Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МУЗЕЙНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА'

ОСОБЕННОСТИ МУЗЕЙНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

1645
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музейный маркетинга / музейный менеджмент / продвижение учреждений культуры / деятельность современных музеев / коммуникационная активность музеев. / museum marketing / museum management / promotion of cultural institutions / the activities of modern museums / communication activity of museums

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуляйкина Екатерина Алексеевна

статья посвящена необходимости организаций сферы культуры идти в ногу со временем, заниматься маркетингом, но большинство таких организаций характеризуются низким уровнем доверия к PR-коммуникациям со стороны работников сферы культуры. Некоторые учреждения осознают это, но не имеют опыта, средств и ресурсов, чтобы применять PR-технологии на практике. Музей в традиционном его понимании уходит на второй план, так как коммуникации и предоставляемые услуги музея расширяются (лекции, детские кружки, квесты, концерты и тому подобное). Современного потребителя важно заинтересовать уникальностью и полезностью организации. Большинство работников музеев, у которых сформирован бренд, не понимают того, что его необходимо поддерживать и продвигать среди целевой аудитории. Музей должен учитывать требования и пожелания потребителей, используя PR-коммуникации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MUSEUM MANAGEMENT AND MARKETING

the article is devoted to the need for cultural organizations to keep up with the times, to engage in marketing, but most of these organizations are characterized by a low level of confidence in PR communications on the part of cultural workers. Some institutions are aware of this, but lack the experience, tools and resources to put PR technology into practice. The museum, in its traditional sense, goes by the wayside, as the museum’s communications and services are expanding (lectures, children's clubs, quests, concerts, etc.). It is important for a modern consumer to be interested in the uniqueness and usefulness of an organization. Most museum workers who have a brand formed do not understand that it needs to be supported and promoted among the target audience. The museum must take into account the requirements and wishes of consumers, using PR-communications.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МУЗЕЙНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА»

Международная научно-практическая конференция Проведенный анализ показал, что на протяжении трехлетнего периода

финансовые результаты и рентабельность ООО «ЭйВи НутриСмарт»

показывают отрицательную динамику. Негативное влияние продолжают

оказывать привлеченные в прошлых налоговых периодах займы и кредиты в

валюте (в евро), а также курсовые разницы, связанные с переоценкой

валютных обязательств. Необходимо значительно снизить долговую нагрузку

компании и проработать стратегию на рынке для повышения качества продаж.

Следовательно, пока предприятие не начет погашать данные обязательства

или уменьшать их бремя негативная динамика будет сохраняться [4].

Библиографический список:

1. Понятие финансовых результатов деятельности предприятия [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.kycherova.ru/ponytie_fin_rez/index.html. Дата обращения 13.04.2020

2. Снатенков А.А. Финансово-экономическая оценка строительного сектора Оренбургской области // Экономика и предпринимательство. 2016. №4-2(69). С. 278-283.

3. Фролова В.А. Финансовый результат // Корпоративные финансы, 2018. №2. С. 80-94.

4. Ярыгина Н.С. Коммерческая деятельность предприятий торговли. М.: Магистр: ИНФРА-М: 2017. - 450 с.

УДК 005

Гуляйкина Екатерина Алексеевна

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований

Gulyaykina Ekaterina Alekseevna

Преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью Lecturer, Department of Advertising and Public Relations Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет профсоюзов University of the Humanities and Social Sciences

ОСОБЕННОСТИ МУЗЕЙНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

FEATURES OF MUSEUM MANAGEMENT AND MARKETING

Аннотация: статья посвящена необходимости организаций сферы культуры идти в ногу со временем, заниматься маркетингом, но большинство таких организаций характеризуются низким уровнем доверия к PR-коммуникациям со стороны работников сферы культуры. Некоторые учреждения осознают это, но не имеют опыта, средств и ресурсов, чтобы применять PR-технологии на практике. Музей в традиционном его понимании уходит на второй план, так как коммуникации и предоставляемые услуги музея расширяются (лекции, детские кружки, квесты, концерты и тому подобное). Современного потребителя важно заинтересовать уникальностью и полезностью организации. Большинство работников музеев, у которых сформирован бренд, не понимают того, что его необходимо поддерживать и продвигать среди целевой аудитории. Музей должен учитывать требования и пожелания потребителей, используя PR-коммуникации.

Abstract: the article is devoted to the need for cultural organizations to keep up with the times, to engage in marketing, but most of these organizations are characterized by a low level of confidence in PR communications on the part of cultural workers. Some institutions are aware of this, but lack the experience, tools and resources to put PR technology into practice. The museum, in its traditional sense, goes by the wayside, as the museum's communications and services are expanding (lectures, children's clubs, quests, concerts, etc.). It is important for a modern consumer to be interested in the uniqueness and usefulness of an organization. Most museum workers who have a brand formed do not understand that it needs to be supported and promoted among the target audience. The museum must take into account the requirements and wishes of consumers, using PR-communications.

Ключевые слова: музейный маркетинга, музейный менеджмент, продвижение учреждений культуры, деятельность современных музеев, коммуникационная активность музеев.

Международная научно-практическая конференция

Key words: museum marketing, museum management, promotion of cultural institutions, the activities of modern museums, communication activity of museums.

Изучение PR-активности в области музеев - это новое и довольно перспективное направление. Данная деятельность и ее изучение осуществляется через личные и неличные каналы коммуникации. Первые дает возможность получить больше обратной связи, так как можно узнать оценку, эмоции, стереотипы и прочее. А второй метод наиболее распространен, это связано с тем, что он охватывает большое количество аудитории, является массовым.

В информационном обществе наличие контента - это один из важнейших инструментов привлечения потребителей в музей. Наличие позитивного информационного поля отличает успешность организации. Этим направлением занимаются PR-специалисты и специалисты пресс-службы. Необходимо учитывать в продвижении не только, что публикуется самой организацией, но и то, что публикуют другие СМИ. И эти данные необходимо анализировать, чтобы контролировать ситуацию. Если вовремя отреагировать на негативно, то можно избежать множество негативных последствий. «PR -это коммуникативная деятельность, направленная на формирование и поддержание гармоничных и доброжелательных отношений между учреждением и общественностью на основе целенаправленной, оперативной, правдивой и достаточной информации» [1].

Один из специалистов в области музееведения Решетников Н.И. отмечает: «Музей - исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественнонаучных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных методов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных, образовательно-воспитательных и пропагандистских целях» [2].

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований В ходе изученных статей можно сделать вывод: отсутствует знание о

потребителях у специалистов, которые занимаются продвижением мест

культуры (интересы, запросы, потребности, желания и прочее) [3]. Это

является слабым звеном в организации работы музейной деятельности.

Зачастую работники музея пытаются донести информацию до потребителя

при личном контакте с использованием научного стиля речи, который может

быть не понятен потребителю. Здесь следует говорить о профессиональной

шкале ценностей и интересов, и они не всегда соответствуют установкам

целевой аудитории. При изучении PR-активности можно немедленно

реагировать на отзывы, комментарии, статьи потребителей и нейтрализовать

негатив, который впоследствии может сильно подорвать репутация музей.

В книге «Менеджмент: учебник для ВУЗов» под менеджментом

подразумевается управление организацией [4], а также интеллектуальными,

финансовыми и другими ресурсами. Иными словами, менеджмент - это

теория и практика управления учреждением и его персоналом.

Одним из главных аспектов менеджмента является перспективный план.

При его разработке формируются желаемые цели и способы реализации. Это

поможет тщательно изучить ситуацию, которая сложилась вокруг музея, и

выявить приоритеты и моменты, на которые стоит обратить внимание.

Специалист в области музейного менеджмента Роджер Майлз пишет, что в

процессе планирования необходимо учитывать, во-первых, необходимо четко

понимать аудиторию. Во-вторых, выстроить иерархию целей и задач. В-

третьих, проанализировать аспекты, которые могут препятствовать

воплощению проекта [5].

Важно, чтобы план разрабатывали сотрудники музея, так как они лучше

понимаю целевую аудиторию. В создании плана участвуют и другие

контактные аудитории (политики, инвесторы, спонсоры и другие), поскольку

именно они помогу учреждению, если они столкнуться с трудностями.

Основное финансирование музеи получают от местной/ региональной/

Международная научно-практическая конференция российской власти. Они предъявляют к деятельности музея требование и

оценивают работу сотрудников на основание критериев.

В своей статье Нагорная О.С. пишет о том, что современные рыночные условия способствуют выработке определенных инструментов музейного менеджмента, которые преобразуют музеи в «предприятие культурного производства». Эта деятельность направлена на работу с потребителем и повышения конкурентоспособности. Необходимо проводить постоянный мониторинг информации [6].

Основными источниками информации являются: анализ проделанной ранее работы и успешный опыт конкурентов. Перспективный план подразумевает корректировку (например, после того, как оценены финансовые возможности и выявлены определенные виды работ, могут возникнуть необходимость пересмотреть приоритеты целей и задач плана).

Перспективное планирование предполагает постоянную корректировку уже написанного по мере накопления опыта, пока все части плана не станут согласованным целым. Например, после оценки финансовых ресурсов и выявления реально выполнимых видов работ может возникнуть необходимость пересмотреть уже обозначенные цели и задачи.

При проведении SWOT-анализа необходимо не только рассмотреть сильные и слабые стороны, угроза и возможности, но необходимо оценить их необходимость и значимость для музея.

При сопоставлении сильных и слабых сторон, возможностей и угроз SWOT-анализ позволяет понять степень эффективной работы музея, выявить проблемы, которые имеются и найти решение как их можно нейтрализовать.

По мнению Костораковой Е. Г. «для российских музеев, еще только начинающих жить по законам рыночной экономики, проблема самофинансирования достаточно нова, в то время как зарубежные музеи уже накопили в этой области немалый опыт, в значительной мере применимый и к российской действительности» [7].

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований

PR-коммуникации музеев могут осуществляться по-разному, но прежде

всего через СМИ. Работа со средствами массовой информации сотрудники музея рассылают следующие материалы журналистам на телевидение, радио, прессе (online и offline):

• Пресс-релизы - сообщения, содержащие важную новость или полезную информацию для широкой аудитории, например, о предстоящем вернисаже [8];

• Пресс-справки - информация о текущих мероприятиях, не являющихся сенсацией (например, о ходе реставрации);

• Пресс-пакеты - подборка материалов с приложениями и фотографиями.

Сотрудники отдела по рекламе и связям с общественностью также организуют и проводят брифинги, пресс-конференции, «круглые столы», презентации и много другое.

В учебнике Багиева В.М. и Тарасевичева В.М говорится, что маркетинг - это философия и инструмент предпринимательской деятельности. Он развивается в ходе творческой коллективной работы [9]. «Маркетинг -система мер, направленных на максимально выгодный (прибыльный) сбыт продукции, а также инфраструктура по рекламе товара, изучению и формированию спроса» [10]. Маркетинговые технологии активно входят в музейную деятельность. Некоммерческая деятельность учреждений культуры подразумевает ограничения, связанные с финансированием. Средства, заработанные организацией должны быть направлены на развитие.

Музей - это место для саморазвития личности, где люди проводят свободное от работы/учебы время. Современные музеи представляют не только выставки, но и концерты, фестивали, спектакли, лекции и многое другое. Все это требует немало затрат. Музейный маркетинг позволяет определить, прогнозировать и удовлетворять нужды потребителей. В некоторых случаях нужды могут быть искусственно сформированы. Если

Международная научно-практическая конференция грамотно сформировать тактику, то потребитель даже не подумает, что его

заставляют что-то делать и куда-то идти.

В статье «Значение маркетинговой деятельности для современных музеев» говорится, что в современных условиях музеям важно четко понимать в чем заключается миссия и уникальность представляемых услуг и активно популяризировать реальной и потенциальной аудитории. Большинство музеев мира не могут полагаться только на государственное финансирование. Учреждениям культуры необходимо постоянно оправдывать свою деятельность для важно планирование [11].

Главной задачей отдела маркетинга в музее является привлечение аудитории. На сегодняшний день во многих успешных музеях существует отдел маркетинга. Специалисты по маркетингу представляют необходимые данные для составления перспективного плана деятельности.

Можно выделить два главных отличия маркетинга коммерческой и некоммерческой деятельности, связанные с привлечением ресурсов [12]:

1. Прямой - за счет продажи потребителям своих товаров и услуг;

2. Опосредованной - за счет привлечения внешних ресурсов: бюджетных средств, грантов, спонсорской поддержки, частных пожертвований. Поученные средства используются для реализации социально значимых проектов.

Автор работы отмечает дополнительные возможные источники получения прибыли, во-первых, возможность музея продажи права на производство репродукций. Во-вторых, сдача в аренду своих помещений.

В-третьих, продажа сувениров в фирменных магазинах. В-четвертых, сервисная инфраструктуры музея (кафе, рестораны).

Таким образом, можно сделать следующие выводы, во-первых, сотрудники музея не до конца понимают свою аудиторию и зачастую предносят информацию на непонятным для потребителей языке. Во-вторых, специалисты в области музейного маркетинга и менеджмента отмечают важность планирования деятельности. В-третьих, у музейного менеджмента и

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований маркетинга есть свои особенности и возможность дополнительного получения

прибыли.

Библиографический список:

1. Быкова Е.К. Изучение информационной среды музея как направления PR-деятельности. [Электронный ресурс]. Электрон.дан. - режим доступа: http: //litmuseum.omskportal .ru/index.php/ru/publications?id= 107 (дата обращения: 29.11.2019 год)

2. Решетников Н.И. Музей и его сущность. [Электронный ресурс]. Электрон.дан. - режим доступа: http://www.opentextnn.ru/museum/Museum textbook/?id=5822 (дата обращения: 25.11.19 год)

3. Грачева Е.С. Музейная деятельность в контексте PR-технологий: социокультурные тенденции. [Электронный ресурс]. Электрон.дан. - режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-deyatelnost-v-kontekste-pr-tehnologiy-sotsiokulturnye-tendentsii (дата обращения: 25.11.2019 год)

4. Казанин А.В. Рекламная деятельность музея- современный способ привлечения посетителей. [Электронный ресурс]. Электрон.дан. - режим доступа: http://mybiblioteka.su/3-16172.html (дата обращения 25.11.2019 год)

5. Нагоров Р.Н. Реклама и паблисити в музее. [Электронный ресурс]. Электрон.дан. - режим доступа: http ://3ys.ru/tekhnika- i-tekhnolo giya-pr-spetsifika-ispolzovaniya-pr-v-iskusstve/reklama-i-pablisiti-v-muzee.html (дата обращения: 25.11.2019 год)

6. Цветнов А. Н. Менеджмент: учебник для ВУЗов.- СПБ: Питер, 2009. - С. 8.

Майлз Р. Музей. Маркетинг. Менеджмент. Практическое пособие. -М.:МГУ, 2010. - С. 107-115.

7. Косторакова Е.Г. Музееведение: музейный менеджмент. [Электронный ресурс]. Электрон.дан. - режим доступа:

Международная научно-практическая конференция http: //www.madrace.ru/muzeevedenie/kurs-muzeevedenie/muzeyniy-menedzhment (дата обращения: 24.03.2020 год).

8. Лебедева А.Е. Технология работы учреждений культуры по связям с общественностью. [Электронный ресурс]. Электрон.дан. - режим доступа: http://www.future.museum.ru/part01/010502.htm (дата обращения: 24.03.2020 год)

9. Багиев В.М., Тарасевич В.М. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2010. - С.

10-12.

10. Болтов М. Маркетинг. [Электронный ресурс]. Электрон.дан. -режим доступа: http://forexaw.com/TERMs/Economic terms and concepts/Services and manufa с1штеЛ645_Маркетинг_Магке1ше_это (дата обращения: 25.03.2020 год).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Камнева Г. П., Туктарова Н. Н. Значение маркетинговой деятельности для современных музеев. Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса, 2008. №3. - С. 27- 35.

12. Косторакова Е.Г. Музееведение: музейный менеджмент. [Электронный ресурс]. Электрон.дан. - режим доступа: http: //www.madrace.ru/muzeevedenie/kurs-muzeevedenie/muzeyniy-menedzhment (дата обращения: 25.03.2020 год).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.