Научная статья на тему 'Особенности нарушений критичности у несовершеннолетних обвиняемых с органическим расстройством личности'

Особенности нарушений критичности у несовершеннолетних обвиняемых с органическим расстройством личности Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
672
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОБВИНЯЕМЫЕ / ОРГАНИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ / НАРУШЕНИЯ КРИТИЧНОСТИ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / "НЕВМЕНЯЕМОСТЬ" / "ОГРАНИЧЕННАЯ ВМЕНЯЕМОСТЬ"

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Мещерякова К. В., Рязанова А. Ю.

Представлены особенности нарушений критичности у несовершеннолетних обвиняемых с органическим расстройством личности, связанные с критериями экспертной квалификации "невменяемости" и ";ограниченной вменяемости" при производстве судебных комплексных психолого-психиатрических экспертиз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Мещерякова К. В., Рязанова А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CRITICALITY VIOLATIONS IN JUVENILE ACCUSED WITH ORGANIC PERSONALITY DISORDER

Those presented here are the features of criticality violations in juvenile accused with organic personality disorder. They relate to the criteria for expert qualifications of "insanity" and "limited sanity" during the procedure of judicial complex psycho-psychiatric examinations.

Текст научной работы на тему «Особенности нарушений критичности у несовершеннолетних обвиняемых с органическим расстройством личности»

УДК 159.972+616.892 ББК Ю88. 4+Р56.14

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ КРИТИЧНОСТИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБВИНЯЕМЫХ С ОРГАНИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ ЛИЧНОСТИ

МЕЩЕРЯКОВА К.В., РЯЗАНОВА А.Ю. ГБУЗ ОКСПНБ №1, г. Челябинск, Россия

Аннотация

Представлены особенности нарушений критичности у несовершеннолетних обвиняемых с органическим расстройством личности, связанные с критериями экспертной квалификации "невменяемости" и "ограниченной вменяемости" при производстве судебных комплексных психолого-психиатрических экспертиз.

Ключевые слова: судебная психологическая экспертиза, несовершеннолетние обвиняемые, органическое расстройство личности, нарушения критичности, экспертная оценка, "невменяемость ", "ограниченная вменяемость ".

Актуальность. По данным многих авторов [1, 8] одним из расстройств, наиболее часто встречающихся в судебно-психиатрической практике и, в частности, у несовершеннолетних обвиняемых, является органическое расстройство личности (ОРЛ). Однако существуют определенные трудности в диагностике этого расстройства в подростковом возрасте, связанные с незавершенностью формирования и уязвимостью мозговых структур,

динамичностью и полиморфизмом психопатологической симптоматики [8].

В исследовании "Комплексная психолого-психиатрическая оценка органического психического расстройства у обвиняемых подростков" [8] выделены принципы судебно-психиатрической оценки медицинского и психологического критериев ОРЛ в подростковом возрасте. Авторами предложены структурные характеристики критериев экспертной оценки "ограниченной вменяемости" и "невменяемости".

К медицинскому критерию "ограниченной вменяемости" при ОРЛ отнесены полиморфные расстройства влечений, когнитивные дисфункции, проявляющиеся в виде недостаточной способности к самоорганизации мыслительной

деятельности, неустойчивости внимания, парциальных нарушений критико-прогностических функций, а также включены личностная и эмоциональная незрелость. В интеллектуальный компонент юридического критерия включены недостаточная

способность к целостной оценке ситуации и собственных возможностей, ограничение отдаленного прогноза негативных социальных последствий собственных действий. Волевой компонент юридического критерия представлен ограничением возможности выборов социально приемлемых способов реализации цели, недостаточной

способностью к правильной оценке промежуточных результатов и изменению стратегии поведения, недостаточностью самоконтроля.

В медицинский критерий экспертной оценки "невменяемости" при ОРЛ отнесены мнестические, грубые критико-

прогностические, аффективные,

поведенческие расстройства и импульсивные расстройства волевой сферы.

Интеллектуальный компонент юридического критерия представлен дефцитарностью высших уровней регуляции

интеллектуальной деятельности,

проявляющейся недоступностью целостной оценки ситуации и осуществления прогностических функций. Волевой компонент юридического критерия включает дизрегуляцию эмоциональных и волевых проявлений, вызванных дефицитарностью и нарушением контроля со стороны интеллектуальной сферы, отсутствие опосредованности действий.

Проведенный нами анализ предложенных авторами [8] критериев экспертной оценки способности подростка с ОРЛ осознавать фактический характер и общественную

опасность своих действий и руководить ими в период совершения правонарушения показал, что одним из важнейших показателей этой способности является сохранность либо нарушенность критических возможностей подэкспертного, поскольку критичность - это один из показателей, позволяющих дифференцировать как клинические, так правовые характеристики нормы и патологии. Клинический аспект связан с диагностикой психического расстройства, в том числе, и оценкой степени его тяжести. Правовой аспект изучения критичности связан с возможностью подэкспертных оценивать и регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями и правилами [7, 12].

С психологической точки зрения критичность рассматривается как

сознательный контроль субъекта за деятельностью и проявляется в способности оценивать свою деятельность и ее результаты применительно к нормативно установленным морально-этическим, нравственным,

правовым и иным нормам и правилам [9, 10], а в частном случае экспериментально-психологического исследования -способность осознавать и корректировать ошибочность результатов своей деятельности [2, 6].

С другой стороны, критичность понимается как "вершина личностных качеств" [6], и является одной из важнейших характеристик сферы самосознания, прежде всего - особенностей саморегуляции и самооценки как составляющих этой сферы [3, 6, 7].

Существенной проблемой в судебной психиатрии и патопсихологии является выделение теоретических и прикладных основ организации и проведения экспериментально-психологической диагностики нарушений критичности и адекватной интерпретации ее результатов, поскольку не сформирован единый методический подход к исследованиям такого рода, отсутствуют исследовательские методики прямой диагностики этого феномена. Диагностика нарушений критичности проводится косвенно, на основании интерпретации результатов наблюдения, беседы и экспериментально-психологического исследования

мотивационной, эмоционально-волевой и познавательной сфер личности, особенностей ее самооценки и саморегуляции. Получение, оценка и интерпретация эмпирических данных в значительной степени определяются субъективностью

экспериментатора (его опыта, квалификации, приверженности тем или иным научным школам и т.п.), что затрудняет квалификацию полученных данных как объективно-обоснованных. Последнее является необходимым условием вынесения доказательного экспертного решения.

Цель. Целью настоящего исследования было соотнесение выявленных нами ранее нарушений критичности у

несовершеннолетних обвиняемых с ОРЛ с критериями экспертной квалификации "невменяемости" и "ограниченной вменяемости". Для реализации указанной цели ранее на материале анализа теоретических источников нами были выделены 23 индикатора

(психодиагностические "мишени")

нарушений критичности, проявляющиеся в результатах клинико- и экспериментально-психологического исследования. Далее была разработана система трехбалльной оценки квалификации нарушений критичности, позволяющая установить соответствие качественных нарушений критичности и балльной оценки степени их выраженности. Полученные балльные оценки

преобразовывались и рассчитывалось усредненное значение ранговой

характеристики выраженности нарушений критичности. Межгрупповые различия рассчитывались с помощью ^критерия Стьюдента. Полученные ранговые характеристики преобразовывались и описывались качественными

характеристиками "нарушения отсутствуют", "слабо нарушено", "умеренно нарушено", "грубо нарушено" [9, 10, 11].

Материал и методы. На основе предложенной нами методологии и общей концепции исследования было проведено изучение характеристик критичности 70 несовершеннолетних обвиняемых мужского пола в возрасте от 14 до 18 лет (средний возраст 16,2±1,8) с верифицированным диагнозом "Органическое расстройство личности" (код Б 07.0 по международной классификации болезней 10 пересмотра,

МКБ-10), проходивших комплексную судебную психолого-психиатрическую

экспертизу. Выборка испытуемых была разделена на 3 группы, критерием включения в которые являлся характер судебно-психиатрического заключения, положенного в основу последовавшей после него юридической квалификации подэкспертных ("вменяем", "ограниченно вменяем", ст. 22 УК РФ, "невменяем", ст. 21 УК РФ). Всего численность группы "вменяемые" (ВмОРЛ) составила 57 человек (п1=57), численность группы "ограниченно вменяемые" (ОвмОРЛ) - 4 человека (п2=4), а группы "невменяемые" (НвмОРЛ) - 9 человек (щ=9).

В результате исследования нарушений критичности у несовершеннолетних подэкспертных с ОРЛ были установлены средние значения ранговых оценок (количественные показатели) проявлений нарушений критичности, а также дана качественная характеристика этих проявлений в зависимости от вариантов экспертных решений.

Результаты исследования. По результатам проведенного исследования у подэкспертных, признанных впоследствии "вменяемыми" (ВмОРЛ), была выявлена сохранность критических возможностей: испытуемые адекватно реагировали на критику, у них сохранено чувство дистанции, присутствовала старательность и ориентация на успех в эксперименте, отсутствовали повышенная импульсивность,

раздражительность, бравада, отказные и протестные реакции, отмечались лишь наличие интеллектуальной недостаточности в виде парциального снижения отдельных когнитивных функций по органическому типу и наличие черт эмоциональной неустойчивости.

В группе "ограниченно вменяемых" несовершеннолетних с ОРЛ (ОвмОРЛ) нарушения критичности при наблюдении незначительно выражены и проявляются в игнорировании собственных ошибок, отсутствии реакции на критику со стороны экспериментатора, отсутствии чувства экспертной ситуации, раздражительности, наличии опережающих, отказных и протестных реакций. По результатам экспериментально-психологического исследования выявлены умеренно выраженные признаки нарушений

критичности, такие как интеллектуальная недостаточность, личностная и

эмоциональная незрелость, импульсивность, социальная дезадаптация, коммуникативные затруднения, неадекватный уровень самооценки. Такие проявления нарушений критичности как агрессивность,

эмоциональная неустойчивость,

делинквентность, тревожность были выражены у испытуемых этой группы слабо (табл. 1).

Наиболее характерные для конструкта нарушения критичности экспериментальные данные были выявлены в группе НвмОРЛ. В наблюдении такие индикаторы проявлялись умеренно выраженными протестными и отказными реакциями, раздражительностью. Такие проявления нарушений критичности как трудности усвоения инструкций, отсутствие реакции на критику со стороны экспериментатора и пренебрежением самой экспертной ситуацией, снижение чувства дистанции, отсутствием старательности и ориентации на успех, опережающие реакции, игнорирование собственных ошибок, бравада (склонность к переоценке себя) были выражены слабо. По результатам экспериментально-психологического исследования в группе НвмОРЛ были выявлены резко выраженные проявления нарушений критичности в виде импульсивности, эмоциональной

неустойчивости, неадекватности уровня самооценки. Слабо были выражены такие проявления нарушений критичности как враждебность и агрессивность, умеренно выражены: личностная и эмоциональная незрелость, интеллектуальная

недостаточность, социальная дезадаптация, коммуникативные затруднения,

делинквентность (табл. 1).

Сравнительный анализ результатов исследования испытуемых признанных впоследствии "ограниченно вменяемыми" и "невменяемыми", показал, что по отдельным признакам нарушений критичности получены значимые различия: отсутствие старательности и ориентации на успех, импульсивность, черты эмоциональной неустойчивости, делинквентность,

неадекватный уровень самооценки. Статистически значимых различий в значениях итогового показателя нарушений

критичности в группах НвмОРЛ и ОвмОРЛ не выявлено.

Таблица 1

Показатели нарушений критичности у несовершеннолетних обвиняемых с органическим расстройством личности, признанных "ограниченно вменяемыми" (ОвмОРЛ) и "невменяемыми" (НвмОРЛ)__

Характеристика критичности Группа ОвмОРЛ (ш=4) Группа НвмОРЛ ( щ=9)

Средние значения ранговых оценок нарушений критичности (хср.± о) Качественная характеристика проявлений нарушений критичности Средние значения ранговых оценок нарушений критичности (хср± о) Качественная характеристика проявлений нарушений критичности

1. Трудности усвоения инструкций 0,25±0,5 отсутствуют 0,8±0,7 слабо выражены

2. Игнорирование собственных ошибок 0,5±0,6 слабо выражено 0,8±0,8 слабо выражено

3. Отсутствие реакции на критику со стороны экспериментатора 0,75±0,9 слабо выражено 1,1±0,9 слабо выражено

4. Отказные реакции 1, 25±1 слабо выражены 1,7±1,1 умеренные

5.Протестные реакции 1,0±0,87 слабо выражены 1,62±0,99 умеренные

6. Снижение чувства дистанции 0,25±0,5 отсутствует 1,1±0,9 слабо выражено

7. Повышенная импульсивность (опережающие реакции) 1±1,4 слабо выражены 0,6±0,7 слабо выражена

8. Отсутствие чувства экспертной ситуации 0,5±0,6 слабо выражено 1±0,8 слабо выражено

9. Отсутствие старательности, ориентации на успех 0,25±0,5* не характерно 1,4±0,7* слабо выражено

10. Раздражительность 1±0,8 слабо выражена 1,7±1,1 умеренная

11. Бравада (склонность к переоценке себя) 0 отсутствует 1±1,2 слабо выражено

12.Незрелость 1,8±0,55 умеренная 1,65±0,43 умеренная

13. Интеллектуальная недостаточность 1,6±1,11 умеренная 2,12±0,29 умеренная

14.Импульсивность 1,6±1,11* умеренная 2,875±0,29* резко выражена

15. Агрессивность 0,6±0,68 слабо выражена 1,125±0,69 слабо выражена

16.Враждебность 0,4±0,68 отсутствует 1,125±0,69 слабо выражена

17.Эмоциональная неустойчивость 1,2±1,03* слабо выражена 2,62±0,43* резко выражена

18.Социальная дезадаптация 2,0±0,87 умеренная 2,37±0,43 умеренно выражена

19. Коммуникативные затруднения 1,8+0,55 умеренные 1,87+0,29 умеренные

20. Делинквентность 0,6+0,68* слабо выражена 1,87+0,29* умеренная

21 .Тревожность 0,8+1,36 слабо выражена 0,25+0,59 отсутствует

22.Ирреальность притязаний 0,2+0,55 Отсутствует 0,25+0,38 отсутствует

23.Уровень самооценки 1,75+0,79* умеренно неадекватен 2,77+0,33* резко неадекватен

Итоговый показатель 0,99±0,8 слабо нарушенная критичность 1,5±0,6 умеренно нарушенная критичность

* - статистически значимые различия (на уровне р< ОвмОРЛ и НвмОРЛ

Полученные в результате исследования показатели нарушений критичности у несовершеннолетних обвиняемых с органическим расстройством личности,

|,005) показателей нарушений критичности в группах

признанных впоследствии "ограниченно

вменяемыми" и "невменяемыми", были

соотнесены с унифицированными

критериями экспертной квалификации,

предложенной в методических

рекомендациях Е.В. Макушкина с соавторами [8].

В результатах группы ОвмОРЛ медицинский критерий представлен слабо выраженными проявлениями таких нарушений критичности, как игнорирование собственных ошибок, отсутствие реакции на критику, отказные и протестные реакции, наличие "опережающих" реакций, отсутствие

чувства экспертной ситуации,

раздражительность, агрессивность,

эмоциональная неустойчивость,

делинквентность, тревожность, умеренно выраженной интеллектуальной

недостаточностью, незрелостью,

импульсивностью, социальной

дезадаптацией, коммуникативными

затруднениями, умеренно неадекватным уровнем самооценки.

Соотношение критериев экспертной оценки "ограниченной вменяемости"

Таблица 2 и проявлений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нарушений критичности у несовершеннолетних обвиняемых с органическим расстройством

Характеристика критичности Критерии экспертной оценки "ограниченной

вменяемости"

Медицинский Интеллектуальный Волевой

1. Трудности усвоения инструкций - -

2. Игнорирование собственных ошибок слабо выражено слабо выражено слабо выражено

3. Отсутствие реакции на критику со стороны слабо слабо выражено

экспериментатора выражено

4. Отказные реакции слабо выражено слабо выражено

5.Протестные реакции слабо выражено слабо выражено

6. Снижение чувства дистанции -

7. Повышенная импульсивность (опережающие слабо слабо выражено

реакции) выражено

8. Отсутствие чувства экспертной ситуации слабо выражено слабо выражено

9. Отсутствие старательности, ориентации на

успех

10. Раздражительность слабо выражено слабо выражено

11. Бравада (склонность к переоценке себя) - -

12.Незрелость умеренная умеренная умеренная

13.Интеллектуальная недостаточность умеренная умеренная

14 .Импульсивность умеренная умеренная

15.Агрессивность слабо выражено слабо выражено

16.Враждебность - - -

17.Эмоциональная неустойчивость слабо выражено слабо выражено

18.Социальная дезадаптация умеренные умеренные

19.Коммуникативные затруднения умеренные умеренные

20. Делинквентность слабо выражено слабо выражено

21 .Тревожность слабо выражено слабо выражено

22.Ирреальность притязаний - - -

23.Уровень самооценки умеренно неадекватен умеренно неадекватен умеренно неадекватен

В интеллектуальный критерий вошли слабо выраженные нарушения критичности в виде игнорирования собственных ошибок и отсутствия чувства экспертной ситуации, умеренно выраженная интеллектуальная

недостаточность, незрелость и умеренно неадекватный уровень самооценки. Волевой критерий характеризуется проявлениями нарушений критичности, отнесенных к медицинскому критерию, кроме показателей

интеллектуальной недостаточности и отсутствия чувства экспертной ситуации (табл.2).

К медицинскому критерию группы НвмОРЛ относятся слабо выраженные проявления таких нарушений критичности, как трудности усвоения инструкций, игнорирование собственных ошибок, отсутствие реакции на критику, слабо выраженные "опережающие" реакции, слабо выраженное нарушение чувства экспертной ситуации, старательность и ориентации на успех в эксперименте, склонность к переоценке себя (бравада), агрессивность и враждебность, умеренные отказные и протестные реакции, раздражительность, умеренно выраженные интеллектуальная недостаточность, незрелость, социальная дезадаптация, коммуникативные

затруднения, делинквентность, резко выраженная эмоциональная неустойчивость и импульсивность, резко неадекватный

уровень самооценки. К интеллектуальному критерию отнесены слабо выраженные нарушения критичности в виде трудностей усвоения инструкций, игнорирования собственных ошибок и отсутствия чувства экспертной ситуации, отсутствия

старательности и ориентации на успех в эксперименте, склонности к переоценке себя (бравада), враждебности, умеренно выраженной интеллектуальной

недостаточности, незрелости и резко неадекватного уровня самооценки. Волевой критерий характеризуется проявлениями нарушений критичности, отнесенных к медицинскому критерию, кроме показателей интеллектуальной недостаточности и отсутствия чувства экспертной ситуации и склонности к переоценки себя, а также наличием слабо выраженного нарушения чувства дистанции по отношению к эксперту (табл. 3).

Соотношение критериев экспертной оценки "невменяемости"

Таблица 3 и проявлений нарушений

критичности у несовершеннолетних обвиняемых с органическим расстройством личности,

Характеристика критичности Критерии экспертной оценки "невменяемости"

Медицинский Интеллектуальный Волевой

1. Трудности усвоения инструкций слабо выражены слабо выражены

2. Игнорирование собственных ошибок слабо выражено слабо выражено слабо выражено

3. Отсутствие реакции на критику со стороны экспериментатора слабо выражено слабо выражено

4. Отказные реакции умеренные умеренные

5.Протестные реакции умеренные умеренные

6. Снижение чувства дистанции слабо выраженные

7. Повышенная импульсивность (опережающие реакции) слабо выражено слабо выражено

8. Отсутствие чувства экспертной ситуации слабо выражено слабо выражено

9. Отсутствие старательности, ориентации на успех слабо выражено слабо выражено слабо выражено

10. Раздражительность умеренная умеренная

11. Бравада (склонность к переоценке себя) слабо выражено слабо выражено

12.Незрелость умеренная умеренная умеренная

13.Интеллектуальная недостаточность умеренная умеренная

14.Импульсивность резко выражена резко выражена

15. Агрессивность слабо выражена слабо выражена

16.Враждебность слабо выражено Слабо выражено слабо выражено

17.Эмоциональная неустойчивость резко выражено резко выражено

18.Социальная дезадаптация умеренно выражена умеренно выражена

19.Коммуникативные затруднения умеренные умеренные

20. Делинквентность умеренная умеренная

21 .Тревожность - -

22.Ирреальность притязаний - - -

23.Уровень самооценки резко неадекватен резко неадекватен резко неадекватен

Сравнительный анализ проявлений нарушений критичности у НвмОРЛ и ОвмОРЛ и критериев экспертной оценки "ограниченной вменяемости" и

"невменяемости" показал, что различия в группах отмечены по нескольким показателям, относящимся к медицинскому и волевому критериям экспертной оценки. В частности, группе ОвмОРЛ не характерны трудности усвоения инструкции, отсутствие старательности и ориентации на успех, бравада, враждебность, а в группе НвмОРЛ эти проявления нарушений критичности слабо выражены. Для группы НвмОРЛ характерны умеренно выраженные отказные и протестные реакции, раздражительность и делинквентность. Эти же проявления нарушений критичности в группе ОвмОРЛ выражены слабо. В группе НвмОРЛ отмечаются резко выраженные

импульсивность, эмоциональная

неустойчивость и неадекватность уровня

самооценки, а в группе ОвмОРЛ импульсивность и неадекватность уровня самооценки выражены умеренно,

эмоциональная неустойчивость - слабо. У НвмОРЛ отсутствуют проявления тревожности, у ОвмОРЛ она выражена слабо.

Выводы. Таким образом, проведенный сравнительный анализ результатов исследования нарушений критичности и критериев экспертной оценки органического расстройства личности в подростковом возрасте с учетом применения формул "невменяемости" и "ограниченной вменяемости" показал, что характеристики нарушения критичности включены в структуру всех компонентов (медицинского, интеллектуального и волевого)

юридического критерия. Выделены особенности нарушений критичности, связанные с ее значением при квалификации "невменяемости" и "ограниченной вменяемости".

Список литературы

1. Вандыш В.В. Судебно-психиатрическая оценка органического личностного расстройства (клинико-нейрофизиологические критерии): Пособие для врачей /В.В. Вандыш [и др.]. -М.: ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 2004. - 32 с.

2. ЗейгарникБ.В. Патопсихология/ Б.В. Зейгарник. -М.: Изд-воМГУ, 1976. - 238 с.

3. Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (научно-практическое руководство) /И.А. Кудрявцев -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. - 497 с.

4. Кудрявцев И.А. О диагностической информативности некоторых патопсихологических симптомокомплексов /И.А. Кудрявцев //Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1982. - №12. - С. 1814-1818.

5. Кудрявцев И.А. Патопсихологические симптомокомплексы нарушений познавательной деятельности при психических заболеваниях: факторная структура и диагностическая информативность / И.А. Кудрявцев, Ф.С. Сафуанов //Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1989. - №6. - С. 86-92.

6. Кожуховская И.И. Критичность психически больных /И.И. Кожуховская. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 80 с.

7. Кудрявцев И.А. Психологические проблемы критичности и некоторые механизмы отклоняющегося поведения /И.А. Кудрявцев [и др.]. //Психологический журнал. - Т. 7, №2. - 1986. - С. 127-136.

8. Комплексная психолого-психиатрическая оценка органического психического расстройства у обвиняемых подростков: Методические рекомендации /Е.В. Макушкин, [и др.]. - М.: ФГБУ "ГНЦССП им. В.П. Сербского" Минздрава России, 2013. - 23 с.

9. Мещерякова К.В. Особенности экспериментально-психологического исследования нарушений критичности при судебно-психологической экспертизе / К.В. Мещерякова, А.Ю. Рязанова // Вестник Южно-Уральского государственного университета: Сер. Психология. - 2008. - №33. - С. 67-70.

10. Мещерякова К.В. Патопсихологическая структура нарушений критичности у проходящих судебно-психологическую экспертизу подростков с органическим расстройством личности / К.В. Мещерякова, А.Ю. Рязанова //Вестник Южно-Уральского государственного университета: Сер. Психология. - 2015. - Т.8, №1. -С. 86-95.

11. Мещерякова К.В. Факторно-аналитическая структура данных экспериментально-психологического исследования подростков при судебно-психиатрической экспертизе / К.В. Мещерякова, А.Ю. Рязанова // Вестник Южно-Уральского государственного университета: Сер. Психология. - 2009. - №18. - С. 86-94.

12. Симоненкова М.Б. Некоторые механизмы нарушения критичности у психопатических личностей: автореф. дис.... канд. психолог, наук/М.Б. Симоненкова. - Л., 1986. - 23 с.

FEATURES OF CRITICALITY VIOLATIONS IN JUVENILE ACCUSED WITH ORGANIC PERSONALITY DISORDER

MESHCHERYAKOVA K. V., RYAZANOVA A.YU. SBHIRCSPNH №1, Chelyabinsk, Russia

Abstract

Those presented here are the features of criticality violations in juvenile accused with organic personality disorder. They relate to the criteria for expert qualifications of "insanity" and "limited sanity" during the procedure of judicial complex psycho-psychiatric examinations.

Keywords: forensic psychological examination, juvenile accused, organic personality disorder, criticality violations, expert assessment, "insanity", "limited sanity".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.