Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ АРКТИЧЕСКИХ И СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

ОСОБЕННОСТИ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ АРКТИЧЕСКИХ И СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ СХЕМА / TRANSPORT SCHEME / ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ / CROSS SUBSIDIES / НЕФТЕПРОДУКТЫ / OIL PRODUCTS / АРКТИЧЕСКИЕ И СЕВЕРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ARCTIC AND NORTHERN TERRITORIES / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / PRICING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Делахова Анна Михайловна

В работе описываются особенности нефтепродуктообеспечения арктических и северных территорий Республики Саха (Якутия). Выполнен обзор существующих транспортных схем и способов доставки нефтепродуктов, проведен анализ уровня логистических затрат и определено влияние пространственной организации транспортной системы на величину транспортных расходов нефтепродуктов, которое приводит к использованию предприятиями нефтепродуктообеспечения механизма перекрестного субсидирования при формировании конечной стоимости продукции. Рассмотрена структура труднодоступных локальных рынков нефтепродуктообеспечения северного региона по видам реализуемых светлых нефтепродуктов, а также представлена динамика объемов реализации нефтепродуктов на локальных рынках арктических и северных территорий. В данном исследовании применены известные методы количественного, качественного анализа, синтеза, обобщения и сравнительного анализ, а также экспертные оценки. Основными источниками исследования кроме общедоступной статистической информации являются материалы тарифных решений республиканского комитета по ценовой политике, отчеты хозяйственной деятельности предприятий нефтепродуктообеспечения региона, комплексной программы развития арктических и северных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Делахова Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF OIL PRODUCTS PROVISION OF ARCTIC AND NORTHERN TERRITORIES OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

In the work describes the features of the oil products provision in order to provision the fuel and energy complex of the arctic and northern territories of the Republic of Sakha (Yakutia). It performed the review of the existing transport schemes and methods of delivery of oil products, was made the analysis of the level of logistics costs and it identified the influence of the spatial organization of the transport system on the value of transportation costs of oil products, which leads to the use by companies of oil products provision the mechanism of cross subsidies at the forming of final cost of production. It viewed the structure of hard-to-reach local markets of oil products provision of the northern region by the types of realizable light oil products, as well as it shown the dynamic of amount of realisation of oil products on local markets of the arctic and northern territories. In this research were applied the general scientific methods of quantitative, qualitative analysis, synthesis, generalisation and comparative analysis. The main sources of research, in addition to generally available statistical information, are materials of tariff decisions of the republican committee on pricing policy, reports on the economic activities of oil products provision enterprises in the region, complex program of the development of the arctic and northern territories.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ АРКТИЧЕСКИХ И СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

6. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы).- доступ https://www.mintrans.ru/activity/detail.php?SECTION_ID=1238#document_35556

7. Федеральное агентство воздушного транспорта.- доступ http://www.favt.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-osnovnie-proizvodstvennie-pokazateli-aeroportov-obyom-perevoz/

References and Sources

1. Skorlygina N., Mordyushenko O., Kozlov D. Transport pokroyut potolkom // Kommersant". - 2016.- №110. - S.7.

2. Doklad OON «World Urbanization Prospects: The 2014 Revision».- dostup https://esa.un.org/unpd/wup/Publications/Files/WUP2014-Report.pdf

3. Doklad OON «World Population Prospects: The 2017 Revision».- dostup https://www.un.org/development/desa/publications/world-population-prospects-the-2017-revision.html

4. Vsemirnyj ehkonomicheskij forum «Doklad: Global'nyj indeks konkurentosposobnosti».- dostup http://www3.weforum.org/docs/GCR2017-2018/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport2017%E2%80%93201

5. Organizaciya ehkonomicheskogo sotrudnichestva. - dostup https://data.oecd.org/gdp/gdp-long-term-forecast.htm

6. Federal'naya celevaya programma «Razvitie transportnoj sistemy Rossii (2010-2020 gody).- dostup https://www.mintrans.ru/activity/detail.php?SECTION_ID=1238#document_35556

7. Federal'noe agentstvo vozdushnogo transporta.- dostup http://www.favt.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-osnovnie-proizvodstvennie-pokazateli-aeroportov-obyom-perevoz/

ПЕНЮГАЛОВА АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВНА - доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономического анализа, статистики и финансов Кубанского государственного университета (avp@mail.ru) ПЫШНОГРАЙ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа, статистики и финансов Кубанского государственного университета (APyshnogray@yandex.ru)

PENYUGALOVA, ALEXANDER V. - Doctor of Economics, Head at Department of Economic Analysis, Statistics and Finance, Kuban State University (avp@mail.ru)

PYSHNOGRAY, ALEXANDER P. - Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Economic Analysis, Statistics and Finance, Kuban State University (APyshnogray@yandex.ru)

УДК 338.516.42

ДЕЛАХОВА А.М.

ОСОБЕННОСТИ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ АРКТИЧЕСКИХ И СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)2

Ключевые слова: транспортная схема, перекрестное субсидирование, нефтепродукты, арктические и северные территории, ценообразование.

В работе описываются особенности нефтепродуктообеспечения арктических и северных территорий Республики Саха (Якутия). Выполнен обзор существующих транспортных схем и способов доставки нефтепродуктов, проведен анализ уровня логистических затрат и определено влияние пространственной организации транспортной системы на величину транспортных расходов нефтепродуктов, которое приводит к использованию предприятиями нефтепродуктообеспечения механизма перекрестного субсидирования при формировании конечной стоимости продукции. Рассмотрена структура труднодоступных локальных рынков нефтепродуктообеспечения северного региона по видам реализуемых светлых нефтепродуктов, а также представлена динамика объемов реализации нефтепродуктов на локальных рынках арктических и северных территорий. В данном исследовании применены известные методы количественного, качественного анализа, синтеза, обобщения и сравнительного анализ, а также экспертные оценки. Основными источниками исследования кроме общедоступной статистической информации являются материалы тарифных решений республиканского комитета по ценовой политике, отчеты хозяйственной деятельности предприятий нефтепродуктообеспечения региона, комплексной программы развития арктических и северных территорий.

DELAKHOVA, A.M.

FEATURES OF OIL PRODUCTS PROVISION OF ARCTIC AND NORTHERN TERRITORIES

OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Keywords: transport scheme, cross subsidies, oil products, arctic and northern territories, pricing.

In the work describes the features of the oil products provision in order to provision the fuel and energy complex of the arctic and northern territories of the Republic of Sakha (Yakutia). It performed the review of the existing transport schemes and methods of delivery of oil products, was made the analysis of the level of logistics costs and it identified the influence of the spatial organization of the transport system on the value of transportation costs of oil products, which leads to the use by companies of oil products provision the mechanism of cross subsidies at the forming of final cost of production. It viewed the structure of hard-to-reach local markets of oil products provision of the northern region

2 Статья подготовлена в рамках выполнения проекта по заданию Министерства образования и науки РФ № 26.8327.2017/8.9

by the types of realizable light oil products, as well as it shown the dynamic of amount of realisation of oil products on local markets of the arctic and northern territories. In this research were applied the general scientific methods of quantitative, qualitative analysis, synthesis, generalisation and comparative analysis. The main sources of research, in addition to generally available statistical information, are materials of tariff decisions of the republican committee on pricing policy, reports on the economic activities of oil products provision enterprises in the region, complex program of the development of the arctic and northern territories.

Анализ динамики развития транспортной системы Республики Саха (Якутия) показывает, что ее территориальная схема размещения и производственная структура сформированы, исходя из принципов непосредственного учета региональных условий. В частности, отметим такие, как суровые климатические условия, отдаленность от промышленно развитых районов, очаговый характер размещения отраслей экономики на огромной территории, сравнительно небольшие объемы перевозок и строго лимитированное распределение материальных и финансовых ресурсов и т.д. [1].

Такие негативные факторы, как сезонность работы транспортных средств и возрастающие сроки доставки грузов из-за климатических условий работы транспорта, влияют на уровень транспортных затрат, которые, в свою очередь, играют огромную роль при формировании конечной стоимости продукта. Из-за отсутствия на территории Республики Саха (Якутия) собственных нефтеперерабатывающих заводов, предприятия нефтепродуктообеспечения несут огромные затраты на транспортировку нефтепродуктов по сложным транспортным схемам завоза. Основными целями нефтепродуктообеспечения северного региона являются: выработка тепловой и электрической энергии, обеспечение государственных и муниципальных нужд, обеспечение предприятий и удовлетворение потребностей населения. Завоз нефтепродуктов в арктические и северные муниципальные районы Республики Саха (Якутия) являются самыми трудоемкими и дорогостоящими за счет высоких тарифов транспортных компаний, осуществляющих перевозки речным и морским транспортом и использования смешанного транспортного сообщения, включающих в себя различные транспортные средства. В связи с этим для жизнеобеспечения населения арктических и северных районов республики вопрос нефтепродуктообеспечения продолжает оставаться актуальным из года в год.

Социально-экономическое положение арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) характеризуется экстремальными природно-климатическими условиями, низкой плотностью населения, высокой ресурсоемкостью и очаговым характером промышленно-хозяйственного освоения [2].

В 2016 году объем завоза грузов в республику составил порядка 2 миллионов тонн, из них 1,2 миллиона - для нужд жизнеобеспечения населения. Большая часть - 505 тысяч тонн доставлена через г. Усть-Кут Иркутской области, 66 тысяч тонн - через пос. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского района республики, 78 тысяч тонн - через порт Тикси по Северному морскому пути, 579 тысяч тонн - внутреннее перемещение. На территории арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) площадью 1 608,8 тыс. кв. км (52,2% территории республики), численность постоянного населения на начало 2016 года составила 69 395 человек (7,3% населения республики). Плотность населения составляет 0,04 человека на 1 кв. км (для сравнения: плотность населения Канады - 3,5 человек на 1 кв. км, Аляски -0,4).

Таблица 1 - Состав арктических и северных районов Республики Саха (Якутия)

№ Муниципальные образования Численность Площадь территории

населения, чел. на тыс. кв. в % к общей

01.01.2014 км территории

Республика Саха (Якутия) 955 580 3 083,5

Арктическая зона РС(Я): 69 395 1 608,8 52,2

1 Абыйский улус 4196 69,4 2,3

2 Аллаиховский улус 2764 107,3 3,5

3 Анабарский улус 3403 55,6 1,8

4 Булунский улус 8507 223,6 7,3

5 Верхнеколымский улус 4317 67,8 2,2

6 Верхоянский район 11 665 137,4 4,5

7 Жиганский район 4 245 140,2 4,5

8 Момский район 4 237 104,6 3,4

9 Нижнеколымский район 4 414 87,1 2,8

10 Оленекский район 3 963 318,0 10,3

11 Среднеколымский улус 7 535 125,2 4,1

12 Усть-Янский улус 7 359 120,3 3,9

13 Эвено-Бытантайский улус 2 790 52,3 1,7

Источник: http://sakha.gks.ru/ Дата обращения: 15.09.17

В работе [3] представлен анализ основных показателей экономики арктических и северных территорий Республики Саха (Якутия), где авторы определили наиболее развитые муниципальные образования и отметили влияние высоких транспортных затрат перевозки грузов на конкурентоспособность всех видов хозяйствования на их территории.

На сегодняшний день добыча и переработка топливно-энергетических ресурсов и освоение локальных месторождений топливно-сырьевой базы республики ограничено основными факторами экономико-географического положения, природно-климатическими условиями и низкой транспортной доступностью, что предопределяет безальтернативный характер использования нефтепродуктов в качестве топливно-энергетического ресурса арктических и северных районов региона в долгосрочном прогнозировании. По данным Аналитического центра при Правительстве РФ, среди всех субъектов страны наибольшие объемы нефтепродуктов для целей теплоснабжения поставляются предприятиями расположенным в Мурманской области, Приморском крае и Республике Саха (Якутия), где на них приходится примерно 40% национального потребления нефти и продуктов ее переработки в коммунальном секторе [4]. В основном, завоз нефтепродуктов осуществляется через речной порт Осетрово (г. Усть-Кут, Иркутская область) на водном транспорте в короткий летний навигационный период, куда в накопительные резервуары нефтепродуктов завозят основные источники ПАО «НК»Роснефть» Ачинский НПЗ и Ангарский НПЗ.

Локальный рынок нефтепродуктообеспечения арктических и северных территорий Республики Саха (Якутия) характеризуется высокими ценами на товары и неразвитой конкуренцией, относящейся к рынкам товаров производственного назначения и к рынкам потребительских товаров, где основным и единственным поставщиком нефтепродуктов является предприятие АО «Саханефтегазсбыт» (далее АО «СНГС»).

Основными видами деятельности предприятия являются:

• обеспечение нефтепродуктами потребителей на территории Республики Саха (Якутия) и за ее пределами;

• обеспечение на основе договоров закладки нефтепродуктов в государственный резерв и хранение страхового запаса Республики Саха (Якутия);

• прием, хранение, перевалка и отпуск нефтепродуктов с нефтебаз потребителям;

• осуществление поставок и транспортировки нефтепродуктов;

• осуществление строительства производственных объектов, соцкультбыта, нефтепродуктопроводов и других объектов нефтепродуктообеспечения;

• создание и эксплуатация нефтебаз, автозаправочных станций, хранилищ нефтепродуктов, нефтепродуктопроводов и соцкультбыта.

АО «СНГС» представляет собой сложную территориально распределённую иерархическую систему высокой размерности, предназначенную для реализации нефтепродуктов и сопутствующих товаров и оказания услуг конечным потребителям. Его структура на территории Арктических и северных территорий Республики Саха (Якутия)

включает в себя 9 нефтебаз, сеть автозаправочных станций состоящий из 8 АЗС и 5 КАЗС, системы управления, обеспечения и обслуживания и т.п. (Табл.2).

Таблица 2 - Список филиалов-нефтебаз и АЗС АО «СНГС» на территории Арктических и северных территорий Республики Саха (Якутия)

№ Муниципальные образования Наименование нефтебазы АЗС Месторасположение

1 Аллаиховский Чокурдахская АЗС № 140 п. Чокурдах

2 Верхоянский Батагайская АЗС № 28 п. Батагай

КАЗС г. Верхоянск

3 Абыйский Белогорская КАЗС п. Белая Гора

4 Момский Момская КАЗС с..Хонуу

5 Верхнеколымский Зырянская АЗС № 52 п. Зырянка

6 Нижнеколымский Нижнеколымская АЗС №173 п.Черский

7 Усть-Янский Нижнеянская АЗС № 42 п. Нижнеянск

КАЗС с. Казачье

8 Среднеколымский Среднеколымская АЗС № 112 г. Среднеколымск

9 Усть-Янский Усть-Куйгинская АЗС № 29 п. Депутатский

АЗС № 43 п. Усть-Куйга

10 Оленекский из Ленской нефтебазы КАЗС с. Оленек

Источник: http://sngs.ykt.ru/ Дата обращения: 15.09.17

Показатели, характеризующие объемы оптовой и розничной реализации нефтепродуктов в разрезе нефтебаз-филиалов АО «СНГС» за 2012-2016 гг., представлены на рис.1. Емкость исследуемого локального рынка нефтепродуктообеспечения составила 27 233 т., что на 39% меньше чем в 2013 г.

2012

2013

2014

2015

2016

Чокурдахская Усть-Куйгинская Среднеколымская Нижнеянская Нижнеколымская Зырянская Белогорская Батагайская

0 2000 4000 6000 8000 10000 12000

Рисунок 1. Объем реализации арктических филиалов-нефтебаз АО «СНГС» за 2012-2016 г, в тоннах

Основными нефтепродуктами, определяющие товарные границы рассматриваемого локального рынка, являются дизельное топливо марки ДТЛ, ДТЗ и ДТА, и автомобильные бензины марки АИ-92 и Н-80, которые представляют собой две подгруппы группы «светлые нефтепродукты». В структуре рынка потребительского назначения (business-to-customer) нефтепродуктов в 2016 г. наибольшая доля объема реализации светлых нефтепродуктов через сеть АЗС принадлежит марки Р-92, а наименьшую долю объема от общей реализации через сеть АЗС имеет марка ДТЛ (рис.2).

■ А-80 ■ ДТА ■ ДТЗ ■ ДТЛ ■ Р-92

Рисунок 2. Доля реализованных светлых нефтепродуктов через сеть АЗС на территории Арктических и северных территорий РС (Я) по видам топлива в 2016г.

Рынок потребительского назначения нефтепродуктов исследуемых территорий ограничен. По данным УГИБДД Республики Саха (Якутия) на 01.04.2016 г. на территории муниципальных образований арктических и северных территорий зарегистрировано 6 263 ед. транспортных средств, из них 3 309 ед. легкового автотранспорта и 2 347 ед. грузового автотранспорта (табл. 2), что составляет менее 1 % от общего количества единиц зарегистрированных автотранспортных средств по республике. Но при этом отдельные авторы склоняются к тому, что показатели потребления моторного топлива на российском нефтяном рынке сложно увязываются с процессами увеличения парка автотранспортных средств [5].

Таблица 3. Количество зарегистрированных в отделах УГИБДД РС (Я) транспортных средств в МО арктических и северных территорий РС (Я), ед.

Всего ТС

Территория л/авто гр/авто автобусы мото Прицеп и полуприцепы Итого

Арктическая зона 3309 2347 182 71 354 6263

Источник: http://sakha.gks.ru/ Дата обращения: 15.09.17

За 2014-2016 гг. наблюдается увеличение объемов розничной реализации через сеть АЗС с 13% от общего объема реализации до 40%, что может говорить об увеличении рынка нефтепродуктов потребительского назначения за счет запуска линии по розливу тарированных нефтепродуктов в г. Якутске и реализации в труднодоступных населенных пунктах. За 2015 г. объем реализации тарированных нефтепродуктов всех марок на территории арктических и северных районов республики составлял 27 тонн, а уже в 2016 году объем реализации вырос до 640,21 тонн, что подтверждает высокий спрос на данный вид продукции компании. Решение запуска реализации тарированных нефтепродуктов связано с нерентабельностью розничной реализации нефтепродуктов через АЗС в малонаселенных арктических и северных населенных пунктах. Объем потребности и план доставки тарированных нефтепродуктов в труднодоступные и отдаленные населенные пункты Республики Саха (Якутия) формируется и согласуется с Госкомобеспечения РС (Я) (на 2016 год в объеме 3000,0 тонн). Планом доставки охвачены 161 труднодоступных и отдаленных населенных пунктов республики.

Основная часть локального рынка нефтепродуктов в арктических и северных территориях Республики Саха (Якутия) относится к рынку товаров производственного назначения (business-to-business). В общем объеме завоза в арктические и северные районы республики 75 % составляют топливно-энергетические ресурсы для выработки тепловой и электрической энергии: каменный уголь и сырая нефть. В табл.4 приведены объемы поставок сырой нефти для нужд ГУП ЖКХ РС (Я) за 2016-2017 гг.

Таблица 4. Фактические объемы поставок сырой нефти для жизнеобеспечения арктических и северных групп муниципальных районов в 2016-2017 г., в тыс. тонн._

№ Муниципальный район (городской округ) Сырая нефть

Всего В том числе по видам транспорта

Водным Автомобильным Железнодорожн -автомобильным (смешанным)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2016 2017 2016 2017 2016 2017 2016 2017

Всего 65494 57566 59240 51366 6254 6200 4800

Арктические улусы 59868 55091 53614 48891 6254 6200 4800

1 Абыйский 3350 3754 3350 3754

2 Аллаиховский 9238 9120 9238 9120

3 Анабарский

4 Булунский 16264 17537 16264 17537

5 Верхнеколымский

6 Верхоянский 320 320

7 Жиганский 320 800 320 800

8 Момский 9000 9000 9000 9000

9 Нижнеколымский 4198 1865 4198 1865

10 Оленекский 6254,4 6200 6254,4 6200

11 Среднеколымский 494 1285 494 1285

12 Усть-Янский 5880 130 5880 130 4800

13 Эвено- Бытантайский 4550 5400 4550 5400

Северные улусы 5626 2475 5626 2475

13 Кобяйский 2245 2245

22 Оймяконский

28 Томпонский 3381 2475 3381 2475

30 Усть-Майский

С 2017 года при завозе топливно-энергетических ресурсов, нефтепродуктов используется новая смешанная транспортная схема «железнодорожно-автомобильная» через ж/д станцию Нижний Бестях, где объем поставок составил 4 800, 0 тыс.тонн. В отличие от завоза нефтепродуктов в центральные и южные части региона, транспортная схема завоза в Арктическую зону включает в себя пункты сезонного хранения нефтепродуктов (депонационные запасы) и перевалки (табл.5).

Таблица 5. Транспортная схема завоза нефтепродуктов АО «СНГС» в арктические и

севе] рные муниципальные образования РС (Я)

Количество АЗС (в том числе, КАЗС и НПЗС), ед. Транспортная схема

№ Пункт назначения Основная Вспомогательная

1 Батагайская НБ 2 п.Осетрово-река-море-река-Нижнеянск -Усть-куйга-зимник Нижнеянск-Батагай-зимник

2 Белогорская НБ 2 п.Осетрово-река-море-Чокурдах-река жд-авто-Хандыга-Белая Гора

3 Зырянская НБ 1 п.Осетрово-река-море-Нижнеколымск-река-Зырянка -

4 Ленская НБ (с.Олёнек) 1 река- Ленск- зимник -

5 Нижнеколымская НБ 1 жд-река п.Осетрово-река

6 Нижнеянская НБ 2 п.Осетрово-река-море-река -

7 Среднеколымская НБ 1 п.Осетрово-река-море-река Нижнеколымск-авто-Среднеколымск

8 Усть-Куйгинская НБ 2 п.Осетрово-река-море-река-Нижнеянск - река Нижнеколымск-авто

9 Чокурдахская НБ 1 жд-река-река -

В зависимости от транспортной доступности районов доставки, доля транспортной составляющей в структуре расчетной цены на нефтепродукты АО «СНГС» может колебаться от 7 % до 23% (табл.6). В работе [6] авторами рассчитана доля составляющей железнодорожного тарифа в структуре цены реализации нефтепродуктов на локальном рынке арктических регионов, где совокупное влияние всех ценообразующих факторов, включая транспортный, приводит к превышению цен нефтепродуктов, реализуемых на территории арктических субъектов, над общероссийскими показателями в среднем на 18%.

Цена реализации нефтепродуктов через автозаправочные станции складывается из цены покупки и доставки, снабженческо-сбытовой и торговой надбавок АО «Саханефтегазсбыт» и процентов за банковский кредит. В соответствии с Порядком формирования цен на нефтепродукты АО «Саханефтегазсбыт», утвержденном Советом директоров в феврале 2013 года, цены на нефтепродукты устанавливаются:

- в районах с ограниченной транспортной доступностью - 3 раза в год - с 1 января, 1 июня, 1 ноября;

- в районах с круглогодичной транспортной доступностью - 1 раз в квартал.

Таблица 6. Доля транспортной составляющей в структуре расчетных цен на нефтепродукты в филиалах-нефтебазах АО «СНГС» за 2016 г._

№ Наименование нефтебазы Стоимость закупки Доля транспортных расходов в цене

1 Чокурдахская 63% 19%

2 Батагайская 72% 7%

3 Белогорская 64% 18%

4 Зырянская 60% 23%

5 Нижнеколымская 63% 20%

6 Нижнеянская 64% 17%

7 Среднеколымская 60% 23%

8 Усть-Куйгинская 63% 20%

Филиалы - нефтебазы и сеть АЗС АО «СНГС» разделены на 3 ценовые зоны, где локальные рынки нефтепродуктов арктических и северных территорий РС (Я) входят в 3 -ю ценовую зону. В период с 01.01.2013 г. по 01.10.2016 г. средний темп роста цен на светлые нефтепродукты к предыдущему периоду составил 104,1%. В табл.7 представлены результаты

расчета автора отклонений отпускных цен от расчетных бензина марки Р-92 в арктических и северных территориях региона.

Таблица 7. Отклонение отпускных цен от расчетных цен розничной реализации бензина «Р -92» в арктических и северных территориях РС (Я) в 2015 г._

№ Наименование нефтебазы Р-92

Цена АЗС (расчетная) Цена АЗС (отпускная) отклонение

1 Чокурдахская 45,05 41,8 -3,25

2 Батагайская 44,78 41,8 -2,98

3 Белогорская 44,39 41,8 -2,59

4 Зырянская 47,36 41,8 -5,56

5 Нижнеколымская 45,21 41,8 -3,41

6 Нижнеянская 43,9 41,8 -2,1

7 Среднеколымская 46,84 41,8 -5,04

8 Усть -Куйгинская 45,17 41,8 -3,37

Для возмещения транспортных расходов на доставку нефтепродуктов в арктические и северные районы АО «СНГС» прибегает к методике перекрестного субсидирования, которая предусматривает усреднение размера розничных цен между 2 и 3 ценовыми зонами на 5,74 руб за 1 литр. При пересчете сумм отдельно по каждой ценовой зоне выясняется, что обеспечение депонационных запасов приводит к значительному отвлечению собственных и кредитных оборотных средств предприятия. При этом фактические сроки товарооборачиваемости в 3 ценовой зоне составляют в среднем 771 день, а во 2 ценовой зоне в среднем 233 дня.

Предстоящий этап развития транспортной системы Республики Саха (Якутия) с вводом в эксплуатацию железнодорожной линии «Томмот - Нижний Бестях» ОАО «Железные дороги Якутии» кардинально повлияет на изменение основных транспортных схем завоза грузов на территорию всего региона. На сегодняшний день для предприятий нефтепродуктообеспечения созданы все необходимые условия для хранения и перевалки грузов в районе доступа к железнодорожным путям.

Таблица 8. Прогнозируемая перспективная схема доставки нефтепродуктов в филиалы-нефтебазы АО «СНГС» северных и арктических территорий региона._

№ Пункт назначения Количество АЗС (в том числе, КАЗС и НПЗС), ед. Транспортная схема

основная вспомогательная перспективная

1 Батагайская НБ 2 п.Осетрово-река-море-река-Нижнеянск -Усть-куйга-зимник Нижнеянск-Батагай-зимник жд Нижний Бестях -зимник

2 Белогорская НБ 2 п.Осетрово-река-море-Чокурдах-река жд-авто -Хандыга-Белая Гора -

3 Зырянская НБ 1 п.Осетрово-река-море-Нижнеколымск-река-Зырянка - жд Нижний Бестях -зимник

4 Ленская НБ (с.Олёнек) 1 река- Ленск- зимник - -

5 Нижнеколымская НБ 1 жд-река п.Осетрово-река жд Нижний Бестях -зимник

6 Нижнеянская НБ 2 п.Осетрово-река-море-река - -

7 Среднеколымская НБ 1 п.Осетрово-река-море-река Нижнеколымск- авто-Среднеколымск жд Нижний Бестях -зимник

8 Усть-Куйгинская НБ 2 п.Осетрово-река-море-река-Нижнеянск - река Нижнеколымск-авто жд Нижний Бестях -зимник

9 Чокурдахская НБ 1 жд-река-река - -

С началом эксплуатации железной дороги традиционная схема доставки нефтепродуктов в северные и арктические локальные рынки станет вспомогательной, т.к. замещение более эффективной схемой железнодорожно-водного сообщения с перевалкой нефтепродуктов на речной и автомобильный (автозимник) транспорт в пос. Нижний Бестях (табл.8) даст экономию транспортных расходов за счет снижения затрат на содержание депонационных запасав.

Оценка конкурентоспособности новых транспортно-логистических схем (логистических цепей), как совокупности множества звеньев, определяет устойчивость, как в целом данной схемы, так и отдельных составляющих ее звеньев. Оценка экономической устойчивости - это ответ на вопрос насколько неизменной останется конфигурация перспективных схем завоза по сравнению с другими вариантами доставки при вероятных изменениях стоимостных, технологических и других показателей транспорта, ценовых, объемных показателей завозимых ресурсов и товаров, показателей финансовой системы. В работах [9, 10] зарубежных авторах представлена концепция влияния внешних факторов на цели и уровень устойчивости цепей поставок нефтепродуктообеспечения, где использованы методы теории систем, теории управления рисками и институциональной экономики.

Для сравнительной оценки транспортных затрат необходимо сопоставить удельные логистические затраты на 1 тонну завозимого нефтепродукта по двум предпочтительным схемам (существующей и перспективной) доставки грузов. В настоящее время это невозможно из-за отсутствия информации о тарифах на данном участке железной дороги, но уже сейчас можно говорить о существенном снижении уровня транспортной составляющей в ценообразовании нефтепродуктов.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о существенном влиянии пространственной организации транспортной системы на величину расходов, что приводит к использованию предприятиями механизмов субсидирования транспортных затрат на поставку нефтепродуктов в арктические и северные районы за счет корректировки цен в центральных районах. В свою очередь, данное явление сказывается на эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий нефтепродуктообеспечения, осуществляющих завоз нефтепродуктов в труднодоступные локальные рынки северного региона в виде отвлечения собственных и кредитных оборотных средств. Основными особенностями нефтепродуктообеспечения арктических и северных районов является низкая скорость товарооборачиваемости, необходимость в накоплении грузов к открытию очередного навигационного периода и высокий уровень транспортных затрат. Практика перехода с доставки нефтеналива водным транспортом в короткие сроки навигации на северных реках к перевозке тарированных нефтепродуктов автомобильным транспортом автозимниками является оптимальным и эффективным решением при существующих условиях и сроках работы транспортной системы арктических и северных районов. Предстоящий ввод в эксплуатацию железнодорожной линии «Томмот-Нижний-Бестях» даст новый толчок развитию системы нефтепродуктообеспечения северного региона за счет изменения основных транспортных схем, пересмотра плановых объемов стратегических запасов для жизнеобеспечения населения, сокращения сроков хранения и доставки.

Литература и источники

1. Ефремов Э.И. Транспортная инфраструктура Якутии: проблемы и перспективы // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - №5 (308).

2. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2014 г. №251 «О Комплексной программе РС (Я) «Социально-экономическое развитие арктических и северных районов РС (Я) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

3. Официальный сайт АО «Саханефтегазсбыт» - http://sngs.ykt.ru/

4. Тотонова Е.Е., Слепцов С.Ю. Современные особенности пространственного развития арктических районов Республики Саха (Якутия)// Экономика и управление. - 2014. - №2(100). - С.19-23.

5. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Оценка перспектив и целесообразности перехода субъектов Российской Федерации, использующих нефтепродукты с целью теплоснабжения, на местные и возобновляемые виды топлива [Электронный ресурс] - М., 2016. Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/attachment/8084.pdf.

6. Nash, M. Russian crisis is a «window of opportunity» for tyre suppliers [Electronic resource] / M. Nash //Automotive World. - Washington DC, 2016. - Available at : http://www.automotiveworld.com/analysis/russian-crisis-window-opportunity-tyre-suppliers.

7. Биев А.А. Шпак А.В. Проблемы нефтепродуктообеспечения арктических регионов России // Проблемы развития территории. - 2017. - № 2. - C. 51-62.

8. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РС (Я) -http://sakha.gks.ru/

9. Miller RG, Sorrell SR. 2014 The future of oil supply.Phil. Trans. R. Soc. A 372: 20130179. http://dx.doi.org/10.1098/rsta.2013.0179

10. Ahmad, W.N.K. W, Rezaei, J. Influence of external forces on supply chain sustainability goals and decisions in the oil and gas industry(Conference Paper)/ 19th International Conference on Engineering, Technology and Innovation, ICE 2013 DOI: 10.1109/ITMC.2013.7352598

References and Sources

1. Efremov EH.I. Transportnaya infrastruktura YAkutii: problemy i perspektivy // EHkonomicheskij analiz: teoriya i praktika. -2013. - №5 (308).

2. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Saha (YAkutiya) ot 15 avgusta 2014 g. №251 «O Kompleksnoj programme RS (YA) «Social'no-ehkonomicheskoe razvitie arkticheskih i severnyh rajonov RS (YA) na 2014-2017 gody i na period do 2020 goda».

3. Oficial'nyj sajt AO «Sahaneftegazsbyt» - http://sngs.ykt.ru/

4. Totonova E.E., Slepcov S.YU. Sovremennye osobennosti prostranstvennogo razvitiya arkticheskih rajonov Respubliki Saha (YAkutiya)// EHkonomika i upravlenie. - 2014. - №2(100). - S.19-23.

5. Analiticheskij centr pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii. Ocenka perspektiv i celesoobraznosti perekhoda sub"ektov Rossijskoj Federacii, ispol'zuyushchih nefteprodukty s cel'yu teplosnabzheniya, na mestnye i vozobnovlyaemye vidy topliva [EHlektronnyj resurs] - M., 2016. Rezhim dostupa: http://ac.gov.ru/files/attachment/8084.pdf.

6. Nash, M. Russian crisis is a «window of opportunity» for tyre suppliers [Electronic resource] / M. Nash //Automotive World. -Washington DC, 2016. - Available at : http://www.automotiveworld.com/analysis/russian-crisis-window-opportunity-tyre-suppliers.

7. Biev A.A. SHpak A.V. Problemy nefteproduktoobespecheniya arkticheskih regionov Rossii // Problemy razvitiya territorii. - 2017. - № 2. - C. 51-62.

8. Oficial'nyj sajt Territorial'nogo organa Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po RS (YA) - http://sakha.gks.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Miller RG, Sorrell SR. 2014 The future of oil supply.Phil. Trans. R. Soc. A 372: 20130179. http://dx.doi.org/10.1098/rsta.2013.0179

10. Ahmad, W.N.K.W, Rezaei, J. Influence of external forces on supply chain sustainability goals and decisions in the oil and gas industry(Conference Paper)/ 19th International Conference on Engineering, Technology and Innovation, ICE 2013 DOI: 10.1109/ITMC.2013.7352598

ДЕЛАХОВА АННА МИХАЙЛОВНА - старший научный сотрудник Научно-исследовательского института региональной экономики Севера, Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск

DELAHOVA, ANNA M. - Senior Research Fellow of the Research Institute of Regional Economics of the North, North-Eastern Federal University, Yakutsk (anna.delakhova@mail.ru)

УДК 338.001.36

КОВАЛЕВ И.В., ДАВЫДОВ А.Д. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ ТЕХНИКИ В БУРЕНИИ СКВАЖИН НА ПРИМЕРЕ «РОТОРНОЙ УПРАВЛЯЕМОЙ СИСТЕМЫ»

Ключевые слова: роторная управляемая система, бурение скважин, чистый дисконтированный доход, индекс доходности, срок окупаемости, капитальные вложения.

В статье предложена методика расчета экономии эксплуатационных затрат от внедрения роторной управляемой системы в бурении скважин при наборе угла кривизны траектории ствола скважины. На основе системы показателей, принятых в мировой и отечественной практике, произведена оценка коммерческой эффективности внедрения роторной управляемой системы при бурении скважин с целью дегазации угольных пластов.

KOVALEV, I.V., DAVIDOV, A.D. EFFICIENCY OF INTRODUCTION OF THE NEW EQUIPMENT IN WELL-DRILLING ON THE EXAMPLE OF «ROTARY CONTROLLED SYSTEM»

Keywords: rotary controlled system, well-drilling, net discounted income, profitability index, payback period, capital investments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.