки, начальник штаба тренировки. Начальником штаба тренировки разрабатывается план проведения тренировки, в котором отражается тема тренировки, её цели, состав участников и календарный план подготовки и проведения. В календарном плане отражаются этапы подготовки и проведения тренировки, задачи штабу, персоналу, посредникам и участникам с указанием мест проведения, времени и ответственных исполнителей. Порядок (этапы) проведения тренировки могут быть определены как календарным планом, так и отдельным документом, утверждённым руководителем тренировки.
Разбор тренировки производится для оценки правильности действий при эвакуации людей и ликвидации пожара, предусмотренных темой тренировки, а также для выработки мероприятий, способствующих повышению уровня пожарной безопасности объекта и повышающих уровень безопасности личного состава на объектах.
Соответственно, в ходе учений необходимо разобрать два распространенных варианта развития пожара: когда из здания при пожаре еще можно выйти, и когда эвакуация обычным путем уже невозможна и необходимо использование средств экстренной эвакуации.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Правила противопожарного режима в РФ.
3. Кошмаров Ю. А. Прогнозирование опасных факторов пожара в помещении. Учебное пособие. М.: Академия ГПС МВД России, 2000,118 с.
4. Предтеченский В. М., Милинский А. И. Проектирование зданий с учетом организации движения людских потоков. М.: Стройиздат, 1979 г.
ОЦЕНКА ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА КАПЕЛЬ ОГНЕТУШАЩИХ ГЕЛЕОБРАЗУЮЩИХ СИСТЕМ
А. А. Киреев, к. х. н., доцент А. Я. Шаршанов, к. ф-м. н., доцент К. В. Жерноклёв, к. х. н., доцент Национальный университет гражданской защиты Украины, г. Харьков
Существенным недостатком жидкостных огнетушащих веществ являются большие потери их за счёт стекания при обработке вертикальных и наклонных поверхностей. В большинстве случаев при подаче воды компактными струями потери основного огнетушащего вещества - воды превышают 90 %. При подаче воды в распыленном состоянии потери за счёт стекания существенно уменьшаются, однако увеличиваются потери за счёт уноса мелких капель восходящими конвективными потоками.
Еще одним недостатком жидкостных огнетушащих веществ является низкий теплосъём с нагретых поверхностей за счёт эффекта плёночного кипения. А именно охлаждение твёрдых горящих поверхностей является необходимым условием прекращения горения твёрдых горючих материалов (ТГМ) [1].
Ранее для повышения эффективности пожаротушения и оперативной огнезащиты были предложены огнетушащие и огнезащитные гелеобразующие системы (ГОС) [2-3]. Они представляют собой два раздельно хранимых и раздельно-одновременно подаваемых состава. Первый состав представляет собой раствор гелеобразующего компонента. Второй состав - раствор катализатора геле-образования. При одновременной подаче двух растворов они смешиваются на горящих или защищаемых поверхностях. Между компонентами растворов происходит взаимодействие, приводящее к образованию стойкого геля. Гель образует на поверхности нетекучий огнезащитный слой, который надёжно удерживается на вертикальных и наклонных поверхностях.
Преимущество ГОС перед водой заключается в существенном уменьшении потерь огнетушащего вещества за счет отсутствия стекания с наклонных и вертикальных поверхностей. Это позволяет не только уменьшить расход огнетушащих веществ, но и уменьшить убытки от залива низлежащих этажей.
Одно из условий успешного использования ГОС является подача его компонентов в распыленном виде. Максимальный диаметр капель компонентов ГОС не должен превышать 1,5 мм. Увеличение размера капель сверх этой величины ухудшает условия смешения компонентов, что приводит к частичному стеканию непрореагировавших жидкостей [4-5]. С другой стороны, малый раз-