Научная статья на тему 'Особенности начального периода обучения игре на фортепиано'

Особенности начального периода обучения игре на фортепиано Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2797
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности начального периода обучения игре на фортепиано»

ральной студии: «Он способен ставить социальный диагноз, изучает психологические и возрастные особенности детей, вникает в их микросоциум, мир интересов, круг общения в условиях их жизни, выявляет положительные и отрицательные факторы социализации личности ребенка, психологические, медицинские, правовые, экономические проблемы».

Социокультурная деятельность в учреждениях дополнительного образования представляет собой творческий процесс, как для педагога, так и для ребенка, который выходит за рамки конкретного содержания, определяемого соответствующими учебными программами, поддерживает его социокультурную значимость.

Учеными выделены позитивные направления занятий детей в театральной студии: внешней и внутренней социализации ребенка; помогает ему легко входить в коллективную работу; освободиться от внутренних зажимов; вырабатывает чувство партнерства и товарищества; развивает волю, целеустремленность, толерантность и другие личностные качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой; активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образнотворческие способности ребенка, (он начинает свободно фантазировать и в области текста, и в области компоновки пространства, и музыкального оформления); расширяет спектр социальных ролей; при помощи театральной образности расширяет и стимулирует творческое прогностическое мышление.

В задачу детской театральной студии входит

поиск адекватных форм реагирования на формирование необходимых качеств личности ребенка, его социальной адаптации, основанной на закономерностях развития ребенка.

Таким образом, социализация ребенка дошкольного возраста рассматривается нами как процесс взаимодействия детей с системой социальных ценностей и освоения социальных ролей средствами социокультурной деятельности в детской театральной студии в соответствии с потребностями и интересами дошкольников.

Библиографический список

1. Кипнис М. Драматерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. - М, 2002. - с. 120.

2. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное воспитание как смыслопорождающий процесс (становление теории). // Известия Южного отделения Российской академии образования. Выпуск IV. Культурные смыслы и личностно-ориентированные технологии воспитания. -Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ - 2004. - С.З-12

3. Беляева Л.А. Социокультурные основания педагогической деятельности: автореф. дис. ... д-ра фи-лос. наук / Л.А. Беляева. - Екатеринбург, 1994. - 45 с.

4. Гайсина Г.И. Образование как социокультурный феномен / Г.И.Гайсина. - М.: МИГУ; Уфа: БГПУ 2000. - 148 с.

5. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. О. Е. Лебедева. - М.: Владос, 2000. - 201 с.

С.В. Кис

ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Первоначальное музыкальное воспитание, которое нужно начинать с 4 или 5 лет, должно пробудить у ребенка любовь к музыке. Основные элементы музыки (моторика, слух, эмоциональность, интеллект) заложены в ребенке, и речь идет не о том, чтобы привнести их ребенку извне, а о том, чтобы высвободить его творческие силы.

В течение последнего времени наблюдается процесс обновления, и углубления методической мысли в области обучения игре на фортепиано в системе дополнительного образования. Появление ряда серьезных исследований, статей, методических пособий, программ убедительно сви-

детельствует о том, что фортепианная исполнительская культура, поднимаясь на качественно иной уровень, характеризуется стремлением глубже осмыслить истоки и традиции фортепианного исполнительства, существенные вопросы музыкальной педагогики.

В предлагаемой статье мы обращаемся к важному и достаточно сложному на наш взгляд вопросу изучения особенностей возрастной физиологии и психологии учащихся на начальном этапе обучения игре на фортепиано. В известной мере эта тема нашла освещение в ранее изданных работах А.Алексеева, Е.Тимакина, Л.Баренбой-

ма, А.Артоболевской, А.Николаева. Думаем, что ее можно еще более конкретизировать, введя в круг рассмотрения те практические проблемы, с которыми в той или иной степени сталкиваются педагоги ДМШ в своей повседневной работе.

В настоящее время возраст учеников, приступающих к обучению игре на фортепиано, значительно снизился. На фортепианное отделение принимаются теперь дети от 4-х лет, а на подготовительные и трехлетние малыши. Вполне очевидно, что для работы с таким контингентом педагог должен обладать ясными представлениями о физическом и психическом развитии учащихся дошкольного и младшего школьного возраста.

Дошкольный возраст отличается многими специфическими характерными чертами. Дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо одной проблеме. Поэтому содержание урока игры на фортепиано должно быть составлено разнообразно и красочно, чтобы в течение всего этого времени интерес у ребенка не слабел.

Другой характерной чертой этого возраста является огромная восприимчивость к чувственным впечатлениям окружающего мира. Это надо учитывать на уроке. Учитель не должен откладывать ответы на возникающие у детей вопросы на другое время, даже если они затрагивают проблему будущего урока. Любознательность ребенка должна быть удовлетворена и поощрена.

Третья характерная черта состоит в том, что ребенок легко воспринимает новое, но также быстро забывает выученное на уроке. С этой особенностью необходимо считаться при обучении и взять за правило постоянно возвращаться к уже пройденному материалу, даже если ученик перед этим хорошо его усвоил. Разумеется, при этих повторениях проблему можно расширять и особо подчеркивать те моменты, которые будут встречаться в последующих заданиях.

Четвертая характерная особенность - это иной темп мышления у ребенка. Ребенок думает медленнее. Отсюда следует, что всякое принуждение к спешке к быстрой реакции приведет к отрицательным последствиям, так как внесет в урок беспокойство, страх, поспешность. Новые впечатления, новые знания, новая деятельность, даже если они не сложные, требуют времени для усвоения детской памятью.

Еще одной характерной чертой детской психологии является мышление в образах. Детям на уроке надо сначала показывать тот или иной предмет, те или иные действия, движения или указывать на

то или иное явление и лишь потом вводить их словесное обозначение или соответствующий знак.

Знание характерных особенностей свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста могут обусловить продуманное и целенаправленное применение соответствующих этому возрасту методов, которые равным образом давали бы возможность как для музыкально-слухового, та и для двигательно-технического воспитания детей.

Начало занятий на музыкальном инструменте - очень важный, основополагающий момент в будущей профессиональной деятельности ученика. Успешность начального периода обучения обусловлена совокупностью целого ряда существенных факторов, из которых я обозначу лишь некоторые, на мой взгляд, наиболее важные. И среди них, главное место занимает методика раннего обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Приступая к занятиям в фортепианном классе музыкальной школы, ребенок приобретает знания, умения и навыки не стихийно, а сразу же приобщается к систематическому обучению. И очень важно превратить это процесс обучения в увлекательное занятие познания нового, ранее неведомого и интересного для маленького ученика. Здесь мы подходим к важному моменту: интенсивная познавательная деятельность и еще недостаточно развитая аналитическая умственная деятельность ребенка должна превратиться в целенаправленный умственный труд. Это не что иное, как усвоение принципиально новых понятий, приобретение сложных навыков координации слуховых, мышечных, зрительных ощущений, что требует от ученика на этом этапе обучения максимальной мобилизации умственных и физических возможностей. Важным представляется еще и то обстоятельство, что одновременно осуществляется и формирование основ музыкально-эстетических представлений начинающего пианиста.

Как хорошо известно, опытным педагогам, воспитывать в ребенке на начальном этапе понятия дисциплины труда, ответственности за самостоятельные занятия, активности восприятия учебных заданий очень сложно. Все это дается большинству детей отнюдь не легко и не приходит само по себе. Из всего сказанного нами ранее следует, что успешность обучения определяется, по меньшей мере, тремя факторами: физической и психической подготовленностью, а также предварительными умениями и навыками. Конечно, зна-

чительную роль играет наличие ярко выраженных музыкальных способностей. Однако этот фактор не является ключевым и значимым, т.к. доказано, что музыкальные способности развиваются и довольно успешно. Принципиально важным в вопросе обучения игре на фортепиано нам видится знание тех закономерностей, которые позволяют безошибочно влиять на процесс обучения и развития ребенка. Остановимся на отдельных дидактических принципах, которые могут быть применены в фортепианной педагогике для детей.

Принцип систематического и последовательного обучения исходит из того, что нельзя овладеть предметом обучения, если изучать его от случая к случаю, отрывочно и нерегулярно. Занятия должны посещаться регулярно, изложение материала проводиться последовательно, согласно логике развития данного предмета. Это то общее, что связывает музыкальную педагогику со всеми другими видами обучения. Так же как и в других дисциплинах, в музыкальной педагогике последовательность имеет важнейшее значение для формирования музыкальных знаний, умений и навыков, развития эстетического вкуса и музыкальных способностей. Этот дидактический принцип включает в себя такие требования, как связывание незнакомого материала со знакомым, изложение от простого к сложному, изложение от легкого к трудному. Суть этого принципа в том, чтобы освоение каждой области знаний последовательно углублялось и расширялось. Также систематически накапливается и исполнительский фонд умений и навыков.

Характерной особенностью музыкального обучения является необходимость в систематических домашних занятиях. Если в общеобразовательной школе они нужны для закрепления знаний, усвоенных на уроке, то в музыкальной учебной практике они необходимы для формирования музыкального образа и воспитания исполнительских средств его воплощения, что требует систематических занятий и длительной тренировки. Принцип систематического и последовательного обучения означает также правильное планирование работы с учащимися и точный выбор репертуара в соответствии с индивидуальностью ученика, в том числе верно сбалансированное соотношение учебно-педагогического и художественного материала.

Принцип сознательного усвоения знаний в музыкальной педагогике является антиподом авторитарных методов преподавания, подражания

игре педагога и тем более бездумного тренажа по формуле «чем больше - тем лучше». Принцип сознательного обучения требует от ученика самостоятельно, на первых порах хотя бы в элементарной форме, разобраться в темпах, знаках, размере, аппликатуре, штрихах. Применение этого принципа связано с уровнем музыкального и общего развития ученика, его потенциальными и возрастными особенностями. Действовать сознательно в музыке - это не только уметь сделать формальный анализ, но в первую очередь слышать внутренним слухом изучаемое произведение; это означает играть образно, выразительно, понимать стиль исполняемого произведения. Сознательная работа помогает выработать целесообразные приемы игры, учит управлять свободными движениями, повышает эффективность упражнений. Сознательность в исполнении опирается на хороший слуховой самоконтроль, что служит основой для развития самостоятельности в работе ученика. Постепенно у ученика формируется собственный подход к изучению произведений, индивидуальный метод организации работы и в итоге - самостоятельность мышления и интерпретации.

Принцип прочного усвоения знаний в музыкальной педагогике - это последовательное накопление знаний и умений до такой степени, чтобы они стали достоянием ученика и составили собственный фонд приемов умственной работы и исполнительских движений. Он требует тщательной проработки каждого произведения и основных исполнительских навыков, хорошей подготовки к выступлению в концерте или на экзамене. Прочное усвоение знаний невозможно без развития музыкальной памяти ученика, причем не только основных проявлений памяти - запоминания, узнавания и воспроизведения, но и готовности памяти - умение использовать накопленный опыт в новых условиях.

Принцип доступности обучения в первую очередь связан с необходимостью учитывать возрастные особенности учащихся. Музыкальное развитие отличается от общего тем, что оно не так жестко связано с возрастными нормами. Нередко младшие школьники в состоянии овладеть и на высоком художественном уровне исполнить сложные музыкальные произведения. В музыкальном обучении доступность связана не столько с возрастом, сколько с индивидуальными особенностями учащихся - уровнем их музыкальной одаренности, общим и музыкальным разви-

тием, способностью к усвоению. Доступность обучения требует учета таких сторон в развитии психики, как необходимость завершения определенных ее циклов. В музыкальной педагогике это то индивидуально необходимое время, которое требуется для овладения тем или иным произведением, требует гибких и эффективных методов преподавания. Мнение психолога Дж.Брунера о том, что основы любого предмета в некоторой форме можно преподавать в любом возрасте, заинтересовывает педагогов-музыкантов, что отражается на тенденции роста количества детей поступающих в музыкальную школу в дошкольном возрасте. И здесь надо вести речь о выработке методов преподавания, адресованных индивидуально каждому ученику и делающих доступным для него любой музыкальный материал.

Принцип наглядности обучения достигает наибольшего эффекта, когда он следует диалектическому закону познания: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике...» (А.Н.Леонтьев). В музыкальной педагогике используются два основных вида наглядности: показ (иллюстрация) и объяснение. Цель показа -создание представления о художественном образе в одном из конкретных исполнительских вариантов. Различают педагогический и исполнительский показ. От художественного исполнения (исполнительского показа) педагогический отличается тем, что он сопровождается анализом игровых приемов и указанием на способы овладения ими. Без обсуждения и объяснения важнейших сторон исполнения - пути к выполнению художественно-выразительных требований текста - показ будет мало эффективным и сведется к простому подражанию игре педагога.

Принцип индивидуального подхода в музыкальной педагогике стоит на первом месте. Он связан с задачей максимального развития присущих каждому ученику черт, свойств и особенностей, составляющих творческую музыкальную индивидуальность. Поскольку занятия по специальности в фортепианном классе проходят в индивидуальной форме, это дает возможность наиболее эффективно воздействовать на музыкальное развитие учащихся. Индивидуальный подход важен для всех звеньев обучения и воспитания, но установление личных контактов с учеником на начальном этапе обучения - первостепенная задача педагога. От этого зависит дальнейшее развитие ученика. Психологическая сущность инди-

видуального подхода заключается в способности и умении понять образ мышления ученика, правильно использовать его интересы и склонности, увлечения и желания. Чуткость педагога к настроению и психике ученика делает его более наблюдательным и зорким, и более метким и оперативным в своей работе. Составной частью индивидуального подхода является объективный анализ достижений и недостатков ученика и наличие педагогического такта. Объективный подход предохраняет педагога от излишнего оптимизма или пессимизма, от захваливания или чрезмерной требовательности. Педагогический такт позволяет действовать на ученика незаметно и ненавязчиво, правильно дозировать поощрения и порицания и делать их во время, без ущемления самолюбия ученика. Все это способствует установлению хорошего контакта с учеником, усиливает эффективность педагогического воздействия.

Принцип активности выдвигается как признание ведущей роли педагога в музыкальном развитии и как необходимость активной деятельности учащегося на всех стадиях учебного процесса. «Быть активным - значит находиться в деятельном состоянии», - пишет А.А.Люблинская. В плане развивающего обучения под активностью понимается максимальное участие школьника в учебной деятельности. Активность учащихся может проявляться на разных уровнях. Многочасовые механические упражнения - один из видов активной деятельности, но далеко не самый продуктивный. Высшей формой активности является напряженная мыслительная деятельность и активное эмоциональное отношение к исполнению и обучению в целом. Применение принципа активности на начальном этапе обучения тесно связано с методикой обучения. Она должна быть направлена на повышение интереса к занятиям, поддержание высокого эмоционального тонуса в работе, побуждение к творческой деятельности. Поскольку принцип активности исходит из задачи добиться максимальных результатов в музыкальном развитии, предлагаем в качестве методического приема использовать игровые формы обучения и декламационный метод развития музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Декламационный метод обучения разработан на материалах русского фольклора - пальчиковых играх. Данный метод доступен и эффективен в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, т. к легко перено-

сится в самостоятельную игровую деятельность, что в свою очередь положительно влияет на развитие музыкальных способностей ребенка.

В заключение отметим тесную связь дидактических принципов между собой и взаимное проникновение друг в друга. Нельзя говорить об одном из них вне связи с другими. Подчеркнем также, что опаснее всего формальное применение дидактических принципов в музыкальной педагогике. Наиболее оптимальный результат в музыкальном развитии учащихся дошкольного и младшего школьного возраста можно получить при творческом применении дидактических принципов, гибких методах обучения, которые допускают разнообразное использование репертуара и различные способы его изучения.

Начальное обучение на фортепиано охватывает целый ряд проблем: формирование внутреннего слуха, развитие музыкальной фантазии, музыкальной памяти, осваивание метрической и ритмической стороны музыки, а также простейших музыкальных форм и основных элементов полифонической гомофонной фактуры, приобретение навыка чтения нот, разучивание основных пианистических движений и тренировка активной мышечной деятельности. Важно не ставить эти проблемы как цель в обучении малышей

дошкольного и младшего школьного возраста. В этом возрасте ребенок хочет играть, воспроизводить музыку. Однако он не испытывает ни малейшей потребности в напряженных длительных занятиях с тщательной отработкой деталей. Игру на фортепиано он представляет как своего рода новое развлечение. Задача преподавателя - направить это «развлечение», сделать его средством достижения преследуемой цели. Предметом, используемым в этом «развлечении», должны быть звуки, а целью - желание освоить особый язык, состоящий из звуков - музыку.

Библиографический список

1. Беляев, С.Е. Историко-педагогические основы развития музыкального образования на Урале: монография/ С.Е. Беляев. - Екатеринбург, 2003. - 230 с.

2. Вязьмин, Ю.Н. Музыкальное воспитание в учебных заведениях Оренбургской губернии второй половины XIX века - начало XX века: учеб. пособие / Ю.Н. Вязьмин. - Оренбург: Изд-во ОГИИ, 2005. - 149 с.

3. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования / Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. - Академия, 2004. - 335 с.

4. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: уч.пос. / Г.М. Цыпин. - М.: Академия ИЦ, 2003. - 213 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.