Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В ПОСЛЕДНИЙ ГОД СУЩЕСТВОВАНИЯ СССР (НА ПРИМЕРЕ УВД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)'

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В ПОСЛЕДНИЙ ГОД СУЩЕСТВОВАНИЯ СССР (НА ПРИМЕРЕ УВД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
12
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МВД РСФСР / УВД Хабаровского края / милиция / уголовный розыск / следствие / организационно-штатные мероприятия / социально-психологическая работа / нарушения служебной дисциплины / социальные протесты / преступность / борьба с наркоманией / The Ministry of Internal Affairs of the RSFSR / the Department of Internal Affairs of the Khabarovsk Territory / police / criminal investigation / investigation / organizational and staff measures / socio-psychological work / violations of official discipline / social protests / crime / the fight against drug addiction

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дорохов Вячеслав Жоржович, Полищук Елена Вячеславовна

Статья посвящена исследованию особенностей организации и содержания деятельности территориальных органов внутренних дел МВД РСФСР в сложнейший период социально-экономического и политического кризиса советского государства, сопровождавшегося резким ухудшением криминальной обстановки и ростом протестных настроений населения. На основе анализа деятельности УВД Хабаровского края, сделан вывод, о том, что органы правопорядка советского типа, их кадровая составляющая, обладали серьезным запасом прочности, что, в сочетании с высокопрофессиональным составом руководства УВД, позволило не только удержать ситуацию с преступностью в регионе под контролем, но и заложить основу для дальнейшего развития и укрепления территориальных органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дорохов Вячеслав Жоржович, Полищук Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ENSURING PUBLIC ORDER IN THE LAST YEAR OF THE USSR'S EXISTENCE (USING THE EXAMPLE OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS OF THE KHABAROVSK TERRITORY)

The article is devoted to the study of the peculiarities of the organization and content of the activities of the territorial bodies of internal affairs of the Ministry of Internal Affairs of the RSFSR in the most difficult period of the socio-economic and political crisis of the Soviet state accompanied by a sharp deterioration of the criminal situation and an increase in protest moods of the population. Based on the analysis of the activities the Department of Internal Affairs of the Khabarovsk Territory, it was concluded that the Soviet-type law enforcement agencies, their personnel component, had a serious margin of safety, which, combined with the highly professional staff of the Department of Internal Affairs management, allowed not only to keep the crime situation in the region under control, but also to lay the foundation for further development and strengthening local internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В ПОСЛЕДНИЙ ГОД СУЩЕСТВОВАНИЯ СССР (НА ПРИМЕРЕ УВД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)»

Таким образом, отвечая на главный вопрос, - был ли Барцель реформатором, можно с полной уверенностью сказать - да. Мало того, вывод о том, что Барцель был «скорее реформатором шестидесятых, а не семидесятых», несостоятелен, по крайней мере в отношении его идей по программной и структурной реорганизации партии и ее реформированию.

Отвечая на вопрос о главных достижениях Барцеля, следует отметить, что основной его задачей было избавление партии от «духа Аденауэра», при котором все вопросы решались в узком кругу приближённых лиц, даже не являвшихся членами партии. При Барцеле акценты в работе были сделаны на вопросах приема и вовлечения новых членов, а также на программы обучения и подготовки штатных сотрудников. Особо следует отметить организацию комиссии по работе со СМИ, выполнявшей агитационную функцию и добившейся улучшения представительства партии во всех социальных слоях за счет централизованного, скоординированного и современного освещения работы партии. Также при Барцеле была налажена партийная работа через регулярный обмен мнениями между руководством партии и рядовыми членами. Всё это привело к тому что региональные отделения были вовлечены в партийную работу, одной стороны, принимая непосредственное участие и получая помощь из центра при проведении мероприятий общегосударственного масштаба - с другой.

Что же касается недостатков организаторских идей Барцеля, то основной проблемой было то, что его мысли исходили от него самого и не обсуждались даже среди ближайшего окружения. Попытки использовать инициативу рядовых членов партии, так и не были реализованы по причине его ухода в отставку. С другой стороны, Барцель не смог наладить отношения в среде высшего руководства партии и, главным образом, с Гельмутом Колем. Если бы будущий канцлер входил в ближайшее окружение Барцеля, то считался бы после 1973 года продолжателем идей Райнера. В противовес этому председатель ХДС вынужден был сделать ставку на второстепенных деятелей партии, фактически находясь в оппозиции внутри христианских-демократов.

Однако не стоит упрекать Барцеля в недооценке ситуации. За двадцать месяцев нахождения на посту председателя ХДС, он смог сделать больше, чем кто-либо в подобной ситуации.

Литература и источники

1. Der Mann zwischen Adenauer und Kohl. // Frankfurter Allgemeine Zeitung, vom 26.08.2006.

2. Gross J. Die Schwäche Rainer Barzeis // Publik. 17.07.1970.

3. MajonicaE. Das politische Tagebuch 1958-1972. (Forschungen und Quellen zur Zeitgeschichte 55). - Düsseldorf: Droste, 2011.

4. Bösch F. Macht und Machtverlust. Die Geschichte der CDU. - Stuttgart: Deutsche Verlags-Anstalt, 2001.

5. Zeitzeugengespräch mit Konrad Kraske am 4. Oktober 2013 in Freiburg/Breisgau.

6. Vgl. 19. Bundesparteitag der CDU, 4./5. Oktober 1971 in Saarbrücken. - Bonn: Union Betriebs GmbH, 1971.

7. Schwarz H.-P. Die Fraktion als Machtfaktor. CDU/CSU im Deutschen Bundestag 1949 bis heute. - München: Pantheon Verlag, 2009.

8. Kleinmann H-O. Geschichte der CDU. - Stuttgart: DVA, 1993.

9. Barzel nennt Lage .besorgniserregend' // Welt am Sonntag. 5.09.1971.

10. WeizsäckerR. Vier Zeiten. Erinnerungen. - München: Siedler Verlag, 2010.

11. KohlH. Erinnerungen 1930 -1982. - München: Droemer Knaur, 2004.

12. BarzelR. Gewagtes Leben. - Stuttgart: Hohenheim Verlag, 2001.

13. Vgl. Vermerk Kraske für Barzel, 16. Juni 1972. // ACDP 07-001-22096.

14. SchwarzH-P. Helmut Kohl: Eine politische Biographie. - Stuttgart: DVA, 2012.

15. Tagebuch Konrad Kraske. 18.01.1973.

ЛЕВЧЕНКО МАКСИМ ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, Казанский инновационный университет имени В.С. Тимирясова (ИЭУП), г. Казань (minos201200@mail.ru).

LEVCHENKO, MAXIM V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Kazan Innovative University named after V.G.Timiryasov, Kazan (IEML) (minos201200@mail.ru).

УДК 94(571.62):351/354«1991» Б01: 10.24412/2308-264Х-2023-6-200-206

ДОРОХОВ В.Ж., ПОЛИЩУК Е.В. ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В ПОСЛЕДНИЙ ГОД СУЩЕСТВОВАНИЯ СССР (НА ПРИМЕРЕ УВД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)

Ключевые слова: МВД РСФСР, УВД Хабаровского края, милиция, уголовный розыск, следствие, организационно-штатные мероприятия, социально-психологическая работа, нарушения служебной дисциплины, социальные протесты, преступность, борьба с наркоманией.

Статья посвящена исследованию особенностей организации и содержания деятельности территориальных органов внутренних дел МВД РСФСР в сложнейший период социально-экономического и политического кризиса советского государства, сопровождавшегос резким ухудшением криминальной обстановки и ростом протестных настроений населения.

На основе анализа деятельности УВД Хабаровского края, сделан вывод, о том, что органы правопорядка советского типа, их кадровая составляющая, обладали серьезным запасом прочности, что, в сочетании с высокопрофессиональным составом руководства УВД, позволило не только удержать ситуацию с преступностью в регионе под контролем, но и заложить основу для дальнейшего развития и укрепления территориальных органов внутренних дел.

DOROHOV, V.G., POLISHCHUK, E.V.

FEATURES OF ENSURING PUBLIC ORDER IN THE LAST YEAR OF THE USSR'S EXISTENCE (USING THE

EXAMPLE OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS OF THE KHABAROVSK TERRITORY)

Key words: The Ministry of Internal Affairs of the RSFSR, the Department of Internal Affairs of the Khabarovsk Territory, police, criminal investigation, investigation, organizational and staff measures, socio-psychological work, violations of official discipline, social protests, crime, the fight against drug addiction.

The article is devoted to the study of the peculiarities of the organization and content of the activities of the territorial bodies of internal affairs of the Ministry of Internal Affairs of the RSFSR in the most difficult period of the socio-economic and political crisis of the Soviet state accompanied by a sharp deterioration of the criminal situation and an increase in protest moods of the population. Based on the analysis of the activities the Department of Internal Affairs of the Khabarovsk Territory, it was concluded that the Soviet-type law enforcement agencies, their personnel component, had a serious margin of safety, which, combined with the highly professional staff of the Department of Internal Affairs management, allowed not only to keep the crime situation in the region under control, but also to lay the foundation for further development and strengthening local internal affairs bodies.

Изучение истории краха крупнейшего государственного образования планеты - Советского Союза, представляет собой не столько сугубо научный интерес, сколько важную научно-практическую задачу, решение которой позволит определить ключевые социально-экономические и политические факторы и проблемы, особенности и нюансы их взаимного сочетания и взаимовлияния, способные привести к негативным последствиям для государства.

За прошедший с 1991 г. период сложилась определенная историография вопроса. Здесь и мемуары непосредственных участников и свидетелей событий (М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин и др.) [1, 2], монографические и диссертационные работы отечественных и зарубежных исследователей, исследовавших социально-экономическую [3, 4], военную [5], политическую и геополитическую [6, 7] составляющие процесса распада государства. Однако, до сих пор за рамками исследований остается множество вопросов, не нашедших еще своих исследователей. В частности, речь идет об изучении характера и особенностей обеспечения общественной безопасности, организации борьбы с преступностью в период кризиса социальной и экономической сферы, а также системы государственного управления. Существующие сегодня в научном поле работы, лишь отчасти затрагивают означенные проблемы. Они либо раскрывают частные вопросы борьбы с растущей преступностью [8-10], например, как это делает Е.В. Луков, описывая деятельность в 1990-е годы межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» [11], либо уделяют внимание обобщенному анализу правовых основ деятельности органов правопорядка СССР [12]. В этой связи, обращение к теме, заявленной в данной статье, позволит восполнить имеющийся пробел в историческом знании.

Критическая ситуация в сфере обеспечения правопорядка, сложившаяся в советском государстве на рубеже 1980-1990-х гг., являла собой закономерный итог кардинальных социально-экономических и политических преобразований, вошедших в историю под общим названием «перестройка». Разбалансирование экономики, в сочетании с непродуманной национальной политикой, одновременным ослаблением роли центральных и местных властей способствовали росту преступности, как в количественном, так и в качественном плане. За 1989-1991 гг. число зарегистрированных преступлений в СССР выросло на 20% - с 2,5 до 3 млн, а если сравнивать с доперестроечным 1984 г. то на все 50% (с 2 до 3 млн.) [13, с. 784].

Подобное развитие криминальной ситуации негативным образом сказывалось на настроениях и мироощущениях, как советских граждан, являвшихся объектом преступных посягательств, так и на состоянии самих правоохранителей, вынужденных в авральном порядке адаптироваться к новым условиям. Как отмечалось в одном из приказов УВД Хабаровского края: «сложившаяся социально-экономическая и политическая обстановка, характеризующаяся усилением криминогенности, предъявляет повышенные требования к бдительности сотрудников органов внутренних дел, постоянной готовности их действовать в экстремальных условиях» [14, д.642. л.142].

Бдительность и готовность сотрудников во многом были связаны с их психологическим состоянием, с готовностью с риском для жизни противостоять преступным посягательствам. МВД

Российской Федерации, отмечая деморализующее влияние на сотрудников сложившейся в стране обстановки, в феврале 1991 г. издало специальный приказ №14, предусматривавший проведение ряда мер по их медико-психологической реабилитации. И переживать, было за, что. За последний год существования Советского Союза 185 сотрудников МВД РФ совершили самоубийства, в 82 случаях используя для этого свое табельное оружие. При этом, как отмечалось в ведомственных документах, органы внутренних дел зачастую теряли «зрелых в профессиональном отношении сотрудников» [14, д.643. л.133].

И это была лишь вершина айсберга. На местах, особенно в удаленных от центра регионах, в территориальных органах правопорядка множились нарушения дисциплины. Так, например, в УВД Хабаровского края за 1991 г. привлекли к дисциплинарной ответственности 1616 сотрудников. При этом в 13% случаев нарушения были связаны с пьянством. Халатное отношение к исполнению обязанностей, недисциплинированность и безответственность отдельных милиционеров привели к утрате 3 табельных пистолетов «Макарова». [14, д.643. л.л.133-134] Ряд сотрудников в поисках заработка становились на преступный путь. В преамбуле одного из приказов, посвященного данной проблеме начальник УВД Хабаровского края генерал-майор милиции В.А. Баланев перечислил практически весь спектр имевших место правонарушений: «Не изжиты факты укрытия преступления от учета и рукоприкладства... Увеличилось число совершенных (сотрудниками)... фактов взяточничества, краж государственного и личного имущества, дорожно-транспортных происшествий, а также преступлений, связанных с халатным обращением с оружием. Сотрудниками совершен ряд тяжких преступлений, ранее не отмечавшихся - умышленное убийство, вымогательство, мошенничество, хранение и потребление наркотиков» [14, д.627. л.355].

И это были не громкие фразы. Всё это подкреплялось реальными примерами. Так, в частности, участковый милиционер города Комсомольска-на-Амуре был задержан в поезде с 5 кг дикорастущей конопли, которую он вез в село Лазарево Ленинского района Еврейской автономной области [14, д.627. л.10.]. Имели место и факты сращивания с криминалом. В результате проведенных оперативных мероприятий выяснилось, что в январе 1991 г. старшина внутренней службы следственного изолятора передал освободившемуся из СИЗО-1 УВД Хабаровского края, ранее судимому гражданину, свое служебное удостоверение, которое тот использовал для совершения кражи автомобиля [14, д.629. л.52.]

Однако следует отметить, что, несмотря на все негативные моменты, имевшиеся в деятельности органов правопорядка, всё же подавляющее большинство сотрудников краевого УВД относились к своей работе чрезвычайно добросовестно и ответственно, как в служебное, так и внеслужебное время. Так, например, в июле 1991 г. старший инспектор отдела охраны общественного порядка УВД Хабаровского края майор милиции Н.Н. Костик во время проезда в трамвае, заметил и задержал гражданина, подозреваемого в совершении кражи. В другом случае, старший лейтенант милиции В.А Пархомец, после получения от граждан сообщения о проникновении в гаражи, действуя смело и решительно, своими силами задержал одного из преступников [14, д.633. л.429]. В сентябре 1991 г. милиционер приемника-распределителя Т.Г. Глёзова, находясь вне службы, одна преследовала группу лиц, причастных к сбыту наркотических средств, и смогла задержать и доставить двоих в районный отдел внутренних дел [14, д.633. л.507].

Глядя на данные поступки с высоты XXI в., не может не вызвать уважения смелость и самоотверженность советских милиционеров, порой с риском для жизни исполнявших свой профессиональный долг. То, что риск был нередко немалый, свидетельствовал рост случаев применения сотрудниками табельного оружия. За 1991 г. милиционеры УВД Хабаровского края применяли оружие 46 раз [14, д.642. л.142]. А применять было из-за чего. В этот год в крае зарегистрировали 35 361 преступлений - на 65% больше (в абсолютных цифрах на 14 тыс.), чем в 1987 году - пункте официального начала «перестройки».

Регион ставил «рекорды» не только по отношению к своим показателям предыдущих лет, но и резко «опережал» республиканские показатели 1991 г. Если в Российской Федерации на 100 тыс. населения было совершено 1463 преступлений, то в Хабаровском крае 1910, т.е. практически на 31% больше (в 1994 г. на 57%) [15, с. 12-13].

Характерно, что в этих сложных условиях основной объем работы по расследованию уголовных дел выполняли всего 96 следователей УВД края, которые, несмотря на происходивший

на их глазах крах советского государства, смогли в 1991 г. окончить производство 9530 уголовных дел, 6197 из них направив в суд. [14, д.648. л.88]. Не меньшую нагрузку несли уголовный розыск и отделы дознания. А вот подразделения участковых инспекторов милиции, 1111С, ГАИ, охраны, как отмечалось в приказах по УВД, вносили «крайне низкий вклад в раскрытие преступлений» [14, д.631. л.52]. Так, например, в 1 квартале 1991 г. в г.Амурске, при росте уголовной преступности на 32,4% и уличной - на 33,9%, участие подразделений охраны в раскрытии преступлений сократилось в 4,6 раза [14, Д.631.Л.234].

Однако руководство УВД, невзирая на политические и экономические неурядицы, ухудшение криминальной ситуации, «рук не опускало», старалось активно маневрировать, имевшимися в наличии материальными и людскими ресурсами, сдерживая нарастающий вал преступности. Так, в феврале 1991 г. с этой целью была осуществлена корректировка штатного расписания краевого УВД, в ходе которой в структуре Управления профилактической службы было упразднено отделение ресоциализации судимых лиц и отдел по организации работы спецкомендатур, что позволило высвободить 16 штатных единиц.

Следом за этим, руководствуясь приказом МВД РСФСР от 29.12.1990 №144, за несколько месяцев до принятия нового закона «О милиции» (18.04.1991 г.), нормативно закрепившего разделение милиции на криминальную и милицию общественной безопасности, в краевом УВД была образована служба криминальной милиции. В ее состав вошли отдел уголовного розыска (ОУР), отдел борьбы с преступлениями в сфере экономики (ОБПСЭ) и экспертно-технический отдел (ЭТО). Кроме того, в непосредственное подчинение службе придали еще и оперативно-розыскное бюро (ОРБ).

С целью усиления специализации работы, в структуре ОУР, были сформированы два подотдела по борьбе с преступлениями против личности и по борьбе с имущественными преступлениями, группа по борьбе с наркоманией, а также три отделения - организационно-методическое, по борьбе с квартирными кражами, и по розыску преступников и лиц, пропавших без вести. В структуре ОБПСЭ учредили отделение анализа, зонального контроля и выработки мер борьбы с новыми видами преступлений в сфере экономики, подотдел борьбы с преступлениями на потребительском рынке и отделение борьбы со спекуляцией и преступлениями в сфере реализации товаров и услуг. ОРБ было структурировано еще интереснее. В его составе были образованы подотдел борьбы с преступностью на приоритетных направлениях, базовый подотдел специальных экспертиз и исследований полного профиля, отделение по борьбе с фальшивомонетничеством и нарушениями правил о валютных операциях и кустовое физико-химическое отделение [14, д.628. л.л.162-17].

Учитывая существенно возросшую нагрузку на следственные подразделения, В.А. Баланев своим приказом потребовал увеличить штат следствия и дознания за счет введения должностей исполняющих обязанностей следователя и дознавателя, финансируемых из средств местного бюджета [14, д.637. л.407].

Пытаясь обуздать рост преступности, в отдельных местностях Хабаровского края вносили свои новации. Так, в горотделе внутренних дел Николаевска-на-Амуре создали оперативно-следственную группу, как писали в приказе, из числа «наиболее подготовленных сотрудников», что позволило в 1 квартале 1991 г. повысить раскрываемость преступлений по линии уголовного розыска до 50%. [14, д.632. л.177].

Для обеспечения незамедлительного реагирования на сообщения о преступлениях и происшествиях, организации преследования и задержания преступников, раскрытия преступлений по «горячим следам» начальник краевого УВД своим приказом от 20.08.1991 г. разрешил дежурным частям милиции привлекать к этим мероприятиям сотрудников всех служб милиции, независимо от их ведомственной принадлежности, потребовав «невыполнение в этой части указаний дежурного расценивать как ЧП, по которым проводить служебные проверки с соответствующими выводами» [14, д.633. л.480].

Особое беспокойство органов правопорядка вызывали массовые протестные акции, особенно в крупных городах региона, сопровождавшиеся перекрытием транспортного движения, как указывали во внутренней документации, «вызванные недовольством граждан организацией торговли, нарушением энерго-водоснабжения, плохим состоянием жилого фонда». С целью пресечения и купирования подобных проявлений социального недовольства, обеспечения охраны

правопорядка приказом по УВД Хабаровского края от 12.11.1991 г. было объявлено о создании сводного отряда в количестве 100 человек (по 25 чел. от УВД, Хабаровской высшей школы МВД РСФСР, в/ч № 5473 и Учебного центра УВД) во главе с заместителем начальника краевого управления полковником милиции В.И. Кузенко [14, д.636. л.л.323-324].

В условиях крушения прежней социально-экономической модели одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел становилась борьба с наркоманией. На Дальнем Востоке это вылилось в борьбу с незаконной заготовкой, перевозкой и переработкой дикорастущей конопли с целью изготовления и последующего распространения наркотических средств. Для выявления и перекрытия каналов распространения наркотиков, изобличения лиц причастных к их изготовлению, краевое УВД своими силами на протяжении 1991 г. проводило операцию «Конопля-91», благодаря чему удалось изъять из незаконного оборота 1100 кг наркотических средств и на 32,7% увеличить количество выявленных преступлений, связанных с наркоманией [14, д.637. л.289].

Руководство УВД старалось привлекать к этой работе и гражданские организации. Так, например, в июле 1991 г. по согласованию с Союзом агропромышленных формирований Хабаровского края и Хабаровского управления лесного хозяйства было принято решение о создании краевого штаба для организации работ по уничтожению очагов дикорастущей маньчжурской конопли, а на местах - аналогичных районных штабов. Планировалось совместными усилиями ежегодно с 1 июня по 1 октября проводить обследование и уничтожение очагов конопли. В это же время, территориальные органы внутренних дел должны были выставлять специальные посты и патрульные группы с целью недопущения заготовки и вывоза конопли [14, д.633. л.146].

Исходя из необходимости дальнейшего совершенствования организаторской работы УВД, повышения ее влияния на деятельность органов и подразделений по выполнению задач борьбы с преступностью и обеспечению общественной безопасности 5 сентября 1991 г. генерал-майор милиции В.А. Баланев утвердил новую инструкцию об организации управленческой деятельности в аппарате УВД Хабаровского крайисполкома (прежняя действовала с 1982 г.). Инструкция определяла режим работы управления, систему планирования, виды планов и организацию контроля их выполнения, порядок планирования и организации выезда в служебные командировки, подготовки и проведения коллегий и т.д. [14, д.634. л.418].

Вопрос о необходимости совершенствования работы, постоянно стоял в повестке дня. Так, например, именно с этой целью (усилить контроль за деятельностью территориальных подразделений), весь Хабаровский край был поделен на 5 зон (Хабаровская, Комсомольская, Южная, Северная, Приморская), за каждой из которых закрепили ответственных и кураторов от руководства УВД [14, д.637. л.155].

Старались совершенствовать не только систему управления, но и систему оценки деятельности подразделений. Так, в частности на исходе 1991 г. 28 декабря УВД издало приказ «О совершенствовании критериев оценки работы служб по раскрытию преступлений», которым объявлялось введение новых критериев. В частности, теперь вклад службы, подразделения в борьбу с преступностью предлагалось оценивать исходя из числа раскрытых исключительно ими преступлений (ранее по одному преступлению могли отчитаться сразу несколько служб). Помимо этого, приказом устанавливался «обязательный порядок поощрения сотрудников» следствия, дознания, уголовного розыска, а также тех, чья деятельность «не связана с раскрытием преступлений», за успешное выполнение установленных нормативов. Для сотрудников ОУР раскрытие 3-х неочевидных преступлений в месяц, для сотрудников следствия и дознания -направление 3-х уголовных дел в суд [14, д.637. л.л. 405-407]. В случае достижения указанных показателей финотдел должен был незамедлительно выплачивать премию в размере месячного оклада.

Отдельное внимание руководством уделялось укреплению кадровой составляющей, в частности организации профессионального обучения нового пополнения. Дело в том, что в 19901991 гг. в подчиненных подразделениях стала отмечаться тенденция по массовому обновлению кадрового состава (за 1990 г. принято на службу 1359 сотрудников), которые прежде чем направить на практику требовалось обучить первоначальным милицейским знаниям. Однако, штатных ресурсов Учебного центра УВД Хабаровского края, через который должны были пройти

все вновь принятые на службу, оказывалось уже недостаточно. Решая возникшую проблему, начальник управления генерал-майор милиции В.А. Баланев своим приказом от 26 марта 1991 г. [14, д.629. л.л. 17-18] ввел практику прикомандирования к Учебному центру на срок от 3 до 4 месяцев действующих сотрудников территориальных органов в качестве преподавателей, а также предложил учредить подобные учебные курсы первоначальной подготовки в Биробиджане и Комсомольске-на-Амуре.

Наряду с решением вопросов профессионального обучения, внимание уделялось и вопросам сохранения кадров, реабилитации сотрудников. С этой целью в УВД был нормативно закреплен определенный алгоритм социально-психологической работы с сотрудниками, участвовавшими в оперативных мероприятиях, сопряженных с риском для жизни, применением оружия на поражение и т.д. Для таких категорий сотрудников, предусматривался кратковременный оздоровительный отпуск от 3 до 7 суток, в сочетании с проведением обследования, лечения в ведомственных лечебно-профилактических учреждениях (поликлиниках), организации психологических тренингов и др. [14, д.642. л.172].

В целом, сложный во всех отношениях 1991 г., приведший к распаду СССР, для всей системы МВД и каждого из сотрудников органов внутренних дел стал серьезной проверкой на прочность. Кризис системы государственного управления, социальные протесты, рост преступности в качественном и количественном выражении, усугубленный проблемами материально-технического и кадрового обеспечения органов внутренних дел, стали тем негативным фоном, на котором действовали территориальные органы правопорядка. И региональное УВД Хабаровского края, при всех недостатках смогло не только удержать ситуацию под контролем, но и существенно повысить интенсивность и эффективность деятельности. Во много это удалось сделать за счет высокого профессионализма первых лиц Управления, обеспечивших умелое маневрирование силами и средствами, проведение своевременных штатных реорганизаций, нормативных новаций, развертывание работ по социально-психологическому сопровождению сотрудников, побывавших в экстремальных ситуациях и привлечение гражданских структур для проведения широких профилактических мероприятий.

Литература и источники

1. ГорбачевМ.С. Остаюсь оптимистом. - М.: АСТ, 2017. - 416 с.

2. ЕльцинБ.Н. Записки президента: размышления, воспоминания, впечатления... - М.: РОССПЭН, 2008. - 375 с.

3. ПоповМ.Е. Антропология советскости: Философский анализ. Дис. ... канд. философ. наук. - Ставрополь, 2004. - 200 с.

4. ЛукинЮ.Ф. Сопротивление тоталитаризму, активность и протест в истории советского общества. Дис. ... докт. ист. наук. -Архангельск, 1992. - 321 с.

5. Михайленок О.М. Военно-политические проблемы национальной безопасности России в переходный период. Дис. ... докт. полит. наук. - М., 2003. - 290 с.

6. Белашов И.И. Геополитические интересы в структуре современного политического процесса. Дис. ... канд. полит. наук. -Ставрополь, 2004. - 178 с.

7. ШубинаЮ.Г. Геополитическая культура как фактор современного политического развития российского общества. Дис. ... канд. полит. наук. - Ставрополь, 2006. - 183 с.

8. КалашниковВ.В. Исторический опыт борьбы с преступностью в РСФСР (1985 - 1991 гг.). Дис. ... канд. ист. наук. - М., 2008. 203 с.

9. Михеев Д.В. Борьба российских правоохранительных органов с экономическими преступлениями (1985 - 1999 гг.). Дис. ... канд. ист. наук. М., 2005. - 203 с.

10. Марковский Е.Н. Социально-политические реформы и борьба с преступностью в Российской Федерации (1988 - 1999 гг.). Дис. ... канд. ист. наук. М., 2007. - 208 с.

11. Луков Е.В. Борьбе с преступностью, как фактор сохранения российского государства в 1990-е гг. (на примере деятельности межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»). // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - №4 (20). - С.94-98.

12. Кужахметова С.Н. Правовые основы деятельности советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью в условиях распада СССР. // Юридическая наука. - 2022. - №12. - С.155-159.

13. КагалбековИ.Г. СССР и страны мира в цифрах. Справочное издание. - М., 2023.

14. Архив УМВД России по Хабаровскому краю фонд 40. Опись 1.

10. Преступность и правонарушения. 1991: Статистический сборник. - М., Финансы и статистика, 1992.

References and Sources

1. Gorbachev M.S. Ostayus' optimistom. - M.: AST, 2017. - 416 s.

2. El'cin B.N. Zapiski prezidenta: razmyshleniya, vospominaniya, vpechatleniya... - M.: ROSSPEN, 2008. - 375 s.

3. Popov M.E. Antropologiya sovetskosti: Filosofskij analiz. Dis. ... kand. filosof. nauk. - Stavropol', 2004. - 200 s.

4. Lukin Yu.F. Soprotivlenie totalitarizmu, aktivnost' i protest v istorii sovetskogo obshchestva. Dis. ... dokt. ist. nauk. - Arhangel'sk, 1992. - 321 s.

5. Mihajlenok O.M. Voenno-politicheskie problemy nacional'noj bezopasnosti Rossii v perekhodnyj period. Dis. ... dokt. polit. nauk. - M., 2003. - 290 s.

6. Belashov I.I. Geopoliticheskie interesy v strukture sovremennogo politicheskogo processa. Dis. ... kand. polit. nauk. - Stavropol', 2004. - 178 s.

7. Shubina Yu.G. Geopoliticheskaya kul'tura kak faktor sovremennogo politicheskogo razvitiya rossijskogo obshchestva. Dis. ... kand. polit. nauk. -Stavropol', 2006. - 183 s.

8. Kalashnikov V.V. Istoricheskij opyt bor'by s prestupnost'yu v RSFSR (1985 - 1991 gg.). Dis. ... kand. ist. nauk. - M., 2008. 203 s.

9. Miheev D.V. Bor'ba rossijskih pravoohranitel'nyh organov s ekonomicheskimi prestupleniyami (1985 - 1999 gg.). Dis. ... kand. ist. nauk. M., 2005.

- 203 s.

10. Markovskij E.N. Social'no-politicheskie reformy i bor'ba s prestupnost'yu v Rossijskoj Federacii (1988 - 1999 gg.). Dis. ... kand. ist. nauk. M., 2007.

- 208 s.

11. Lukov E.V. Bor'be s prestupnost'yu, kak faktor sohraneniya rossijskogo gosudarstva v 1990-e gg. (na primere deyatel'nosti mezhregional'noj associacii «Sibirskoe soglashenie»). // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - №4 (20). - S.94-98.

12. Kuzhahmetova S.N. Pravovye osnovy deyatel'nosti sovetskoj milicii po ohrane obshchestvennogo poryadka i bor'be s prestupnost'yu v usloviyah raspada SSSR. // Yuridicheskaya nauka. - 2022. - №12. - S.155-159.

13. Kagalbekov I.G. SSSR i strany mira v cifrah. Spravochnoe izdanie. - M., 2023.

14. Arhiv UMVD Rossii po Habarovskomu krayu fond 40. Opis' 1.

10. Prestupnost' i pravonarusheniya. 1991: Statisticheskij sbornik. - M., Finansy i statistika. 1992.

ДОРОХОВ ВЯЧЕСЛАВ ЖОРЖОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, заместитель начальника кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин, Дальневосточный юридический институт МВД России ПОЛИЩУК ЕЛЕНА ВЯЧЕСЛАВОВНА - адъюнкт, Дальневосточный юридический институт МВД России DOROHOV, VYACHESLAV Z. - Ph.D. in History, Associate Professor, Deputy Head of the Department of Social and Humanitarian and Economic Disciplines, Far Eastern Legal Institute of Internal Affairs Ministry of Russia (dorohov@mail.ru). POLISHCHUK, ELENA V. - adjunct, Far Eastern Legal Institute of Internal Affairs Ministry of Russia, Khabarovsk, Russian Federation (dorohova_elen@mail.ru).

УДК 94(47).084.9:321.8«1991» DOI: 10.24412/2308-264X-2023-6-206-210

ЛОГВЕНКОВ И.С.

КОНФЕДЕРАТИВНАЯ РЕФОРМА СОЮЗНОГО ПАРЛАМЕНТА В СЕНТЯБРЕ -

ДЕКАБРЕ 1991 ГОДА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: СССР, «перестройка», ССГ, Съезд народных депутатов, Верховный Совет, реформа парламента, межреспубликанские отношения, конфедерация.

В работе анализируется опыт конфедеративной реформы Верховного Совета СССР, вызванной коренными изменениями в политической жизни страны после поражения ГКЧП. Изучен первоначальный замысел реформы, заключавшийся в создании легальной основы для принятия разработанных в Государственном Совете СССР решений. Показано, что реформаторский запал начала сентября 1991 года не нашел реализации в виде конкретных межреспубликанских соглашений. Демонтаж союзных органов и приемка общесоюзной собственности в республиканское подчинение разворачивались намного быстрее, чем разработка межреспубликанских интеграционных проектов. Верховный Совет СССР должен был стать опорой Президента в переговорах с лидерами союзных республик, однако слабое влияние союзного парламента не позволило ему предотвратить решения республиканского руководства, приведшие его роспуску в декабре 1991 года.

LOGVENKOV, I.S.

CONFEDERATIVE REFORM OF THE UNION PARLIAMENT IN SEPTEMBER - DECEMBER 1991

Key words: USSR, "perestroika", USS, Congress of People's Deputies, Supreme Council, parliamentary reform, inter-republican relations, confederation.

The work analyzes the experience of the confederal reform of the Supreme Soviet of the USSR, caused by fundamental changes in the political life of the country after the defeat of the State Emergency Committee. The original intention of the reform was studied, which was to create a legal basis for the adoption of decisions developed in the State Council of the USSR. It is shown that the reform fervor of early September 1991 was not implemented in the form of specific inter-republican agreements. The dismantling of union bodies and the acceptance of all-union property under republican subordination unfolded much faster than the development of interrepublican integration projects. The Supreme Soviet of the USSR was supposed to become the President's support in negotiations with the leaders of the union republics, but the weak influence of the union parliament did not allow it to prevent the decisions of the republican leadership that led to its dissolution in December 1991.

Реформа представительных органов государственной власти стала важной составляющей политических преобразований эпохи «перестройки». Демократизация страны и последующая утрата монополии на власть коммунистической партией вели к дисфункции союзной системы управления. Рост национализма в союзных республиках и резкое обострение политического конфликта между союзным и российским руководством после выборов в Верховный Совет РСФСР в мае 1990-го года. Создание ГКЧП ознаменовало собой наиболее острую фазу этого конфликта, и поражение союзной элиты требовало приведения системы органов государственной власти к соответствию с новыми реалиями. Формы преобразования этой системы были определены в результате прошедшего 2 - 5 сентября 1991 года V Внеочередного Съезда народных депутатов СССР. Все важнейшие вопросы внешней и внутренней политики страны передавались в новую структуру - Государственный Совет СССР, в который входил Президент СССР и главы союзных республик. Легитимация решений этого неконституционного органа ложилась на плечи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.