Научная статья на тему 'Особенности обеспечения безопасности Российского государства и общества в XIX веке: государственно-правовые и геополитические аспекты'

Особенности обеспечения безопасности Российского государства и общества в XIX веке: государственно-правовые и геополитические аспекты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1726
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / ИМПЕРСКАЯ МОДЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / NATIONAL SECURITY / NATIONAL INTERESTS / THE STATE / SOCIETY / STATE LEGAL POLICIES / SECURITY MECHANISMS / THE IMPERIAL MODEL OF NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бушуев В. А.

В статье раскрываются особенности формирования осознания необходимости создания условий обеспечения безопасности и принятия надлежащих мер со стороны государства и общества. В работе делается акцент на то, что в течение многих веков национальная безопасность рассматривалась преимущественно как внешняя безопасность государства и внутренняя безопасность общества от угроз природного происхождения и со стороны отдельных личностей. И только в XIX веке возникают совершенно новые принципы и методы обеспечения безопасности и благосостояния граждан, что потребовало от государства создания иной модели своей деятельности в сфере политико-правовых основ национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бушуев В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the security of the Russian state and society in the XIX century: the state-legal and geopolitical aspects

This article is dedicated to leading the transformation of ethical principles in the article features the formation of awareness of the need to create conditions of security and appropriate action by the state and society. The paper focuses on the fact that for many centuries, national security is viewed primarily as external security and internal security of the society from the threats of natural origin and by individuals. And only in the XIX century, there are entirely new principles and methods of ensuring safety and welfare of its citizens, requiring the state create a model of its activities in the field of political and legal basis of national security.

Текст научной работы на тему «Особенности обеспечения безопасности Российского государства и общества в XIX веке: государственно-правовые и геополитические аспекты»

На протяжении всего существования человечества безопасность всегда занимала важное место в его жизни, была главным условием его развития, создания им необходимых жизненных благ, т.е. выступала в качестве его жизненно важного интереса.

Философы ХУ-ХУ11 вв., признавая социальный характер национальной безопасности в целом и отдельных ее сфер, не смогли глубоко проникнуть в социально-политическую природу этого феномена. Национальная же безопасность на протяжении веков рассматривалась преимущественно как внешняя безопасность государства и внутренняя безопасность общества от угроз природного происхождения и со стороны отдельных личностей.

Со времени образования Российского государства в XIV в. и почти до конца XX в. сфера безопасности являлась в основном его прерогативой. До конца XIX в. отечественная научная мысль отдавала предпочтение внешнеполитическим и военным аспектам национальной безопасности, безопасность личности рассматривалась лишь с точки зрения ее материального и духовного благосостояния, но никогда с позиции политических прав и свобод человека и гражданина*. Более того, обращение к проблемам безопасности личности как составного компонента национальной безопасности зачастую влекло за собой и репрессивные меры по отношению к исследователям и политикам.

В процессе эволюции государства в различные периоды истории России со стороны государства и общества осуществлялись определенные меры для создания безопасных условий жизни людей. Практическая деятельность по обеспечению безопасности страны российским правительством осуществлялась в специфических российских условиях: низкая плотность населения, огромное территориальное пространство, централизм в управлении и неразвитость институтов местного самоуправления.

Исторический анализ деятельности правительства по созданию условий безопасности страны содержит немало ценных уроков обеспечения внешней и внутренней безопасности для современного общества. В то же время осознание необходимости обеспечения безопасности со стороны государства и общества произошло в несколько этапов. Причем каждый этап характеризуется той или иной степенью участия общественных институтов и государства в прогрессивном развитии социума и личности в условиях безопасности.

На первом этапе (до XIII в.) государство во главе с правительством практически не осознавало значение безопасности для личности и не считало своей обязанностью принимать какие-либо меры для ее обеспечения. Реализация мер по обеспечению безопасности осуществляется в основном обществом и церковью.

На этом этапе система безопасности в России была нацелена на обеспечение материального благополучия граждан. Главным субъектом обеспечения безопасности выступала община. Церковь заботилась о просвещении граждан и безопасности в духовной сфере. За безопасность

между общинами, а также за защиту от болезней, пожаров и голода никто ответственность не брал - на это не хватало средств ни у общин, ни у князей.

Второй этап (XIII-XVIII вв.) в теории развития безопасности отличается тем, что государства начинают признавать свою роль в обеспечении безопасности для достижения благополучия общества и отдельных граждан. Государство стремится взять эту деятельность в свои руки.

В России в 1649 г. была создана полиция как система обеспечения безопасности и благосостояния граждан. Сам институт полиции делился на четыре ветви: исполнительную полицию, полицию безопасности, полицию благочиния (благосостояния), хозяйственную полицию.

На третьем этапе (XIX в.) деятельность по обеспечению безопасности осознается как совместная работа общества и государства с целью создания условий материального и духовного благосостояния граждан. Одним из актов Великих реформ XIX в. была трансформация деятельности государства в области обеспечения безопасности.

Реформы XIX века преодолевают разрыв между государственным управлением и самоуправлением. В России сформировалась государственная система обеспечения внутренней безопасности, которая функционировала в тесном взаимодействии с общественной подсистемой внутренней безопасности на принципах взаимной дополняемости и строгой подчиненности общественной подсистемы государственной.

Сформированные государственные и общественные органы и силы обеспечения внутренней безопасности России позволяли защитить граждан от угроз и опасностей различного происхождения. Вместе с тем наибольший акцент в деятельности государства и общества делался на ограждение личности от угроз, исходивших от злого умысла человека и от опасностей природного характера. Довольно широкое распространение получила деятельность государства и общества по защите имущества граждан, борьба с болезнями и пожарами.

Разрушение основ феодального строя выдвигает на передний план человеческую личность и понятия свободы и равенства.

На четвертом этапе (в конец XIX - начало XX в.) в создании безопасных условий жизни личности отмечается активное участие общества в лице политических партий и политических движений. Эта деятельность часто шла вразрез с официальным курсом государства и несла в себе опасность для него.

В теоретической и практической деятельности большинства политических партий России на данном этапе главное внимание уделялось политическим правам личности, поскольку они дают возможность через законодательную деятельность народного представительства реализовать все остальные права. Многие лидеры политических партий, видные государственные деятели и ученые одной из главных считали социальную функцию государства, которая должна способствовать реализации права человека на услуги государства и в которой должна выражаться деятельность государства по защите жизненно важных интересов личности.

В итоге к 1917 г. в России сформировались две модели безопасности личности: либеральная и социалистическая.

Пятый этап начинается в октябре 1917 г., когда в результате Октябрьской революции государством была принята советская (социалистическая) модель безопасности.

Таким образом, переломным моментом в истории Российского государства по созданию политико-правовых институтов и механизмов обеспечения безопасности стало XIX столетие, когда отечественные мыслители заложили основы науки о безопасности. Причем основное внимание было обращено на роль государства в обеспечении безопасности жизни граждан, на разработку правовых аспектов взаимодействия государства, общества и личности.

Анализируя исторический процесс формирования механизмов обеспечения безопасности Российской империи, требуется рассмотреть внешнюю и внутреннюю политику государства, которая определяла особенности и содержание имперской модели национальной безопасности и, конечно же, была связана с множеством условий и факторов, среди которых уровень социально-экономического и политико-правового развития, географическое и геополитическое положение страны, ее национальноисторические традиции, цели и потребности, задачи обеспечения государственного суверенитета и национальной безопасности.

Дипломатическо-стратегическое поведение державы было и остается фактором мировой политики. Поэтому проблематика, составляющая основу политико-правовых исследований, сохраняет особое значение. Это и диалектика мира и войны, и дипломатическо-стратегические отношения, и угрозы государственной безопасности, и союзы, и системы равновесия, и международные переговоры и т.п.

Так, наполеоновские войны начала XIX столетия разрушили устоявшийся порядок в мире, и складывавшийся веками баланс сил оказался разрушен.

В период борьбы с Наполеоном Россия сделала два территориальных приобретения. В 1809 г., после победы над Швецией, в состав России вошла Финляндия, а в 1815 г. по решению Венского конгресса под именем «Царство Польское» -часть бывшего герцогства Варшавского. Вместе с приобретенными землями у России появились новые проблемы, в основном с местными жителями. Русское население региона стало подвергаться постоянным притеснениям со стороны польского дворянства и католического духовенства, неоднократно там вспыхивали кровопролитные антироссийские восстания. Прямой контроль над новыми территориями оказался ненадежным и неэффективным, вероятно, потому, что население присоединенных земель не принадлежало к родственной российской цивилизации.

После победы над Наполеоном Россия превратилась в европейскую супердержаву, став основным гарантом стабильности нового мирового порядка. Основополагающим принципом международной политики империи стал принцип «легитимизма», который предполагал отказ от каких-либо

дальнейших переделов сфер влияния и поддержание стабильности всех существующих политических режимов вне зависимости от их отношений с Россией.

Поддерживая данный принцип, Россия зачастую действовала вразрез со своими национальными интересами. Когда греки попросили помощи у России, восстав против власти турок, Александр I отказал им. В годы царствования императора Николая I, в 1833 г., вмешательство России спасло турецкого султана во время восстания египетского паши. В 1849 г. Россия помогла австрийскому императору во время восстания венгров. Но за такое заступничество турецкий султан и австрийский император «отблагодарили» Россию во время Крымской войны тем, что встали на сторону ее врагов, тем самым в значительной мере предопределив исход кампании.

В XIX столетии Россия, реализуя имперскую модель национальной безопасности, стремится определить пределы своих владений (влияния) на южном и восточном стратегических направлениях и начинает активную политику на Кавказе. Кавказская война 1817-1864 гг. закончилась присоединением к России Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа. После добровольного вхождения в состав России Грузинского царства (1801-1810) и Азербайджана (1803-1813) Северо-Западный Кавказ превратился в плацдарм турецкой и иранской экспансии в регионе, порождавший бесконечные военные конфликты. Закавказские христиане стали просить у России помощи и заступничества.

Присоединение Закавказья к России создало ситуацию, когда Русское государство контролировало определенную территорию, но не коммуникации, ведущие к ней. Горские племена Северного Кавказа отказались признавать власть России, совершали грабительские набеги на русские поселения, угоняли жителей в рабство, препятствовали снабжению Закавказья. Такое положение вещей активно поддерживала Англия, для которой укрепление континентального могущества России таило в себе большую угрозу.

Все это сделало неизбежной Кавказскую войну, которая длилась несколько десятилетий - то затухая, то разгораясь вновь. После присоединения Кавказа к Российской империи надолго прекратились бесконечные кровопролитные войны, из века в век почти непрерывно терзавшие этот регион.

Впрочем, ведущие политики России понимали, что национальные интересы не могут обеспечиваться исключительно военной силой, и всегда делали ставку на мирное влияние в регионах. Этим во многом и обусловливается уникальный правовой режим межнациональных отношений в многонациональной государственности, который в течение нескольких столетий обеспечивал устойчивое ее развитие (известное положение о России, как «тюрьме народов», является не более чем идеологическим мифом, поддерживаемым рядом советских историков и правоведов).

С 1864 г. началось продвижение России в Среднюю Азию. Как и в случае с Кавказом, оно диктовалось стремлением к миротворчеству и интересами

безопасности Российского государства. России нужна была четкая естественная граница, которой в этом регионе у нее не было. К тому же необходимо было покончить с враждебными действиями местных ханов и эмиров против России и торговлей русскими пленниками в среднеазиатских городах. Русские пограничные селения и купцы подвергались постоянному грабежу со стороны ханств и эмиратов.

Контроль над этим регионом стремилась установить давняя

геополитическая соперница и противница России - Англия. А это создавало непосредственную угрозу безопасности Российского государства. Владения среднеазиатских ханств и эмиратов могли стать плацдармом для прямой военной агрессии Англии, потому возникла необходимость включения таких земель в зону русского геополитического контроля.

Следует заметить, что в отношении Средней Азии русское правительство проявило завидную гибкость. Вооруженные силы применялись только в случае крайней необходимости и в ограниченных размерах. Особенностью же русской политики стало сохранение в большинстве случаев местных правовых норм и обычаев, а также власти в руках местной элиты при условии соблюдения его лояльности к России. Был сохранен формальный суверенитет Бухарского эмирата и Хивинского ханства - с ними были заключены договоры о русском протекторате.

Требовали четкого определения и дальневосточные границы Российского государства. К середине XIX в. граница с Китаем имела естественный характер, проходя по Амуру, не вызывая споров и конфликтов. Неразграниченным оставалось только Приморье. К этой территории проявляли интерес англичане, следившие за продвижением России к Тихому океану. В 1860 г. был заключен Пекинский договор, который официально определил русскую границу с Китаем. В 1875 г. были решены спорные территориальные вопросы и с другим восточным соседом - Японией.

Оценивая пределы своего могущества, русское правительство вступило в переговоры с американцами и продало США в 1867 г. русские владения в Северной Америке.

В итоге к 80-м годам XIX столетия Россия достигла естественных географических границ на западе, юге и востоке.

Таким образом, к концу XIX в. границы Российской империи окончательно сформировались и дальнейшее приращение территории отныне не являлось жизненно необходимым. С этого момента основные усилия властных элит необходимо было направить на создание эффективного юридического механизма контроля над обширной территорией в целях обеспечения ее безопасности и развития политических и социальноэкономических институтов.

Именно в XIX в. возникают совершенно новые принципы и методы обеспечения безопасности и благосостояния граждан. Этот период ознаменован также ростом самосознания народа, осознания всеми социальными группами своих социальных интересов, удовлетворение которых стало невозможно исключительно силами (политическими,

экономическими и правовыми ресурсами) государства. К середине XIX столетия потребовалась работа самого общества, что, в свою очередь, потребовало от государства по-новому взглянуть на свою деятельность в области создания политико-правовых основ национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.