Научная статья на тему 'Особенности налогообложения операций институтов развития (на примере деятельности государственной управляющей компании)'

Особенности налогообложения операций институтов развития (на примере деятельности государственной управляющей компании) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
институт развития / государственная корпорация / государственная управляющая компания / ипотечные сертификаты участия / налог на добавленную стоимость. / development institute / state corporation / state management company / mortgage participation certificates / value added tax.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брыкин К.И.

в статье рассматривается предусмотренный законодательством случай, когда осуществление доверительного управления ипотечным покрытием переходит некоммерческой организации – институту развития, которая не обладает лицензией на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Предлагается освободить от обложения налогом на добавленную стоимость услуги по доверительному управлению ипотечным покрытием, оказываемые государственной управляющей компанией, аналогично услугам, оказываемым коммерческими организациями – управляющими ипотечным покрытием, в целях исключения возложения налогового бремени фактически на владельцев ипотечных сертификатов участия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of taxation of operations of development institutions (on the example of the activities of the state management company)

the article discusses the case provided for by law when the trust management of mortgage coverage is transferred to a non-profit organization – a development institution that does not have a license to manage investment funds, mutual funds and non-state pension funds. It is proposed to exempt from the value added tax services for the trust management of mortgage coverage provided by the state management company, similarly to the services provided by commercial organizations that manage mortgage coverage, in order to exclude the tax burden from actually being paid to owners of mortgage participation certificates

Текст научной работы на тему «Особенности налогообложения операций институтов развития (на примере деятельности государственной управляющей компании)»

К. И. Брыкин,

руководитель проектной группы направления по правовому обеспечению нормативной деятельности Правового блока ВЭБ.РФ государственной корпорации развития ВЭБ.РФ, аспирант сектора административного права и процесса Института государства и права Российской академии наук

Б01:

K.I. Brykin,

Head of the project group of the legal .support of the regulatory activities of the Legal Department VEB.RF State Development Corporation VEB.RF, Postgraduate Student of the Administrative Law and Procedure Sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences BrykinKI.veb@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ)

ственная управляющая компания, ипотечные сертификаты участия, налог на добавленную стоимость.

Р

1 о о

Аннотация: в статье рассматривается предусмотренный законодательством ¡л случай, когда осуществление доверительного управления ипотечным покрытием

ь 1

S О

переходит некоммерческой организации - институту развития, которая не обла- ¡ 3

â S

X

дает лицензией на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными

фондами. Предлагается освободить от обложения налогом на добавленную сто- ^ §

имость услуги по доверительному управлению ипотечным покрытием, оказывае- 42 §

мые государственной управляющей компанией, аналогично услугам, оказываемым а |

коммерческими организациями - управляющими ипотечным покрытием, в целях g |

исключения возложения налогового бремени фактически на владельцев ипотечныо: ^ §

сертификатов участия. о ■§

Ключевые слова: институт развития, государственная корпорация, государ- g

Я С

Ю Т е т

S, 3

FEATURES OF TAXATION OF OPERATIONS § 3

OF DEVELOPMENT INSTITUTIONS | Т

IS

(ON THE EXAMPLE OF THE ACTIVITIES OF THE STATE MANAGEMENT COMPANY) 209

Abstract: the article discusses the case provided for by law when the trust management of mortgage coverage is transferred to a non-profit organization - a development institution . that does not have a license to manage investment funds, mutual funds and non-state pension g funds. It is proposed to exempt from the value added tax services for the trust management | of mortgage coverage provided by the state management company, similarly to the services i provided by commercial organizations that manage mortgage coverage, in order to exclude the tax burden from actually being paid to owners of mortgage participation certificates.

Keywords: development institute, state corporation, state management company, mortgage participation certificates, value added tax.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» [1] (далее -ФЗ об ИЦБ) выдача ипотечных сертификатов участия может осуществляться только коммерческими организациями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а также кредитными организациями.

Частями 2 и 3 ст. 17 ФЗ об ИЦБ предусмотрено, что основанием для возникновения общей долевой собственности владельцев ипотечных сертификатов участия на ипотечное покрытие, под которое они выдаются, и учреждения доверительного управления таким ипотечным покрытием является факт выдачи ипотечных сертификатов участия. Доверительное управление ипотечным покрытием учреждается путем заключения договора доверительного управления „о ипотечным покрытием.

го Согласно подп. 12.2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации [2] (далее - НК РФ), не подлежит налогообложению а (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, § выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ § услуг, оказываемых регистраторами, депозитариями, включая специ-2 ализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов

§ и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организацией « § ями, организаторами торговли, репозитариями на основании лицензий

§ на осуществление соответствующих видов деятельности. С

I

С учетом изложенного услуги, оказываемые коммерческими организациями, имеющими лицензии на осуществление деятельности

о по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестици-

^ онными фондами и негосударственными пенсионными фондами,

С по доверительному управлению ипотечным покрытием не подлежат обложению НДС на основании указанного положения НК РФ.

210 При этом в законодательстве предусмотрен случай, когда осу-

^ ществление доверительного управления ипотечным покрытием в силу

СЧ закона переходит организации, которая не соответствует названным

® критериям. Такая ситуация предусмотрена в ч. 4 ст. 22 ФЗ об ИЦБ,

согласно которой составляющее ипотечное покрытие имущество подлежит передаче в доверительное управление государственной управляющей компании, т.е. ВЭБ.РФ, в двух случаях: признание управляющего ипотечным покрытием несостоятельным (банкротом); аннулирование лицензии управляющего ипотечным покрытием.

Функции государственной управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, а также функции государственной управляющей компании средствами выплатного резерва по доверительному управлению средствами выплатного резерва и средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, осуществляются ВЭБ.РФ до даты [3], установленной Правительством РФ (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ"» [4]).

Непрерывное и бесперебойное управление ипотечным покрытием в интересах обеспечения прав владельцев ипотечных сертификатов участия и обусловливает учреждение доверительного управления.

В настоящее время ВЭБ.РФ, не имея лицензии на осуществление || деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми З инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными | о фондами, оказывает услуги по доверительному управлению ипо- * течным покрытием в силу прямого указания ФЗ об ИЦБ. Названное | | подтверждает статус института развития как агента публичной власти, * деятельность которого, соответственно, подлежит особому, специ- ° § альному регулированию. 3 §

Согласно информации, размещенной на официальном сайте го- ;§о сударственной управляющей компании (ВЭБ.РФ), в настоящее время Ц * в ее доверительном управлении находится несколько ипотечных ^ § покрытий. Таким образом, актуальность рассматриваемого вопроса § | обусловлена целью дополнительного обеспечения прав владельцев ц ипотечных сертификатов участия: в обычной ситуации реализация ё * услуг, оказываемых управляющими компаниями на основании ли- | | цензии, не подлежит налогообложению (освобождается от налого- § § обложения); в случае признания управляющего ипотечным покрытием § несостоятельным (банкротом) или аннулирования у него лицензии, | | передачи ипотечного покрытия под управление государственной | | управляющей компании и отсутствия в законодательстве положений об освобождении аналогичной деятельности института развития от на- 211 логообложения возникает обоснованный риск возложения налогового ^ бремени фактически на владельцев ипотечных сертификатов участия. х

Данный вопрос также рассматривался Министерством финан- -ё1 сов РФ. Так, в письме от 13 ноября 2017 г. № 03-07-12/74722 [5] * отмечалось, что в настоящее время услуги по доверительному управлению ипотечным покрытием, оказываемые ВЭБ.РФ без лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударствен-

ными пенсионными фондами, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. Оценив все обстоятельства, Минфин России в указанном письме приходит к следующему выводу: «Принимая во внимание положение статьи 3 Кодекса о всеобщности и равенстве налогообложения, считаем возможным поддержать предложение об освобождении от налога на добавленную стоимость услуг по доверительному управлению ипотечным покрытием, оказываемых государственной управляющей компанией».

Интересно, что в настоящее время какие-либо изменения законодательства о налогах и сборах в рассматриваемой части не произошли. Представляется, что в случае дальнейшей проработки вопроса об освобождении от налога на добавленную стоимость услуг по доверительному управлению имуществом, составляющим ипотечное покрытие, оказываемых институтом развития - государственной „о управляющей компанией, с юридико-технической точки зрения возможно внесение изменений в подп. 29 п. 2 ст. 149 НК РФ, действующей редакцией которого освобождаются от налогообложения услуги а по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, § средствами выплатного резерва и средствами пенсионных накоплений § застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная вы-2 плата, оказываемые в соответствии с законодательством РФ в сфере ^ формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. — По общему правилу, предусмотренному п. 4 ст. 5 НК РФ, акты § законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы ^ и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры § сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности ^ налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом о улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо ^ предусматривают это.

С В связи с этим открытым для обсуждения вопросом остается дата вступления в силу соответствующего нормативного правового акта.

212 Принимая во внимание суммы налога на добавленную стоимость, ^ уплаченные институтом развития в рамках доверительного управления (V ипотечным покрытием на основании ФЗ об ИЦБ, и период времени, ® на протяжении которого осуществлялись соответствующие функции, ^ необходимо комплексно проанализировать возможный размер суммы излишне уплаченного институтом развития налога с учетом интересов как государства, так и института развития.

Однако рассмотренный аспект совершенствования законодательства о налогах и сборах в части освобождения от НДС услуг по довери-

тельному управлению ипотечным покрытием, оказываемых ВЭБ.РФ, является частным. В глобальном смысле необходимо отметить, что в случае признания управляющего ипотечным покрытием банкротом либо отзыва соответствующей лицензии функции по доверительному управлению ипотечным покрытием не должны осуществляться ВЭБ. РФ на регулярной и бесконечной основе, поскольку в таком случае институт развития ведет обычную предпринимательскую деятельность, что может привести к конкуренции с организациями, выполняющими функции по управлению ипотечным покрытием в качестве основной деятельности. Представляется, что задача института развития должна заключаться лишь во временном выполнении соответствующих функций до скорейшего погашения ипотечных сертификатов участия либо до передачи ипотечного покрытия иной специализированной || организации. 3

2 О

I §

Список литературы: | *

1. Об ипотечных ценных бумагах : федеральный закон от 11 ноября 2 о 2003 г. № 152-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 46, I 3 ч. 2, ст. 4448. О ё

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 3 § 2000 г. № 117-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2000. - № 32, § ё ст. 3340. I I

0> I

3. Об установлении срока осуществления государственной корпорацией 2 3 «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» | § функций государственной управляющей компании по доверительному § | управлению средствами пенсионных накоплений, а также государственной * £ управляющей компании средствами выплатного резерва : постановление || 3 Правительства РФ от 12 июля 2018 г. № 814 // Собр. законодательства Рос. | 2 Федерации. - 2018. - № 30, ст. 4730. | 2

4. О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» : федеральный

I 2! § 11

закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. § ^

- 2007. - № 22, ст. 2562. | 3

5. Письмо Минфина России от 13 ноября 2017 г. № 03-07-12/74722. 3 3

- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.