Ошибка 7. Отсутствие заранее установленных и оглашённых правил работы в команде (частично может напоминать плохую коммуникацию, однако это отдельная "кочка" в командной работе). Отсутствие заранее установленных и оглашённых правил фатальна при необходимости работать в долгую или работать в экстремальных, стрессовых условиях. Хаос, бардак, слабая или отсутствующая дисциплина, более медленная скорость достижения общей цели или невозможность достижения цели как таковой.
Решение: Устанавливать правила при формировании команды и доводить значимость соблюдения этих правил для каждого. Понятные и принятые командой правила помогут чётко сработать в стрессовых и динамично изменяющихся ситуациях, обеспечат требуемый уровень слаженности и дисциплины. Ускорят достижение общей командной цели с наименьшими издержками.
Ошибка 8. Переоценка цели и недооценка вектора цели команды. В виде цели может быть просто финиш, завершение проекта, конкретные цифровые (метрологические) показатели команды, рекорды. Вектор цели всегда шире, местами он напоминает свет автомобильных фар в сторону пути следования. Вектор достижения цели может быть разным. Так на пример частями вектора могут являться здоровье и психологический климат команды, выстроенные со знаком плюс отношения с другими членами команд или клиентами. Так же составной частью вектора может быть уважение, открытость к новому, баланс между работой и личной жизнью и другое. Чрезмерная работа на цель мешает видеть возможности внезапно открывающиеся у команды на разных ее отрезках пути следования, а общая зашоренность и трудовое напряжение практически сводит на нет возможность воспользоваться случаем способным изменить для команды все. Цель, конечно, имеет значение. Однако на пути достижения она может стать не актуальной или существенно трансформироваться. А принятый командой вектор цели, чаще всего, остается неизменным.
Решение: При постановке цели необходимо уделить большое внимание тому, как именно команда будет достигать эту цель. Какие элементы вектора цели будут «освещать» дорогу к цели. Четко обозначенный вектор способен спасти команду от провала при быстром изменении цели или в случае потери ей актуальности. Именно вектор дает возможность творческим подходить к достижению цели и способен приводить команду к результату более высокому чем тот, что был заложен в первоначальную цель.
Перечень распространенных ошибок в командной работе значительно более развернутый и местами он может потребовать как углубления в специфику деятельности конкретной команды и окружающей среды в которой команде приходится производить командную работу, так и в психолого-социальный статус того или иного члена команды. Эта статья ставит перед собой целью ознакомить читателя с решением наиболее явных командных ошибок.
© Московский В. В., 2019
УДК 159.9.072
Л.В. Подлесная
Магистрант Психология здоровья Северный государственный медицинский университет (СГМУ),
г. Архангельск e-mail: mymailo2021@gmail.com О.А. Харькова
Кандидат психологических наук, доцент кафедры Психологии и педагогики СГМУ
e-mail: harkovaolga@yandex.ru
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА
И ПЕДАГОГА: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация
Целью работы явилась систематизация данных о мотивации в профессиональной деятельности
врача и педагога. Профессиональная мотивация - это действия конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Как правило, мотивация выбора профессии в последствии профессиональной деятельности переходит в мотивацию деятельности. В преподавательской деятельности на низком уровне профессионализма находятся те, кому значимы методические аспекты деятельности, а на высшем -научно-исследовательская деятельность. Частовречающимся мотивом выбора профессии врача является «полезность для общества», наименее - «престижность».
Ключевые слова: Мотивация выбора профессии, мотивация деятельности, педагог, врач
Актуальность. Мотивация - это процесс стимуляции и детерминации, побуждения поведения человека и поддержания поведенческий активности на определенном уровне в каждый конкретный момент времени. В этом значении мотивация выступает как процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности [5]. Мотивация профессиональной деятельности, или профессиональная мотивация - это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией [4]. Медицинская и педагогическая профессия относится к разряду профессий типа «человек-человек», однако почему люди склонны выбирать ту или иную профессию, и явилось исследовательским опросом текущего исследования.
Целью работы явилась систематизация данных о мотивации в профессиональной деятельности врача и педагога.
Результаты исследования. Исследовав литературу по теме мотивация, можно сделать вывод, что существует мотивация выбора профессий, коротая в последствии профессиональной деятельности переходит в мотивацию деятельности в профессии. Существуют различные подходы к исследованию мотивации деятельности [7]. Один из таких подходов предполагает выделение внутренней и внешней мотивации [3]. Представители данного подхода делают акцент на важности опоры на внутреннюю мотивацию субъекта: «Определяющим признаком внутренней мотивации является стремление субъекта деятельности выполнять ее ради интереса к ней самой, сопровождаемое пониманием ее смысла, стремлением к постановке и решению трудных задач и удовольствием от процесса их решения...» [3]. Мы рассмотрим профессиональную мотивацию на примере профессий педагога и вуза врача. Так, исследование Ларионовой М.А. [5] показало, что не существует разницы в какой группе относится преподаватель (гуманитарии, преподаватели естественных дисциплин, математики и преподаватели технических дисциплин). На низком уровне профессионализма значимы методические аспекты деятельности, на достаточно развитом - мотивация на осуществление обучения, а на высшем уровне -научно-исследовательская деятельность. О.В. Василенко и Е.В. Вельц [6] изучали гендерное различие в профессиональной мотивации и отметили, что в мотивацию женщин-преподавателей включены мотивы деятельности, связанные с преподаванием, а мужчины-преподаватели мотивированы на создание научных трудов, проведение исследований.
В исследовании мотивационных факторов, повлиявших на выбор профессии врача, 67,6% считали профессию полезной для общества, 24,3% продолжили традицию семьи, 10,8% посчитали выбранную профессию престижной [1].
К отрицательным причинам, по которым мотивация падала, кроме заработной платы, можно отнести конфликтные ситуации с пациентами у врачей [1] и отсутствие значимых профессиональных событий при 7-10-летнем опыте работы у преподавателей [6], плохие санитарно-гигиенические условия [2].
Заключение. Таким образом, профессиональная мотивация - это действия конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Как правило, мотивация выбора профессии в последствии профессиональной деятельности переходит в мотивацию деятельности. В преподавательской деятельности на низком уровне
профессионализма находятся те, кому значимы методические аспекты деятельности, а на высшем -научно-исследовательская деятельность. Частовречающимся мотивом выбора профессии врача является «полезность для общества», наименее - «престижность. Список использованной литературы:
1. Башмаков О.А., Петросов С.Н., Гурдус В.О., Соловьев В.В. Статья «Профессиональная деятельность современного врача: ее особенности и мотивация». Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной.
2. Белова А.О., Кадыров Р.В., Корнилова Д.С., Скоробач Т.В. Статья «Профессиональная мотивация и уровень эмоционального выгорания у преподавателей вуза (На примере преподавателей медицинского вуза) INTERNATIONAL JOURNAL OF APPLIED AND FUNDAMENTAL RESEARCH 12, 2014
3. Гордеева, Т. О. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин // Вопр. Психологии. - 2013.
4. Крылов А.А., Маничев С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие /СПб: Издательство «Питер», 2000.
5. Крылов А.А. Психология. Учебник / Под ред. А.А.Крылова. - М.: «Проспект», 1999.
6. Ларионова М.А. Статья «Профессиональная мотивация преподавателя вуза» Психопедагогика в правоохранительных органах, 2010, 4(43)
7. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М., 1996.
© Подлесная Л.В., Харькова О.А., 2019
УДК 159.962.52
Салынцев И.В.,
кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии
ФНМО мединститута РУДН, г. Москва, РФ e-mail: hypnosis1955@mail.ru
ГИПНОТИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ
Аннотация
Симптомы психических расстройств (особенно, депрессивные) определяя клиническую картину заболевания, влияют и на гипнотические феномены, качественно изменяя их проявление. Личности и возраст пациента, также определяют степень гипноза, как клинические симптомы определяют клинику заболевания. Выраженность гипнотических феноменов качественно меняется в зависимости от степени усиления или уменьшения симптоматики. Эти феномены становятся зависимыми от клинической картины психического расстройства и могут называться Клиническими картинами гипноза (ККГ). Личность и возраст пациента влияет на глубину гипноза - от легких до глубоких степеней [5, 9], а в случаях волевой и эмоциональной опустошенности, в связи с разрушительной силой патологии - до пустого сомнамбулизма [2].
Цель. Анализируя работы известных психиатров-психотерапевтов и своих работ в области гипнотерапии, можно доказать, что есть изменения в структуре гипноза в зависимости от возраста, типа личности и психических расстройств не психотического уровня в динамике лечения и диагностики. Метод гипнотерапии не только эффективен, но благодаря ККГ, может помогать в диагностике сложных психических расстройств (небредовая ипохондрия, циклотимия, алкоголизм), оценивать положительную