Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
187
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сальникова А.В.

В статье рассматриваются особенности подросткового возраста и влияние этих особенностей на нормативное поведение. Раскрываются отдельные факторы которые могут отрицательно влиять на поведение подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF NORMATIVE BEHAVIOR IN ADOLESCENCE

The article considers the peculiarities of adolescence and the influence of these features on normative behavior. Some factors that can negatively influence the behavior of the adolescent are revealed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 316.62

Сальникова А.В. студент 5 курса факультет «Психолого-педагогический» Крымский Инженерно-Педагогический Университет научный руководитель: Хаирова С.И., к.психолог.н.

доцент, преподаватель кафедра психологии КИПУ Россия, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Аннотация: В статье рассматриваются особенности подросткового возраста и влияние этих особенностей на нормативное поведение. Раскрываются отдельные факторы которые могут отрицательно влиять на поведение подростка.

Ключевые слова: нормативное поведение, подростковый возраст, подростки.

Salnikova A. V. student

5 year, Faculty of Psychological and Pedagogical Crimean Engineering-Pedagogical University

Russia, Simferopol Supervisor: Khairova SI. candidate of psychology. Sci., Associate Professor, lecturer of the

Department of Psychology of CEPU FEATURES OF NORMATIVE BEHAVIOR IN ADOLESCENCE Annotation: The article considers the peculiarities of adolescence and the influence of these features on normative behavior. Some factors that can negatively influence the behavior of the adolescent are revealed. Key words: normative behavior, adolescence, adolescents.

В наше время проблема изучения нормативного поведения в подростковом возрасте занимает значимое место среди исследований. Существует немало работ посвященных отклонениям в поведении личности. В основе которых стоит предупреждение отклоняющегося поведения. Цель данной статьи - это исследовать особенности и факторы нормативного поведения. В соответствии с целью можно определить основные задачи статьи:

1. Дать определение понятию нормативное поведение.

2. Раскрыть проблему нормативности.

3. Определить факторы, влияющие на нормативное поведение. Подростковый период - особый этап в жизни каждого человека. Время,

когда родители часто теряют контакт со своими детьми.

Термин «нормативность» часто встречается в исследованиях психологов и деятелей схожего профиля (Е. А. Лукашева, Э. Г. Липатов, О. В. Лысун, А. К. Пащенко и др.).

Е. А. Лукашева считает нормативность формой взаимодействия людей и объективно необходимых связей[6].

Во время подросткового возраста ребенок завоевывает новую позицию, позицию «взрослого». Подросток только начинает ощущать себя взрослым и старается показать себя им. Родители в этот период в какой-то степени теряют свой авторитет. Ребенок все чаще обращает свое внимание на то, что о нем думают друзья. Одной из главных потребностей в этот период становится общение со сверстниками, принятие в компанию и место которое он в ней занимает. Принадлежность к группе дает подростку чувство общности.

В своих работах Дж. Хоманс, М. И. Бобнева, В. Д. Плахов и другие авторы раскрывают проблему «нормативности», исследуя вопросы «что является нормой?», «как человек осваивает эту норму?», «как построить поведение характеризующее норму?».

В. Д. Плахов считал, что норма - это специфическое социальное качество, которое выделено из реальных отношений, существующих в общественном сознании [7].

Определить и дать четкие границы понятию «социальная норма» пытались и в отечественной, и в зарубежной литературе (Н.И. Сидоренко, Н.Е. Веракса, М.И. Бобнева, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и др.).

В словаре психологических терминов «социальная норма» трактуется как образец поведения, общепризнанное правило, стандарт деятельности, обеспечивающий упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп [3].

В обществе социальные нормы принято использовать в качестве обоснования осуществляемых решений и выборов, вариантов поведения.

Чтоб подробнее разобраться в этом понятии нужно рассмотреть факторы, которые влияют на нормативное поведение в период подросткового возраста.

Одним из основных факторов является семейное воспитание и влияние оказанное в условиях школьной среды. Ведь именно в семейном кругу ребенок впервые узнает, что хорошо, а что плохо и впервые приобретает какие-либо ценности. В подростковом возрасте высоко ценится справедливость учителя, который может в доступной форме представить школьный материал, интересно подать информацию, что сделает уроки продуктивными. [4]

Важную роль играют личностные факторы. Особенности характера и темперамента подростка, его ценностные ориентиры и акцентуации личности также играют важную роль. И можно сказать, что если родители и учителя будут строить систему воспитания подростка основываясь на его особенностях, то это только поможет и поддержит подростка в трудный

период.

Также на нормативное поведение в подростковом возрасте влияет социальный фактор. Особенности пребывания подростка в обществе, его принятие этим обществом. Доказательность этого могут подтвердить слова А.Н. Леонтьева: «Проблема самосознания личности не сводится к знанию человека о самом себе, самосознание - это осознание себя в системе общественных отношений» [5, с. 228].

В исследовании нормативного типа подростков особое место имеет проблема изучения ценностных ориентаций. Важные предпосылки развития в подростковом возрасте - это выбор и осмысление ценностей, оценка своих действий [2, 57].

На ценностные ориентации подростков могут оказывать влияние отношения в семье, уровень жизни, отсутствие в семье одного из родителей.

Можно сделать некоторые выводы. Подростковый возраст - это один из наиболее важных этапов в жизни каждого человека. Большое влияние на нормативное поведение в подростковом возрасте имеют семейное и школьное воспитание, личностные и социальные факторы.В сложный период переходного возраста подросткам свойственно закрываться от всего мира, держать все переживания в себе. Однако, на самом деле, в этот период подросток нуждается в поддержке и понимании.

Нормативность в поведении подростка играет большую роль в процессе его жизнедеятельности. Влияет на построение отношений в группе, на ученическую деятельность и в целом на развитие личности.

Использованные источники:

1. Выготский Л. С. Психология развития ребенка - М.: Издательство Смысл, 2006

2. Кокоева Р.Т. Развитие нравственного сознания молодежи средствами этно- культуры: Монография. - Владикавказ, 2009. - 183 с.

3. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. М.: ПЕР СЭ, 2007. 464 с.

4. Лысун О.В. Нормативность сознания как условие и ресурс развития цивилизации: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Хабаровск, 2006. 23 с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с

6. Лукашева Е. А. Человек, право, цивилизации. Нормативно-ценностное измерение. М.: Норма, 2009. 384 с.

7. Плахов В. Д. Социальные нормы: философские ос новы общей теории. М., 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.