Научная статья на тему 'Особенности муниципального управления в США'

Особенности муниципального управления в США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3376
472
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципальное управление / муниципалитеты / местное самоуправление / конституция / municipal government / municipalities / local government / Constitution

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Махач Абдулафисович Шамхалов, Магомед Магомедсаидович Магомедов

В статье отражены особенности муниципального управления в США с его многообразием форм и законодательной базой, которая регулирует деятельность муниципалитетов. Делается вывод, что при формировании модели организации местного самоуправления в США учитываются местные традиции, культурные и национальные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Municipal Government in the United States

The article reflects the features of municipal government in the United States, its variety of forms and its legal framework that regulates the activities of municipalities. It is concluded that the formation of the model of local government in the United States takes into account local traditions, cultural and national characteristics.

Текст научной работы на тему «Особенности муниципального управления в США»

УДК 34:352(73) ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10003

Особенности муниципального управления в США

Features of Municipal Government in the United States

Махач Абдулафисович ШАМХАЛОВ,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры истории государства и права

Юридического института

Дагестанского государственного университета

E-mail: shamxalov1975@mail.ru

Магомед Магомедсаидович МАГОМЕДОВ,

магистрант кафедры истории государства и права Юридического института Дагестанского государственного университета

E-mail: maga007111093@icloud.com

Аннотация. В статье отражены особенности муниципального управления в США с его многообразием форм и законодательной базой, которая регулирует деятельность муниципалитетов. Делается вывод, что при формировании модели организации местного самоуправления в США учитываются местные традиции, культурные и национальные особенности.

Ключевые слова: муниципальное управление, муниципалитеты, местное самоуправление, конституция

Муниципальное управление в США с его многообразием форм и разнообразием правового статуса муниципальных единиц вызывает определенный интерес как у исследователей в области государственного управления, так и у муниципальных служащих. Опыт местного управления Америки в своем роде уникален. Сегодня в США существует шесть видов органов муниципального управления общей компетенции: графства, города (сити), бороу, виллиджи, тауншипы, тауны, а также существуют и нетрадиционные виды — это специальные и школьные округа.

Большинство штатов делится на графства. Данное название заимствовано из средневековой Англии. Графства являются традиционными для США административно-территориальными единицами1. Они являются своеобразными органами самоуправления, в большей степени типичными для сельской местности, для которой характерна большая территория и невысокая чис-

Abstract. The article reflects the features of municipal government in the United States, its variety of forms and its legal framework that regulates the activities of municipalities. It is concluded that the formation of the model of local government in the United States takes into account local traditions, cultural and national characteristics.

Key words: municipal government, municipalities, local government, Constitution

ленность населения. В графства входят органы самоуправления, именуемые таунами и таунши-пами, которые существуют не во всех штатах.

Говоря о городах, необходимо отметить, что они выделены из графств и имеют свою особую систему самоуправления, единицей административного деления которой является боро. Так, например город Нью-Йорк делится на пять боро — Манхэттен, Бруклин, Куинс, Бронкс, Статен-Айленд. Их статус отличается от статуса боро в штате Пенсильвания, где бороу — это отдельная от городского управления административная единица. Говоря о муниципальных единицах, следует отметить, что они связаны с численностью или размером территории достаточно условно. Так, например, и город Нью-Йорк, население которого составляет более чем 8,6 млн человек, называется городом, и город Тонавада в том же штате Нью-Йорк, чье население — чуть более 16 тыс. человек, тоже называется сити.

2019 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры

25

Все многообразие муниципалитетов в США для непосвященных напоминает какой-то хаос в системе муниципального управления, особенно если учесть тот факт, что в каждом из 50 штатов существует своя система местного самоуправления, которая входит в систему органов управления штатов и действует в соответствии с законами штатов.

Несмотря на все перечисленное многообразие форм муниципального управления в США, оно работает достаточно эффективно и плодотворно и не противоречит основной политике как отдельного штата, так и всего союза в целом. Это говорит о том, что в муниципалитете не важно, какой орган или какая модель муниципального управления лучше или хуже. Каждая из них призвана на местах решать повседневные проблемы населения с его непосредственным участием.

Сегодня в муниципальном управлении США есть и определенные проблемы, особенно в крупных городах, где, со слов Томаса Р. Дайя, «участие отдельных граждан в муниципальном управлении мегаполисами очень низкое, в целом в Соединенных Штатах на муниципальные выборы в среднем по стране приходит около 25 процентов граждан имеющих право голоса. Схема управления на сегодняшний день выглядит следующим образом: решения, принимаемые муниципальными властями, согласовываются с крупным бизнесом присутствующих в конкретном городе»2.

Есть и другие особенности в муниципальном управлении США. Так, например, большинство американских муниципальных корпораций вообще не выполняет многие традиционные муниципальные функции, в частности, определенные услуги, такие как водоснабжение или уборка мусора, они покупают у частных компаний3. Это дает возможность сделать определенный вывод, что американское самоуправление с его многообразием форм и особенностей сегодня трансформируется. Подобный процесс происходит и в Российской Федерации, только в отличие от США мы начинаем искать идеальную модель организации местного самоуправления, думая о том, что отстаем или недостаточно эффективно работаем. На самом деле, видимо, местное управление, как и все остальное, переходит на новую стадию своего развития, а мы, не успев построить свою модель, вынуждены на ходу перестраиваться.

Говоря о законодательной базе, регулирующей деятельность муниципального управления в США, надо сказать, что в основных законах

всех штатов содержатся положения, посвященные регулированию организации и деятельности муниципалитетов. Однако степень разработанности и детализация регулирования различных аспектов деятельности органов муниципального управления весьма отличаются друг от друга4. Это, на наш взгляд, тоже является некой уникальной особенностью, которая отличает муниципальное управление США.

В Конституции США отсутствуют положения о местном самоуправлении. Законодательную основу местного самоуправления обеспечивают конституции отдельных штатов. Принятый в 1968 г. закон Дилена закрепил подчиненность органов местного самоуправления властям штатов5.

С конституционной точки зрения местное управление составляет часть органов управления штата. Общины не имеют конституционного права на самоуправление, все их полномочия юридически исходят от штата. В конституциях штатов закреплены положения, регулирующие организацию и деятельность органов местного самоуправления. Помимо конституции деятельность муниципальных образований регулируется Хартией местного самоуправления, которая существует не в каждом штате, но если ее приняли, то это фактически основной закон местного самоуправления штата. Там, где его нет, действует текущее законодательство легислатур.

Все это позволяет сделать вывод, что каждый штат самостоятелен в выборе на своей территории модели организации местного самоуправления с учетом местных традиций, территории, культурных и национальных особенностей.

1 См.: Саудаханов М.В., Хазова В.Е. Некоторые особенности организации местного самоуправления в Соединенных Штатах Америки // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 3. С. 155—157.

2 См.: Дай Т.Р. Элиты больших городов считаются только с профсоюзами [Электронный ресурс] // Электронный журнальный клуб «Интелрос». Русский Журнал — Тема недели. 2016. № 51. URL: www.intelros.ru/pdf/ Rus_Jornal/51/14.pdf (дата обращения: 12.02.2019).

3 См.: Черкасов А.И. Трансформация современной системы местного управления: тенденции и перспективы // Труды института государства и права Российской академии наук. 2017. Т. 12. № 4. С. 162—175.

4 См.: Шулус Т.К. Органы муниципального управления в государственном механизме США: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1984.

5 См.: Набиуллина К.Р. Инновационные практики управления градостроительным развитием в США // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 11. С. 51—54.

26

Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.