Научная статья на тему 'Особенности нравственной активности студентов вуза на разных курсах'

Особенности нравственной активности студентов вуза на разных курсах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
92
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / СУБЪЕКТ / ЛИЧНОСТЬ / MORAL ACTIVITY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / HIGHER EDUCATION / BEHAVIOR CONTROL / VALUE-SEMANTIC SPHERE / SUBJECT / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Красник В. С., Ряжкин А. О.

Введение. В статье изучаются особенности нравственной активности на этапе обучения в вузе. Нравственная активность рассматривается как система, представленная на уровне субъекта и на уровне личности. Представлен обзор основных идей исследователей, изучающих обучение в вузе как этап профессионального развития, в течение которого происходят существенные изменения свойств личности. Обоснована актуальность изучения различий нравственной активности студентов разных курсов. Цель статьи выявить и изучить особенности нравственной активности студентов, обучающихся на разных курсах. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблемам изучения нравственной активности и профессионального развития; а также диагностические методики, включающие тестирование и методы статистической обработки данных. Результаты. По результатам исследования были найдены различия в нравственной активности у студентов разных курсов, как на уровне субъекта, так и на уровне личности. Обсуждение. Найденные различия связаны с характеристиками того курса, на котором обучаются студенты. Студенты первого и четвертого курсов находятся в ситуации либо уже произошедшей, либо скорой смены социального статуса, что сказывается на показателях смысловой сферы, а также на эмоциональном и когнитивном уровнях контроля поведения. Студенты второго и третьего курсов находятся в середине учебного процесса, не подвержены скорым изменениям статуса и выполняемой деятельности, что отражается в значимых ценностях, осмысленности и управляемости жизнью, а также большем уровне когнитивного контроля поведения. Кроме этого, происходят изменения в активных способах преодоления ситуаций, вызывающих негативные эмоции, отражающих показатели эмоционального контроля. Заключение. Результаты исследования вносят вклад в изучение нравственной активности студентов вуза и могут быть использованы для помощи в адаптации студентов первого курса к учебному процессу, а также для психологической поддержки студентов-выпускников в вопросах будущей профессиональной адаптации. Основные положения: Найдены различия в нравственной активности у студентов, обучающихся на разных курсах на уровне субъекта и на уровне личности; Выявленные различия в нравственной активности демонстрируют особенности ценностно-смысловой сферы и компонентов контроля поведения, связанные с курсом обучения; Названы некоторые аспекты практического применения результатов исследования, связанные с адаптацией к учебному процессу вуза и с будущей профессиональной адаптацией студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Красник В. С., Ряжкин А. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF MORAL ACTIVITY OF UNIVERSITY STUDETS ON DIFFERENT COURSES

Introduction. The article studies the features of moral activity at the stage of study at the university. Moral activity is considered as a system represented at the level of the subject and at the level of the individual. In the article there is a review of the main ideas of researchers which are exploring studying in university as a stage of professional development, during which there are significant changes in personality properties. The relevance of studying the differences in the moral activity of students from different courses is justified. The purpose of the article is to identify and study the features of the moral activity of students, which are studying at different courses. Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the problems of moral activity and professional development and diagnostic techniques, including testing and statistical data processing methods. Results. According to the results of the study, we found differences in moral activity between students of different courses, at the subject level and at the personality level. Discussion. The differences are connected with features of the course in which students are studying. Students of the first and fourth courses are in a situation that has already occurred or is about to change their social status, which affects the indicators of the semantic sphere, and the emotional and cognitive levels of behavior control. Students, that studying at second and third courses, are in the middle of the educational process, and not apt to quick changes in social status and activity, which is reflected in values, meaningfulness and controllability of life, and in a greater level of cognitive control of behavior. Besides that, there are changes in active ways to overcome situations that cause negative emotions, which are representing emotional control. Conclusion. The results of the research contribute to the study of the moral activity of the university students and can be used to assist in the adaptation of first-year students to the educational process, as well as psychological support for last-year students in future professional adaptation. Highlights: We have found differences in moral activity from the students, which are studied in different courses, at the level of the subject and at the level of the personality; The differences in moral activity is demonstrating features of the value-semantic sphere and components of behavior control, which associated with the course of study; Some aspects of practical application of research results related to the adaptation to the educational process of the university and the future professional adaptation of students are called.

Текст научной работы на тему «Особенности нравственной активности студентов вуза на разных курсах»

Психологические науки

DOI: 10.25588/CSPU.2019.65.99.017

УДК 378 ББК 88.42

В. С. Красник1, А. О. Ряжкин2

1ORCID № 0000-0003-4587-0176 Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: krasnikvadim@rambler.ru 2ORCID № 0000-0001-8309-8047 Преподаватель кафедры психологии, аспирант кафедры психологии, Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: aoryazhkin@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

ВУЗА НА РАЗНЫХ КУРСАХ

Аннотация: Введение. В статье изучаются особенности нравственной активности на этапе обучения в вузе. Нравственная активность рассматривается как система, представленная на уровне субъекта и на уровне личности. Представлен обзор основных идей исследователей, изучающих обучение в вузе как этап профессионального развития, в течение которого происходят существенные изменения свойств личности. Обоснована актуальность изучения различий нравственной активности студентов разных курсов. Цель статьи - выявить и изучить особенности нравственной активности студентов, обучающихся на разных курсах.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблемам изучения нравственной активности и профессионального развития; а также диагностические методики, включающие тестирование и методы статистической обработки данных.

Результаты. По результатам исследования были найдены различия в нравственной активности у студентов разных курсов, как на уровне субъекта, так и на уровне личности.

Обсуждение. Найденные различия связаны с характеристиками того курса, на котором обучаются студенты. Студенты первого и четвертого курсов находятся в ситуации либо уже произошедшей, либо скорой смены социального статуса, что сказывается на показателях смысловой сферы, а также на эмоциональном и когнитивном уровнях контроля поведения. Студенты второго и третьего курсов находятся в середине учебного процесса, не подвержены скорым изменениям статуса и выполняемой деятельности, что отражается в значимых ценностях, осмыс- § ленности и управляемости жизнью, а также большем уровне когнитивного кон- О троля поведения. Кроме этого, происходят изменения в активных способах пре- и одоления ситуаций, вызывающих негативные эмоции, отражающих показатели а

с

эмоционального контроля. т

Заключение. Результаты исследования вносят вклад в изучение нравственной ак- Н тивности студентов вуза и могут быть использованы для помощи в адаптации студентов первого курса к учебному процессу, а также для психологической поддержки студентов-выпускников в вопросах будущей профессиональной адаптации.

Ключевые слова: нравственная активность, профессиональное развитие, высшее образование, контроль поведения, ценностно-смысловая сфера, субъект, личность.

Основные положения:

у

д е н

т

о а

Со

- Найдены различия в нравственной активности у студентов, обучающихся а

на разных курсах на уровне субъекта и на уровне личности; 3

н

- Выявленные различия в нравственной активности демонстрируют особенности ценностно-смысловой сферы и компонентов контроля поведения, свя- С занные с курсом обучения; х

- Названы некоторые аспекты практического применения результатов исследования, связанные с адаптацией к учебному процессу вуза и с будущей профессиональной адаптацией студентов.

,к и н с а

£

и

И5

1 Введение (Introduction)

В современной психологии проблема нравственной активности остается малоизученной. Ряд авторов описывают данную психологическую категорию, ее природу и структуру (Л. Н. Антилогова [1], М. Н. Боровский [2], И. А. Зайцева [3], Н. Д. Зотов [4] и др.). Однако в изучении нравственной активности с точки зрения психологии остается множество пробелов. Вместе с тем данное направление исследований в условиях современного социума приобретает особую актуальность. Изучение нравственной активности как ведущей формы социальной активности [5] может способствовать лучшему пониманию механизмов нравственной регуляции в обществе, а также роли нравственной активности в различных аспектах человеческого развития. Одним из таких аспектов является обучение в вузе и получение профессионального образования. Данный этап важен в жизни каждого человека, т.к. его важнейшая функ-

ция заключается не только в подготовке квалифицированных кадров для всех сфер деятельности, но и в формировании личности, которая была бы адекватна новым требованиям времени [6]. В результате этого изучение нравственной активности студентов вуза является важным направлением исследований. Мы планируем рассмотреть различия в нравственной активности студентов вуза, обучающихся на разных курсах.

Нравственная активность понимается нами как «деятельное нравственное отношение человека к миру и к другим людям, в котором субъект выступает как активный носитель и «проводник» нравственных ценностей, способный к устойчивому нравственному поведению и самосовершенствованию» [5 с. 24]. Нравственная активность личности реализуется через ценностные ориентации, определяющие направленность, содержание и формы выражения [5]. В результате наших исследований [7; 8] мы пришли к выводу, что нравствен-

ная активность является системой, компоненты которой представлены на уровне личности и на уровне субъекта. На уровне личности нравственная активность выражена в ценностно-смысловой сфере, а на уровне субъекта реализуется посредством ментального конструкта «контроль поведения» - единой системы регуляции, включающей три субсистемы (когнитивный контроль, эмоциональную регуляцию, волевой контроль), которые основаны на ресурсах индивидуальности и интегрируются, создавая индивидуальный паттерн саморегуляции [9].

Обучение в вузе является отдельным самостоятельным этапом профессионального развития (Э. Ф. Зеер [10], Е. А. Климов [11], Н. С. Пряжников [12] и др.). Определяя данный этап как фазу адепта, Е. А. Климов замечает, что в случае многолетней подготовки профессионала, необходимо различать тех, кто находится на первом, втором и т.д. годах обучения, т.к. происходят существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности. Автор также говорит о специфических «кризи-

сах развития» и потребностях в психологической поддержке становления профессионала на данном этапе [11]. Подробнее об этом пишет И. Ю. Кулагина, изучая кризис 17 лет, сопровождающий поступление в высшее учебное заведение. В этот период происходит резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Студенты, только поступившие в вуз, находятся на возрастном этапе «Юность» [13].

Студенты 4 курса, напротив, заканчивают обучение в вузе и готовятся к реализации освоенной профессиональной деятельности. Возрастной этап данной группы, «Молодость», определяется как «время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней» [13 с. 139]. Как замечает И. Ю. Кулагина, в молодости завершается профессиональная подготовка, практикой самой жизни проверяется правильность сделанного ранее выбора жизненного пути [13].

Таким образом, мы видим, что на этапе обучения в вузе человек прохо-

О

с

о § е н н о с

р

а

а с

т

а е

н н о »

а

и

и

а н о с

у

д е

н

т

о

а

Со

а н

а р

3 н

Р р

с X

Ä s

ö

^

s Ä

SJ

а §

U oj

дит через ряд кризисов. Начало и завершение данного этапа связано с различными периодами развития, характеризуется различными особенностями. Для изучения данных особенностей было выделено три группы студентов. Первая группа включает студентов I курса, только поступивших в вуз. Вторая группа - студенты II и III курсов, уже адаптированные к обучению в вузе и находящиеся в середине данного процесса. В третьей группе студенты IV курса, которые заканчивают обучение и готовятся выпускаться из вуза.

2 Материалы и методы (Materials and Methods)

Для изучения особенностей нравственной активности на разных курсах обучения в вузе мы провели эмпирическое исследование. Целью исследования является нахождение различий в нравственной активности студентов разных курсов обучения. Гипотеза исследования: существуют различия в нравственной активности у студентов разных курсов. Выборка исследования состояла из 256 студентов (67 юношей и 189 девушек) Челябинского государственного университета, Курганского государст-

венного университета и Курганского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, обучающихся на различных направлениях: Психология (71 человек), Юриспруденция (68 человек), Бизнес-информатика и прикладная информатика (31 человек), Государственное и муниципальное управление (68 человек), Специальное (дефектологическое) образование (10 человек), Физическое воспитание (8 человек). Студенты, представленные в выборке, обучаются на различных курсах, с I по IV, в возрасте от 17 до 23 лет. Методы исследования включали тестовые опросники и методы математической статистики (непараметрический критерий Н Краскала-Уоллеса). Для проведения тестовых опросов использовались следующие методики: методика Д. А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации» и «Ценностный опросник» Ш. Шварца для изучения нравственной активности на уровне личности; методика «Контроль за действием» Ю. Куль для изучения волевого контроля; методика «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой для изу-

чения когнитивного контроля [9]; и методика «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса для изучения эмоционального контроля.

После проведения тестовых опросников выборка была разделена на три группы: в первую группу вошли студенты I курса - 84 человека, вторая группа состояла из студентов II и III курсов и включала 89 человек, в третью группу вошли студенты IV курса в количестве 83 человек. Студенты II и III курсов были объединены в одну группу, т.к. данная группа уже адаптирована к условиям обучения в вузе и находится в середине данного процесса. Далее было прове-

дено сравнение трех групп с помощью критерия H Краскала-Уоллеса.

3 Результаты (Results)

Сравнение смысловой сферы личности показало наличие значимых различий в таких показателях как: «Цели в жизни» (p = 0,003), «Результативность жизни» (p = 0,016), «Локус-контроля Жизнь» (p = 0,049), «Общая осмысленность жизни» (p = 0,017). На рис. 1 представлены средние показатели методики «Смысло-жизненные ориентации» Д.А. Леонтьева. Результаты по всем перечисленным переменным выше у студентов II-III курсов.

Рисунок 1 — Результаты методики Д. А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации (СЖО)»

Figure 1 — The results of the technique "Meaningful Orientation" by D. A. Leontyev

о

о

о ^

то н

н о

о

>5 p

а

а

0

3

а то н

н о

»

а

1

к а

ä о

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

к

о

3

з то ä

3 о

а з

Со а

ä а

P

ä

ä

о-

P P

о 8

По результатам сравнения показателей методики «Ценностный опросник» Ш. Шварца, значимые различия были найдены в ценности «Безопасность» на уровне поведения (индивидуальные приоритеты, наи-

более часто проявляющиеся в социальном поведении личности) ф = 0,019). Данные результаты представлены на рис. 2. Ценность «Безопасность» в большой степени выражена у студентов II и III курсов.

£

Ci

s ж

SJ

а £ U и;

Рисунок 2 — Результаты методики «Ценностный опросник» Ш. Шварца Figure 2 — The results of the technique "Valuation questionnaire" by S. Schwartz

Сравнение результатов методики «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой, изучающей в нашем исследовании когнитивный уровень контроля поведения, показало значимые различия (р

= 0,004). Результаты представлены на рис. 3. Общий уровень саморегуляции в большей степени выражен у студентов II и III курса, в меньшей - у первокурсников.

Рисунок 3 — Результаты методики «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой

Figure 3 — The results of the technique "Style of self-regulation of behavior" by V. I. Morosanova

По результатам методики, «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, с помощью которой измерен эмоциональный контроль, были найдены различия в переменных: «Конфронтационный ко-пинг» (р = 0,018), «Дистанцирование» (р = 0,001), «Бегство-избегание» (р < 0,001) и «Планирование решения проблем» (р = 0,038). На рис. 4 видно, что переменные «Дистанцирование» и «Бег-

ство-избегание» менее выражены у студентов II и III курса и более у студентов I и IV курса. Уровень переменных «Конфронтационный ко-пинг» и «Планирование решения проблем» возрастает по мере прохождения учебного процесса: студенты I курса показывают наименьший результат, средний уровень у студентов II и III курса и наиболее высокие показатели у студентов IV курса

О о

о ^

то я

я о

о

>5

а

а

0

3

а то я

я о

»

а

1

я

а я

о о

У д

то я

3 о

а з

Со а

я а

Р

з

я

о

Рисунок 4 — Результаты методики «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса

Figure 4 — The results of the technique "Ways of coping behavior" by R. Lazarus

£ ci

s ä

SJ

a §

U aj

4 Обсуждение (Discussion)

Найденные различия объяснимы. В смысловой сфере высокие показатели у студентов II-III курса можно интерпретировать следующим образом. Студенты I и IV курсов либо только недавно изменили свою социальную среду, либо изменят ее в скором времени. Студенты I курса только поступили в университет и еще осваиваются в новой для себя социальной ситуации. В данном случае смысловая сфера подвержена значительной трансформации. Студенты

переосмысливают свое положение в обществе, свои возможности и цели, а также уже достигнутые результаты. Как отмечает А. М. Газалиев с соавторами: «Временной отрезок между окончанием школы и началом обучения в вузе очень короткий, и именно на нем необходимо существенно скорректировать ранее поставленные цели, глубоко переосмыслить свои привычки и поведение, в результате чего появляются новые качества, которые способствуют выполнению новых социальных ролей. Перед сту-

дентом возникают трудности, связанные с тем, что приходится привыкать ко всему новому - однокурсникам, преподавателям специализированных предметов, различным формам отчетности и значимости в глазах окружающих» [14]. Это снижает показатели переменных, отражающих смысловую сферу.

Студенты IV курса, напротив, заканчивают получение профессионального образования и готовятся к началу самостоятельной профессиональной деятельности. Данный этап Л. Н. Корнеева называет «кризис рождения профессионала», связанный с рядом психологических сложностей: трудность вхождения в жесткий режим, неуверенность в своих возможностях, необходимость доучиваться, а иногда и переучиваться, адаптацию к профессиональным взаимоотношениям и т. д. [15]. Студенты уже чувствуют определенное напряжение, вызванное скорыми изменениями в жизни, связанными с окончанием обучения и началом трудовой деятельность, что отражается в переменной «Цели в жизни» - цели в будущем придающие осмысленность, на-

правленность и временную перспективу собственной жизни [16]. Это, в свою очередь, может сказаться на уверенности в правильности выбранной профессии, что отражается в переменной «Результативность жизни» - оценка пройденного отрезка жизни, ощущение продуктивности и осмысленности ее прожитой части [16]. Если студент показывает низкие результаты по данным переменным, то это ведет и к потере ощущения контроля над собственной жизнью, что выражено в переменной «Локус-контроля Жизнь» - убеждение в возможности контролировать собственную жизнь [16]. За этим соответственно падает и общий уровень осмысленности жизни.

Студенты же II и III курса ощущают определенную стабильность своего положения. Они находятся в середине учебного процесса: ими уже был пройден процесс адаптации к университету и их не ждет смена деятельности в ближайшее время. Перед испытуемыми стоят вполне осмысленные цели, они способны адекватно оценивать пройденный период. Также им легче контролировать свою жизнь

О

о

о ^

то н

н о

о

а

а

0

3

а то н

н о

»

а

1

к а

ä о

о

3

к

о

3

з то

ä

3 о

а з

Cü а

Ä а

Р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

з

ä о-

о 8

а ж

и а

£

и

сц

на данном этапе. По словам А. Н. Калягина с соавторами: «процесс адаптации к новым условиям обучения обычно происходит в течение 1-1,5 лет» [17]. Это приводит к относительно высокому уровню осмысленности у данных студентов, по сравнению с двумя другими группами.

Этим же объясняются различия в ценностной сфере. Ценность «Безопасность», более значимая для студентов II и III курсов, определяется как безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений [18]. В работах психологов второй курс рассматривается как период напряженной учебной деятельности студентов, процесс адаптации к которой уже завершен. Третий курс же характеризуется началом специализации и углублением профессиональных интересов студентов [14]. Очевидно, что студенты стремятся сохранить данную ситуацию, при которой он развивается, получает новые знания и опыт. Желание стабильности, поддержания существующих взаимоотношений и присвоенной роли в обществе определяет высокую значимость ценности «Безопасность» для

студентов II и III курсов. Таким образом, мы видим наличие значимых различий в личностных компонентах нравственной активности, определяющих направленность деятельности и развития человека.

Что касается субъектных компонентов нравственной активности, здесь также присутствуют различия. Уровень когнитивного контроля больше выражен у студентов II и III курса, меньше всего - у первокурсников. Данные результаты подтверждают вышесказанное. Как уже было замечено, только произошедшая или надвигающаяся смена социальной роли и социального статуса негативно сказывается на ощущении себя как субъекта своей жизни, ведомого собственными ценностно-смысловыми ориентация-ми. Все это сказывается на когнитивных процессах, на процессах осознания ситуации вокруг субъекта, что ведет к снижению уровня когнитивного контроля.

Похожая ситуация и с компонентами эмоционального контроля. Переменные «Бегство-избегание» и «Дистанцирование», более выраженные у студентов I и IV курсов, отра-

жают стратегии совладания с негативными переживаниями за счет пассивных форм поведения, выражаемых в снижении субъективной значимости проблемы, степени эмоциональной вовлеченности в нее, либо полном отрицании проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. [19]. Студенты-первокурсники только поступили в вуз с непривычным распорядком и правилами, которые дают им значительную самостоятельность. Помимо этого, «смена привычной среды может быть обострена неудовлетворенностью результатами учебы, межличностными отношениями, потерей привычного статуса в группе, тревогой в выборе будущей профессии» [14], что может привести к стрессу, повышенной утомляемости и нервному истощению [14]. Студенты IV курса - это будущие выпускники, которым в скором времени будет необходимо жить полностью самостоятельной жизнью, обеспечивая все свои потребности. Как замечают А. А. Малка и Я. Ю. Чуева, проблемы наиболее полной реализации про-

фессионального и личностного потенциала выпускников вузов в современных условиях становятся все более актуальными, а молодые специалисты, после окончания учебных заведений, сталкиваются со сложностями, связанными с выходом на рынок труда [20]. Осознание будущих трудностей с вхождением в новую среду, будь то вуз или профессиональная среда, и неотвратимость данных трудностей приводит к тому, что студент испытывает эмоциональное напряжение и беспокойство из-за неизбежности ситуации. В результате на уровне эмоционального контроля у него закрепляется пассивное поведение и, возможно, даже фатализм. Стоит также заметить, что данные поведенческие стратегии у первокурсников выражены в меньшей степени, т.к. в их жизни уже произошли перемены, в то время как студентам IV курса только предстоит выпускаться из университета и начинать профессиональную жизнь. Это объясняет наиболее высокие показатели у них переменных «Дистанцирование» и «Бегство-избегание».

о

с

о § е н н о с

>й р

а а

с

т а

е н н о »

а

и

и

а н о с

у

д е

н

т

о

а

Со

а н

а р

3 н

р р с

X

,к и н с а

£

и

сц

Описанные различия - не единственные результаты, полученные в ходе сравнения эмоционального контроля. Помимо названных, различия также были найдены в стратегиях: «Кон-фронтационный копинг» и «Планирование решения проблем». В отличие от предыдущих, данные стратегии поведения однозначно являются активными способами решения негативных ситуаций. Конфронтация понимается как осуществление конкретных действий, направленных либо на изменение ситуации, либо на отреагирование негативных эмоций в связи с возникшими трудностями, а планирование решения проблем как целенаправленный анализ ситуации и возможных вариантов поведения, выработка стратегии разрешения проблемы [19]. Выраженность данных переменных увеличивается по мере обучения в университете: на первом курсе данные стратегии выражены меньше всего, на четвертом -больше всего. Это приводит к выводу, что активные стратегии совладающего поведения, в нашем исследовании выражающие эмоциональный уровень контроля поведения, развиваются вместе с прохождением обучения в вузе.

Происходит это из-за того, что студенческая жизнь, по сравнению с обучением в школе, ставит перед студентом большие проблемы которые он обязан решить. Основной формой адаптации к данному периоду, по словам Т. И. Поповой, «является рост его умения справляться с новыми трудными ситуациями, которые требуют особых усилий и заставляют проявить, обнаружить незаметные в обычных условиях качества» [21 с. 55]. Это, на наш взгляд, способствует повышению возможности решать свои проблемы, становиться более уверенным в своих силах и прибегать, в образовательном процессе, к активным формам совла-дания с трудностями. Таким образом, эмоциональный контроль студентов разных курсов предстает сложной категорией. С одной стороны, студенты второго и третьего курсов чувствуют большую уверенность в будущем, что спасает их от избегания негативных переживаний. С другой стороны, обучение в вузе развивает эмоциональный контроль поведения студентов, выявляет в них способность активно и успешно преодолевать встающие перед ними трудности.

Полученные результаты соответствуют гипотезе исследования и могут быть использованы при проведении мероприятий, направленных на адаптацию студентов первого курса к учебному процессу в вузе. Кроме этого, результаты могут способствовать эффективности психологической поддержке для студентов-выпускников в вопросах будущей профессиональной адаптации.

5 Заключение (Conclusion)

Выявленные различия в нравственной активности у студентов на разных курсах обучения позволяют сказать, что нравственная активность трансформируется в ходе профессионального развития на этапе получения профессионального образования. В начале этапа обучения в вузе студенты еще не адаптированы к новым условиям и правилам, уровень ос-

мысленности своей жизни падает, не выработаны активные стратегии эмоционального контроля, когнитивный контроль также находится на низком уровне. В процессе обучения студенты II и III курса адаптируются к правилам вуза, более осознано и осмысленно подходят к процессу обучения, развивают в себе активные стратегии эмоционального контроля. При окончании обучения надвигающиеся изменения в жизни студентов снижают показатели смысловой сферы и когнитивного контроля, вызывают появления стратегий эмоционального контроля, связанных с избеганием проблемы. Однако, в тоже время, продолжение обучения развивает у них и активные стратегии эмоционального контроля, необходимые для преодоления трудностей, возникающие в учебном процессе.

о

о

о ^

то н

н о

о

а

а

0 S

а то н

н о

»

а

1

s а

ä о

о

Библиографический список

1. Антилогова Л. Н. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. 2003. №2. С. 13-17.

2. Боровский М. Н. Моральные потребности и их роль в нравственном поведении молодежи // Воспитание молодежи в духе коммунистической нравственности в условиях развитого социализма. М., 1974. 146 с.

у д то

ä

S о

а з

а ä

а р

з

ä

о 8

Ä

s «

£

Ci

s Ä

SJ

a §

U aj

3. Зайцева И. А. Нравственная активность личности, сущность ее и компоненты // Личность-слово-социум: Материалы VIII Междунар. науч. практ. конф. Минск, 2008. Ч. 1. С. 17-21.

4. Зотов Н. Д. Нравственная активность личности: сущность и этапы становления. М., 1984. 64 с.

5. Антилогова Л. Н. Ценностные ориентации как форма выражения нравственной активности личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 4. С. 23 - 25.

6. Акопова М. А., Баранова Т. А. Формирование личности современного студента как важнейшая задача российского образования // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия "Гуманитарные и общественные науки". 2013. №2(172). С. 95-111.

7. Красник В. С., Ряжкин А. О. Различия в нравственной активности студентов -юристов и студентов-психологов // Психология и право. 2019. № 1. С. 1-21. doi:10.17759/psylaw.2019090101 (WoS)

8. Ряжкин А. О. Нравственная активность личности как система // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. №3. С. 406-419. DOI: 10.17072/2078-7898/2018-3-406-419

9. Сергиенко Е. А., Виленская Г. А., Ковалева Ю. В. Контроль поведения как субъектная регуляция : монография. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2010. 352 с.

10. Зеер Э. Ф. Психология профессий : учебное пособие. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2003. 336 с.

11. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс. 1996. 512 с.

12. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения : учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2002. 400 с.

13. Кулагина, И. Ю., Колюцкий, В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера». 2001. 464 с.

14. Газалиев А. М., Егоров В. В., Огольцова Е. Г. Психологические особенности студента и активация его познавательной деятельности // Alma mater. Вестн. высш. шк. 2011. № 8. С. 19-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / С. А. Боровикова, Т. П. Водолазская, М. А. Дмитриева и др.; Ред. Г. С. Никифоров. СПб: Изд-во СПбГУ. 2001.152 с.

16. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл. 2000.18 с.

17. Калягин А. Н., Жукова Е. В., Погорелова И. Г., Варавко Ю. О. Психологические особенности и типология личности студента медицинского вуза // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2015. №5. С. 134-136.

18. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь. 2004. 70 с.

19. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями : пособие для врачей и медицинских

психологов / Л. И. Вассерман, А. Я. Вукс, Б. В. Иовлев, Е. Р. Исаева, Е. А. Трифонова, О. Ю. Щелкова, М. Ю. Новожилова; Под ред. Л. И. Вассермана. Санкт-Петербург, НИП-НИ им. Бехетерева. 2009. 37 с.

20. Малка А. А., Чуева Я. Ю. Проблемы трудоустройства молодых специалистов [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум 2012: материалы IV Международной студенческой электронной научной конференции. 2012. URL: https://www.rae.ru/ forum2012/21/1478. (дата обращения 28.05.2019).

21. Попова Т. И. Психологические проблем адаптации студентов к условиям вуза // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2007. №2. С. 53-57.

V. S. Krasnik1, A. O. Riazhkin2

!ORCID No. 0000-0003-4587-0176 Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Department of Psychology, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: krasnikvadim@rambler.ru 2ORCID No. 0000-0001-8309-8047

то

The teacher, Department of Psychology, »

Graduate Student, Department of Psychology, Chelyabinsk State University,

Chelyabinsk, Russia. ^

E-mail: aoryazhkin@gmail.com l

o

THE FEATURES OF MORAL ACTIVITY OF UNIVERSITY STUDETS ^

ON DIFFERENT COURSES i

TO

3

tt u

TO

TO

Abstract

Introduction. The article studies the features of moral activity at the stage of study

at the university. Moral activity is considered as a system represented at the level of the

i

subject and at the level of the individual. In the article there is a review of the main TO

TO

ideas of researchers which are exploring studying in university as a stage of professional | development, during which there are significant changes in personality properties. The ou relevance of studying the differences in the moral activity of students from different 3

courses is justified. The purpose of the article is to identify and study the features of the moral activity of students, which are studying at different courses.

Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the problems of moral activity and professional development and diagnostic techniques, including testing and statistical data processing methods.

Results. According to the results of the study, we found differences in moral activity between students of different courses, at the subject level and at the personality level.

Discussion. The differences are connected with features of the course in which students are studying. Students of the first and fourth courses are in a situation that has already occurred or is about to change their social status, which affects the indicators of the semantic sphere, and the emotional and cognitive levels of behavior control. Students, that studying at second and third courses, are in the middle of the educational process, and not apt to quick changes in social status and activity, which is reflected in values, meaningfulness and controllability of life, and in a greater level of cognitive control of behavior. Besides that, there are changes in active ways to overcome situations that cause negative emotions, which are representing emotional control.

Conclusion. The results of the research contribute to the study of the moral activity of the university students and can be used to assist in the adaptation of first-year students to the educational process, as well as psychological support for last-year students in future professional adaptation.

Keywords: moral activity, professional development, higher education, behavior control, value-semantic sphere, subject, personality.

J Highlights:

N

ai We have found differences in moral activity from the students, which are studied in

.. O different courses, at the level of the subject and at the level of the personality;

^

,k i The differences in moral activity is demonstrating features of the value-semantic

I

g sphere and components of behavior control, which associated with the course of study;

Some aspects of practical application of research results related to the adaptation to the educational process of the university and the future professional adaptation of students are called.

References

1. Antilogova L. N. (2003) O vzaimosvyazi tsTOnnostnykh oriTOntatsii i nravstvTOnnoi aktiv-nosti lichnosti [On the relationship of value orientations and moral activity of the individual]. Sibirskayapsikhologiya sTOgodnya: Sbornik nauchnykh trudov. 2, 13-17 (In Russian).

2. Borovskii M. N. (1974) Moral'nyTO potrTObnosti i ikh rol' v nravstvTOnnom povTOdTOnii mo-lodTOzhi [Moral needs and their role in the moral behavior of young people]. VospitaniTO molo-dTOzhi v dukhTO kommunistichTOskoi nravstvTOnnosti v usloviyakh razvitogo sotsializma, Moscow Publ (In Russian).

3. Zaitseva I.A. (2008) NravstvTOnnaya aktivnost' lichnosti, sushchnost' toto i kompomnty [Moral activity of the personality, its essence and components]. Lichnost'-slovo-sotsium: MatTO-rialy VIIIMTOzhdunar. nauch. prakt. konf. 1. 17-21 (In Russian).

4. Zotov N.D. (1984) NravstvTOnnaya aktivnost' lichnosti: sushchnost' i TOtapy stanovlTO-

niya. [Moral activity of the personality: the essence and stages of formation]. Moscow Publ. (In ^ Russian). TO

5. Antilogova L.N. (2016) TsTOnnostnyTO oriTOntatsii kak forma vyrazhTOniya nravstvTOnnoi TO aktivnosti lichnosti [Value orientations as a form of expression of the moral activity of the per- tu sonality]. PsikhopTOdagogika v pravookhranitTOl'nykh organakh. 4. 23-25 (In Russian).

6. Akopova M. A., Baranova T. A. (2013) FormirovaniTO lichnosti sovrTOmTOnnogo studTOn-ta kak vazhmishaya zadacha rossiiskogo obrazovaniya [Formation of the personality of the modern student as the most important task of Russian education]. Nauchno-tTOkhnichTOskiTO vTOdo-mosti SPbGPU. STOriya "GumanitarnyTO i obshchTOstvTOnnyTO nauki". 2. 95-111 (In Russian).

7. Krasnik V. S., Ryazhkin A. O. (2019) Razlichiya v nravstvTOnnoi aktivnosti studTOntov-yuristov i studTOntov-psikhologov [Differences in the moral activity of law students and psychology students]. Psikhologiya ipravo. 1. 1-21. doi:10.17759/psylaw.2019090101 (In Russian).

8. Ryazhkin A. O. (2018) NravstvTOnnaya aktivnost' lichnosti kak sistTOma [Moral activity of personality as a system]. VTOstnik PTOrmskogo univTOrsitTOta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiolo-giya. 3. 406-419. DOI: 10.17072/2078-7898/2018-3-406-419 (In Russian).

9. Sergienko E. A., Vilenskaya G. A., Kovaleva Yu. V. (2010) Kontrol'povTOdTOniya kak sub"TOktnaya rTOgulyatsiya [Behavior control as subject regulation]. Moscow: Institut psikhologii RAN Publ (In Russian).

10. Zeer E. F. (2003) Psikhologiya professii [Psychology of the professions]. Moscow: Akademicheskii proekt Publ.; Yekaterinburg: Delovaya kniga Publ (In Russian).

11. Klimov E. A. (1996) Psikhologiya professional'nogo samooprTOdTOlTOniya [Psychology of professional self-determination]. Rostov-on-Don: Feniks Publ (In Russian).

12. Pryazhnikov N. S. (2002) MTOtody aktivizatsii professional'nogo i lichnostnogo samooprTOdTOlTOniya [Methods of enhancing professional and personal self-determination]. Moscow:

r

r l

C i

i e i

CC

u

e

C

0 n

1 ^

e r e

nC

O o

u

e e

s

R

i £

0

1

a ^

Moskovskii psikhologo-sotsial'nii institute Publ.; Voronezh: NPO «MODEK» Publ (In Russian).

13. Kulagina I. Yu., Kolyutskii V. N. (2001) Vozrastnaya psikhologiya: Polnyi zhiznennyi tsikl razvitiya cheloveka [Developmental Psychology: The full life cycle of human development]. Moscow: Sfera Publ (In Russian).

14. Gazaliev A. M., Egorov V. V., Ogol'tsova E. G. (2011) Psikhologicheskie osobennosti studenta i aktivatsiya ego poznavatel'noi deyatel'nosti [Psychological features of the student and the activation of his cognitive activity]. Alma mater. Vestnik vysshei shkoly. 8. 19-23 (In Russian).

15. Nikiforov G. S. (ed.). (2001) Psikhologicheskoe obespechenie professional'noi deyatel'nosti [Psychological support of professional activity]. SPb: SPbGU Publ (In Russian).

16. Leont'ev D.A. (2000) Test smyslozhiznennykh orientatsii [The test of the meaning of life orientations]. Moscow: Smysl Publ (In Russian).

17. Kalyagin A. N., Zhukova E. V., Pogorelova I. G., Varavko Yu. O. (2015) Psikhologi-cheskie osobennosti i tipologiya lichnosti studenta meditsinskogo vuza [Psychological features and personality typology of the student of medical university]. Sibirskii meditsinskii zhurnal (Irkutsk). 5. 134-136 (In Russian).

18. Karandashev V. N. (2004) Metodika Shvartsa dlya izucheniya tsennostei lichnosti: kontseptsiya i metodicheskoe rukovodstvo [Schwartz Method for Studying Personality Values: Concept and Methodological Guide]. SPb.: Rech' Publ (In Russian).

19. Vasserman L. I. (ed.) (2009) Metodika dlya psikhologicheskoi diagnostiki sposobov sovladaniya so stressovymi i problemnymi dlya lichnosti situatsiyami [The technique for the psychological diagnosis of coping with stressful and problematic situations for a person]. SPb: NIPNI im. Bekhetereva Publ (In Russian).

20. Malka A. A., Chueva Ya.Yu. (2012) Problemy trudoustroistva molodykh spetsialistov [Problems of employment of young professionals]. Studencheskii nauchnyi forum 2012: mate-rialy IV Mezhdunarodnoi studencheskoi elektronnoi nauchnoi konferentsii. Available at: https://www.rae.ru/forum2012/21/1478. (Accessed: 28.05.2019) (In Russian).

21. Popova T.I. (2007) Psikhologicheskie problem adaptatsii studentov k usloviyam vuza [Psychological problems of adaptation of students to the conditions of the university]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 2. 53-57 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.