Научная статья на тему 'Особенности нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности страховых компаний'

Особенности нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности страховых компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
982
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВЫЕ РЕЗЕРВЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ / СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ / АКТИВЫ СТРАХОВЩИКОВ / LEGISLATION / СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / INSURANCE RESERVES / OWN FUNDS / INSURANCE COMPANIES / CENTRAL BANK OF RUSSIAN FEDERATION / ASSETS OF INSURERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорофеева Юлия Валерьевна

актуальность статьи обусловлена тем, что инвестиционная деятельность страховых компаний оказывает значительное влияние на их платежеспособность и финансовую устойчивость. Зачастую страховые резервы и собственные средства страховщиков обеспечиваются сомнительными или ненадежными активами, и возникает риск неисполнения обязательств по страховым выплатам в связи с неспособностью воспользоваться средствами, вложенными в ненадежные активы. Таким образом возникает необходимость регулирования инвестиционной деятельности страховщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

relevance of the article is caused by the fact that investment activity of insurance companies exerts considerable impact on their solvency and financial stability. Insurance reserves and own funds are provided with doubtful or unreliable assets, and the insurer has a risk of non-execution of the obligations for insurance payments in connection with inability to use the investments made in unreliable assets. Thus, there is a need of regulation of investment activity of insurers.

Текст научной работы на тему «Особенности нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности страховых компаний»

Экономика

УДК 368

РС! 10.21661/Г-130324 Ю.В. Дорофеева

Особенности нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности страховых компаний

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена тем, что инвестиционная деятельность страховых компаний оказывает значительное влияние на их платежеспособность и финансовую устойчивость. Зачастую страховые резервы и собственные средства страховщиков обеспечиваются сомнительными или ненадежными активами, и возникает риск неисполнения обязательств по страховым выплатам в связи с неспособностью воспользоваться средствами, вложенными в ненадежные активы. Таким образом возникает необходимость регулирования инвестиционной деятельности страховщиков.

I

Ключевые слова: страховые резервы, собственные средства, страховые компании, Центральный банк РФ, активы страховщиков, законодательство.

Yu.V. Dorofeeva

The features of legal regulation of insurance companies' investment activity

Abstract

Relevance of the article is caused by the fact that investment activity of insurance companies exerts considerable impact on their solvency and financial stability. Insurance reserves and own funds are provided with doubtful or unreliable assets, and the insurer has a risk of non-execution of the obligations for insurance payments in connection with inability to use the investments made in unreliable assets. Thus, there is a need of regulation of investment activity of insurers.

I

Keywords: insurance reserves, own funds, insurance companies, Central Bank of Russian Federation, assets of insurers, legislation.

Страховой рынок России характеризуется высокой долей «схемного» страхования, большим количеством страховщиков на рынке и их непрозрачностью (в частности непрозрачностью источников их капиталов). Поэтому целью регулятора страхового рынка - Центрального Банка Российской Федерации - является оздоровление страхового рынка России.

По состоянию на март 2017 г. в Российской Федерации зарегистрировано 350 субъектов страхового дела. Из них 245 страховщиков (компании, имеющие лицензии ЦБ РФ на осуществление прямого страхования),

88 страховых брокеров, 5 перестраховочных обществ (компании, имеющие лицензии ЦБ РФ на осуществление только перестраховочной деятельности), 55 перестраховщиков (компании, имеющие лицензии на осуществление и прямого страхования, и перестрахования). На рисунке 1 представлена динамика снижения количества страховых и перестраховочных компаний за последние 10 лет.

С момента передачи надзорных функций (2013 г.) Центробанку российский страховой рынок покинули 183 компании. В целом с 2008 г. их количество уменьшилось более чем в 3 раза. Банк России запустил процесс

Есошткз

1200 1000 800 600 400 200

-ТОО"

-Ш-305-

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 ма.р.17

Рис. 1. Динамика снижения страховых и перестраховочных компаний

Источник: данные ЦБ РФ.

тщательного анализа состояния активов страховщиков, значительная часть которых ушли с рынка из-за несоответствия законодательству.

16 ноября 2014 года вступило в силу Указание ЦБ РФ №3444-У «О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов». Это указание ужесточило требования к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервов.

Снижены возможные доли акций и облигаций (кроме государственных) в суммарной сумме страховых резервов. Также введены жесткие требования к размещению депозитов в банках, так депозиты принимаются для покрытия страховых резервов в максимальном объеме 25% от совокупных резервов. За 10 лет доля депозитов сократилась на 15 п.п. [1].

Как и ранее, активами, принимаемыми в покрытие страховых резервов, не могут служить ценные бумаги, эмитентами которых являются страховщики, вклады и доли в складочном или уставном капитале страховщиков; ценные бумаги, в момент приобретения которых было известно, что в отношении их эмитентов осуществляется санация или введена процедура банкротства (наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство) в соответствии с законодательством Российской Федерации о банкрот-

стве либо в отношении их эмитентов такая процедура применялась в течение двух предыдущих лет.

Введение этих требований было направлено на улучшение качества активов, покрывающих страховые резервы страховщиков.

В дополнение к Указанию №3444-У было принято Указание ЦБ РФ №3445-У «О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов», который вступил в силу в ноябре 2014 г. Этот приказ устанавливает требования к покрытию собственных средств страховщиков.

Наиболее жесткие требования согласно Указанию №3445-У в отношении состава и структуры активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, предъявляются в отношении покрытия собственных средств страховщика в размере наибольшего из следующих двух показателей: либо минимального размера уставного капитала, либо нормативного размера маржи платежеспособности. На эти собственные средства накладываются ограничения, в целом аналогичные ограничениям по активам, принимаемым в покрытие страховых резервов. Выбор же показателей не случаен, ведь они напрямую влияют на обеспечение финансовой устойчивости страховой компании [2].

Однако регулятор заинтересован не только в формальном соблю-

дении требований. Реальные активы должны быть на балансе страховщика в любой момент времени, поскольку приоритетом надзорной политики является то, что страховая компания должна иметь возможность выплачивать страховое возмещение. Регулятор поставил своей целью дальнейшее ужесточение требований к качеству активов, в которые страховщики инвестируют собственные средства и средства страховых резервов.

Стоит отметить, что компании, структура активов которых некоторое время назад была не в полной мере соответствующей требованиям ЦБ РФ, сейчас приняли меры к ее изменению.

В частности, на сегодняшний день:

- увеличилась доля средств в банках, как в депозитах, так и на расчетных счетах: максимальная за всю историю современного страхового рынка доля активов приходится на банковские инструменты;

- уменьшилась доля некачественных и неликвидных активов: векселей, прочей дебиторской задолженности, нерейтинговых активов;

- увеличилась доля земельных участков и финансовых инструментов, связанных с недвижимостью: ЗПИФов (закрытых паевых инвестиционных фондов) и ИСУ (ипотечные сертификаты участия) [3].

С учетом этих изменений ситуация по рынку начала изменяться, к примеру, банковские инструменты практически невозможно сфальсифицировать, в отличие от ценных бумаг. В целом данный механизм позволил устранить самые крупные схемы фальсификации активов. В оздоровлении ситуации сыграло формальное изменение требований, как то запрет размещать в нерейтинговые векселя. Однако по поводу инвестиций в недвижимость у регулятора есть много вопросов.

На данный момент обсуждаемые изменения в требованиях по размещению резервов и собственных средств:

- снизить лимит на инвестиции в землю и недвижимость;

Иегасйуе Баепсе | 5 (15) • 2017 105

Экономика

(

- исключить возможность инвестирования в ИСУ;

- снизить долю иностранных активов в лимитах.

Банк России видит злоупотребления в плане оценки земли и объектов недвижимости, а также проблемы с правами собственности на эти активы и планирует разрешить инвестиции только в профильную недвижимость, то есть офисы страховых компаний. Однако, в мире подобных ограничений не существует. Недвижимость представляется инструментом, который считается достаточно надежным, и последние годы во всем мире доля инвестиций в недвижимость на балансе страховых компаний растет, измеряясь десятками процентов от портфеля. Это не только вложения в офисы, но и многочисленные коммерческие и девелоперские проекты, а также ценные бумаги тех компаний, которые занимаются строительством и девелопментом, а также производные финансовые инструменты. Эксперты считают, что резкое ограничение инвестиций в этот вид активов в России, вплоть до запрета, выглядит крайней мерой, которая негативно скажется на рынке недвижимости, особенно коммерческой: страховые компании как крупный институциональный инвестор не могут быть отсечены от рынка недвижимости.

Представляется крайне важным установить требования к внутреннему риск-менеджменту компаний. Без внедрения регламентов и методик оценок объектов инвестирования сложно требовать управления активами и их достоверности. Несмотря на наличие правил размещения резервов и собственных средств, должны быть лимиты и мониторинг объектов, исходя из внутреннего риск-менеджмента компаний.

Если компания специализируется на видах страхования, где требуется большой объем ликвидности и он должен соотноситься со страховым портфелем, то такой компании при управлении портфелем потребуются дополнительные, более жесткие критерии и лимиты в рамках действующих правил - к примеру, держать

больше средств на расчетных счетах. Ряд страховщиков по своей инициативе уже начали создавать такие регламенты, но, по мнению экспертов, Банк России должен это требовать от каждой компании. Такой подход действует по отношению к банкам, которые в дополнение к требованиям Банка России обязаны иметь внутреннюю систему стресс-тестирования, регламенты работы с ценными бумагами, с кредитным портфелем. Очевидно, что и в работе со страховыми компаниями регулятор пойдет по этому пути: уже начался сбор информации о том, кто из страховщиков проводит стресс-тестирование по объектам вложений, контролирует риски обесценения недвижимости и ценных бумаг.

У мегарегулятора могут возникнуть вопросы к активам страховых компаний даже в случае соблюдения ими требований. Во-первых, в случае если у ЦБ РФ появляются сомнения в адекватности оценки актива. Компании могут полагать, что меньше внимания будет к размещениям «сверх маржи», но такие активы будут изучаться, в том числе с точки зрения источников финансирования.

Во-вторых, структура размещений в банках. Банк России будет обращать внимание на долю аффилированного банка: лимиты на такие вложения существуют, и они будут ужесточаться. Крайне важный момент -рейтинги банков, которые пограничны требованиям регулятора по размещению резервов. Как только рейтинговое агентство снижает рейтинг, банк «выпадает» из требований, а если доля активов в нем высока, то страховой компании довольно проблематично сразу перевести их в другой банк. За последнее время это произошло не меньше чем с десятком компаний.

Таким образом, государственное регулирование инвестиционной деятельностью страховщиков в данный момент направлено на то, чтобы очистить страховой рынок России от «схемного» страхования и увеличить его прозрачность.

Литература

1. Указание Банка России от 16.11.2014 №3444-У (ред. от 09.03.2016) «О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов».

2. Указание Банка России от 16.11.2014 №3445-У (ред. от 09.03.2016) «О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов».

3. Самиев П.И. Не в тренде // Современные страховые технологии. - 2016. - .№2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://consult-cct.ru/archive/g59.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.