№ 5 - 2012 г. 08.00.00 экономические науки
УДК 614.2:331.2
ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
И.Д. Смолянинова, Т.В. Ершова
ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития (г. Новосибирск)
В статье рассмотрены особенности формирования новой системы оплаты труда в медицинских организациях, отражено значение системы мотивации труда медицинских работников в бюджетных организациях. Сделаны прогнозы поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных), медицинских услуг на 2012-2018 годы.
Ключевые слова: трудовые отношения, заработная плата, система оплаты труда, бюджетные учреждения, казенные учреждения, Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2012-2018.
Смолянинова Ирина Дмитриевна — старший преподаватель кафедры экономики и управления в здравоохранении ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 225-36-80, е-mail:
cmolyaninowa85@mail .т
Ершова Татьяна Валентиновна — старший преподаватель кафедры экономики и управления в здравоохранении ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 225-36-80, е-mail:
В условиях рыночного хозяйствования существенно меняется политика в области оплаты труда, материального поощрения и социальной поддержки медицинских работников.
Рассмотрим правовое обоснование ряда изменений взаимоотношений: работодатель и медицинский работник. Согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Согласно ст. 129 ТК РФ, заработная плата — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Несмотря на то, что в бюджетных учреждениях ЕТС не применяется уже с декабря 2008 года, остались существенные перекосы в уровне оплаты труда медицинских работников, исполняющих сходные функции в различных организациях. Общий уровень оплаты труда в бюджетных учреждениях во всех субъектах РФ значительно отстает от среднего по региону. Поэтому рекомендуется «принять действенные меры по преодолению недостатков в организации оплаты труда» бюджетников. По мнению депутатов, первым шагом могло бы стать «утверждение правительством РФ базовых окладов (должностных окладов), базовых ставок зарплаты по профессиональным квалификационным группам работников», как предусмотрено ч. 2 ст. 144 ТК РФ.
Кроме того, обращаем внимание на то, что ключевым моментом в постановлении Правительства Российской Федерации № 583 от 05.08.2008 года «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» отменена единая тарифная сетка. Далее отметим, что особенности труда каждой отрасли, каждой профессиональной группы, в том числе и в здравоохранении, требуют дифференцированного подхода к принципам формирования оплаты труда.
Поэтому так важно осознавать особенности, появившиеся при переходе на новые системы оплаты труда в отечественной бюджетной сфере:
1. Новые базовые оклады бюджетной сети устанавливаются кратно ниже рыночной стоимости труда.
2. Имеет место распыление бюджетных средств на микроскопические надбавки к базовым окладам, что не способствует созданию конкурентоспособности бюджетных рабочих мест на рынке занятости.
3. При разработке мотивационных систем преобладает непонимание необходимости разграничить работу, выполняемую за оклад, и деятельность медицинских работников, за которую назначаются стимулирующие выплаты.
4. До сих пор при определении конкретных показателей результатов труда, ожидаемых от руководителей и медицинских работников, нет ясной методики и расчета с определением ответственных лиц за данную работу.
Таким образом, создана незавершенная, неработающая система распределения премий за непонятные результаты на основе стимулирующих надбавок. Хотя в ряде медицинских организаций анализируются функции, задачи и объемы работ каждого сотрудника. Сегодня крайне важно создание в каждой медицинской организации:
• критериев эффективности работы медицинского работника;
• регламентов дополнительного соглашения с руководителем медицинской организации;
• разработки показателей и условий стимулирования труда руководителей самих медицинских организаций.
Еще одной особенностью при внедрении новой системы оплаты труда в федеральных бюджетных медицинских организациях является необходимость квалифицированного переобучения специалистов экономических служб, которые должны знать типовые модели мотивационных систем (поликлиник, больниц, санаториев) и т.п.
Действительно руководители бюджетных учреждений без квалифицированной помощи не смогут создать правильную систему стимулирования или систему управления результатами деятельности медицинских работников.
Новым является и то, что учреждения здравоохранения решают социальную функцию оказания медицинской помощи целевой группе в рамках сметного финансирования, а с разрешения органа управления здравоохранения занимаются медицинским бизнесом (оказанием платных медицинских услуг) в рамках товарообмена медицинских услуг на денежные средства с зачислением их на лицевые счета органов Федерального казначейства.
Расходование внебюджетных средств сопряжено с необходимостью следования бюрократическим процедурам разрешений и согласований. Ответственность
по обязательствам учреждения несут своими денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник за счет средств соответствующей казны (рис. 1).
Рис. 1. Бюджетная реформа учреждений здравоохранения
Бюджетная реформа привела к тому, что появились два вида учреждений: бюджетные и казенные (рис. 2).
Бюджетные учреждения будут сформированы в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и других сферах, способных функционировать на основе рыночных принципов без их коренного преобразования. Бюджетные учреждения получат от собственника имущество с правом его распоряжения за исключением особо ценного, отнесение к которому находится в усмотрении собственника, а также получат возможность участвовать на общих основаниях в рамках конкурса на получение государственного задания для реализации социальной функции государства по предоставлению медицинской помощи. Полученный доход не будет проходить через органы Федерального казначейства и будет поступать в полное распоряжение бюджетного учреждения. За такую предоставленную возможность государство будет брать компенсацию — ответственность по обязательствам будет лежать исключительно на бюджетном учреждении без субсидиарной ответственности собственника
Казенными учреждениями планируется реализовать отдельные полномочия государства, и введение рыночных принципов оказания государственных услуг в этих учреждениях нецелесообразно. Для них сохранится сметное финансирование, а доходы, полученные от предпринимательской деятельности, будут зачисляться в соответствующий бюджет. Лицевые счета будут открываться в органах Федерального казначейства.
Рис. 2. Бюджетная реформа учреждений здравоохранения
Такой подход к реорганизации бюджетных учреждений ставит перед главными врачами, заместителями по экономике медицинских организаций задачи формирования навыков и умений менеджера и маркетолога по выявлению потребностей рынка и предложению конкурентоспособного продукта, тем более что частная медицина, как правило, под боком и не намерена отдавать свою долю рынка. Государство принимает меры по ужесточению юридической ответственности за ненадлежащее оказание медицинских услуг. Администрации придется предпринимать жесткий прессинг на медицинский персонал, который не сможет отказаться от работы на себя, а не на учреждение.
В связи с трудностями продвижения новых систем оплаты труда бюджетных работников Минтруда России разрабатывает Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2012-2018 годы. Основной целью программы является существенное повышение качества услуг, оказываемых учреждениями бюджетной сферы населению и хозяйствующим субъектам, а также внедрение современных форм и технологий работы в деятельность этих учреждений. Программа подразумевает формирование независимой оценки качества
работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая введение публичных рейтингов их деятельности. Крайне важно, что должен заработать механизм общественного контроля, так как в оценке качества оказания услуг будут принимать участие общественные организации.
Таким образом, программа позволит соединить всестороннюю оценку работника с распределением всего фонда оплаты труда и его поощрительной части, учитывая при этом его производственные, деловые и личностные показатели, что приведет к решению задачи индивидуализации заработной платы.
В заключении отметим то, что новая система оплаты труда в медицинских организациях имеет свои особенности, которые отражают как достоинства, так и недостатки приведенной системы. Исследование данного вопроса представляется весьма актуальным, перспективным и будет продолжено в следующих выпусках журнала.
Список литературы
1. Постановление правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»
2. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2012-2018 годы
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», пункт 6 перечня поручений Правительства Российской Федерации от 18 мая 2012 г. № ДМ—П12—2838.
4. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах, пункт 7 перечня поручений Правительства Российской Федерации от 5 июля 2012 г. № ДМ-П13-3787.
5. Перечень поручений Президента Российской Федерации от 17 июля 2012 г. № Пр-1798 (пункты 9, 10), перечень поручений Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 г. № ДМ-П8-4190.
6. Генкин Б. М. Экономика и социология труда : учеб. для вузов / Б. М. Генкин. — 7-е изд., доп. — М. : Норма, 2007. — 448 с.
7. Панов А. В. Бюджетная реформа учреждений здравоохранения : ограничения для ведения полноценного медицинского бизнеса снимаются, ответственность по обязательствам в полном объеме вменяется / А. В. Панов // Центр медицинского права. — Режим доступа : 2010.http://www.pravo-med.ru/articles/med_business/3473/
FEATURES OF NEW WAGE SYSTEM IN MEDICAL ORGANIZATIONS
I.D. Smolyaninova, T.V. Ershova
SEIHPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment» (Novosibirsk c.)
In article the features of new wage system formation in medical organizations are surveyed. The importance of work motivation system of medical workers in budgetary organizations is reflected. Forecasts of gradual improvement of wage system at accommodating the state (municipal), medical services are made for 2012-2018.
Keywords: labor relations, wage, wage system, budgetary establishments, state establishments, Program of gradual improvement of wage system at accommodating the state (municipal), medical services for 2012-2018.
About authors:
Smolyaninova Irina Dmitrievna — senior teacher of health care economy and management chair at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», office phone: 8 (383) 225-36-80, e-mail: [email protected]
Ershova Tatyana Valentinovna — senior teacher of health care economy and management chair at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», office phone: 8 (383) 225-36-80, e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. The resolution of the government of the Russian Federation from 05.08.2008 № 583 «About introduction of new wage systems for workers of federal budgetary institutions and federal state authorities, and also for civil personnel of military units, establishments and departments of federal executive authorities in which the law provided the military service and equated which wage system is carried out now on the basis of uniform scale of charges on wages of employees of federal state institutions».
2. Program of gradual improvement of wage system at accommodating the state (municipal), medical services for 2012-2018
3. The order of the President of the Russian Federation from May 7, 2012 of № 597 «About actions for realization of the state social policy», point 6 of the list of orders of the Government of the Russian Federation from May 18, 2012 of № DM-P12-2838.
4. Budgetary address of the President of the Russian Federation about the budgetary policy in 2013-2015, point 7 of the list of orders of the Government of the Russian Federation from July 5, 2012 of № DM-P13-3787.
5. The list of orders of the President of the Russian Federation from July 17, 2012 № Pr-1798 (points 9, 10), the list of orders of the Government of the Russian Federation from July 21, 2012 of № DM-P8-4190.
6. Genkin B. M. Economy and work sociology: manual for higher education institutions / B. M. Genkin. — 7th prod., additional — M: Norm, 2007. — 448 P.
7. Panov A.V. Budgetary reform of health care establishments: restrictions for conducting high-grade medical business are taken out, full-scale responsibility according to obligations is made / A.V.Panov // Center of the medical law. — Access mode: 2010.http://www.pravo-med.ru/articles/med_business/3473/