Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: НА МАТЕРИАЛАХ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: НА МАТЕРИАЛАХ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирхин В. Н., Тымчек М. Г., Амурская О. В., Кондратенко П. П.

Цель исследования - выявление эффективности системы нормативно-правового сопровождения профессионального развития молодого учителя физической культуры в республиканском образовательном пространстве. Методика и организация исследования. Работа проведена в 2017-2021 гг. на базе организаций общего образования, дополнительного образования спортивной направленности, спортивных школ Приднестровской Молдавской Республики. В исследовании участвовало 67 учителей физической культуры, 192 молодых тренера-преподавателя организаций дополнительного образования спортивной направленности и спортивных школ. Результаты исследования и выводы. Установлено, что сформированность системы нормативно-правового сопровождения профессионального развития молодого учителя физической культуры и тренера-преподавателя позитивно влияет на развитие умений проводить учебные занятия и результаты педагогической деятельности, профессиональные ценности и мотивацию к развитию, удовлетворенность профессией, способность критически оценивать профессиональную деятельность. Показано, что профессиональное развитие молодого педагога более успешно, если созданы и выполняются организационные и методические условия, предполагающие вертикальное и горизонтальное взаимодействие между органами управления образованием и спортом и молодыми педагогами по разработке нормативных правовых актов концептуально-прогностического, административно-управленческого, профессионально-педагогического характера, обновлена и конкретизирована методическая база на республиканском, муниципальном и институциональном уровнях управления образованием и спортом; созданы с помощью правовых актов стимулирующие условия для повышения мотивации молодых педагогов к профессиональному развитию. Полученные в ходе исследования данные позволили подтвердить предположение о том, что нормативно-правовое сопровождение является способом для положительных качественных изменений профессиональных знаний и умений, рефлексивных способностей, мотивационно-ценностной сферы молодого педагога в процессе его адаптации к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирхин В. Н., Тымчек М. Г., Амурская О. В., Кондратенко П. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND REGULATORY PROVISIONS TO FACILITATE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PHYSICAL EDUCATION TEACHERS IN PRIDNESTROVIAN MOLDAVIAN REPUBLIC: EFFICIENCY SURVEY

Objective of the study was to rate benefits of the beginner physical education teacher’s professional development (physical education teacher’s professional development) facilitating legal and regulatory provisions in the Pridnestrovian Moldavian Republic educational system. Methods and structure of the study. The study was completed in 2017-2021 at the republican general/ advanced/ sports education organizations including sports schools. We used analyses of the study reports on the subject, questionnaire surveys and experiments for the purposes of the study. We sampled for the study 67 beginner physical education teachers and 192 beginner trainers from the republican advanced and regular sports education institutions and schools. Results and conclusion. The test data and analyses demonstrated success of the beginner physical education teacher’s professional development facilitating legal and regulatory provisions in every their component including the peer mentoring service formats, professional competency competitions and development encouragement workshops, etc., with special benefits for the professional development agendas of the sample based on the critical assessments of the own professional strengths and weaknesses, growing physical education teacher independence and responsibility for the service quality, etc. Our analysis of the physical education teacher’ professional development facilitating legal and regulatory provisions implementation experience in the Pridnestrovian Moldavian Republic found the legal and regulatory provisions being beneficial at every governmental level, including the transitional public-communal management forms - due to meaningful improvements in the peer mentoring, professional competency contests and interactive professional development workshops, good feedbacks etc. - that have been of great encouragement effects on the beginner physical education teacher professional and personality development agendas.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: НА МАТЕРИАЛАХ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: НА МАТЕРИАЛАХ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

УДК/UDC 796:034

Поступила в редакцию 10.04.2021 г.

Информация для связи с автором: v [email protected]

Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Ирхин1 Аспирант М.Г. Тымчек2

Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Амурская1 П.П. Кондратенко1

1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

2 Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, Тирасполь

LEGAL AND REGULATORY PROViSiONS TO FACiLiTATE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PHYSiCAL EDUCATiON TEACHERS iN PRiDNESTROViAN

Moldavian republic: efficiency survey

Dr. Hab., Professor V.N. Irkhin1 Postgraduate M.G. Tymchek2 PhD, Associate Professor O.V. Amurskaya1 P.P. Kondratenko1

1 Belgorod State National Research University, Belgorod

2 Shevchenko Trans-Dniester State University, Tiraspol

□ и

£ г. CL

4—

О ш и

CL ' -о с га

О ш

■С

Н

Аннотация

Цель исследования - выявление эффективности системы нормативно-правового сопровождения профессионального развития молодого учителя физической культуры в республиканском образовательном пространстве. Методика и организация исследования. Работа проведена в 2017-2021 гг. на базе организаций общего образования, дополнительного образования спортивной направленности, спортивных школ Приднестровской Молдавской Республики. В исследовании участвовало 67 учителей физической культуры, 192 молодых тренера-преподавателя организаций дополнительного образования спортивной направленности и спортивных школ. Результаты исследования и выводы. Установлено, что сформированность системы нормативно-правового сопровождения профессионального развития молодого учителя физической культуры и тренера-преподавателя позитивно влияет на развитие умений проводить учебные занятия и результаты педагогической деятельности, профессиональные ценности и мотивацию к развитию, удовлетворенность профессией, способность критически оценивать профессиональную деятельность. Показано, что профессиональное развитие молодого педагога более успешно, если созданы и выполняются организационные и методические условия, предполагающие вертикальное и горизонтальное взаимодействие между органами управления образованием и спортом и молодыми педагогами по разработке нормативных правовых актов концептуально-прогностического, административно-управленческого, профессионально-педагогического характера, обновлена и конкретизирована методическая база на республиканском, муниципальном и институциональном уровнях управления образованием и спортом; созданы с помощью правовых актов стимулирующие условия для повышения мотивации молодых педагогов к профессиональному развитию. Полученные в ходе исследования данные позволили подтвердить предположение о том, что нормативно-правовое сопровождение является способом для положительных качественных изменений профессиональных знаний и умений, рефлексивных способностей, мотивационно-ценностной сферы молодого педагога в процессе его адаптации к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: молодой учитель физической культуры, республиканская система образования, профессиональное развитие, нормативно-правовое сопровождение.

Abstract

Objective of the study was to rate benefits of the beginner physical education teacher's professional development (physical education teacher's professional development) facilitating legal and regulatory provisions in the Pridnestrovian Moldavian Republic educational system.

Methods and structure of the study. The study was completed in 2017-2021 at the republican general/ advanced/ sports education organizations including sports schools. We used analyses of the study reports on the subject, questionnaire surveys and experiments for the purposes of the study. We sampled for the study 67 beginner physical education teachers and 192 beginner trainers from the republican advanced and regular sports education institutions and schools. Results and conclusion. The test data and analyses demonstrated success of the beginner physical education teacher's professional development facilitating legal and regulatory provisions in every their component including the peer mentoring service formats, professional competency competitions and development encouragement workshops, etc., with special benefits for the professional development agendas of the sample based on the critical assessments of the own professional strengths and weaknesses, growing physical education teacher independence and responsibility for the service quality, etc. Our analysis of the physical education teacher' professional development facilitating legal and regulatory provisions implementation experience in the Pridnestrovian Moldavian Republic found the legal and regulatory provisions being beneficial at every governmental level, including the transitional public-communal management forms - due to meaningful improvements in the peer mentoring, professional competency contests and interactive professional development workshops, good feedbacks etc. - that have been of great encouragement effects on the beginner physical education teacher professional and personality development agendas.

Keywords: young physical education teacher, Republic educational system, professional development, legal and regulatory provisions.

18

http://www.teoriya.ru

№6^ 2021 Июнь | June

Введение. В современных социокультурных условиях развития Приднестровской Молдавской Республики сформировался объективный заказ на разработку системы нормативно-правового сопровождения профессионального развития молодого учителя физической культуры, позволяющий обеспечить благоприятные условия для их адаптации, качественных и количественных изменений в профессиональной и личностной сферах [3]. Создание такой системы на республиканском, муниципальном и институциональном уровнях началось в 2017 г Результатом ее внедрения стала положительная динамика по всем компонентам профессионализма начинающего педагога; практическое устранение недопустимого и резкое снижение критического уровня профессионального развития молодого учителя физической культуры в образовательном пространстве Приднестровья [2].

Цель исследования - выявление эффективности системы нормативно-правового сопровождения профессионального развития молодого учителя физической культуры в республиканском образовательном пространстве.

Методика и организация исследования. Научное исследование проводилось в 2017-2021 гг. на базе организаций общего образования, дополнительного образования спортивной направленности, спортивных школ Приднестровской Молдавской Республики. В исследовании использовались анализ научной литературы, анкетирование, эксперимент. В исследовании участвовало 67 молодых учителей физической культуры, 192 начинающих тренера-преподавателя организаций дополнительного образования спортивной направленности и спортивных школ.

Результаты исследования и их обсуждение. Создание системы нормативно-правового сопровождения профессионального развития молодого учителя физической культуры на республиканском, муниципальном и институциональном уровнях началось в 2017 г., когда в результате диагностики было выявлено 11,3 % молодых педагогов, находящихся на оптимальном уровне профессионального развития (характеризуется умением проводить учебные и тренировочные занятия на высоком профессиональном уровне; высокими достижениями обучающихся в освоении образовательных программ и спорте; выраженной потребностью в достижениях и интересу к педагогической и тренерской деятельности); 57,1 % - на допустимом уровне (выявлены хорошие знания программного содержания предмета или дисциплины, сформированные профессиональные ценности, положительные установки и мотивы, потребность в развитии и достижениях); 25,3 % - на критическим уровне (проведение учебных и тренировочных занятий на низком профессиональном уровне; неумение применять современные педагогические технологии и методы обучения; сильная зависимость развития от внешних условий; равнодушное отношение к профессии). Недопустимый уровень продемонстрировали 6,3 % молодых педагогов (обнаруживались неумение самостоятельно проводить учебные и тренировочные занятия, несформированность профессиональных ценностей, установок и мотивов, отсутствие стремления к саморазвитию в профессии и способности к педагогической рефлексии, отсутствие интереса к педагогической и тренерской деятельности).

В ходе проектировочно-содержательного этапа создания системы нормативно-правового сопровождения профессионального развития молодого учителя физической культуры был разработан и утвержден комплекс нормативно-правовых актов и система сопровождения; на внедренческом этапе они были реализованы; на контрольно-рефлексивном этапе осуществлялась обратная связь с молодыми учителями, руководителями образовательных организаций, проводился

контроль правоприменения, исполнения норм и требований нормативных правовых актов, а также мониторинг эффективности действия рассматриваемого сопровождения.

Экспериментальная работа предполагала создание с помощью правовых средств стимулирующих условий для высокой мотивации педагогов к развитию: 1) материальных стимулов (премии Президента, ежемесячные доплаты и др.); 2) морально-психологических побудителей: стимул перспективы профессионального роста в ходе участия в конкурсах профессионального мастерства (Положения «Лучший учитель», «Лучший тренер», «Неделя спорта», «Лучший спортсмен», о проведении турниров и др.); стимул общественного мнения (положительные отклики учеников и родителей, выступления в СМИ, обращения на официальные сайты исполнительных органов государственной власти, встречи с руководством республики и пр.); стимул примера более опытных коллег (демонстрация реальных возможностей достичь за короткий срок серьезных профессиональных результатов: высшая квалификационная категория, победы учеников на республиканских и муниципальных конкурсах, участие в конференциях различного уровня) и др.

На основе анализа научной литературы [1, 4] были определены компоненты и показатели профессионального развития молодого учителя физической культуры.

По показателю сформированности мотивационно-цен-ностного компонента профессионального развития выявлены значимые различия между испытуемыми первого и последнего года эксперимента. Так, в 2017 г. по данному компоненту оптимальный, допустимый, критический и недопустимый уровни его развития распределялись соответственно: 18,2 %, 23,2 %, 42,9 % и 15,7 %; в 2021 г. доля оптимального уровня увеличилась на 22,5 %, допустимого -на 14,7 %; критического - снизилась с 42,9 % до 11,4 %; недопустимого - с 15,7 % до 10 %.

Положительная динамика технологического компонента профессионального развития отражается в следующих показателях: в 2017 году по данному компоненту оптимальный, допустимый, критический и недопустимый уровни его развития распределялись как 10,4 %, 67,8 %, 20 % и 1,8 % соответственно; в 2021 году доля оптимального уровня увеличилась на 8,3 % (и составила 18,7 %); допустимого - на 7,6 % (и составила 75,4 %); критического - снизилась с 20 % до 5,4 %; недопустимого - с 1,8 % до 0,5 %.

Оптимальный и допустимый уровни развития компонента «адаптация» за период с 2017 по 2021 годы увеличились (с 10 % до 21% и с 18,4 % до 59,7 % соответственно) при уменьшении доли педагогов с критическим и недопустимым уровнями (с 50,6 % до 18,3 и с 21 % до 1 % соответственно).

Значения рефлексивного компонента увеличились по оптимальному уровню втрое (с 15 % до 45 %), по допустимому -почти вдвое (с 18,6 % до 33,6 %) и сократились по критическому уровню с 37,9 % до 15,4 %, а по недопустимому - с 28,5 % до 6 %.

Это подтвердило, что созданные с помощью правовых средств условия (тесное взаимодействие с наставником, участие в конкурсах и интерактивных семинарах и пр.) способствовали развитию у молодых учителей критической оценки профессиональной деятельности, способности к принятию ответственности за результат, самостоятельности.

Выводы. Анализ результатов внедрения системы нормативно-правового сопровождения профессионального развития молодого учителя физической культуры показывает, что его включение в процесс разработки и реализации нормативных актов на всех уровнях республиканского управления (переход от управления к соуправлению), тесное взаимодействие с наставником, участие в конкурсах и интерактив-

№6 • 2021 Июнь | Juпe

http://www.teoriya.ru

ных семинарах, мониторинг профессионального развития, 4. организация механизма обратной связи и другие средства способствовали развитию профессиональных и личностных качеств молодых педагогов.

Статья подготовлена в рамках проекта «О подведении 1 итогов внутривузовского конкурса НИУ «БелГУ» на соискание грантов для поддержки общественных и гуманитарных направлений исследований» от 14.082020 № 826-ОД.

2.

Литература

1. Давлятшина О.В. Научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития молодого педагога образовательной организации: дис. ... канд. пед. наук / О.В. Давлятшина. - Киров, 2017. - 274 с.

2. Ирхин В.Н. Опыт нормативно-правового сопровождения профес- 3. сионального развития молодых учителей в республиканской системе образования (на примере Приднестровской Молдавской Республики) / В.Н. Ирхин, М.Г. Тымчек // Вопросы журналистики, 4. педагогики, языкознания. - 2020. - Т. 39. - № 4. - С. 578-590.

3. Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 12 декабря 2018 года № 460 «Об утверждении Стратегии развития Приднестровской Молдавской Республики на 20192026 годы».

Харавинина Л.Н. Сопровождение личностно-профессионального развития молодого педагога: дис. ... канд. пед. наук / Л.Н. Харавинина. - Ярославль, 2011. - 238с.

References

Davlyatshina O.V. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie profes-sionalno-lichnostnogo razvitiya molodogo pedagoga obrazovatelnoy organizatsii [Scientific and methodological support of young teacher's professional personality development in educational organization]. PhD diss.. Kirov, 2017. 274 p.

Irkhin V.N., Tymchek M.G. Opyt normativno-pravovogo soprovozh-deniya professionalnogo razvitiya molodykh uchiteley v respublikan-skoy sisteme obrazovaniya (na primere Pridnestrovskoy Moldavskoy Respubliki) [Experience of regulatory support for professional development of young teachers in republican education system (case study of Pridnestrovian Moldavian Republic)]. Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki, yazykoznaniya. 2020. V. 39. No. 4. pp. 578-590. Kharavinina L.N. Soprovozhdenie lichnostno-professionalnogo raz-vitiya molodogo pedagoga [Support of professional personality development of young teacher]. PhD diss.. Yaroslavl, 20ll. 238p. Ukaz Prezidenta Pridnestrovskoy Moldavskoy Respubliki ot 12 dek-abrya 2018 goda # 460 «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya Pridnestrovskoy Moldavskoy Respubliki na 2019-2026 gody» [Decree of the President of Pridnestrovian Moldavian Republic dated December 12, 2018 No. 460 «On Approval of Development Strategy of Pridnestrovian Moldavian Republic for 2019-2026»].

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О ш и

CL ' -о с

га

£

О ш

■С

Н

маркетинг и социология спорта: спортивное мышление и развитие спортивной культуры

Доктор философии по педагогическим наукам, доцент А.Н. Шопулатов1

Кандидат философских наук, доцент Н.Н. Назаров1 Доктор экономических наук, профессор М.С. Касимова2 1Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, Чирчик

2Ташкентский государственный экономический университет, Ташкент

УДМ^С 796.01:316

Ключевые слова: спорт, спортивное мышление, социология спорта, международная конференция, пленарная секция.

Введение. Спортивная культура оказывает масштабное воздействие на социальные процессы, такие как глобализация, демократизация и социализация [1].

Цель исследования - выявить актуальные направления исследований в области физического образования и спортивного мышления, развития стиля и профессиональной культуры.

Методика и организация исследования. Проведен анализ докладов, представленных на I Международной конференции «Специалисты физического образования и спортивного мышления, развитие стиля и профессиональной культуры», прошедшей 19 апреля 2021 г на базе Узбекского государственного университета физической культуры и спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. На конференции выступили ведущие ученые из Узбекистана и России. На пленарной сессии был представлен доклад Саифназаро-ви И. С. из Ташкентского государственного экономического университета на тему «Необходимость изучения состояния менталитета будущих специалистов по физической культуре и спорту». Докладчик в своем выступлении подчеркнул важность создания благоприятного психологического состояния будущих тренеров и специалистов по физической культуре и спорту. В следующем докладе «Допинг как социальная проблема современного спорта» профессора Синютина М. В. из Санкт-Петербургского государственного университета основной акцент сделан на то, что медицинское понимание допинга в спорте в современных условиях не является доста-

MARKETiNG AND socioLoGY oF spoRTs: spoRTs THiNKiNG AND DEVELOPMENT OF SPORTS CULTURE

PhD., Associate Professor A.N. Shopulatov1 PhD, Associate Professor N.N. Nazarov1 Doctor of Economics, Professor M.S. Kasimova2 1Uzbek State University of Physical Culture and Sport, Chirchik 2Tashkent State University of Economics, Tashkent

Поступила в редакцию 30.04.2021 г.

точным для выработки способов его решения в социальном пространстве. В выступлении на тему «Социальная структура спорта и неравенство досуговых практик в современных капиталистических условиях» докладчик Гонашвили А. С., представляющий Университет при МПА ЕврАзЭС, отметил, что возможности преодоления неравенства в досуговых практиках следует искать в реорганизации самих спортивных практик. Перспективным направлениям подготовки квалифицированных кадров в области современного инновационного образования посвятил свой доклад Юсупов М. из Самаркандского государственного университета, в котором подчеркнул необходимость создания специальных условий для повышения уровня подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. В заключение был представлен доклад Хаетова А.Х. из Узбекского государственного университета физической культуры и спорта на тему «Вопросы развития подготовки спортивных агентов в Узбекистане». Автор на основании проведенного им исследования выделил основные проблемы подготовки спортивных агентов.

Вывод. Конференция показала, что исследования в области физического образования и спортивного мышления, развития стиля и профессиональной культуры ведутся на междисциплинарной основе и включают в себя широкий спектр научного опыта и знаний философии и права, социологии и других наук.

Литература

1. Синютин М.В. Спортивные практики научно-педагогических работников: исследование досугового выбора преподавателей СПбГУ / М.В. Синютин, А.С. Гонашвили // Социология науки и технологий. - 2020. - Т. 11. - №. 1.- С. 87-107.

Информация для связи с авторами: [email protected]

20

http://www.teoriya.ru

2021 Июнь | June

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.