Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НАГЛЯДНО – ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ НАГЛЯДНО – ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
633
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наглядно-образное мышление / ребенок дошкольного возраста / дети с задержкой психического развития (ЗПР) / игра / дидактическая игра.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.В. Попова

В статье рассматриваются особенности наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Раскрываются понятия «игра» и «дидактическая игра» и их особенности. Описываются виды игр и что они развивают.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.В. Попова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НАГЛЯДНО – ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

О.В. Попова

ОСОБЕННОСТИ НАГЛЯДНО - ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматриваются особенности наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Раскрываются понятия «игра» и «дидактическая игра» и их особенности. Описываются виды игр и что они развивают.

Ключевые слова: наглядно-образное мышление, ребенок дошкольного возраста, дети с задержкой психического развития (ЗПР), игра, дидактическая игра.

Развитие мыслительной деятельности у детей является одним из главных вопросов отечественной педагогики и психологии. Мыслительные операции начинают формироваться именно в дошкольном возрасте. Этой теме посвящены труды таких ученых как Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л., Морозова Н. Г., Певзнер М. С., Дульнева Г. М., Лубовский В. И и другие. Каждый из них отмечает, что основной формой познания окружающего мира ребенком является мышление. Развитие наглядно-образного мышления особенно важно в дошкольном возрасте.

Р. С. Немов рассматривает наглядно-образное мышление как метод определения, решения задач, в том числе наблюдения за обстановкой и оперированием образами объектов без практических действий с ними [6].

По мнению А. А. Крылова наглядно-образное мышление - это своего рода мышление, в котором мыслительный процесс напрямую связан с восприятием окружающей реальности человека [7]

В норме ребенок дошкольного возраста проходит три этапа формирования наглядно - образного мышления: перенос практического опыта в наглядно - образный план; дети устанавливают причинно-следственные взаимосвязи; анализ сюжетов со скрытым смыслом (детальное рассмотрение и осознанное воображение) [8].

Для детей с ЗПР эти этапы становятся не доступными, т.к. необходимость анализировать, выделять проблемную ситуацию, находить способы решения проблемы вызывает большие трудности. Возникает необходимость многократного повторения задания, оказания различных видов помощи, но несмотря на это дети с заданием так и не справляются [5].

С точки зрения уровня развития наглядно-образного мышления, дети с ЗПР занимают промежуточное положение между нормально развивающимися детьми и детьми с умственной отсталостью.

Проблема развития мышления у детей с ЗПР рассматривалась в специальной литературе, однако, современных экспериментальных исследований наглядно-образного мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития практически нет, что представляет трудность для проведения развивающей и коррекционной работы.

Учитывая все вышеперечисленное можно выделить одно из направлений коррекционно -педагогической работы - развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста ЗПР.

Необходимо создавать благоприятные условия воспитания и обучения, соответствующие индивидуальным особенностям и возможностям ребенка с задержкой психического развития, а также совершенствовать технологии психокоррекционного воздействия.

С.К. Сиволаповым было отмечено, что у детей с задержкой психического развития недостаточно развита ориентировочно-исследовательская деятельность. У них имеются трудности с обследованием предмета, также проявляется ориентировочная пассивность. Скорость выполнения перцептивных действий снижена по сравнению с детьми в норме. Нарушения в перцептивных действиях приводят к бедности и слабой дифференцированности образов-представлений. Сенсорные эталоны, образной сферы в целом сформированы слабо. Особенностью образов представлений является ограниченный круг представлений,

© О.В. Попова, 2022.

Научный руководитель: Дорофеева Татьяна Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, Институт непрерывного педагогического образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Россия.

их схематичность в стереотипии. Также дети не могут привлечь и включать данные из жизненного опыта в формировании образов-представлений, а динамика образных процессов уменьшается [2]

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению К.Д. Ушинского, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка - это серьезное занятие.

Использование дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, представлено в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого М. Монтессори, Е.И. Тихеевой, А.И. Сорокина и др. В советской педагогике система дидактических игр была создана авторами: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.

Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на занятиях учителя дефектолога, так и воспитателем, а также включена в различные режимные моменты детского сада. [3]

А.П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность». [4]

Чаще всего игры соотносятся с содержание воспитания и обучения: игры по ознакомлению с окружающим миром, игры по формированию элементарных математических представлений, словесные игры и др. Также игры могут быть соотнесены с дидактическим материалом, что подчеркивает их направленность на обучение, на познавательную деятельность детей. [4] Существуют различные виды игр, например: игры-путешествия; игры-поручения; игры-предпочтения («Что было бы?»); игры-загадки и др.

Поэтому наиболее целесообразно вести развивающую и коррекционную работу с детьми ЗПР, используя дидактические игры. В игре ребенок сможет приобрести новые знания, получить новую информацию, научится общаться со сверстниками и взрослыми людьми (воспитателем, психологом), сможет принять новые для себя социальные роли. В игре происходит формирование тесной связи между жизненным опытом ребенка с его наглядно-чувственными представлениями. Взаимодействуя с различными предметами у детей с ЗПР появится мотив для речевых высказываний, рассуждений и умозаключений.

Использование дидактических игр в процессе обучения в детском саду, позволяют развить у детей все психические процессы, в том числе, мышление, а также все мыслительные процессы. Дидактические игры очень разнообразны с дидактическим материалом и без него, игры-беседы, игры-загадки и т.п. Но чаще всего игры соотносятся с содержание воспитания и обучения: игры по ознакомлению с окружающим миром, игры по формированию элементарных математических представлений, словесные игры и др.

Но главной особенностью дидактических игр является то, что при соблюдении всех поставленных правил игры, у детей появляется необходимость сравнивать, обобщать, анализировать, систематизировать, что, в свою очередь, развивает способность к анализу, синтезу, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения - успешное развитие мышления дошкольников.

Библиографический список

1.Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции [Текст] / Г.И. Жаренкова // Дефектология - 1972. - № 5. 7. Зак, А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 - 7 лет [Текст] / А.Я. Зак - М.: Педагогика, 1998.

2.Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. - Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях [Текст] / С. Д. Забрамная. - М.: Новая школа, 1998. - 144 с.

3.Запорожец А. В. Воспитание и обучение в детском саду [Текст] / Под общ. Ред. А.В. Запорожец, Т.А. Маркова.

- М. : Педагогика, 1986г. - 8 с.

4.Мастюкова Е. М. Клиническая характеристика задержки психического развития [Текст] / Е.М. Мастюкова // Дефектология. — 1982г. — № 4. —19 с.

5.Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

6.Петровский А. В. Общая психология [Текст] / Под ред. А. В. Петровского.- М.: Просвещение, 1986г. - 479 с.

7.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Издательство «Питер», 2000г.

- 712 с.: ил

8.Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛаДоС, 2005.

ПОПОВА ОЛЕСЯ ВЛАДИМИРОВНА - учитель-дефектолог, магистрант, Институт непрерывного педагогического образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.