Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ИЗРАИЛЯ'

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ИЗРАИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная инновационная система / Израиль / инновации / стартапы / государственная инновационная политика / исследования и разработки / венчурное финансирование / national innovation system / Israel / innovation / startups / state innovation policy / research and development / venture financing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С В. Назарова, И В. Кирова

В статье сформулированы и проанализированы особенности национальной инновационной системы (НИС) Израиля, благодаря которым стране удалось занять устойчивые позиции в первой двадцатке стран мира с высоким уровнем инновационного развития экономики. Рассмотрены актуальные проблемы Израиля в сфере инновационного развития на современном этапе. Названы основные направления государственной инновационной политики и определена роль государства в формировании экономики инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE NATIONAL INNOVATION SYSTEM OF ISRAEL

In this article the authors formulated and analyzed the features of the national innovation system of Israel. Israel occupies a stable position in twenty countries in the world with a high level of innovative economic development. Current problems of Israel in the field of innovative development were considered. The main directions of state innovation policy were named. The role of the state in shaping innovation economy was defined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ИЗРАИЛЯ»

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ИЗРАИЛЯ

С.В. Назарова, старший преподаватель И.В. Кирова, доцент

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

(Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-1-150-154

Аннотация. В статье сформулированы и проанализированы особенности национальной инновационной системы (НИС) Израиля, благодаря которым стране удалось занять устойчивые позиции в первой двадцатке стран мира с высоким уровнем инновационного развития экономики. Рассмотрены актуальные проблемы Израиля в сфере инновационного развития на современном этапе. Названы основные направления государственной инновационной политики и определена роль государства в формировании экономики инноваций.

Ключевые слова: национальная инновационная система, Израиль, инновации, старта-пы, государственная инновационная политика, исследования и разработки, венчурное финансирование.

Современный курс российской экономики, направленный на импортозамеще-ние, актуализирует значимость инновационного пути развития для нашей страны, поскольку под импортозамещением подразумевается замена импортных товаров конкурентоспособной продукцией отечественного производства, а, как отмечают современные исследователи, именно внедрение инноваций является основным фактором конкурентоспособности, вызывающим мультиплицированный эффект экономического роста [1].

В настоящее время Израиль является страной, успешно вставшей на рельсы инновационного развития и добившейся за относительно короткое время в этой сфере весомых результатов. Израиль стабильно входит в первую двадцатку различных рейтингов, оценивающих уровень инновационного развития экономик стран мира. Так, например, согласно данным, приводимым в аналитических докладах «Глобальный индекс инноваций» (The Global Innovation Index) за периоды с 2017 по 2022 годы, динамика рейтинга страны выглядит следующим образом: 2017 год - 17 место; 2018 год - 11 место; 2019 год - 10 место; 2020 - 13 место; 2021 - 15 место; 2022 - 16 место в рейтинге [2].

Изучение опыта Израиля в построении национальной инновационной системы представляет для нас практический интерес, так как в этой стране, также как и в России, экономика находится под сильным влиянием государства. Кроме того, в обеих странах имеет место сложная геополитическая обстановка, которая актуализирует значимость военно-промышленного комплекса.

Национальная инновационная система Израиля относится к модели инновационного развития, которая сформировалась в 1990-2000 годы и предполагает прямое участие государства во всех стадиях инновационного процесса [3].

Основными направлениями инновационной политики Израиля являются следующие:

- стимулирование инновационной кооперации бизнеса и науки (университетов) внутри страны посредством крупномасштабных государственных финансовых вложений в науку и инновационную сферу, а также за счет привлечения национального частного капитала;

- стимулирование инновационной активности частного сектора с привлечением иностранных капиталов в инновационную сферу;

- комплексная интеграция в международные инновационные сети [4].

В настоящий момент в Израиле посредством государства создана и эффективно функционирует система стимулирования инновационной и предпринимательской деятельности, к которой можно отнести технологические центры, университетскую среду, промышленные предприятия, а также венчурную индустрию [5].

Основу системы государственной поддержки промышленных инноваций в Израиле составляют главные ученые и их ведомства (ВГУ) в ряде министерств страны: главные ученые отвечают за формирование и реализацию программ научно-технического развития подконтрольного министерства, способствуют выявлению наиболее перспективных высокоэффективных проектов, способных приносить прибыль.

Для осуществления стратегического планирования в сфере НИОКР в Израиле на государственном уровне функционирует Форум главных ученых, который определяет государственную политику в сфере поддержки инноваций, а также формирует приоритеты научно-технического развития страны. Сложные геополитические условия, в которых оказалась страна, привели к тому, что приоритетным направлением для инновационной деятельности стал военно-промышленный комплекс, однако, в результате разработок в данной сфере новые технологии нашли применение и в гражданских отраслях. Приоритетными для государства отраслями можно назвать следующие: биотехнологии, нанотехнологии, кибер-безопасность, защита окружающей среды, сельское хозяйство, а также военно-промышленный комплекс, как было отмечено выше [6].

Большое влияние на инновационное развитие Израиля оказали программы, разработанные ВГУ: программа технологических инкубаторов и программа «Магнет». Большая часть стартапов в Израиле «рождается» именно в технологических инкубаторах, которых сегодня в Израиле насчитывается около свыше 20, и которые стали мощным инструментом для привле-

чения инвестиций частного сектора в эту сферу.

В Израиле, также как в США, и в ряде европейских стран, например, Великобритании и Финляндии, широкое распространение получило венчурное финансирование инноваций [7; 8]. На развитие венчурного капитала направлена государственная политика Израиля. Государство стало инициатором ряда программ, направленных на поддержку и развитие частного венчурного капитала в стране. Одной из первых программ, направленных на создание в стране конкурентоспособной венчурной индустрии, стала программа Уо2-та. В соответствии с этой программой был создан и одноименный фонд, задачами которого являлось финансирование и поддержка новых наукоемких компаний, предоставление грантов для проведения научно-исследовательских работ в сфере малого наукоемкого бизнеса, а также осуществление передачи инновационных технологий из военного сектора экономики в гражданский. В соответствии с программой финансовые ресурсы могли направляться как на вновь создаваемые венчурные фонды, так и напрямую в начинающие высокотехнологичные компании. Всего под эгидой Уо2та было создано 10 венчурных фондов с государственным участием, причем доля государства составляла около 40%. Благодаря этим венчурным фондам финансовую поддержку получили более двухсот компаний. Впоследствии теми же управляющими командами были созданы новые фонды, но уже без государственного участия. Каждый из венчурных фондов должен был привлечь средства от одной отечественной и одной международной финансовой организации, которая бы обучила израильских инвесторов механизмам финансирования инновационных компаний, а также управления фондом. Следует отметить, что сотрудничество с зарубежными партнерами в сфере венчурного инвестирования, особенно с венчурными фирмами США, оказалось весьма полезным для приобретения необходимых знаний и опыта для израильских компаний в данной области.

В настоящее время Израиль является мировым лидером по объему венчурных инвестиций на душу населения и по доле венчурных инвестиций в общем объеме ВВП [9]. В стране сейчас активно функционируют около 300 венчурных фондов, более 70 из них являются международными [10]. Многие американские и европейские венчурные фонды имеют в Израиле свои филиалы и активно инвестируют средства в израильские стартапы. В 2021 году объем венчурных инвестиций составлял свыше 25 млрд. долларов.

Израиль сегодня является мировым лидером по количеству стартапов на душу населения, всего в стране их насчитывается около 6400 [11]. В последние годы в стране наблюдается стремительный рост количества, так называемых, «единорогов»

- стартапов с рыночной стоимостью более 1 млрд. долларов. В 2021 году их количество составляло около 70, при этом прирост «единорогов» в 2019 году составлял 12, а в 2020 году - 16 новых «единорогов» [11].

Одним из структурных элементов предпринимательского сектора НИС страны являются иностранные ТНК, которые имеют свои представительства на территории Израиля, организуют центры НИОКР и активно приобретают начинающие стар-тап-компании [9].

Как известно, в современных условиях сфера НИОКР является важнейшей основой инновационной деятельности и обеспечивает устойчивость экономического роста и конкурентоспособности экономической системы [12]. Израиль относится к числу стран с самыми высокими расходами на исследования и разработки. Так, например, расходы на НИОКР в Израиле составляли: в году 2016 - 4,5%; в 2017 году - 4,6%; в 2018 году - 4,8%; в 2019 -5,1%; в 2020 - 5,4%; в 2021 - 5,6%; в 2022

- 5,9 от ВВП [13].

Одним из преимуществ НИС Израиля исследователи считают наличие в стране качественных человеческих ресурсов. Так, относительная численность персонала, занятого в научных исследованиях и разработках в Израиле самая высокая в мире -140 человек на каждый 10 тысяч жителей,

а в США, например, только 85 [14]. Высочайший уровень профессиональных кадров в стране обусловлен израильской системой высшего образования, однако не следует забывать и о весомом научном вкладе репатриантов из бывшего Советского Союза. Массовая миграция «лиц еврейской национальности из СССР», имеющих высшее образование и высокую квалификацию в сфере фундаментальных и прикладных наук усилила потенциал израильских ученых и исследователей.

Следует отметить и ряд проблемных аспектов, имеющих место в экономической и инновационной сферах Израиля. Во-первых, это региональная неравномерность инновационного развития страны. Так, по данным статистики, более 75% всех высокотехнологичных компаний сосредоточены в центральных регионах Израиля и в Тель-Авиве. Во-вторых, присутствует также отраслевая неравномерность экономического и инновационного развития: есть традиционные сектора, до которых инновации пока просто не доходят, из-за этого снижаются показатели эффективности и производительности в целом по стране.

Еще одним проблемным аспектом является то, что стартапы в Израиле зачастую создаются с целью активного привлечения средств, далее следует их выход на биржу NASDAQ c последующей продажей за рубеж [5]. Такая модель создает угрозу для стабильности экономического и инновационного развития в долгосрочной перспективе. В самой стране наблюдается нехватка крупных компаний, способных осуществлять внутренние инвестиции, это способствует утечке из страны наиболее востребованных и прогрессивных технологий. В результате в стране новые технологии не внедряются в отрасли национальной экономики, что, безусловно, может негативно повлиять на конкурентоспособность страны в будущем.

Следует отметить, что после обострения палестино-израильского конфликта осенью этого года, венчурные инвестиции в израильские стартапы существенно сократились. Так в октябре 2023 года капиталовложения в технологические компании со-

ставили всего 325 млн. долларов, тогда как коквалифицированных кадров, концентра-месяцем ранее (в сентябре 2023 года) - 1 ция ресурсов на значимых для страны млрд. долларов [15]. Эксперты надеются, направлениях экономической деятельно-что снижение инвестиций будет носить сти, а также наличие стимулов для разра-временный характер. ботки и внедрения инноваций, все это поз-

Таким образом, все вышеизложенные воляет Израилю поддерживать устойчивые особенности, среди которых: эффективная позиции в первой двадцатке стран с высо-государственная инновационная политика, ким уровнем инновационного развития активное венчурное финансирование, вы- экономики. сокие расходы на НИОКР, наличие высо-

Библиографический список

1. Коваленко Н.В., Безновская В.В. Влияние инновационного развития на конкурентоспособность // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. - 2022. - №1 (31).

2. Global Innovation Index. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.globalinnovationindex.org.

3. Гаврилова Н.М. Опыт инновационного развития Финляндии и Израиля // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - №8. - С. 59-67.

4. Назарова С.В. Инновационная политика: актуальный опыт Израиля // Форум молодых ученых. - 2017. - № 5 (9). - С. 1501-1507.

5. Захарова Н.В., Лабудин А.В. Новый этап инновационного развития Израиля: прогресс или потеря лидерства? // Управленческое консультирование. - 2023. - №5. - С. 1827.

6. Назарова С.В. Инновационная политика: области инновационных разработок Израиля // Форум молодых ученых. - 2018. - № 5-2 (21). - С. 805-808.

7. Назарова С.В., Кирова И.В. Особенности национальной инновационной системы Великобритании // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 3-2 (73). - С. 80-84.

8. Назарова С.В. Особенности национальной инновационной системы Финляндии // В сборнике: Национальные и международные финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта. Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ). - Москва, 2019. - С. 248-253.

9. Коротков И.Г. Национальная инновационная система Израиля в начале XXI века // Мир новой экономики. - 2020. - № 14 (3). - С. 27-33.

10. Как Израиль стал центром притяжения венчурного капитала. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/tekhnologii/449811.

11. Компании-единороги Израиля: почему их так много и стоит ли в них инвестировать.

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/unicom/.

12. Литвиненко В.А., Назарова С.В. Интенсификация инвестиционной политики как инновационная доминанта развития национальной экономики // Международная экономика. - 2015. - №7. - С. 13-16.

13. Затраты на исследования и разработки в процентах от ВВП. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.w3.unece.org.

14. Достижения и перспективы Израильской науки и техники. - [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://integral-russia.ru.

15. Объем венчурных инвестиций в Израиль резко снизился после начала войны. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/6350934.

FEATURES OF THE NATIONAL INNOVATION SYSTEM OF ISRAEL

S.V. Nazarova, Senior Lecturer I.V. Kirova, Associate Professor

Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI) (Russia, Moscow)

Abstract. In this article the authors formulated and analyzed the features of the national innovation system of Israel. Israel occupies a stable position in twenty countries in the world with a high level of innovative economic development. Current problems of Israel in the field of innovative development were considered. The main directions of state innovation policy were named. The role of the state in shaping innovation economy was defined.

Keywords: national innovation system, Israel, innovation, startups, state innovation policy, research and development, venture financing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.