Бухгалтер и закон
ОСОБЕННОСТИ НОВОГО ЗАКОНА О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
А. В. СОШНИКОВА, кандидат экономических наук, менеджер проекта Представительство некоммерческой корпорации «Прожект Хармони, Инк.» (США) в Российской Федерации
В «Российской газете» 09.12.2011 был опубликован текст Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ), который вступит в силу с 01.01.2013. Этот закон был принят Государственной Думой РФ 22.11.2011, одобрен Советом Федерации РФ 29.11.2011 и подписан Президентом РФ.
Основная цель Закона № 402-ФЗ — обеспечить соответствие норм законодательства РФ условиям экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также доступ к информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организаций для заинтересованных пользователей. Что же нового ждет хозяйствующих субъектов?
Если прежде индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой, освобождались от ведения бухгалтерского учета, то теперь они будут обязаны его вести. И это не так плохо, как кажется на первый взгляд.
Во-первых, налогоплательщикам, совмещающим несколько специальных налоговых режимов, приходится иметь дело с большим количеством спорных ситуаций с налоговыми органами в вопросах организации раздельного учета. Правильно организованный бухгалтерский учет явился бы решением многих спорных вопросов.
Во-вторых, Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ) допускал для индивидуальных предпринимателей отказ от ведения бухгалтерского
учета, поскольку у них не было выхода на внешние рынки, необходимости привлечения инвестиций и т. д. Им не нужно было формировать информацию, у которой нет пользователей. Но теперь в такой информации появилась потребность у налоговых органов. Например, для расчета налога на имущество, поскольку в налоговую базу по нему входит остаточная стоимость движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 гл. 30 Налогового кодекса РФ).
В-третьих, на пути к сближению российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) и Международных стандартов бухгалтерского учета (МСФО) важно учитывать существование в МСФО такого понятия, как «гудвилл» — деловая репутация. В российском бухгалтерском учете это понятие пока не развивается. Возможно, ведение бухгалтерского учета и обязательная публикация бухгалтерской отчетности позволят сделать деятельность хозяйствующих субъектов более прозрачной.
В новом законе о бухгалтерском учете также затронут вопрос коммерческой тайны. В пункте 11 ст. 13 Закона № 402-ФЗ указано, что в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны. В предыдущем законе о бухгалтерском учете содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности являлось коммерческой тайной (абз. 1, п. 4, ст. 10 Закон № 129-ФЗ). В новом законе такой пункт отсутствует.
Новым законом о бухгалтерском учете предусматривается создание государственного информационного ресурса, который формируется из обязательных экземпляров бухгалтерской (финансовой отчетности (п. 3 ст. 18 Закона № 402-ФЗ) для предоставления информации заинтересованным лицам. По мнению автора, это нововведение будет способствовать прозрачности деятельности организаций и контролю за контрагентами.
Примечательно, что в Законе № 402-ФЗ ничего не сказано о действующих в настоящее время положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ). Дело в том, что основополагающими документами должны стать стандарты бухгалтерского учета — документы, которые будут устанавливать минимально необходимые требования, а также допустимые способы его ведения (п. 3 ст. 3 Закона № 402-ФЗ).
Федеральные стандарты бухгалтерского учета будут установлены с вступлением в силу Закона № 402-ФЗ. Они призваны устанавливать единые правила для всех видов экономической деятельности экономики. К ним относятся: план счетов, состав последней и первой бухгалтерской отчетности при реорганизации предприятий, упрощенные методы бухгалтерского учета и др.
Принятию федеральных стандартов бухгалтерского учета будет предшествовать публичное обсуждение, на которое отводится 3 мес., начиная с момента опубликования проекта стандарта. После этого разработчики примут во внимание все замечания и предложения, возникшие в ходе обсуждения, откорректируют стандарты и представят на утверждение.
Предполагается, что над разработкой проекта стандартов будут трудиться не только государственные органы, но и субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Привлечение представителей бизнес-сообщества и специалистов является важным условием, которое должно положительно повлиять на качество новых стандартов бухгалтерского учета.
В новом законе о бухгалтерском учете подробно расписано, какие этапы будет включать разработка федеральных стандартов бухгалтерского учета. Статьи 23—28 Закона № 402-ФЗ содержат буквально пошаговую инструкцию.
В то же время с принятием Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», по словам Л. Шнейдма-на, директора департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской
деятельности и бухгалтерского учета Минфина России, МСФО в России признаны именно в том виде, в котором они используются во всем мире. Никакого местного, русифицированного варианта не будет. Это очень важно, поскольку любое отступление, по его мнению, могло бы негативно сказаться на отечественном бизнесе1.
С принятием нового закона открытым остается вопрос о судьбе российских ПБУ. Про то, что они признаются утратившими силу, в нем ничего не сказано. Но в то же время п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ разъясняет, что до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Банком России до дня вступления в силу нового закона о бухгалтерском учете.
С принятием Закона № 402-ФЗ в Минфине России активно ведется работа по обновлению форм финансовой отчетности. Согласно новому закону о бухгалтерском учете годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность будет состоять из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах (в прошлом — отчета о прибылях и убытках) и приложений к ним.
В некоммерческих организациях отчет о финансовых результатах заменят на отчет о целевом использовании средств. Прежде данный отчет для некоммерческих организаций не являлся обязательным. Он был лишь рекомендованным приложением к бухгалтерскому балансу. Исключение составляли общественные организации, для которых приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (далее — Приказ № 66н) в составе приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках был утвержден отчет о целевом использовании полученных средств, обязательный для бухгалтерской отчетности. Иным некоммерческим организациям Приказом № 66н рекомендовано применять форму отчета о целевом использовании полученных средств при формировании соответствующих пояснений к бухгалтерскому балансу. Теперь эта форма стала обязательной для всех некоммерческих организаций.
Структура отчета о целевом использовании полученных средств достаточно общая и не несет информации о том, насколько полученные средс-
1 Бизнес заговорит не по-нашему // Российская газета. 2011. № 5656 (280) (столичный выпуск). 13 дек.
тва расходовались в соответствии с утвержденной сметой целевого финансирования. Зачем данная информация контролирующим органам, ведь целесообразность расходования полученных средств контролируется в первую очередь финансирующей стороной? Получается, что эти сведения необходимы в основном для статистики, чтобы понять структуру поступлений и расходов, а также их доли и роль в деятельности некоммерческих организаций.
Форма отчета содержит следующие статьи группировки поступлений и расходов:
— поступления:
• вступительные взносы;
• членские взносы;
• целевые взносы;
• добровольные имущественные взносы и пожертвования;
• прибыль от предпринимательской деятельности организации;
• прочие;
— расходование средств на:
• целевые мероприятия (в том числе социальная и благотворительная помощь, проведение конференций, совещаний, семинаров и т. п., иные мероприятия);
• содержание аппарата управления (в том числе расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления), выплаты, не связанные с оплатой труда);
• служебные командировки и деловые поездки;
• содержание помещений, зданий, автомобильного транспорта и иного имущества (кроме ремонта);
• ремонт основных средств и иного имущества, прочие;
• приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества.
Как следует из структуры поступлений, в учетных целях достаточно лишь открыть субсчета к счету 86 с соответствующими названиями. С расходами все организуется так же, как и с обычным учетом подобных расходов в соответствии с Планом счетов и правилами ведения учета. Расходы на проведение конференций и т. п. также можно группировать на соответствующих субсчетах, открытых к счету 26.
Интересно, что в новом законе определены требования, которым должно соответствовать лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета определенной группы экономических субъектов. Однако данные требования не распространяются на лиц, ответственных за ведение бухгалтерского
учета, которые были таковыми назначены до вступления в силу Закона № 402-ФЗ.
При этом в новом законе о бухгалтерском учете в отличие от действующего определена обязанность руководителей экономических субъектов (за исключением кредитной организации) возложить обязанность по ведению бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо и заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета со сторонней организацией.
В кредитных организациях возможность заключения договора со сторонними организациями не предусмотрена, и руководитель обязан возложить обязанность по ведению бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Таким образом, в соответствии с новым законом о бухгалтерском учете только руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может осуществлять ведение бухгалтерского учета самостоятельно.
Кстати, в Законе № 129-ФЗ также отсутствовали требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности, поскольку они были подробно изложены в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденном приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н.
В новом законе о бухгалтерском учете обозначены требования к бухгалтерской отчетности, но они перекликаются с содержанием ПБУ 4/99 и принципиальных новшеств не содержат.
Нет особых нововведений и в учетной политике. Пунктом 1 ст. 8 Закона № 402-ФЗ вводится определение, которое также соответствует несколько сокращенной формулировке, приведенной в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденном приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
В новом законе о бухгалтерском учете отсутствует понятие «унифицированные формы первичных документов», что может свидетельствовать о послаблении со стороны контролирующих органов в вопросах, что считать первичным документом и, соответственно, что будет приниматься к учету.
Словом, следует иметь в виду, что Закон № 402-ФЗ — это некая правовая база, на основе которой с помощью федеральных, отраслевых и других стандартов бухгалтерского учета будет выстраиваться учетный процесс. Бухгалтерский учет в том виде, в котором он существует в настоящее время, отживает свой последний год. Новый закон радикально изменит подход к вопросам организации
бухгалтерского учета, и остается лишь надеяться, что процесс перехода не будет болезненным, а учет примет новую простую и удобную форму.
Список литературы
1. Бизнес заговорит не по-нашему // Российская газета. 2011. № 5656 (280) (столичный выпуск). 13 дек.
2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ.
3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
4. О консолидированной финансовой отчетности: Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ.
5. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н.
6. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету: приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
7. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н.
8. Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности: постановление Правительства РФ от 06.03.1998 № 283.
9. Российская газета. 2011. № 5654 (федеральный выпуск) . 9 дек.