Научная статья на тему 'Особенности неречевых психических функций у детей с общим недоразвитием речи'

Особенности неречевых психических функций у детей с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2743
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности неречевых психических функций у детей с общим недоразвитием речи»

Проведение разновозрастных логопедических уроков позволяет создать развивающую образовательную среду, обеспечивающую единство обучения и развития, преемственность образования при переходе от дошкольной его ступени к школьной, что, в свою очередь, способствует развитию коммуникативных навыков и умений действовать в группе и индивидуально, в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, воспитанию самостоятельности и ответственности обучающихся, активизации инициативности - достижению метапредметных результатов образовательной деятельности.

Список литературы

1. Вариативная примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / под ред. Г.Г. Кравцова. - М.: Левъ, 2015. - 217 с. [Электрон. ресурс] // Сайт Федерального института развития образования. - URL: http://www.firo.ru/?page_id=11684 (дата обращения: 17.02.2017)

2. Психология: учеб. для пед. вузов / под ред. Б.А. Сосновского. - Юрайт-Издат., 2005. -

660 с.

3. Туба Н.В. Преемственность в работе учителей-логопедов дошкольной и школьной ступеней образовательной организации (комплекса) // МИР специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах. Вып. 6. - М.: ЛОГОМАГ, 2017. - 198 с.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/336 (дата обращения: 18.02.2017)

Т. И. Янович

Особенности неречевых психических функций у детей с общим недоразвитием речи

Развитие всех психических процессов ребенка тесно связано с развитием речи. Такие неречевые психические функции как внимание, память и мышление, развиваясь взаимосвязано, способствуют развитию речи. Развитие речи, в свою очередь влияет на развитие психических процессов. Следовательно, нарушение развития неречевых психических функций отрицательно воздействует на речь, а нарушение речи препятствует развитию внимания, памяти и мышления [2].

Любое действие, которое выполняет человек, требует сосредоточенности внимания для его успешного осуществления. Речь имеет и большое значение для развития памяти, так как при помощи речи человек может накапливать и использовать информацию. Развитие речи важно и для формирования мышления. Речь помогает мыслить, а для того чтобы выразить мысль словами необходимо ее тщательно продумывать [2].

Знания об особенностях психических процессов детей с общим недоразвитием речи очень важны для логопеда. Эти знания позволяют более точно понять особенности ребенка для того, чтобы спланировать системную логопедическую работу, которая, в таком случае, приводит к положительным результатам как в развитии речи детей, так и в формировании всех психических процессов. Для того, чтобы реализовать комплексный подход в коррекции важно уделять внимание современным представлениям о формировании в онтогенезе неречевых психических функций у детей с нормальным речевым развитием, так как развитие неречевых психических процессов и речи происходит одновременно [5].

С самого рождения у ребенка формируется природное внимание. Оно проявляется в виде врожденной способности избирательно реагировать на внешние и внутренние раздражители. На протяжении всей жизни в результате обучения и воспитания у человека формируется социально обусловленное внимание. Такое внимание связано с регуляцией поведения и сознательным реагированием на предмет [4].

В первые месяцы жизни в виде условных рефлексов формируется память. П.П. Блонский утверждал, что с первых недель жизни формируется двигательная память. Далее наблюдается становление аффективной и образной памяти. К 3-4 годам у ребенка в довольно простой форме развивается логическая память («память-рассказ»). Своего нормального уровня развития этот вид памяти достигает в подростковом возрасте [1].

Мышление и речь, имея разные генетические корни, к двум годам приобретают единую линию развития. Это происходит тогда, когда ребенок понимает, что все в этом мире имеет свое название. Усвоение ребенком лексических семантических полей, имеющих иерархическое строение, способствует переходу от наглядно-действенных форм мышления к наглядно-образным, а от них - к словесно-логическим [3].

Вопрос об особенностях неречевых функций у детей с ОНР затрагивали в своих трудах такие ученые, как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Р.Е. Левина и Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина и другие.

Нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого являлось выявление особенностей внимания, памяти и мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР по сравнению с детьми, имеющими нормальное развитие речи. В методике констатирующего эксперимента использовались диагностические тесты А.Р. Лурии, Дж. Равена, Р. Амтхауэра, Т.Д. Марциновской и других.

В эксперименте принимали участие две группы детей 6-6,5 лет: дети с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития, начало учебного года) и дети с нормальным речевым развитием. Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально для того, чтобы дети не отвлекались друг на друга при выполнении заданий.

Дошкольники с недоразвитием речи по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием затруднялись в выполнении диагностических заданий. Они допускали большое количество ошибок и не могли их самостоятельно исправить. При выполнении некоторых заданий они нуждались в помощи взрослого.

При исследовании у детей уровня развития внимания были использованы задания, направленные на изучение объема, устойчивости, распределения и переключения внимания. Зрительное и слуховое внимание детей с ОНР на момент обследования характеризовались недостаточным объемом, неустойчивостью, затруднениями в переключении и сосредоточении на предмете или действии. Недостаточный объем внимания обусловливал то, что дети одновременно могли воспринимать ограниченное количество предметов. Несформированность у детей с ОНР распределения и переключении внимания выражалась в сложности перевода внимания с одного предмета на другой, с одного действия на другое. Недостаточность устойчивости внимания детей определяла и сложность сосредотачиваться на восприятии инструкции, объекте действия.

Для исследования уровня развития памяти детям были предложены задания на изучение зрительной и слухоречевой, кратковременной и долговременной памяти. Особенности зрительной и слухоречевой памяти, выявленные в процессе обследования детей с ОНР, свидетельствовали об их недостаточном развитии. Исследования памяти детей с недоразвитием речи показало, что у дошкольников данной группы недостаточный, по сравнению с детьми контрольной группы, объем запоминания речевого материала. При выполнении заданий детям было сложно запоминать последовательность слов и предложений. Они пропускали, заменяли и переставляли слова. Недостаточное развитие внимания ухудшало функционирование процессов памяти дошкольников. Объем запоминания зрительного материала у детей с ОНР был шире, нежели речевого, и приближался по показателям к результатам детей с нормальным развитием речи.

В исследовании мышления были использованы задания, направленные на определение уровня развития вида мышения. Вследствие недостаточного развития внимания и памяти детям с ОНР было трудно выполнять задания на исследование мышления, так как они требовали сосредоточенности внимания, включения процесса запоминания. Экспериментальные данные показали, что в большей мере у дошкольников с ОНР неполноценно развито словесно-логическое мышление. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления находится практически на одном уровне со сверстниками с нормальным развитием речи. Прианализ результатов выполнения детьми с ОНР диагностических заданий было выявлено, что низкие показатели развития мышления детей с ОНР коррелируют с низкими показателями развития внимания и памяти.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что неполноценное речевое развитие у дошкольников с ОНР взаимосвязано с недостаточной сформированностью у них неречевых психических функций, что в целом обусловливает сложность восприятия и переработки детьми разномо-дального материала в полном объеме.

Проведенное исследование подтвердило необходимость целенаправленного включения в логопедическую работу с детьми, имеющими общее недоразвитие речи специальных игры и упражнений для развития неречевых психических функций.

Список литературы

1. Блонский П.П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - С. 288.

2. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2016.- С. 1136.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Национальное образование, 2016. - С. 368.

4. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн. 1. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 4-е изд. - С. 688.

5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: НИИ Школьных технологий. - 2010. - С. 256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.