Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ ПРИМЕНЕНИЕ ЛИШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА'

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ ПРИМЕНЕНИЕ ЛИШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
198
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА / ЛИШЕНИЕ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ / ЛИШЕНИЕ ПРАВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОХОТЫ / ЛИШЕНИЕ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ САМОХОДНЫМИ МАШИНАМИ / ЛИШЕНИЕ ПРАВА НА ПРИОБРЕТЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ИЛИ ХРАНЕНИЕ И НОШЕНИЕ ОРУЖИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поделякин Александр Александрович

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования нормативно-правовой базы применения лишения специального права. Анализируется его социально-правовая значимость в системе мер административной ответственности, а также механизм назначения и применения. Обосновывается отсутствие общих подходов к вопросам нормативно-правового регулирования лишения специального права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Поделякин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE REGULATORY FRAMEWORK GOVERNING THE APPLICATION OF DEPRIVATION OF SPECIAL RIGHTS

The article considers current problems of formation of the normative-legal base of application of deprivation of a special right. Its socio-legal significance in the system of measures of administrative responsibility, as well as the mechanism of appointment and application is analyzed. The lack of common approaches to the issues of normative-legal regulation of deprivation of special rights is substantiated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ ПРИМЕНЕНИЕ ЛИШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА»

Поделякин Александр Александрович

Особенности нормативно-правовой базы, регламентирующей применение лишения специального права

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования нормативно-правовой базы применения лишения специального права. Анализируется его социально-правовая значимость в системе мер административной ответственности, а также механизм назначения и применения. Обосновывается отсутствие общих подходов к вопросам нормативно-правового регулирования лишения специального права.

Ключевые слова: нормативно-правовая основа, лишение права управления транспортным средством, лишение права осуществления охоты, лишение права управления самоходными машинами, лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия.

Features of the regulatory framework governing the application of deprivation of special rights

The article considers current problems of formation of the normative-legal base of application of deprivation of a special right. Its socio-legal significance in the system of measures of administrative responsibility, as well as the mechanism of appointment and application is analyzed. The lack of common approaches to the issues of normative-legal regulation of deprivation of special rights is substantiated.

Keywords: regulatory framework, deprivation of the right to drive, deprivation of the right to hunt, deprivation of the right to drive self-propelled vehicles, deprivation of the right to purchase and store or store and carry weapons.

Действующая нормативно-правовая основа применения административной ответственности избыточна и не обладает конкретностью. Значительное количество нормативных правовых актов не согласуется по содержанию, а в ряде случаев не решает задачи по защите прав и свобод населения. В свою очередь, права и свободы граждан представляют собой совокупность общественных ценностей, которые в соответствии с Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., носят естественный характер и могут быть ограничены законодательно только в тех пределах, которые необходимы для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья и иных законных прав и интересов человека [1]. В рамках нашего исследования более предметными выглядят декларативные положения ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, согласно которым государства - участники указанного договора могут устанавливать правовые ограничения исключительно на основании закона, в пределах совместимости с природой указанного права и только в целях обеспечения общественного благополучия [2].

Вместе с тем следует отметить, что наряду с международными документами, направлен-

ными на обеспечение общественной безопасности и правовое регулирование охраны правопорядка, в каждом государстве существуют собственные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы обеспечения прав и свобод своих граждан. Соответственно, законодательство, регламентирующее основания и порядок применения лишения специального права следует рассматривать в качестве комплекса нормативных правовых актов разного уровня юридической силы, регулирующих различные общественные отношения. Заметим, что качественная нормативно-правовая база, регулирующая вопросы применения лишения специального права, способствует формированию ресурса, обеспечивающего эффективное противодействие отдельным видам административных правонарушений и даже преступлений.

Существующая иерархия правовых норм позволяет объединить нормативные правовые акты в самостоятельные блоки, которые раскрывают смысл и содержание действующей в современной системе административно-правового регулирования меры наказания -лишение специального права. Учитывая, что она отличается от других мер административного наказания и ее содержание охватывает сразу несколько видов (лишение права управления транспортным средством, трактором,

94

самоходной машиной, судном; лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств; лишение права осуществлять охоту; лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему), то, очевидно, что в рамках данного исследования основными нормативно-правовыми источниками будут выступать следующие федеральные законы: «О безопасности дорожного движения» [4], «Об оружии» [5], «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов...» [6], Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации [7] и др.

Важно отметить, что впервые в нашем государства административная ответственность за управление в нетрезвом состоянии автомобильным, мотоциклетным и городским электротранспортом в виде лишения водительского удостоверения на один год (т. е. лишение специального права) была закреплена в 1956 г. в постановлении Совета Министров РСФСР № 382 «О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте». Позже административная ответственность за нарушение правил дорожного движения в городах, населенных пунктах и на дорогах и правил пользования транспортными средствами была расширена в указе Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1968 г. [8], направленном на противодействие административным правонарушениям в сфере безопасности дорожного движения.

В настоящее время в ч. 1 ст. 3.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях [9] (далее - КоАП РФ) закрепляется, что физическое лицо, совершившее правонарушение, выразившееся в грубом или систематическом нарушении порядка пользования таким правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части кодекса, может быть лишено ранее предоставленного ему специального права. Кроме того, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [10] утвердил ряд положений, согласно которым лишение специального права возможно в ситуациях, связанных с нежеланием правонарушителей исполнять иные административные наказания, назначенные за нарушение порядка пользования этим правом.

Принципиальным, на наш взгляд, является закрепление в ст. 3.8 КоАП РФ исключительных полномочий судей по принятию решения о применении данной меры административно-

го наказания. Данная тенденция обусловлена исторически. Например, п. 14 указа Президиума Верховного Совета РСФСР 1968 г. «Об усилении административной ответственности за нарушение правил дорожного движения.» [11] включал в себя положение о том, что наложение административных взысканий, среди которых было лишение специального права, относилось к полномочиям отдела (отделения) Государственной автомобильной инспекции. Аналогичные положения содержались и в Основах законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях [12], и в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, вступившем в силу в 1985 г. [13].

И.В. Панова и А.Б. Панов в своем исследовании отмечают, что «на протяжении всего своего развития в законодательстве просматривалось два порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях - административный и судебный. Складываясь и существуя в рамках, главным образом, данных процессуальных форм, институт административной ответственности и правовая регламентация его применения становились все более взаимосвязанными и взаимообусловленными» [13, с. 108]. Однако сегодня судить о соотносимо-сти административного и судебного порядка, опосредованных природой исследуемой меры административного наказания, следует, опираясь на факт принятия 8 марта 2015 г. Кодекса административного судопроизводства РФ [14]. Очевидно, что расширение судебного порядка применения данного вида административного наказания направлено на повышение гаран-тированности правовых позиций физических и юридических лиц при необоснованном их привлечении к административной ответственности. Заметим, что данный факт остался практически неучтенным в исследованиях А.Ю. Якимова [15, с. 194-198; 16, с. 32-40], который провел критический анализ изменений, в течение пяти лет вносимых в КоАП РФ следующими федеральными законами: от 23 июля 2010 г. № 175-ФЗ [17]; от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ [18] и от 31 декабря 2014 г. № 528-ФЗ [19].

В частности, А.Ю. Якимов подчеркивает несостоятельность правовых позиций, связанных с заменой лишения специального права на административный штраф при выявлении административных правонарушений, соответствующих статьям гл. 12 КоАП РФ и не предусматривающих наказания в виде административного штрафа, специальными

95

техническими средствами (фото- и видеофиксация). Кроме того, ученый совершенно справедливо отмечает, что значительным недостатком ст. 3.8 КоАП РФ является сокращение видов лишения специального права до лишения права управления транспортным средством и права на осуществление охоты, в то время когда правоприменительная практика нуждается в положениях, отражающих особенности реализации рассмотренных видов административного наказания.

Так, не выходя за пределы исследования первого блока нормативно-правовых источников, обратим внимание на несоответствие, которое прослеживается в нормативных основаниях применения лишения права осуществлять охоту. Подчеркнем, что согласно ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» [6] охотничий билет признается документом, предоставляющим право на осуществление охоты, имеет единую федеральную форму, учетную оригинальную серию и номер, сведения о нем вносятся в специальный государственный реестр. Данный документ может быть аннулирован при несоответствии физического лица требованиям, предъявляемым к охотнику, по личному заявлению обладателя или по решению суда.

Согласно указанной выше ст. 21 билет, признанный аннулированным, подлежит возврату в течение месяца в орган, выдавший его. В то же время в ч. 1.1 ст. 32.7 КоАП РФ закреплено, что охотничий билет должен быть сдан лицом, лишенным специального права, в орган, исполняющий такой вид административного наказания [9], в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении наказания. Учитывая сказанное, рассмотрим еще одно обстоятельство, требующее конструктивного сочетания норм Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» и КоАП РФ. Дуалистичность проблемы проявляется в том, что при аннулировании охотничьего билета в обязательном порядке лицензия, лежащая в основе специального права на приобретение, хранение и ношение охотничьего оружия, перестает быть действительной. Соответственно, оружие и патроны к нему должны быть изъяты.

Исходя из утверждения о том, что «действующее законодательство в сфере обеспечения общественной безопасности строится без какой-либо общей концепции, а процесс непрерывной кодификации не налажен» [20, с. 3639], в основание исследования второго блока нормативно-правовой основы применения лишения специального права положим принци-

пы юридической силы нормативных правовых актов и обратим внимание на решения Правительства России, которые в определенной части детализируют и обеспечивают положения отмеченных ранее федеральных законов. Рассмотрев в качестве примера постановление Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1191 [21], детализирующее юридическую процедуру возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, можно сделать вывод о том, что только отдельные документы прямо регламентируют применение различных видов такого административного взыскания, как лишение специального права. Большинство же нормативных актов незначительно либо опосредованно влияют на порядок его применения. Примером могут являться постановления Правительства РФ, которыми утверждены правила осуществления медицинского освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения [22], или меры по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ [23]. Однако это не снижает их значимости в процессе регламентации порядка применения лишения специального права.

Рассмотрение проблемы, ставшей актуальной на фоне значительного увеличения в гражданском обороте самоходной техники - тракторов, вездеходов, снегоходов и т. п., следует начать с того, что нормативно-правовая основа применения лишения права управления указанными транспортными средствами, конечно же, образована КоАП РФ. В определенной степени реализация законодательно закрепленных позиций происходит посредством применения Правил осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин, других видов техники и аттракционов [24]. Административно-юрисдикционные же возможности государственного технического надзора нашли отражение в постановлении Совета Министров РСФСР 1993 г. [25], в ст. 5 которого постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2001 г. № 882 [26] были закреплены полномочия по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях. В то же время, как утверждают в своем исследовании О.И. Бекетов и С.И. Корыц, имеет место дефицит предметных нормативных правовых актов, в частности «регламентирующих порядок информационного взаимодействия органов Госавтоинспекции с органами Гостехнадзора и судами» [27].

96

Третий блок нормативно-правовых документов включает в себя множество ведомственных нормативных правовых актов, в частности приказ МВД России от 30 августа 2017 г. № 685 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» [28], приказ Росгвардии, которым утвержден Административный регламент о предоставлении гражданам России лицензий на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения [29], приказ МЧС России от 27 мая 2014 г. № 498, регламентирующий Правила аттестации судоводителей на право управления маломерными судами [30].

Повышению гармонизации законодательного регулирования с учетом полноты и целостности массива действующей нормативной базы способствует закономерная бланкетная связь федеральных законов и ведомственных нормативных правовых актов. Примером может служить ч. 1 ст. 54 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, согласно

которой к занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей морских судов, которое утверждено приказом Министерства транспорта РФ от 15 марта 2012 г. № 62 [31].

Основываясь на результатах исследования комплекса разноуровневых нормативных правовых актов, необходимо отметить, что правовую основу применения лишения специального права образует неоднородный комплекс материальных и процессуальных административно-правовых установок, обеспечивающих регулирование поведения лиц, обладающих специально предоставленными правами для недопущения негативного результата их использования. Недостаток в административно-правовом регулировании интегрированного во все виды лишения специального права общего подхода требует разработки и утверждения действующего по аналогии с административным арестом самостоятельного федерального закона «О Порядке исполнения лишения специального права».

1. О Декларации прав и свобод человека и гражданина: постановление Верховного Совета РСФСР // Ведомости Съезда НД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.). Вступил в силу для СССР с 3 января 1976 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1978. Вып. XXXII.

3. Билет извозчику в 1795 году // Русская старина. 1896. Т. 85. № 1.

4. О безопасности дорожного движения: федер. закон от 10 дек. 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 48735.

5. Об оружии: федер. закон от 13 дек. 1996 г. № 150-ФЗ (ред. от 2 августа 2019 г.) // Собр. законодательства РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

6. Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: федер. закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ (ред. от 20 июля 2020 г.) // Собр. законодательства РФ. 2009. № 30. Ст. 3735.

7. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ: федер. закон от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (ред. от 8 июня 2020 г.) // Собр. зако-

1. On the Declaration of Human and Civil Rights and Freedoms: resolution of the Supreme Soviet of the RSFSR // Bulletin of the Congress of ND RSFSR and the Supreme Soviet of the RSFSR. 1991. № 52. Art. 1865.

2. The international Covenant on economic, social and cultural rights (New York, Dec. 19, 1966). Entered into force for the USSR from Jan. 3, 1976 // Compilation of existing treaties, agreements and conventions with foreign States. Moscow, 1978. Vol. XXXII.

3. Ticket to the cabman in 1795 // Russian antiquity. 1896. Vol. 85. № 1.

4. On Road Traffic Safety: fed. lawd.d. Dec. 27, 2018 № 196-FL (as amended Dec. 27, 2018) // Coll. of legislation of the Rissian Federarion. 1995. № 50. Art. 48735.

5. On weapons: fed. law d.d. Dec. 13, 1996 № 150-FL (as amended. of Aug. 2, 2019) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1996. № 51. Art. 5681.

6. On hunting and on the conservation of hunting resources, and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: fed. law July 24, 2009 № 209-FL (as amended. from July 20, 2020) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2009. № 30. Art. 3735.

7. Code of Inland Water Transport of the Russian Federation: fed. law d.d. March 7, 2001 № 24-FL(as amended from June 8,2020) //Coll. of

97

нодательства Российской Федерации. 2001. № 11. Ст. 1001.

8. Об усилении административной ответственности за нарушение правил дорожного движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам и правил пользования транспортными средствами: указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1968 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1968. № 26. Ст. 1009 (утратил силу).

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 24 февр. 2021 г.) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1.

10. О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты РФ: фе-дер. закон от 5 апреля 2013 г. № 49-ФЗ (ред. от 8 марта 2015 г.) // Собр. законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1657.

11. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях // Ведомости ВС СССР. 1980. № 44. Ст. 909 (утратили силу).

12. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях: постановление Верховного Совета РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР 1984. № 27. Ст. 909 (утратил силу).

13. Панова И.В., Панов А.Б. Актуальные проблемы административной ответственности // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2019. № 3.

14. Кодекс административного судопроизводства РФ: федер. закон от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (ред. от 8 декабря 2020 г.) // Собр. законодательства РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.

15. Якимов А.Ю. Особенности нормативной правовой основы назначения и исполнения административного наказания в виде лишения права управления автомототранспорт-ными средствами // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2015. № 6.

16. Якимов А.Ю. Установление и применение административного наказания в виде лишения специального права (разновидности данного наказания и их особенности) // Административное право и процесс. 2015. № 6.

17. О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях: федер. закон от 23 июля 2010 г. № 175-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2010. № 30. Ст. 4006.

18. О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»: федер. закон от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ (ред. от 31 декабря 2014 г.) // Собр. законодательства РФ. 2013. № 30. Ст. 4029.

legislation of the Russian Federation. 2001. № 11. Art. 1001.

8. On strengthening of administrative responsibility for violation of traffic rules on the streets of cities, towns, villages and roads and the rules of use of vehicle: decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the RSFSR d.d. June 19, 1968 // Billetins of the Supreme Soviet of the RSFSR. 1968. № 26. Art. 1009 (repealed).

9. The Code of Administrative Offences of the Russian Federation: fed. law d.d. Dec. 30, 2001 № 195-FL (as amended on Febr. 24, 2021) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2002. № 1 (pt. I). Art. 1.

10. On amendments to the federal law «On Enforcement Proceedings» and certain legislative acts of the Russian Federation: fed. law d.d. Apr. 5, 2013 № 49-FL (as amended from March 8, 2015) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2013. № 14. Art. 1657.

11. Fundamentals of the legislation of the USSR and the Union Republics on administrative offenses // Vedomosti VS SSSR. 1980. № 44. Art. 909 (expired).

12. Code of Administrative Offences of the RSFSR: resolution of the Supreme Soviet of the RSFSR // Vedomosti of the Supreme Soviet of the RSFSR. 1984. № 27. Art. 909 (expired).

13. Panova I.V., Panov A.B. Actual problems of administrative responsibility // Asia-Pacific region: Economics, Politics, Law. 2019. № 3.

14. Code of Administrative Procedure of the Russian Federation: fed. law d.d. March 8, 2015 № 21-FL (as amended from Dec. 8, 2020) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2015. № 10. Art. 1391.

15. Yakimov A.Yu. Features of the normative legal basis for the appointment and execution of administrative punishment in the form of deprivation of the right to manage motor vehicles // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 6.

16. Yakimov A.Yu. Establishment and application of administrative punishment in the form of deprivation of special rights (varieties of this punishment and their features) // Administrative law and process. 2015. № 6.

17. On amendments to the Code of Administrative Offences of the Russian Federation: fed. law d.d. July 23, 2010 № 175-FL //Coll. of legislation of the Russian Federation. 2010. № 30. Art. 4006.

18. On amendments to the Code of Administrative Offences of the Russian Federation and Article 28 of the federal law «<On Road Safety»: fed. law d.d. July 23, 2013 № 196-FL (as amended Dec. 31, 2014) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2013. № 30. Art. 4029.

19. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on the issue

98

19. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения: федер. закон от 31 декабря 2014 г. № 528-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2015. № 1. Ст. 81.

20. Плетников В. С. Обеспечение общественной безопасности (теоретико-прикладные аспекты) / В. С. Плетников, А.Ю. Федоров, М.С. Плетникова. Екатеринбург, 2012.

21. Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами: постановление Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1191 (ред. от 10 октября 2018 г.) // Собр. законодательства РФ. 2014. № 47. Ст. 6551.

22. Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения: постановление Правительства РФ от 23 янв. 2015 г. № 37 // Собр. законодательства РФ. 2015. № 5. Ст. 817.

23. О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 // Собр. законодательства РФ. 1998. № 32. Ст. 3878.

24. Об утверждении Правил осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 23 сент. 2020 г. № 1540 // Собр. законодательства РФ. 2020. № 40. Ст. 6270.

25. О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации: постановление Совмина РСФСР 13 декабря 1993 г. № 1291 (ред. от 23 сентября 2020 г.) // Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 51. Ст. 4943.

26. О внесении изменений и дополнений в Положение о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ: постановление Правительства РФ от 21 дек. 2001 г. № 882 // Собр.законодательства РФ. 2001. № 53. Ст. 5181.

27. Бекетов О. И. Проблемы исполнения постановлений о лишении права управления транспортными средствами / О.И. Бекетов, С.И. Корыц//Правоприменение. 2017. Т. 1. № 2.

of strengthening responsibility for committing offenses in the field of road safety: fed. law d.d. Dec. 31, 2014 № 528-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2015. № 1. Art. 81.

20. Pletnikov V. S. Community safety (theoretical and applied aspects) / V.S. Pletnikov, A.Yu. Fedorov, M.S. Pletnikova. Ekaterinburg, 2012.

21. On approval of the Rules of the return of driver's license after the loss of the grounds of termination of the right to drive vehicles: regulation of the Government of the Russian Federation d.d. Nov. 14, 2014 № 1191 (in ed. from Oct. 10, 2018) // Coll. of legislation of the Russian Federation.

2014. № 47. Art. 6551.

22. On approval of the Rules for referral to a medical examination for the state of intoxication of persons who have committed Administrative offenses: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Jan. 23, 2015 № 37 // Coll. of legislation of the Russian Federation.

2015. № 5. Art. 817.

23. On measures to regulate the turnover of civil and service weapons and ammunition on the territory of the Russian Federation: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. July 21, 1998 № 814 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1998. № 32. Art. 3878.

24. On approval of the Rules for the Implementation of regional State Supervision in the field of technical Condition and Operation of Self-propelled Machines and Other Types of Equipment, Attractions and Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Sept. 23, 2020 № 1540// Coll. of legislation of the Russian Federation. 2020. № 40. Art. 6270.

25. On State supervision of the technical condition of self-propelled machines and other types of equipment in the Russian Federation: Resolution of the Council of Ministers of the RSFSR d.d. Dec. 13, 1993 № 1291 (as amended Sept. 23, 2020) // Coll. acts of the President and the Government of the Russian Federation. 1993. № 51. Art. 4943.

26. On amendments and additions to the Regulations on State Supervision of the Technical condition of Self-propelled Machines and Other Types of Equipment in the Russian Federation: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Dec. 21, 2001 № 882 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2001. № 53. Art. 5181.

27. Beketov O.I. Problems of execution of resolutions on deprivation of the right to drive vehicles / O.I. Beketov, S.I. Koryts // Law enforcement. 2017. Vol. 1. № 2.

28. Officials of the interior Ministry of the Russian Federation authorized to draw up protocols

99

28. О должностных лицах системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание: приказ МВД России от 30 августа 2017 г. № 685 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 30.03.2021).

29. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему: приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 20 марта 2019 г. № 93 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov. ru (дата обращения: 30.03.2021).

30. Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: приказ МЧС России от 27 мая 2014 г. № 262 // Рос. газ. 2014. 30 мая.

31. Положение о дипломировании членов экипажей морских судов: приказ Минтранса РФ от 15 марта 2012 г. № 62 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 40.

on administrative offences and to carry out administrative detention: order of the Ministry of Internal Affairs d.d. Aug. 30, 2017 № 685 // Official Internet portal of legal information URL: http:// www.pravo.gov.ru (date of access: 30.03.2021).

29. On approval of the Administrative Regulations of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation on the Provision of state Services for issuing a License to a Citizen of the Russian Federation for the Purchase of firearms of Limited Destruction and cartridges for it: order of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation d.d. March 20, 2019 № 93 // Official Internet Portal of legal Information. URL: http://www.pravo.gov.ru (date of access: 30.03.2021).

30. On approval of the Rules of Certification for the Right to manage Small Vessels Supervised by the State Inspectorate for Small Vessels of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergency Situations and Elimination of the Consequences of Natural Disasters: order of the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation d.d. May 27, 2014 № 262. 2014. May, 30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Regulation on certification of members of crews of sea vessels: order of the Ministry of Transport of the Russian Federation d.d. March 15, 2012 № 62 // Bulletin of normative acts of federal executive authorities. 2012. № 40.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Поделякин Александр Александрович, преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Краснодарского университета МВД России; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHOR

A.A. Podelyakin, Lecturer of the Chair of Administrative Activities of Internal Affairs Bodies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]

100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.