Научная статья на тему 'Особенности обеспечения экономической безопасности в сфере кредитно-банковской системы Российской Федерации'

Особенности обеспечения экономической безопасности в сфере кредитно-банковской системы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2910
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / КРЕДИТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС. / ECONOMIC SAFETY / BANK SYSTEM / CREDIT / ECONOMIC CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова В. В.

В статье рассмотрены особенности обеспечения экономической безопасности в сфере кредитно-финансовой системы в условиях экономического кризиса, а также тенденции развития банковской сферы экономики и экономико-правовое обеспечение антикризисных мероприятий, поддержка устойчивого экономического развития, а также гарантирование государством социальных стандартов населению РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINTENANCE FEATURES OF ECONOMIC SAFETY IN THE SPHERE OF CREDIT-BANK SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the article maintenance features of economic safety in the sphere of credit-financial system in the conditions of economic crisis are examined, also the development tendencies of bank sphere of economy and economic-legal maintenance of anticrisis events, support of stable economic development, and state warranting of social standards to the population of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Особенности обеспечения экономической безопасности в сфере кредитно-банковской системы Российской Федерации»

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ КРЕДИТНО-БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. В. ЧЕРНОВА

В статье рассмотрены особенности обеспечения экономической безопасности в сфере кредитно-финансовой системы в условиях экономического кризиса, а также тенденции развития банковской сферы экономики и экономико-правовое обеспечение антикризисных мероприятий, поддержка устойчивого экономического развития, а также гарантирование государством социальных стандартов населению РФ.

Ключевые слова: экономическая безопасность, банковская система, кредит, экономический кризис.

В условиях мирового экономического кризиса внимание государственных институтов к функционированию кредитно-банковской системы значительно усиливается [1]. Экономическая безопасность Российской Федерации определяется в том числе золотовалютными резервами, грамотной и скоординированной политикой российского руководства в финансовой сфере.

В соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ, утвержденной в 2007 г., и государственной стратегией экономической безопасности страны денежно-кредитная политика должны обеспечивать соблюдение следующих национальных интересов в области экономики: стабильность цен и устойчивость национальной валюты; устойчивость банковской системы и защищенность интересов вкладчиков; нормализация финансовых потоков и расчетных отношений. Условием решения этих стратегических задач является соблюдение необходимого размера золотовалютных резервов, допустимого уровня дефицита федерального бюджета, определенных пропорций внешнего и внутреннего долга страны, уровня сбалансированности платежного баланса, развитие фондового рынка государственных и корпоративных ценных бумаг, а также обеспечение активизации инвестиционной деятельности.

Банковская система - это совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Она включает в себя Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссион-

ную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финан-совые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и т. п.) [5].

Центральный банк РФ (Банк России) представляет собой верхний уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков (других кредитных организаций). Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдает и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.

Ст. 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка РФ (Банка России), определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч. 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2). Но ст. 71 Конституции РФ определено, что федеральный уровень власти об-

ладает монопольным правом на эмиссию денег, что идет в разрез с ст. 75 и вызывает противоречия. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

- во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

- устанавливает правила проведения банковских операций;

- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, ино-

странными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

- устанавливает правила бухгалтерского учета (Положение Банка России № 302-П от 26 марта 2007 г. «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации») и отчетности для банковской системы РФ;

- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;

- устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютнофинансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

- осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ;

- осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, денежно-кредитная политика Центрального банка РФ - это совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита. Устанавливая размер резервов, Центральный банк регулирует денежные потоки.

Нередко реальный сектор жалуется, что банки получают от государства деньги на его поддержку менее чем под 10 % годовых, а кредитуют под 20 % и более. При этом часть денег банки тратят на покупку и вывоз долларов, девальвируя рубль и вынуждая тот же ЦБ тратить миллиарды долларов на удержание курса. Минфин и ЦБ должны жестко контролировать выполнение этого условия и не забывать об ограниченности бюджетных ресурсов. Однако вполне очевидно, что проблема вовсе не в нехватке средств, а в непроходимости финансовой системы: ликвидность

уменьшилась как раз в тот момент, когда средства начали поступать в банки. Деньги уходят на валютный рынок, вывозятся из страны.

Спад экономики в 2009 г. будет в два-три раза сильнее, чем ожидает правительство: 5-8 %. Так полагают авторы совместного доклада «Наш экономический прогноз» (НЭП) Центра развития и Центра анализа экономической политики ГУ ВШЭ. Возможно и более глубокое падение: если бизнес не воспользуется девальвацией рубля и не повысит свою производительность, а государство не научится эффективно тратить ограниченные ресурсы. Влияние на экономику внешних факторов уступает влиянию внутренних.

Правительство ожидает, что ВВП России в 2009 г. упадет на 2,2 %, Всемирный банк - на 4,5 %, ОЭСР - на 5,6 %. По мнению авторов аналитической работы, экономика приспосабливается к новым условиям, началась относительная стабилизация. Тем не менее ВВП упадет на 5-8 % не за счет внешней конъюнктуры, практически исчерпавшей негативное влияние на Россию, а за счет качества решения внутренних проблем, динамики импортозамещения и роста внутреннего спроса.

Правительство в своем антикризисном плане делает ставку на внутренний спрос, который пока снижается. Промышленники продолжают жаловаться на его отсутствие, оборот розничной торговли в феврале, по данным Росстата, упал на 2,4 %. Чиновники ждут эффекта от своего плана не ранее второго квартала. «Углубление мирового финансового кризиса тоже не приведет к катастрофическим последствиям, так как к настоящему времени практически весь спекулятивный иностранный капитал уже выведен с российского рынка», - говорится в НЭПе. Вторая волна девальвации рубля и обострение проблем бюджета возможны только при снижении цен на нефть ниже уровня 35 долл./ барр., но этого мало кто ждет: по прогнозу Banc of America Securities - Merrill Lynch, нефть в 2009 г. будет стоить 52 долл./барр.

Говоря о внутренних вызовах, авторы доклада отмечают риски недооценки инфляции. Активное финансирование расходов бюджета за счет Резервного фонда с марта месяца неизбежно разгонит годовую инфляцию до 15-17 % против 13 %, прогнозируемых Минэкономразвития. Часть

внутренних рисков связана с банковским сектором. Движение к кризису «плохих долгов» сомнению не подвергается: «Мы оцениваем риск такого кризиса как достаточно высокий и допускаем, что на рекапитализацию российских банков потребуется до 25 % их совокупного капитала», -

говорится в докладе. Это порядка 750 млрд руб. Есть менее очевидные риски, например, вторая волна оттока вкладов при потере устойчивости банками топ-30, а также отказа от ипотеки заемщиков при сильном падении цен на жилье. Но даже если отток вкладов населения составит порядка 10 % всех депозитов (около 600 млрд руб.), по мнению авторов доклада, возврат невыплаченных кредитов по ипотеке - порядка 30 % (еще 300 млрд руб.), для Банка России не составит труда «закачать» такие средства в банковскую систему в течение двух-трех дней.

Прогнозируя темпы падения ВВП, эксперты исходят из двух сценариев. При «хорошем» сценарии (снижение на 5 %) сильное сокращение внутреннего спроса (-8,6 %) не окажет существенного влияния на производство товаров и услуг, но приведет к сокращению импорта более чем на треть. «Плохой» сценарий (падение ВВП глубже 7-8 %) предполагает банковский кризис, риски девальвации и роста инфляции. При этом производители не смогут заместить падающий импорт, а банки - облегчить им доступ к кредитам. Импорт инфляции в экономику России может при этом довести ее до 20 % в начале 2010 г. «Что выходит за пределы управляемой инфляции», - отмечается в докладе [3].

По оценкам Центра экономических исследований Московской финансовой промышленной академии (ЦЭА МФПА) в банковском секторе сохраняется сложная ситуация: продолжается рост просрочки, повышение процентных ставок и снижение объемов кредитования. При этом, как считают аналитики, наибольшую обеспокоенность вызывает ситуация в госбанках. Просроченная задолженность с уровня 3-4 %, по данным ЦБ на март, к концу года может достичь 10 %, при этом текущие высокие процентные ставки отражают и невозврат кредитов, и значительные отчисления банков на возможные потери по ссудам. Сокращаются и объемы кредитования. Последствия кредитного коллапса будут весьма показательны не только для заемщиков, но и для банковского сектора. Наибольшую обеспокоенность в ЦЭИ МФПА вызывает ситуация в госбанках, чье финансовое положение под вопросом. «Правительство их принуждает кредитовать. Целевая планка на 2009 г. - прирост кредитов на 27 %», - говорится в исследовании и при этом подчеркивается, что остальные банки сокращают кредиты на 10-15 %. Субсидирование некредитоспособных заемщиков за счет госбанков означает ослабление их устойчивости, которая может дорого обойтись бюджету.

Другим слабым местом в банковском секторе специалисты ЦЭИ МФПА называют крупнейшие частные банки в пределах первой полусотни, которые в период роста осуществляли кредитную экспансию. Проблема в том, что они обладают невысокой достаточностью капитала. Потери по кредитам, пусть и небольшие, приведут к угрозе невыполнения требований по уровню собственного капитала. У средних и небольших банков, напротив, показатели достаточности капитала велики. Плюс к этому сохраняются проблемы в виде роста просрочки, высоких процентных ставок и снижения объемов кредитования. Очевидно, что произойдет реструктуризация банковского сектора, сопоставимая с событиями 1999 г., резюмируют эксперты ЦЭИ МФПА. При этом, по их оценкам, основной удар придется на крупнейшие банки: большинство из них, по всей видимости, выживет, присоединившись к более сильным участникам рынка, а сокращение малых и средних банков (до 150 организаций) никакого заметного влияния на российскую экономику не окажет из-за их невысокой доли на рынке. Банки, которые были активны в кредитовании, пострадают от роста просроченной задолженности, в большей степени те банки, которые финансировали сектор недвижимости [3].

Аналогичные оценки содержаться в докладе главы Агентства по страхованию вкладов (АСВ) А. Турбанова, который считает, что доля просрочки по банковским кредитам в конце 2009 г. может составить 10-15 %. Эти прогнозы совпадают с официальными оценками. В частности, представители ЦБ и Минфина прогнозируют, что просрочка к концу 2009 г. может увеличиться до 10 %. Глава банка ВТБ 24 М. Задорнов также прогнозирует просрочку на уровне «не ниже 10 %». Зампред правления Абсолют Банка О. Скворцов не исключает, что просрочка составит 10 %. Президент Альфа-банка П. Авена спрогнозировал рост просрочки к концу 2009 г. до 20 %. По его мнению, волна банкротств накроет банковскую систему уже в третьем квартале: тогда должны начаться выплаты по большинству кредитов.

Однако верить в рост просрочки до 20 % аналитики не спешат, считая, что пока эта цифра выглядит очень завышенной. По прогнозу аналитического подразделения банка Banc of America Securities - Merrill Lynch, доля плохих долгов может достигнуть 10 %. Но очевидно, что в зависимости от банка эта доля может существенно различаться. По мнению аналитиков BAS-ML, в Сбербанке доля плохих кредитов в 2009 г. со-

ставит 10 %, а в банке ВТБ - 13 %. Пока же уровень просроченной задолженности по кредитам в крупнейших банках невелик. Президент Сбербанка Г. Греф сообщил, что на 1 апреля просрочка в Сбербанке составит 2,7-2,8 %. М. Задорнов также признал, что к концу марта просрочка находится в пределах 2 % [5]. По нашему мнению, следовало бы и более активно использовать рычаги регионального регулирования кредитнофинансовых потоков, обеспечивающих развитие реального сектора экономики, защиту внутреннего рынка и обеспечение эффективности привлечения инвестиций.

Президент Д.А. Медведев обратил внимание на необходимость «института контролеров» расходования государственных средств, выделенных на поддержку банковской сферы. Речь идет об уполномоченных Центрального банка в коммерческих банках, главной обязанностью которых будет задача смотреть за тем, каким образом развивается сегодня бизнес в банковской сфере: давать согласие на совершение тех или иных сделок, смотреть за тем, чтобы кредиты выдавались на приемлемых, нормальных рыночных условиях, а не требовали каких-то подношений или совершения каких-то невообразимых действий [6]. Такие подходы руководства РФ вполне четко свидетельствуют о внимании властей к финансовоэкономической сфере, что должно способствовать экономической безопасности государства и выходу из мирового финансового кризиса.

Комплекс выработанных Президентом и Правительством РФ рекомендаций направлен на экономико-правовое обеспечение антикризисных мероприятий, поддержку устойчивого экономического развития, а также гарантирование государством социальных стандартов населению РФ. Практическая реализация данных направлений экономической политики даст возможность осуществить масштабные финансовые вливания в банковский и реальный секторы экономики, как это делается во всех развитых странах, возможность использовать денежную эмиссию исходя из острых потребностей национальной экономики и таким способом ощутимо уменьшит потребность во внешних заимствованиях, обеспечит экономическую безопасность РФ.

Литература

1. Маневич В. Е., Одесс В. И., Колосветова С. А. Функционирование денежно-финансовой системы России в условиях глобального финансового кризиса. Лаборатория инфраструктуры рынка. М.: ИПР РАН, 2008.

2. URL: Шр://гц^ікіре&а.о^Мікі/Банковская_

система

3. Фроловская Т. Кто глубже // URL: http:// rbcdaily.ru/2009/04/03/focus/408950

4. Старостина Н. Банки вернуться лет на десять

назад // URL: http://rbcdaily.rU/2009/04/02/finance/

408815

5. Лавреньтев С. 20 % просрочки - только цветочки // URL: http://rbcdaily.ru/2009/04/01/finance/

408611

6. URL: http://www.rusk.ru

* * *

MAINTENANCE FEATURES OF ECONOMIC SAFETY IN THE SPHERE OF CREDIT-BANK SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

V. V. Chernova

In the article maintenance features of economic safety in the sphere of credit-financial system in the conditions of economic crisis are examined, also the development tendencies of bank sphere of economy and economic-legal maintenance of anticrisis events, support of stable economic development, and state warranting of social standards to the population of the Russian Federation.

Key words: economic safety, bank system, credit, economic crisis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.